Педагогическая диагностика театрализованной деятельности
^ 1. Основы театральной культуры | | Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | | Низкий уровень: 1 балл | 1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре | 2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | | Затрудняется назвать различные виды театра | ^ 2. Речевая культура | 1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | | Понимает главную идею литературного произведения | | Понимает содержание произведения | 2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | | Различает главных и второстепенных героев | 3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | | Затрудняется выделить единицы сюжета | 4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | | Пересказывает произведение с помощью педагога | ^ 3. Эмоционально-образное развитие | 1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения | ^ 4. Навыки кукловождения | 1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения | ^ 5. Музыкальное развитие | 1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки | 2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом | 3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю | ^ 6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | 1. | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля | 2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов | ^ 7. Основы коллективной творческой деятельности | 1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем | | | | | | | | | | Сентябрь Занятие 1 Цель.Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с театральными куклами студии. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Материал.Куклы театральной студии. Ход занятия Дети вместе с педагогом рассматривают кукол театральной студии. Он предлагает детям потрогать кукол, подержать в руках. Спрашивает: кто это? (Заяц, лиса, медведь, волк) Дети включаются в беседу, выполняют по просьбе педагога разные действия (погладить мишку, зайчика, лисичку, показать другим детям игрушку, передать ее товарищу). Педагог показывает детям спектакль настольного театра «Маша и медведь», после просмотра задает вопросы: «Как называется сказка? С кем жила в деревне Машенька? Куда отправилась с подружками? Кого встретила в лесу? Как Машенька убежала от медведя?» Занятие 2 Цель.Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. Материал.Мишка (мягкая игрушка). Ход занятия Педагог показывает иллюстрации к книге С. Файнштейн «У нас порядок» (М.: Малыш, 1983) и читает русские народные потешки. Расти, коса, до пояса, Два корыта киселя, Не вырони ни волоса. Пятьдесят пирогов. Расти, косынька, до пят - Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся - Баю-бай, баю-бай... Маму, дочка, слушайся. Ты, собаченька, не лай, Белолапа, не скули, Мою Машу не буди! Наварила, напекла Ты, собаченька, не лай, Девяносто два блина, Мою Машу не пугай! После прочтения каждой потешки педагог вовлекает детей в беседу. Побуждает их отвечать на вопросы. Вносит мягкую игрушку - мишку - и предлагает детям послушать «Колыбельную» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой). Поет песню без музыкального сопровождения, баюкая мишку. Баю-бай, баю-бай! Ты поспи, поспи часок. Спи, мой мишка, засыпай. Баю-бай, баю-бай! Ты скорей закрой глазок, Спи, мой мишка, засыпай! Выразительные движения: шея вытянута вперед к мишке, игрушка плавно покачивается в ритме песни. Педагог предлагает детям покачать мишку и спеть ему песенку. Малыши баюкают мишку, подпевая отдельные слова. Когда все дети покачали мишку, педагог предлагает его разбудить. Дети и педагог ласково говорят: «Мишенька, проснись!» Мишка просыпается и говорит, что он хочет поплясать. Малышам предлагают взять понравившуюся игрушку и поплясать с ней. Звучит веселая мелодия, дети с игрушками пляшут - кто как хочет. Педагог танцует вместе с ними, показывая простейшие танцевальные движения. Занятие 3 Цель.Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам, желание играть с ними, умение сосредоточить свое внимание на игрушке. Поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять желание детей участвовать в танцевальных импровизациях. Материал.Игрушки: лошадка, кукла, мишки. Костюм сороки. Конь (игрушка-качалка). Шапочки медвежат. Ход занятия Педагог вносит игрушки: лошадку, куклу и мишек. Дает детям время, чтобы они смогли рассмотреть, потрогать руками кукол. После предлагает детям послушать цикл стихов А. Барто «Игрушки» («Кукла», «Мишка», «Лошадка»). Дети успокаивают куклу, жалеют мишку (обнимают его, прижимая к груди), катаются на лошадке. Педагог вносит костюм сороки и наряжает в него ребенка. Педагог. Сорока-сорока, Где была? Ребенок (вместе с педагогом). Далеко. Ребенок машет рукой. Кашку варила, Помешивает воображаемой ложкой в воображаемой кастрюле. Детушек кормила... Раздает детям воображаемые миски. Педагог. На порог скакала, Прыгает на двух ногах в Гостей созывала. ритме прибаутки, машет Гости услыхали, «крыльями». Быть обещали. Педагог ввозит коня (игрушку-качалку). Предлагает одному мальчику сесть на него и покачаться. Педагог. Как у нашего-то Вани С позолоченной дугой, (называет имя ребенка) Еще новая уздечка, Полтораста рублей сани, Колокольчик и колечко. Семисотный конь - Выразительные движения: ребенок сидит на игрушечном коне, тело отклонено назад, подбородок приподнят, на лице улыбка. Педагог предлагает детям надеть шапочки медвежат и придумать танец на музыку «Марш медвежонка» М. Протасова. ( ЖелезноеС, Железного Е.Веселые уроки: Подвижные музыкальные игры для детей 2-5 лет. М.: Изд-во детских образовательных программ. Весть-ТДА, 1999). Занятие 4 Цель.Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности. Поддерживать их стремление рассматривать яркие иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворений, отвечать на вопросы педагога. Знакомить детей с приемами управления настольными куклами. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке. Учить выразительным жестам. Побуждать к участию в танцевальных импровизациях. Материал.Книга С. Файнштейн «У нас порядок». Гуси (куклы). Ход занятия Педагог показывает детям иллюстрации к книге С. Файнштейн «У нас порядок» и читает русские народные потешки. Водичка, водичка, Пройди, Маша, горенкой, Умой мое личико, Топни, Маша, ноженькой. Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, *** Чтоб смеялся роток, Уж я Танюшке пирог испеку, Чтоб кусался зубок. Уж я внученьке румяненький. На нем корочка пшеничная, А начиночка яичная, Маша, Маша маленька, А помазочка медовая, Машенька удаленька. Моя внученька бедовая! Педагог вносит кукол гусей. Предлагает детям внимательно их рассмотреть, показывает, как надо держать игрушку. Педагог.Гуси, гуси! Дети придерживают игрушку одной рукой. Дети.Га-га-га! Покачивают игрушкой вперед и возвращают ее в исходное положение в ритме потешки. Педагог.Пить хотите? Исходное положение. Дети.Да, да, да! Покачивают игрушкой. Педагог.Гуси, гуси, Исходное положение. Вот вода. Дети.Га-га-га! Покачивают игрушкой. Га-га-га! Педагог предлагает сцепить пальцы в замок. Проверяет, правильно ли дети сделали это. Хвалит их. Педагог читает потешку «На двери висит замок», дети выполняют движения в соответствии с текстом. На двери висит замок. Дети сцепляют руки в замок. Кто его открыть бы мог? Стараются разъединить сцепленные руки. Повернули, покрутили, Выполняют вращательные движения руками. Постучали и открыли. Стучат сцепленными руками по коленям и разъединяют руки. Дети свободно танцуют под музыку «Мишка пляшет» М. Протасова. Октябрь Занятие 5 Цель.Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам. Знакомить с приемами вождения настольных кукол. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать детей участвовать танцевальных импровизациях с настольными куклами. Материал. Зайчики (игрушки). Настольные куклы к спектаклю «Репка». Ход занятия Педагог вносит зайчиков и предлагает детям взять их в руки, хорошо рассмотреть, погладить. Затем берет одного зайчика, читает потешку, зайчик «прыгает» по столу. Дети внимательно смотрят за действиями педагога, затем сами начинают, подражая ему, манипулировать зайчиками. Педагог читает потешку «Заиньки». Дети водят зайчиков по столу, потом игрушки выполняют легкие прыжки в ритме потешки. Люли, люли, баиньки, Люлю, люлю, люлю-бай, В огороде заиньки. Поскорее засыпай. Зайки травку едят, Уж я по воду пойду, Ване спать велят. Заек чаем напою. Педагог предлагает детям посмотреть спектакль настольного театра «Репка», который разыгрывает сам. Педагог спрашивает у детей: «Понравилась ли вам сказка? Как она называется? Кто посадил репку? Кто помогал деду ее вытаскивать?» Выслушав ответы детей, педагог предлагает им поплясать с куклами под русскую народную мелодию. Занятие 6 Цель.Продолжать знакомить детей с приемами кукловождения в настольном театре. Привлекать к сочинению коротких сказок, историй. Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение. Материал,Козлик, зайчик, гуси (игрушки). Настольные куклы к спектаклю «Репка». Ход занятия Педагог вносит игрушечного козлика, дает возможность детям подержать его в руках, внимательно рассмотреть, погладить. Затем читает потешку «Козлик» и водит игрушку по столу. Вышел козлик погулять, Ведет игрушку по столу, плавно Свои ножки поразмять. покачивая из стороны в сторону. Козлик ножками стучит, Останавливает игрушку, По-козлиному кричит: постукивает ею по столу. «Бе-е-е, бе-е-е!» Покачивает игрушку, возвращает ее в исходное положение. Педагог предлагает детям поводить козлика по столу, еще раз читает потешку, дети с помощью педагога манипулируют козликом. Педагог спрашивает детей, какие игрушки приходили к ним в гости на прошлых занятиях. Дети называют: гуси, зайка. Педагог.Сегодня к нам пришли зайка, гуси и козлик. Давайте придумаем сказку об этих игрушках. Назовем ее «Встреча в лесу». Жил-был козлик - звонкие копытца, и была у него мама. Она не разрешала ему ходить в лес одному так как боялась, что он может потеряться. Но козлик не послушал маму и отправился в лес один. Шел он, шел по лесной тропинке и заблудился. (Ребенок ведет козлика по столу.) Вдруг слышит: кто-то шуршит в осенней листве. Козлик подошел поближе и спросил... Козлик(ребенок). Кто там? Педагог.Никто козлику не ответил, козлик подошел поближе и еще раз спросил... Козлик.Кто там? Педагог.Из осенней листвы выпрыгнул зайчик и спросил... Зайчик (ребенок). А ты кто? Козлик.Я - козлик! А ты кто? Зайчик.А я - зайчик! Давай с тобой играть. Козлик.Давай! Педагог.И стали они играть в прятки. (Дети с куклами играют в прятки. Одна кукла прячется, другая ее ищет.) Долго играли козлик с зайчиком и забыли о том, что мамы ждут их дома. Мимо летели гуси и сказали зверюшкам... Гуси(дети с куклами). Идите домой, вас ждут ваши мамы. Педагог.Козлик и зайка попрощались и побежали домой. Козлик.До свидания, зайка! Зайка.До свидания, козлик! Педагог.Молодцы, ребятки! Хорошую сказку сочинили. А теперь попробуйте представить больного мальчика. (Читает русскую народную прибаутку «У пчелки хвори».) У пчелки хвори, А Петенькины хвори - У ласточки хвори, Уходите за море! Выразительные движения: 1) ребенок изображает больного: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, плечи опущены, голова клонится к плечу; 2) ребенок изображает здорового: голова чуть приподнята, тело отклонено назад, на лице улыбка. Педагог раздает детям шапочки и предлагает им разыграть сказку «Репка». Малыши инсценируют ее. Звучит веселая русская народная мелодия, дети пляшут, импровизируя движения. Занятие 7 Цель.Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле. Продолжать обучение детей приемам управления настольными куклами. Учить выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Развивать интерес к кукольным спектаклям, желание принимать в них участие. Вызывать эмоциональный отклик на музыку и желание двигаться под нее. Материал.Киска (мягкая игрушка). Шапочки мышек и кота. Декорации и куклы к спектаклю «Маша и медведь». Ход занятия . Педагог вносит киску, дает возможность детям рассмотреть ее, потрогать, погладить. Затем читает русскую народную потешку «Киска» и показывает приемы кукловождения. Еще раз читает потешку. Ребенок действует игрушкой в соответствии с текстом. Проводится этюдный тренаж. . Киска Русская народная потешка Педагог. Идет кисонька из кухни, Ребенок ведет игрушку по столу, У ней глазоньки опухли. покачивая из стороны в сторону, О чем, кисонька, ты плачешь? Останавливает игрушку. Ребенок. Как мне, кисоньке, не плакать! Покачивает игрушку в ритме Повар пеночку слизал потешки, чуть наклонив вперед. Да на кисоньку сказал. Возвращает ее в исходное положение. Этюд обучает ребенка переключать внимание с одного движения на другое, согласовывая кукловождение с произнесением текста потешки. Педагог надевает детям шапочки мышек и кота. Проводится этюд на выражение основных эмоций. |