Почему медведь спит зимой? Зайчик. Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? (Покачивает куклу вперед, назад, смотрит на нее.) Мишка. Потому, что снег и лед - Не малина и не мед! (Покачивает куклу, смотрит на нее.) (В. Орлов) Педагог вносит шапочку бычка, читает стихотворение и просит детей рассказать, что чувствует маленький бычок, отстав от стада. Бычок Педагог. Маленький бычок, Рыженький бочок. Ножками ступает, Головой мотает. (Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом стихотворения.) Бычок. Где же стадо? Му-у-у! Ску-у-учно одному-у-у! (Голова опущена, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, рот полуоткрыт) (В.Берестов) Педагог вносит тапочки лисы, зайчика, ежей, медведя, козы, плоскостной плетень; читает прибаутку и предлагает с помощью мимики, жестов, движений изобразить черты характера данных персонажей. Тень-тень Русская народная прибаутка Педагог. Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень, Похвалялися весь день. (Выходят дети, изображающие зверей, садятся полукругом) Похвалялася лиса... (Выходит лиса, голова приподнята вверх, гордая улыбка) Лиса.Всему свету я краса! Педагог.Похвалялся зайка... (Выходит зайка, плечи расправлены, голова поднята вверх, руки за спиной.) Зайка.Поди, догоняй-ка! Педагог.Похвалялися ежи… (Выходят ежи, показывают свои шубы, хвалятся.) Ежи. У нас шубы хороши! Педагог.Похвалялся медведь... (Выходит медведь: тяжелая походка, гордо поднятая голова.) Медведь.Могу песни я петь! Педагог.Похвалялася коза... (Выходит коза: свирепый взгляд, голова опущена, пытается «забодать» зверей.) Коза.Всем вам выколю глаза! Педагог продолжает работать с детьми над драматизацией сказки «Козлятки и волк». Март Занятие 25 Цель.Формировать положительное отношение к театрально-игровой деятельности. Поддерживать стремление играть с театральными куклами. Развивать инициативу и самостоятельность в игре-драматизации. Вызывать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада. Ход занятия В программу утренника "Маму свою очень люблю" воспитатель включает кукольный спектакль "Маша обедает" С. Капутикян, драматизацию сказки "Козлятушки и волк", отдельные этюды с куклами, знакомые детям. Музыкальный руководитель подбирает для праздника песни, танцы, хороводы, игры с музыкальным сопровождением. Взрослые стремятся создать на утреннике радостную атмосферу, чтобы дети смогли проявить себя в различных видах деятельности, доставив выступлением радость своим близким и сотрудникам детского сада. Второе занятие на этой неделе организуется в виде досуга. К малышам приходят дети из старших групп и показывают им кукольный спектакль или драматизацию сказки. Малыши по желанию тоже могут принять участие в досуге: читать стихи, управлять театральными куклами в этюдах или спектакле. Желательно, чтобы дети второй младшей группы, по какой-либо причине не принимавшие участия в драматизации или кукольном спектакле на утреннике, выступили перед старшими товарищами на досуге. Чтобы знания, полученные на театральных занятиях, дети могли использовать в повседневной жизни, педагог приносит театральные куклы, элементы костюмов в групповую комнату и предлагает малышам показать спектакль любимым игрушкам. Занятие 26 Цель. Расширять знания об управлении настольными куклами. Учить понимать и передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств. Побуждать использовать жест, мимику, движения, выразительную интонацию для создания образа. Развивать речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Ход занятия Педагог вносит настольные игрушки: плоскостной домик и ласточку, читает стихотворение и показывает, как можно настольной куклой изобразить полет птицы. Весенняя гостья Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из родного края. Под окошком вьется С песенкой живою. Ребенок с куклой. Я весну и солнце Принесла с собою... (И. Белоусов) Педагог читает стихотворение. Ворон Из немецкой народной поэзии Ворон, ворон, кар-кар-кар! На твоем дубу пожар. Воронята плачут И по веткам скачут. А в гнезде твоем жена Громко каркает одна. (Пересказ Л. Яхнина) Предлагает рассказать о том, какие чувства испытывает ворон. Спрашивает, как можно ему помочь. Дети говорят, что надо вызвать пожарную машину и залить огонь водой. С помощью движений (резкие взмахи "крыльями", стремительный "полет", широко раскрытые глаза), мимики, жестов передают душевное состояние ворона. Педагог вносит шапочку муравья. Читает стихотворение. Предлагает с помощью мимики, жестов, движений, интонации изобразить душевное состояние муравья. Помогите! Из чешской народной поэзии Педагог. Муравьишко в чаще Дуб тяжелый тащит. (Сгорбленная фигура ребенка, медленная тяжелая походка. Руки придерживают воображаемое тяжелое бревно, лежащее на спине. Усталый взгляд.) Муравей. Эй, товарищи-друзья, Выручайте муравья! (Ребенок медленно снимает "бревно" с плеча, кладет его на землю. Вытирает с лица пот. Жестом зовет друзей.) Педагог. Коли нет ему подмоги, Муравей протянет ноги. (муравей" ждет несколько секунд. Никто к нему не подходит. Он ложится на спину, вытягивает ноги, медленно шевеля "лапками") (Перевод С. Маршака) Педагог разучивает с детьми скороговорку в медленном темпе, затем в более быстром, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Хорош пирожок, Внутри творожок. Дети вместе с педагогом поют песню 'Пирожки" (муз. А Филиппенко, ел. И. Кукловской). Занятие 27 Цель.Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Поощрять стремление сопровождать стихотворение самостоятельно продуманными жестами. Учить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "б". Ход занятия Педагог вносит настольные куклы: зайчика и мишку, читает стихотворение "Бурый Миша". Дети, используя куклы, инсценируют стихотворение. Заяц. Бурый Миша, милый мой, Спать не холодно зимой? (Ребенок покачивает зайчика вперед-назад. Останавливает движение.) Медведь. Я же спал не на дороге! Я же спал в своей берлоге! (Ребенок покачивает мишку) (С. Еремеев) Педагог вносит куклы, читает стихотворение и предлагает детям умыть кукол. Тили-тили Тили-тили-тили-тили (дети качают кукол), Мы по воду не ходили. (Покачивают головой вправо, влево.) Приходил Егорка (указывают рукой на Егорку), Приносил ведерко. Мыли-мыли-мыли-мыли (умывают кукол), Бело-набело отмыли. Лишь головка одна Вся черным-черна! (Ласково поглаживают куклу по голове.) (И. Токмакова) Педагог читает потешку. Дети с помощью мимики и жестов изображают эмоциональное состояние Егорки. Заяц Егорка Заяц Егорка Свалился в озерко. Бегите Под горку! Спасайте Егорку! Дети, изображающие Егорку, лежат на спине, сжавшись в комочек, дрожат от страха. Глаза и рот широко раскрыты. Педагог читает стихотворение «Барабан», предлагает звук "б" произносить более четко. Барабан Боднул баран. Бух! И лопнул Барабан (Г.Виеру) Дети вместе с педагогом поют песню "Барабан" (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой). Занятие 28 Цель.Провести досуг поправилам дорожного движения "Светофор". Закрепить знания о сигналах светофора: желтом, зеленом, красном. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве. В игровой форме обучать детей правилам дорожного движения. Показать кукольный спектакль "Огнехвостик". Ход занятия Педагог.Дети! Мы живем в Москве. В нашем городе много красивых улиц и переулков, по которым движутся машины. Пешеходы переходят улицу. За порядком на улицах следит регулировщик. Здесь на посту в любое время Дежурит ловкий постовой. Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой! Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. (С.Михалков) Помогает регулировщику светофор. Есть сигналы светофора, Подчиняйся им без спора. Желтый цвет - предупрежденье! Жди сигнала для движенья. Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята могут. Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Пусть закрыт. (О.Бедарев) А сейчас мы поиграем в "Зеленый, красный, желтый". Внимательно следите за сигналами светофора. Когда увидите зеленый - переходите дорогу. Когда увидите желтый - остановитесь. Когда красный - присядьте. (Игра проводится два-три раза.) Мы запомним с детских лет: Красный свет - движенья нет, Желтый - стой, смотри вокруг, А зеленый - лучший друг. (Ю. Есаков) Дети! Я слышу шум машин. Это к нам едут гости. На ширме появляется Петрушка. Им управляет воспитатель. Петрушка.Здравствуйте, дети! Я так спешил в ваш детский сад, что по пути потерял своих друзей - лесных зверей. Каждый из них ехал на своей машине. Если вы отгадаете загадки, то мои друзья найдут сюда дорогу. Слушайте внимательно. Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма: Попрямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай) На ширме появляется кот. Й ребенок. Звенит трамвай, Бежит вперед. Ведет трамвай Усатый кот. (В. Степанов) Петрушка.Молодцы, ребятки! Правильно ответили на загадку. А вот и мойдруг Мурзик! Слушайте следующую загадку. Этот конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед) На ширме появляется львенок. Й ребенок. На велосипеде Рыжий львенок едет. Едет по дорожке В гости к тете кошке. (В. Степанов) Петрушка.А вот и львенок нашел квам дорогу. Слушайте следующую загадку. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) На ширме появляется белка. Й ребенок. На машине легковой Белка в шубке меховой. За рулем сидит, В зеркальце глядит. (В. Степанов) Петрушка.Молодцы! Все загадки отгадали. Помогли моим друзьям найти детский сад. А сейчас я приглашаю всех в гости к Огнехвостику. Он со своей мамой-лисой живет в дальнем лесу. Предлагаю всем занять места в автобусе. Дети вместе с воспитателями садятся в "автобус". Педагог.А чтобы ехать было веселее, давайте споем нашу любимую песню "Веселые путешественники". (Дети поют.) Вот мы и приехали. Дети средней группы показывают кукольный спектакль "Огнехвостик" (см.занятие 27 в средней группе). Педагог. Правила движения Все без исключения Знать должны зверюшки: Барсуки и хрюшки, Зайцы и тигрята, Пони и котята. (В. Головко) Петрушка.Ребята! Давайте все вместе повторим правила дорожного движения. Красный глаз Глядит на вас. - Стоп, - Гласит его приказ. Желтый глаз Глядит на вас. - Осторожно! А зеленый глаз – Для вас: - Можно! Так ведет свой разговор Молчаливый светофор. (Перевел с армянского Л. Яхнин) Петрушка.Я надеюсь, дети запомнили правила дорожного движения и будут их выполнять. А сейчас мы с моими друзьями говорим вам: "До свидания, до новых встреч!" Апрель Занятие 29 Цель.Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Совершенствовать навыки вождения настольных кукол. Побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа. Развивать мелкую моторику рук, выразительные жесты. Учить детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью мимики и жестов. Познакомить детей с кукольным спектаклем «Заюшкина избушка». Ход занятия Педагог вносит волков и гусей (настольные куклы). Читает потешку «Гуси вы, гуси» и предлагает детям, используя настольные куклы, разыграть эту сценку, самостоятельно придумывая движения. Педагог. Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? (Дети ведут гусей по столу, покачивая их из стороны в сторону?) Гуси. Мы видели волка: Унес он гусенка, Да самого лучшего, Да самого большого! (Дети покачивают игрушку вперед-назад в ритме потешки?) Педагог. Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка! Спасайте гусенка! {Гуси «набрасываются» на волка, «щиплют» его, волк убегает) Педагог вносит шапочку лисы, кузовок с бутафорскими грибами. Читает детям потешку. Бежала лесочком Русская народная потешка Педагог. Бежала лесочком Лиса с кузовочком. {Ребенок в шапочке лисы с кузовком бежит по кругу) Дети. А что в кузовочке? (Лиса останавливается?) Лиса. Лесные грибочки, Грибочки-груздочки Для сына, для дочки. (Достает грибы, показывает их, раздает детям) Педагог вносит шапочку снегиря. Читает немецкую народную песенку. Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик - он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька! Предлагает детям рассказать, что чувствует снегирь, а затем с помощью мимики и жестов изобразить душевное состояние снегиря. Мимика: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены. Выразительные движения, плечи опущены, голова наклонена к плечу, неторопливо машет «крыльями». Педагог вносит плоскостные избушки, настольные куклы: лису, зайчика, собаку, медведя, петушка. Вместе с воспитателем показывают детям сказку «Заюшкина избушка». Заюшкина избушка Настольный кукольный спектакль по русской народной сказке Педагог. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому. {Педагог убирает со стола ледяную избушку) Лиса попросилась к зайчику переночевать. Лиса.Пусти меня, зайчик, переночевать! Заяц. Заходи! Педагог.Пустил зайчик лису, да она его из избушки и выгнала. Лиса.Поди, зайчик, вон! Педагог.Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собака. Собака. Гав, гав, гав! О чем, зайчик, плачешь? Заяц.Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла, она попросилась ко мне переночевать, да и выгнала меня. Собака.Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Педагог. Пошли они к избушке. Собака.Гав, гав, гав! Поди, лиса, вон! Педагог.А лиса им с печи... Лиса. Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам! Педагог.Собака испугалась и убежала. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь. Медведь.О чем, зайчик, плачешь? Заяц.Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла, лиса попросилась ко мне переночевать да и выгнала меня. Медведь. Не плачь, зайчик, я ее выгоню. Заяц.Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, и ты не выгонишь. Медведь. Нет, выгоню. Педагог.Пошли они к избушке, медведь как заревет! Медведь.Поди, лиса, вон! Педагог.А она ему с печи... Лиса. Как выскочу, как выпрыгну - Пойдут клочки по закоулочкам! Педагог.Медведь испугался и убежал. Сидит зайчик под кустиком и плачет. Идет мимо петушок, золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел петушок зайчика и спрашивает... Петух. Ку-ка-ре-ку! О чем ты, зайчик, плачешь? Заяц.Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла, она попросилась ко мне переночевать да и выгнала меня. Петух. Пойдем, я ее выгоню. Заяц.Нет, петух, не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь. ПетухА я выгоню. Педагог.Подошли они к избушке. Петух (песенная импровизация). Кукареку! Несу косу на плечи, Хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон, вон, вон! Педагог. Лиса услышала петуха, очень испугалась и говорит... Лиса. Обуваюсь. Петух. Кукареку! Несу косу на плечи, Хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон, вон, вон! Педагог. А лиса говорит... Лиса. Одеваюсь, Педагог. А петух в третий раз как закричит... Петух. Кукареку! Несу косу на плечи, Хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон, вон, вон! Педагог. Лиса выскочила и в лес убежала. Прибежали звери к зайчику и говорят... Звери. Зайка, зайка, попляши. Вместе спляшем от души! Общая пляска кукол. Занятие 30 Цель. Поощрять желание детей самостоятельно придумывать движения для над стольной куклы в соответствии с образом. Учить понимать эмоциональное состояния героя и изображать его. Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Продолжать знакомство с отдельными чертами характера. Побуждав изображать их с помощью мимики и жестов. Познакомить детей со сценарием постановки «Под грибком». Ход занятия Педагог вносит бычка - настольную игрушку, читает потешку и предлагает детям изобразить игрушкой, как идет бычок. Ой, бычок Белорусская народная потешка Ой, бычок, мой бычок, Золотистый бочок, Рога твои бодливые, Копыта топотливые. Ты иди, не топочи, Не бодайся, не мычи: Спят еще ребятки, Утром спится сладко! Ребенок самостоятельно придумывает движения куклой в соответствии с текстом потешки. Педагог вносит шапочки птичек, читает прибаутку «Синичка-сестричка» и предлагает детям изобразить с помощью мимики и жестов душевное состояние птички. Затем педагог и ребенок инсценируют прибаутку. Педагог. Синичка-сестричка! Сходи за водичкой! Птичка. Я волка боюсь, Медведя страшусь. Выразительные движения: ребенок сжимается в комочек, руки прижимает к груди, дрожит. Глаза широко открыты, рот приоткрыт. Педагог разучивает с детьми скороговорку в медленном темпе, четко выговаривая слова, затем темп постепенно увеличивает. Шел Егор через двор, Нес топор - чинить забор. Педагог вносит плоскостной кораблик, штурвал, спасательный круг, шапочку медведя, морскую фуражку. Читает стихотворение и предлагает с помощью мимики и жестов изобразить капитана. Корабль Это Мишка-капитан. Обошел он много стран. Обошел их не пешком – На кораблике с флажком. (В. Степанов) Выразительные движения: тело отклонено назад, подбородок приподнят, гордый взгляд, руки сжимают штурвал. Педагог вносит бутафорский гриб, шапочки муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца ,лисы, лягушки. Читает сценарий инсценировки «Под грибком». Под грибком Сценарий инсценировки по сказке В. Сутеева Педагог.Как-то раз застал муравья сильный дождь. Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. Ползет к грибу мокрая бабочка. Бабочка. Муравей, пусти меня под грибок. Промокла я - летать не могу! Муравей. Куда же тебя пустить? Тут места нет. Бабочка. Пусти, пожалуйста! Муравей.Заходи! Педагог.Пустил муравей бабочку под грибок. Сидят они и поют. Оба. Мы сидим под грибком, Дождик нас не мочит. Педагог.Бежит мимо мышка. Мышка.Пусти меня под грибок! Вода с меня ручьем течет! Все.Куда же мы тебя пустим? Тут места нет. Мышка. Пусти, пожалуйста! Все.Заходи! Педагог.Сидят и поют. Все. Мы сидим под грибком, Дождик нас не мочит. Педагог.Мимо гриба воробей скачет и плачет. Воробей. Пусти меня под грибок! Намокли перышки, устали крылышки! Все. Куда же мы тебя пустим? Тут места нет. Воробей, Пустите, пожалуйста! Все.Заходи! Педагог.Сидят они под грибком и поют. Все. Мы сидим под грибком, Дождик нас не мочит. Педагог.Туг на полянку заяц выскочил и просит... Заяц.Пустите меня под грибок! За мной лиса гонится! Все.Куда же мы тебя пустим? Тут места нет. Заяц.Пустите, пожалуйста. Все. Заходи! Педагог.Сидят и поют песенку. Все. Мы сидим под грибком, Дождик нас не мочит. Педагог. Только зайца спрятали, бежит лиса. Лиса.Зайца не видели? Все. Не видели! Педагог.Заглянула лиса под грибок и говорит... Лиса. Не тут ли он спрятался? Все.Где ему тут спрятаться? Педагог.Махнула лиса хвостом и убежала. К тому времени дождик прошел, выглянуло солнышко. Вылезли все из-под гриба - радуются. Муравей и говорит... Муравей. Как же так? Раньше мне одному под грибком тесно было, а теперь вот нас сколько. Педагог.Мимо проскакала лягушка, остановилась и говорит... Лягушка.А гриб-то вырос, вот вам всем места и хватило. Педагог.Обрадовались все и в пляс пустились. Свободная пляска всех участников инсценировки. Занятие 31 Цель.Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле, самостоятельно придумывать движения для создания образа в соответствии с текстом стихотворения. Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Развивать способность понимать эмоциональное состояние литературного персонажа, изображать его с помощью мимики и жестов. Закреплять умение оценивать характер персонажа, изображать его с помощью мимики, жестов, движений. Продолжить работу над настольным кукольным спектаклем «Заюшкина избушка». Ход занятия Педагог вносит ласточку - настольную куклу, читает потешку и предлагает куклой изобразить полет птички. Ласточка Армянская народная потешка Ласточка - тивит-тивит! К нам летит! Ах, к нам летит! А под крылышком ее Весна сидит, Ах, весна сидит! Педагог разучивает с детьми русскую народную скороговорку в медленном темпе, добиваясь четкого произношения слов. Затем в более быстром темпе. У Антипа росла одна липа, А Филипп посадил семь лип. Педагог вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жестов изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети инсценируют стихотворение. Купанье Педагог.Визжит поросенок.. Поросенок(ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты, рот полуоткрыт, резко машет руками Педагог. Купают его в корыте. Он в луже не прочь помыться, А мыльной воды боится. А в кухне купают Олю. Воды ей нагрели вволю. Но Оля кричит... Оля. Уйдите! Мочалкой меня не трите! Я голову мыть не стану! Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд) Педагог. Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты. С коленок отмыты пятна, Купаться было приятно... Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала? Педагог.И Оленька отвечала... Оля. Кричал поросенок Тошка, А я помогла немножко! (3. Александрова) Педагог вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. Затем педагог и дети инсценируют его. Педагог. Каша из гречки. Где варилась? В печке. Сварилась, упрела. Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила... (Добрая улыбка, ласковый взгляд.) Оля. Досталось по ложке Гусям на дорожке, Цыплятам в лукошке, Синицам в окошке. Хватило по ложке Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями руки раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.) Педагог. И Оля доела Последние крошки! Педагог вносит настольные куклы к кукольному спектаклю «Заюшкина избушка», продолжает разучивать с детьми сказку. Занятие 32 Цель.Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности. Поощрять желание выступать перед сотрудниками детского сада, родителями. Создать на утреннике атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей в различных видах деятельности. Ход занятия Воспитатель вместе с музыкальным руководителем составляют сценарий весеннего утренника, включают в него материал, пройденный детьми на театральных и музыкальных занятиях. Это может быть настольный кукольный спектакль «Заюшкина избушка», драматизация сказки «Под грибком» по В. Сутееву, отдельные эпизоды с куклами. Музыкальный руководитель включает в сценарий весенние песни, хороводы, музыкальные игры, танцы. Важно создать на утреннике атмосферу праздника, чтобы каждый ребенок смог проявить себя в различных видах творческой деятельности, доставив тем самым удовольствие себе и зрителям. Май Занятие 33 Цель.Развивать желание играть с театральными куклами, самостоятельно находя выразительные движения для создания образа персонажей, участвующих в диалоге. Учить различать отдельные черты характера человека и литературного персонажа, изображать их с помощью мимики и жеста. Побуждать высказывать свое мнение о данной черте характера. Развивать мелкую моторику рук детей. Побуждать использовать жесты для создания образа персонажа стихотворения. Обогащать словарный запас детей, добиваясь четкого произношения слов. Ход занятия Педагог вносит настольные куклы: синичку и лисицу. Разучивает с детьми стихотворение, предлагает им самостоятельно придумать выразительные движения для кукол. Сверху пискнула синица Педагог.Сверху пискнула синица- Синица.Ты куда бежишь, лисица? Лиса. Солнце село - спать пора. Хорошо, что есть нора! (С. Еремеев) Педагог вносит шапочки мамы коровы и телят, читает стихотворение «Капризный бычок». Предлагает выразить свое отношение к поведению бычка. Дети надевают шапочки и изображают миму - Буренку и телят с помощью мимики, жестов и движений. Капризный бычок Педагог. Буренка в телятник Сынка отвела, Чтоб рос и гулял он С друзьями. Но только она От ворот отошла, Сынок закапризничал... Выразительные движения бычка-. брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, голова опущена, рот полуоткрыт, кулачками «трет» глаза. Бычок.К ма-а-ме! Педагог. Телята резвятся, Телятам смешно, А он продолжает реветь Все равно. Выразительные движения телят - бегают, прыгают, резвятся, играют в догонялки. На лицах широкая улыбка, слышен веселый смех. Ребенок. Ревет, как Тимошка, Мой маленький брат, Когда провожают его В детский сад. (Г. Ладонщиков) Педагог вносит шапочки зайчика, лисы, мухи, комара. Читает стихотворение «Сенокос». Предлагает детям разыграть его по ролям, используя для создания образа жесты и движения. Сенокос Из чешской народной поэзии Педагог. Старый заяц сено косит, А лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает. Довезли до сеновала. С воза муха закричала... Муха. На чердак я не пойду, Я оттуда упаду, Ноженьку сломаю, Буду я хромая. (Перевод С.Маршака) Педагог разучивает с детьми скороговорку в медленном темпе, следя за четким и правильным произношением всех слов, затем темп постепенно увеличивает. Раз - росинка-бусинка, И еще раз бусинка, Засверкали бусинки На травинках-усиках. Занятие 34 Цель.Учить понимать и изображать отдельные черты характера человека и литературного персонажа. Побуждать высказывать свое мнение о данной черте характера. Стимулировать желание играть с настольными куклами, самостоятельно находить выразительные движения для создания образа персонажа. Закреплять представления о различных эмоциях, учить изображать их с помощью мимики и жестов. Развивать дикцию, умение четко и быстро произносить скороговорки. Ход занятия Педагог вносит рубашку Мити Замарашки, показывает ее детям, Митя и рубашка Педагог. Это Митина рубашка. Ребенок. На, рубашка, простоквашку! Педагог. Съела маслица она, Съела кашку из пшена И подливку из барашка... Выразительные движения - ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду. Ребенок.Ты сыта, моя рубашка? (Э. Мошковская) Педагог вносит бутафорское дерево, настольные куклы: дятла и двух грачей. Читает стихотворение и предлагает, используя кукол, изобразить разговор птиц между собой. Дятлу крикнули грачи Педагог.Дятлу крикнули грачи... Грачи.Дятел, дятел, не стучи! Дятел. Я стучу не вам назло! Белкам делаю дупло! (С. Еремеев) Педагог вносит шапочку утки, дудочку. Читает стихотворение «Утка» и предлагает, изобразить эмоциональное состояние персонажа. Утка Из польской народной поэзии Педагог. Пестрая утка На камне сидела. В толстую дудку Утка дудела. Утка пугала В реке пескаря... Утка.Кря-кря! (Пересказ Л. Яхнина) Педагог разучивает с детьми скороговорку в медленном темпе, четко произнося каждое слово. Когда дети запомнят текст, скороговорку читают в более быстром темпе. Сыпь песочек В желтенький черепочек. Занятия 35, 36 Цель.Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить творческие способности в различных видах деятельности за вторую половину учебного года (с января по май включительно). Ход занятий Педагог отводит третью неделю мая основам драматического театра: наблюдает, как дети действуют в играх-драматизациях. Четвертая неделя посвящена основам кукольного театра. Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей проводится так же, как в январе (см. конспекты занятий // Дошкольное воспитание. - 2002. -№ 12.-С 86). |