Задачи обучения дошкольников. 1. Формирование системных представлений ребенка о себе и окружающем. 2. Развитие общего кругозора детей. 3. Формирование общих и специальных умений и навыков, позволяющих ребенку включаться в разные виды деятельности (двигательную, художественно-эстетическую, познавательную, игровую, трудовую, конструктивную и др.). 4. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций. 5. Формирование способности дошкольников организовывать свою познавательную деятельность (готовить место для занятий, планировать последовательность действий, оценивать ход и результаты деятельности, работать совместно и индивидуально). 6. Формирование умения ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы, действовать по инструкции, принимать и выполнять учебную задачу. 7. Развитие любознательности и познавательных интересов детей. 8. Развитие способности творчески интерпретировать полученные знания, умения и навыки. 9. Воспитание положительного эмоционального отношения к учебно- познавательной деятельности, к овладению новыми знаниями и опытом, к взаимодействию с педагогом в процессе обучения. 10. Формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению. Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка – основа современного обучения дошкольников. • Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослого и ребенка Цель:вооружить детей ЗУНами, привить послушание. Задача:реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Лозунг– «Делай, как я». Способы взаимодействия:наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Активность детей подавляется. Тактика –диктат и опека. Результат:взаимное отчуждение взрослых и детей. • Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и детей – основа обучения дошкольников (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.)  Цель: содействовать становлению ребенка как личности. Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности). Принцип взаимодействия: «Не рядом и не над, а вместе». Способы взаимодействияпредполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции (переход от монолога к диалогу). Взгляд на ребенка как на партнера.  Тактика –сотрудничество.  Ожидаемые результаты:расширение прав ребенка; преодоление возможного эгоцентризма детей, формирование коллектива; развитие познавательных и творческих способностей, раскрепощение воображения и мышления. Основные принципы обучения детей дошкольного возраста: 1. Принцип воспитывающего обучения. В основе единства воспитания и обучения – идея обогащения духовного мира ребенка. 2. Принцип развивающего обучения. Предполагает обучение на высоком уровне трудности, с опорой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения. 3. Научности. Согласно исследованиям А. П. Усовой, в обучении дошкольников нельзя ограничиваться эмпирическими знаниями о внешних качествах и свойствах предметов и явлений без выделения их существенных признаков; следует давать теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями. 4. Наглядности. Соответствует основным формам мышления дошкольников (наглядно-действенное, наглядно-образное). 5. Активности и сознательности. Использование занимательного и игрового материала, включение в ход обучения разнообразных действий ребенка (обследование, игровые действия, упражнения с материалом), чередование обучения детей рациональным способам решения задач с выполнением заданий творческого характера. 6. Систематичности и последовательности. Последовательность обучения заложена в программе по каждому разделу (постепенный переход от одних знаний к другим, их расширение, усложнение). 7. Прочности. Необходимо постоянное повторение с целью лучшего запоминания, использование разнообразных методов. 8. Доступности. Соотнесение содержания, объема знаний с уровнем развития, подготовленности детей. 9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. |