Организационно-экономические формы предпринимательской деятельности туризме. Выделяют следующие формы организационно-экономической предпринимательской деятельности: - индивидуальные формы (характерно для отдельных предприятий); - коллективные (напр.: холдинг ). Виды организационно-экономической предпринимательской (коллективные): 1) Независимые предприятия 2) Консорциумы 3) Партнерство 4) Аренда 5) Синдицирование (синдикаты) 6) Кондоминимум 7) Концессия 8) Франчайзинг 9) Контракты на управление 10) Таймшер 11) Картель 12) Трест 13) Холдинг 14) Финансовая промышленная группа 1) Независимые предприятия – управляются собственником предприятия, а также это предприятие не объединяется с др. предприятиями для ведения совместной деятельности (может входить в ассоциации, но все же остаются независимыми в юридическом смысле). 2) Консорциумы – это объединение независимых предприятий. Выделяется 4 вида консорциумов: - Полные консорциумы. Он помогает независимому предприятию проводить маркетинговую политику на рынке, политику управления и центральных закупок. - Маркетинговые консорциумы. Занимается общим исследование рынков, продвижением товаров на рынок и т.д. (напр: сеть исторических отелей, они создают общие буклеты). - Консорциумы по системам бронирования. Предприятия объединяются в общую систему бронирования. - Направленные консорциумы. Создаются для ведения общего бизнеса между равноправленными компаниями, когда объединяют усилия для совместной деятельности (напр: турфирма и авиакомпания). 3) Партнерство – (характерно для зарубежной практики бизнеса) это объединение физических и юридических лиц. Физ. лицо должно внести половину стоимости предприятия, его впоследствии назначают управляющим, затем платят з/п и еще он получает % от дохода от вклада. 4)Аренда – это найм определенного имущества на определенный срок за определенную плату. Основной «плюс» от аренды: снижает наличие первоначального капитала. Один из подвидов аренды – лизинг. Он характерен для приобретения дорогостоящего оборудования. Условия лизинга предоставляют возможность выкупа данного имущества.(Лизинг характерен для организаций транспортных перевозок). 5) Синдицирование – оно проявляется в том случае, когда предприятие привлекает капитал сторонних инвесторов. Это позволяет расширить бизнес и ведется перераспределение прибыли между инвестором и предприятием. 6) Кондоминимум – характерен для гостиничного бизнеса, если гостиничные номера распроданы собственником. Это совместное владение, обладание единым объектом, чаще всего домом, недвижимым имуществом. К. представляет собой товарищество домовладельцев, которое определяет порядок реализации ими своих прав по владению, пользованию и распоряжению общей собственностью. 7) Концессия – когда заключен концессионный договор между предприятием и государстовм. Возникает при условиях выделения земельных участков, на особых территориях (напр: в Кал. обл. территории на Куршской косе). Право на договор дает только государство. 8) Франчайзинг - это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная известная компания предоставляет малоизвестной компании лицензию на производство товаров на определенной территории и на определенных условиях. Основные преимущества для инвестора (франшизополучателя): - меньшие усилия для продвижения товара на рынок, при этом владелец этого бизнеса остается независимым от представителя бренда в юридическом и экономическом смысле; - Возм-ть широкого использования опыта ведения бизнеса, получаемого от франчайзинга (не только пользование именем, но и всеми технологиями и всеми комплектующими к ним); - сокращение инвестиций в начальный период; - предприниматель получает дополнительную защиту (франчайзодатель не создает конкуренцию одной фирмы между собой). Основные преимущества для франшизодателя: - Франчайзер не вкладывает средств расширяя свой бизнес; - ведение единой ценовой политики; - возможность контролирования и регулирования качества ведения бизнеса; - сам предприниматель дает информацию о ведении бизнеса в определенной территории. Для потребителя преимущества: - потребитель получает продукцию определенного качества; - высокая стабильность франчайзингового бизнеса. Основная трудность для правообладателя имени: трудности контроля качества ведения бизнеса. Отношения франшизодателя и инвестора: - вступительный взнос за право пользования именем; - ежегодные платежи (роялти); - ежегодные взносы на маркетинг продвижения; - платеж за подключение к единой системе бронирования 9)Контракты на управление – это договор головной компании с фирмой, которая будет управлять его предприятием. 10) Таймшер – предполагает собой приобретение права на отдых на каком-либо курорте на определенный п-од времени года (от 1 недели до 51 нед.). Приобретается условное право собственности. 11) КАРТЕЛЬ - одна из форм объединения предприятий на договорной основе. Участники КАРТЕЛИ, сохраняя финансовую и производственную самостоятельность, определяют общую политику ценообразования, обмениваются патентами и технологиями, расширяют сферы влияния на потребительском рынке. Целью образования КАРТЕЛИ является получение в общих интересах прибыли путем устранения и регламентации конкуренции между участниками КАРТЕЛИ, а также путем подавления "внешней" конкуренции. 12) Трест.Объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. 13) ХО́ЛДИНГ.Предприятие, фирма, акционерное общество, являющееся владельцем части или всех акций другого предприятия и осуществляющее контроль над его деятельностью. 14) Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. |