Технология подготовки экскурсий. Экскурсия— это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека. Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию. Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Понятие «этапы подготовки экскурсии» было принято в 1986 году. Методическая разработка экскурсии – основной документ экскурсии, где излагается цель, задачи и рекомендации для наиболее эффективного проведения экскурсии. Подготовка экскурсии состоит из следующих ступеней: 1) Составление маршрута. Предварительная работа – подбор материала и его изучение, т.е. процесс накопления знаний 2)Отбор объектов. Непосредственная разработка самой экскурсии. Требуется изучить маршрут, совершить его объезд. 3) Работа над содержанием экскурсии, написание контрольного текста, затем написание индивидуального текста. Контрольный текст – это информация о подтемах маршрута, из которых формируется индивидуальный текст. 4) Прием защиты экскурсии на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей: • организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте); • информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии). Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5— 7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. 32. Технологическая схема обслуживания туриста (клиента) в гостинице. Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы. Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, её местоположением, спецификой обслуживания и др факторами. Однако, в любой гостинице имеются следующие основные службы: - служба приёма и размещения; - служба эксплуатации номерного фонда; - служба общественного питания; - административная служба; - инженерно-техническая служба; - вспомогательные и дополнительные службы. Служба приёма и размещения выполняет функции бронирования, приёма, регистрации и размещения гостей, выписки из гостиницы, расчётов с клиентами, ведёт учёт занятости и использования номерного фонда гостиницы. Основной технологией этой службы является работа с информацией, которая направляется по двум каналам – к гостям и в администрацию. Также происходит обмен информацией с соответствующими подразделениями гостиницы о занятости номерного фонда, его освобождении, составе гостей по целям приезда и т. п. Служба возглавляется зам. директора по размещению, а в гостиницах с большим объектом обслуживания существует должность начальника службы приёма. Служба эксплуатации номерного фонда (поэтажная служба, служба НФ) обеспечивает обслуживание туристов в номерах, поддерживает необходимое санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровень комфорта в жилых помещениях занимается оказыванием бытовых услуг гостям. Возглавляется зам. директора по эксплуатации или начальником поэтажной службы. В его подчинении находятся заведующие корпусом, секцией-этажом, дежурные по этажу, горничные, заведующие прачечной, бельевой и др. Служба общественного питания обеспечивает обслуживание гостей предприятия в ресторанах, кафе, барах гостиницы, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций и т.д. Возглавляется зам. директора по общественному питанию. Инженерная служба обеспечивает бесперебойную работу и занимается ремонтом инженерных систем, сооружений и оборудования гостиницы. Возглавляется главным инженером или техническим директором. Коммерческая служба (отдел продаж и маркетинга). Основным направлением деятельности в рыночных условиях являются маркетинговые исследования, обоснование содержания бизнес-планов, анализ конъюнктуры рынка, формирование информации о состоянии дел предприятия, выявление желаний и потребностей клиентов, создание комплекса товаров и услуг, которые удовлетворяют этим потребностям, продвижение гостиничного продукта на рынок и его сбыт, прямые продажи, создание допустимого уровня доходов. Возглавляется коммерческим директором. Финансово-экономическая служба занимается анализом результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Возглавляется директором или зам. директора по экономике и финансам. В состав службы входит бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы. Дополнительные службы оказывают платные услуги туристам. К ним относятся парикмахерская, бассейн, сауна, массажный кабинет, солярий, спортивные сооружения и др. Вспомогательные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, т.е. хозяйственное обслуживание, предлагая услуги прачечной, портновской, бельевой служб, услуги склада и др. 38. Экономическое, социально-культурное и экологическое влияние туризма на развитие региона. Экономическое. Развитие туризма приводит к росту поступлений в бюджет. Мультипликативный эффект – развитие туризма приводит к развитию других других отраслей (строительство, сельское хозяйство, сувенирная промышленность, деятельность аэропортов, экологическая деятельность). Социально-культурное. Развитие новых современных технологий обслуживания гостей, создание новых рабочих мест, развитие новых профессий (специфических), международный обмен, межкультурный обмен. Экологическое. С развитием природоориентированных видов туризма население понимает, что от качества природной среды зависит его материальное благополучие. Так же существует негативное влияние туризма на развитие региона. |