ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Подготовительная фаза выполнения броска одной рукой в прыжке Для более подробного анализа влияния техники подготовительной фазы на эффективность выполнения бросков в прыжке с различных дистанций был проведен педагогический эксперимент. Исследовалась результативность выполнения бросков в зависимости от характера постановки стоп ног в подготовительной фазе на дистанциях 4,5 и 6,5 м. Группа из 5 испытуемых, студентов 141группы, выполняла поочередно серии бросков с постановкой стоп ног прямо к корзине и с поворотом налево. Результаты тестирования приведены в таблице 1. Результаты педагогического тестирования Таблица 1. (броски мяча в прыжке с различных дистанций с различной постановкой стоп ног) Показатели | 4.5 м | общ. % | 6.5 м | Общий % | лев | прав | прям | лев | прав | Прям | Х | 4,3 | 2,5 | 7,2 | 4,6 | 3,2 | 1,8 | 5,8 | 3,6 | s | 1,2 | 1,9 | 0,7 | 1,2 | 1,5 | 2,1 | 1,1 | 1,5 | % попаданий | | | | | | | | | Из полученных результатов видно, что результативность выполнения бросков на обоих дистанциях выше при постановке стоп ног прямо по направлению к корзине в подготовительной фазе. При повороте стоп ног вправо или влево результативность достоверно снижается по сравнению с постановкой ног прямо к корзине, а показатель вариативности, напротив, растет. На рисунках 1 - 3 показана траектория движения суставов (го- леностопного, коленного, тазобедренного, локтевого, плечевого) и мяча в зависимости от дистанции и от постановки стоп ног.  Рис. 1. Траектория движения суставов и мяча при постановке стоп ног прямо к корзине (А) и вправо (Б). Дистанция - 4,5 м. вид спереди. -голеностопный сустав -коленный сустав -тазобедренный сустав -локтевой сустав -плечевой сустав -мяч  Рис. 2. Траектория движения суставов и мяча при постановке стоп ног прямо к корзине (А) и вправо (Б). Дистанция - 4,5 м. вид справа. Остальные обозначения те же, что на рисунке 1.  Рис. 3. Траектория движения суставов и мяча при постановке стоп ног прямо к корзине (А) и вправо (Б). Дистанция - 4,5 м. вид со спины. Остальные обозначения те же, что на рисунке 1. Из представленных рисунков видно, что при постановке стоп ног прямо к корзине наблюдаются параллельные траектории движения всех суставов. При постановке стоп ног направо мы наблюдаем изменение характера движений во всех суставах, что снижает эффективность выполнения броска в безопорном положении. Таким образом, техника выполнения подготовительной фазы броска в прыжке в значительной степени определяет его результативность, что связано с биомеханическими закономерностями организации движения звеньев тела. 2.2 Основная фаза выполнения броска одной рукой в прыжке В этом разделе мы рассмотрим характеристики полета мяча, а так же временные и динамические показатели взаимодействия баскетболиста с опорой при выполнении бросков одной рукой в прыжке с различных дистанций. Из таблицы 1 видно, что увеличение дистанции броска сопровождается, увеличением скорости вылета мяча, и эта зависимость носит линейный характер. Становится очевидным, что при линейно возрастающей скорости вылета мяча показатели изменчивости признака (d, V%) на средних дистанциях (до 5,5 м включительно) сохраняют или незначительно изменяют свои пределы. Это свидетельствует о допустимости, пусть незначительного, варьирования скоростью полета мяча, обеспечивающей точное попадание мяча в корзину. Резкое уменьшение значения d и V% на дистанции 6,5 м предъявляет более жесткие требования к скорости вылета и, по-видимому, объясняет скачкообразное падение результативности бросков с дальних дистанций необходимостью скоростных дифференцировок (не более 0,27 м/с). В таблице 2 приведены так же изменения угла вылета мяча при бросках в прыжке в зависимости от дистанции. Результаты, полученные в нашем исследовании, не согласуются с данными рада авторов, утверждающих, что с увеличением дистанции угол вылета мяча уменьшается. Мы выявили противоположную тенденцию, когда угол вылета с увеличением дистанции до 6,5 м возрастает с 40 до 48 градусов и затем остается постоянным. Величины стандартных отклонений и коэффициентов вариаций, характеризующие вариативность угла вылета мяча при бросках с различных дистанций по динамике аналогичны таким же показателям по скорости полета мяча. Стабильность или незначительные изменения размаха вариаций при бросках в прыжке со средних дистанций и двукратное уменьшение данного показателя, начиная с 6,5 метров, характерные признаки обсуждаемого кинематического показателя. Таблица 2 Кинематические характеристики полета мяча при точных бросках одной рукой в прыжке с различных дистанций Дистанция | Скорость вылета мяча, м/с | Угол вылета мяча, градусы | Время полета мяча до корзины,с | V | d | V% | a | d | V% | T | d | V% | 1. 3,5 м | 5,39 | 0,43 | | 40,0 | 2,4 | | 0,88 | 0,08 | 9,1 | 2. 4,5 м | 6,39 | 0,45 | | 42,0 | 2,5 | | 1,00 | 0,09 | 9,0 | 3. 5,5 м | 7,19 | 0,43 | | 45,0 | 2,3 | | 1,10 | 0,09 | 8,2 | 4. 6,5 м | 8,2 | 0,25 | | 48,0 | 1,2 | 2,5 | 1,21 | 0,08 | 6,6 | 5. 7,5 м | 9,2 | 0,27 | 2,9 | 48,0 | 1,2 | 2,5 | 1,31 | 0,08 | 6,5 | Как и при анализе скоростных показателей, угловые характеристики допускают определенное варьирование при бросках со средних дистанций, причем это не приводит к существенному ухудшению точности бросков. При бросках с дальних дистанций вариация угла вылета мяча резко ограничивается и даже незначительные неточности, превышающие ±2,5, приводят к снижению результативности. Следует отметить, что вариативность угла вылета мяча как по динамике, так и по абсолютным значениям коэффициентов вариаций практически полностью соответствует вариативности скорости полета мяча с различных дистанций. Можно предположить, что в процессе выполнения бросков в прыжке осуществляется дифференцировка движений по углу и скорости вылета мяча, так как эти показатели непосредственно связаны между собой и дополняют друг друга. В ходе эксперимента регистрировалось время полета мяча при бросках одной рукой в прыжке от момента отрыва от пальцев бросающей руки до попадания в корзину, являющееся функцией скоро сти и угла вылета мяча. Из таблицы 2 видно, что время полета мяча линейно изменяется в пределах 0,88-1,31 секунды, в то время как величина стандартного отклонения остается практически неизменной. С увеличением скорости полета мяча коэффициенты вариаций незначительно уменьшаются. Показатели вариативности времени полета мяча изменяются по мере увеличения дистанции броска несимметрично показателям вариации по скорости и углу вылета. По-видимому, зависимость "начальная скорость полета мяча - угол вылета" имеет сложный характер и это отражается на динамике вариативности времени полета мяча при броске одной рукой в прыжке. В таблице 3 представлены временные характеристики опорных реакций при бросках в прыжке с различных дистанций. Из таблицы видно, что время подседа при прыжке, время разгибания ног в коленных и голеностопных суставах, полное время взаимодействия с опорой при бросках в прыжке с различных дистанций незначительно колеблется по своим значениям. Время полетной фазы при бросках для всех дистанций остается постоянным, это говорит о том, что при бросках с любой дистанции баскетболисты прыгают на строго определенную высоту, определяемую индивидуальными возможностями спортсменов. Таблица 3 Временные характеристики фазовых составляющих опорной реак ции при бросках одной рукой в прыжке с различных дистанций Дистанция | Статистические показатели | Время подседа, с | Время разгибания ног, с | Время опорной реакции, с | Время полета, с | Время от отрыва ног до выпуска мяча, с | 1. 3,5 м | X | 0,19 | 0,31 | 0,67 | 0,40 | 0,17 | d | 0,03 | 0,06 | 0,05 | 0,03 | 0,05 | V % | 15,7 | | | 7,5 | | 2. 4,5 м | X | 0,20 | 0,34 | 0,70 | 0,40 | 0,16 | d | 0,05 | 0,08 | 0,06 | 0,03 | 0,05 | V % | | | 8,5 | 7,5 | 31,2 | 3. 5,5 м | X | 0,23 | 0,28 | 0,68 | 0,40 | 0,14 | d | 0,03 | 0,08 | 0,06 | 0,03 | 0,05 | V % | | | 8,8 | 7,7 | 35,7 | 4. 6,5 м | X d | 0,25 0,06 | 0,32 0,1 | 0,70 0,08 | 0,40 0,03 | 0,07 0,03 | | V % | | | | 7,5 | 42,8 | 5. 7,5 м | X | 0,20 | 0,31 | 0,69 | 0,39 | 0,06 | d | 0,03 | 0,05 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | V % | | 16,1 | 7,2 | 10,2 | | Однако время от момента отрыва спортсмена от опоры до выпуска мяча при броске уменьшается с увеличением дистанции. Регрессионный анализ полученной зависимости свидетельствует, что она носит линейный характер. Очевидно, что с увеличением дистанции для сообщения мячу большей скорости вылета баскетболисты в большей степени используют вертикальную составляющую скорости движения тела при прыжке, которая имеет наибольшие значения в момент отрыва тела от площадки. 2.3. Вклад завершающего движения кистью в максимальную дальность броска одной рукой в прыжке Учитывая мнение большого числа специалистов баскетбола, подчеркивающих исключительное значение движения кистью для повышения точности и дальности бросков, было проведено исследование роли завершающего движения кисти в обеспечении точности броска с различных дистанций. Результаты этого исследования представлены в таблице 4. Таблица 4 Максимальная дальность бросков одной рукой в прыжке с фиксацией лучезапястного сустава (баскетбол) Показатели | Максимальная дальность броска | `Х | s | V% | 1. Бросок в прыжке | 6,8 м | 0,60 м | 8,8% | 2. Бросок в прыжке с фиксированным лучезапястным суставом | 4,5 м | 0,87 м | 19,3% | Из таблицы видно, что фиксация лучезапястного сустава и, как следствие, исключение из технического приема завершающего движения кистью приводит к уменьшению максимальной дальности броска в прыжке в среднем на 2,3 м. Таким образом, баскетболисты, владеющие техникой броска одной рукой в прыжке, при фиксированной кисти способны добросить мяч до корзины с дистанций 4,5 м. Из этого следует вывод, что на средних и дальних дистанциях движение кистью начинает играть роль главного управляющего движения, увеличивающего скорость и угол вылета мяча до требуемых пределов. По-видимому, это и объясняет резкое падение точности бросков с дистанций свыше 6,25 м, приносящих 3 очка в баскетболе, так как спортсмен, выполняющий метательное движение кистью, не способен внести коррекции в ошибочно принятую программу движений. С другой стороны, при бросках со средних дистанций (примерно в пределах 5,5 м) необходимая скорость сообщается мячу в ходе предварительных действий, таких, как вынос мяча, полетная фаза, разгибание локтевого сустава, а кисть корректирует параметры вылета мяча, обеспечивая высокую стабильность техники выполнения бросков. Мы проанализировали влияние антропометрических особенностей кисти бросающей руки на эффективность выполнения бросков в прыжке с различных дистанций. Нами был проведен сравнительный анализ антропометрических характеристик кисти бросающей руки у 5 баскетболистов и эффективности выполнения бросков в прыжке с различных дистанций. Прослеживается определенная зависимость результативности выполнения бросков в прыжке с дальних дистанций от таких антропометрических особенностей, как длина кисти бросающей. Полученные результаты позволяют предположить, что именно подвижность в лучезапястном суставе – угол отведения кисти – является наиболее значимым антропометрическим фактором, способствующим успешному выполнению бросков в прыжке с дальних дистанций. ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ В ПРЫЖКЕ 3.1 Методы обучения броску В современном баскетболе забрасывание мяча в корзину считается одним из важных элементов, которым должен владеть спортсмен. Команды, имеющие в своем составе хороших снайперов, часто выигрывают у команд, имеющих более высокорослых игроков. По ходу нашей дипломной работы было выявлено, что эффективность бросков у студентов 141 группы БГУФК зависит от правильной постановки ног и от трёх фаз броска. Поэтому мы предложим методику совершенствования точности броска, а через два месяца сравним результаты. Совершенствование точности бросков, как и совершенствование других сложных технических приемов, закрепление правильного навыка их выполнения, требует большого количества повторений. В то же время, несмотря на большой объем тренировочной работы, часто случается, что точность бросков повышается недостаточно, а время, затраченное на их совершенствование, используется неэффективно. Все это вызывает особый интерес к поиску методов и методических приемов, с помощью которых можно добиться повышения точности бросков в процессе тренировок и игровой деятельности. На протяжении ряда лет внимание исследователей сосредоточено на выявлении факторов, влияющих на точность бросков, а также разработке и апробированию различных методов и методических приемов, повышающих данный показатель. К таким методам, в первую очередь, относятся методы, основанные на физиологических механизмах так называемого дифференцированного торможения. В спорте данная проблема разрабатывалась В.С. Фарфелем и была конкретизирована в методе "сближаемых заданий". Суть метода заключается в том, что в процессе тренировки спортсмены, выполняя резко контрастные задания с постепенным их сближением, вырабатывают умение дифференцировать мышечные усилия. Используя этот метод для совершенствования точности бросков, баскетболисты выполняют поочередно броски с дальней и с ближней дистанций с постепенным снижением контрастности, в результате чего вырабатывается дифференцировка мышечных усилий при выполнении точных бросков с разных дистанций. Применение данного метода при совершенствовании бросков мяча в корзину свидетельствует о более высоких результатах, чем при простом многократном повторении бросков. Использование метода "сближаемых заданий" эффективно только тогда, когда баскетболисты хорошо овладели техникой выполнения приема. Для достижения прочного навыка при выполнении броска в корзину, независимо от способа его выполнения, наиболее эффективным методом является метод повторений, при котором броски выполняются с какой-либо определенной точки. Хороший снайпер должен знать основы механики броска. Не следует следить глазами за полетом мяча, в течение всего процесса забрасывания взгляд должен быть сконцентрирован на корзине. На какую часть корзины надо смотреть? Здесь пока нет единого мнения некоторые считают что основной точкой является передняя часть кольца, другие – задняя. Поэтому следует проанализировать взаимосвязь мяч-корзина. Основным звеном техники движения руки с мячом является координационное взаимоотношение в движении предплечья и кисти. В рабочей фазе броска одной рукой в прыжке на фоне торможения локтевого сустава происходит резкое увеличение скорости разгибания лучезапястного сустава (движение приобретает хлестообразный характер). Это связано с тем, что оптимальное использование пассивных сил достигается в случае, когда в рабочей фазе броска на фоне начавшегося разгибания в локтевом суставе продолжается обратнонаправленное движение в лучезапястном суставе, и только после максимального его разгибания начинается стабильное движение кисти. Для этого должен осуществится «захлест» кисти, после чего сгибание в лучезапястном суставе осуществляется за счет использования кинетической энергии, накопленной в предыдущих движениях. Положение кистей является важной частью хорошего броска. При броске в прыжке спортсмен держит ступни приблизительно на ширине плеч, носки направлены в сторону корзины. Последний удар мяча об пол выполняется немного сильнее, чтобы мяч быстрее отскочил. Самым важным при броске в прыжке является время отрыва мяча от руки: быстрый и плавный отрыв более важен, чем высота прыжка, предшествующего броску. Основные ошибки при бросках: I. Если угол, образованный локтевым суставом составляет менее 90°, бросок превращается в метание. 2. Если мяч отрывается не от указательного и среднего пальцев, а от среднего и безымянного пальцев кисти, это ведет к боковому вращению 3. Игрок не должен следить за полетом, особенно при броске в движении. 4. Если спина и плечи слишком сильно отклонены назад, это укорачивает амплитуду движения игрока. 5. При забрасывании не надо продолжать движение вперед; что- бы обеспечить хорошее равновесие, игроку следует сделать отметки на полу для отталкивания и приземления. 6. При забрасывании игрок должен направлять локоть к корзине. 7. Другая рука не должна оказывать влияние на отрыв мяча или его направление. Следует отметить, что важным элементом при выполнении броска одной рукой в прыжке является правильное расположение ног перед отталкиванием. Ступни должны располагаться параллельно друг другу, ось их должна быть ориентирована на центр корзины. При таком расположении ступней перед выпрыгиванием тело в полете имеет кинетический момент, направление которого совпадает с направлением выполняемого броска. Если это правило нарушено, то спортсмену в фазе прыжка придется корректировать направление броска, при этом кинетическая энергия тела не вкладывается в бросок мяча; напротив, спортсмен должен приложить дополнительные усилия, чтобы погасить ее. Естественно, как дальность, так и точность броска при этом существенно снизятся. Поскольку перед фазой выпрыгивания спортсмен находится в фазе разбега, то правильная установка ступней ног должна завершать названную фазу. У спортсмена при этом, как правило, нет времени на дополнительные движения для правильной установки ступней ног, поэтому этот навык должен быть доведен до автоматизма, что может быть достигнуто только путем целенаправленных тренировок. Методика направленного развития подвижности кисти у баскетолистов Перед выполнением комплекса упражнений испытуемые самостоятельно массируют руки, растирая пальцы, тыльную и ладонную часть кистей. В содержание комплекса входят три группы упражнений: первые пять – на подвижность (растяжение), шестое и седьмое – на силу и последние три упражнения - на расслабление кистей. Дозировка упражнений регулируется (сериями от 10 до 20 раз) в зависимости от индивидуального состояния испытуемого. Самомассаж пальцев, тыльной и ладонной частей длится до ощущения теплоты (с целью ―разогревания‖ кистей ). Упражнения на подвижность проводятся с постепенным увеличением амплитуды движения (до отказа) и прекращаются, когда у испытуемого наступают болевые ощущения в суставах кисти. Упражнения на силу выполняются по возможности с большой частотой, чтобы наращиваемая сила мышц имела динамический характер. Силовые упражнения прекращаются в момент появления признаков усталости. Упражнения на расслабление служат отдыхом для кистей и проводятся до тех пор, пока у испытуемого не появится желание продолжать. Комплекс 1 1. Пальцы правой руки разведены, а левой – собраны ―лодочкой’’. Пальцы левой руки вставить между вторым и третьим пальцами другой руки и, раскрыв ―лодочку‖, расширить межпальцевый промежуток. Упражнения выполняются для расширения остальных межпальцевых промежутков. 2. Руки с переплетенными пальцами опущены перед собой вниз, ладонями к земле. Не разъединяя рук, перенести через них вперед сначала правую, затем левую ногу. Повторить то же в другом направлении. 3. Кисти обеих рук в скрещенном положении удерживают мяч перед собой, либо за спиной, над головой, между ног. Энергичным движением кисти вытолкнуть мяч в правую (движением правой кисти) или левую сторону (движением левой кисти). 4. В каждой руке по мячу (малого размера, так чтобы они удерживались кистью, без прижимания к туловищу). Занеся мячи за спину, энергично вытолкнуть один из них вверх, другой в сторону. 5. После сильного сжатия теннисного или малого резинового мяча кисть немедленно расслабляется (упражнение повторяется сериями с постепенным ускорением до ощущения усталости). 6. Занимающийся в прыжке кончиками пальцев пытается забросить мяч в корзину. То же в условиях противодействия. 7. Руки согнуты в локтевых суставах, кисти свободно опущены. Потряхивание расслабленными кистями. 8. Руки расслабленно поднимаются вверх. Последовательное сги- бание рук в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах за счет действия силы тяжести при расслабленных мышцах (по- следовательно падают книзу кисти, предплечья и плечи). Тренировка правильной постановки стоп ног в подготовительную фазу выполнения броска Мы разработали комплекс специальных упражнений для совершенствования техники выполнения приемов нападения у игроков студенческих баскетбольных команд. Упражнение 1. Баскетболист занимает исходное положение справа у средней линии и начинает движение в среднем темпе без мяча в сторону платформы и выполняет напрыгивание на платформу с одной ноги (рис.1). При этом важно акцентировать внимание на постановку стоп ног точно на «следы» на платформе и строго параллельно. Количество повторений упражнения – 15-20 раз с различных дистанций – 4,5 и 6,5 м, а так же с правой и с левой стороны. Рис. 1. Схема выполнения первого упражнения. Движение игрока Передача мяча Бросок в корзину Ведение мяча Нападающие Защитники Платформа Рис. 2. Схема выполнения второго упражнения. Обозначения все как на рис. 1. Упражнение 2. Игрок располагается с правой стороны платформы, начинает ведение мяча правой рукой в сторону платформы, выполняет напрыгивание с одной ноги на платформу и выполняет бросок в прыжке (рис. 2). Как и в предыдущем упражнении, важно, чтобы стопы ног располагались точно на «следах» на платформе и строго параллельно. Количество повторений упражнения – 15-20 раз с различных дистанций – 4,5 и 6,5 м, а так же с центра и с левой стороны. Упражнение 3. Игрок начинает движение без мяча справа у средней линии. Второй игрок располагается под щитом на лицевой линии с мячом. Подбегая к платформе, первый игрок (А) выполняет напрыгивание с одной ноги, в это время второй игрок (В) выполняет передачу мяча игроку А. Игрок А выполняет бросок в прыжке (рис. 3). Как и в предыдущем упражнении, важна правильная постановка стоп ног - на «следы» на платформе и строго параллельно. Количество повторений упражнения – 15-20 раз с различных дистанций – 4,5 и 6,5 м, а так же с центра и с левой стороны. Упражнение 4. Игрок начинает движение без мяча справой стороны с ведением мяча. Защитник располагается возле платформы, осуществляя пассивную защиту. Нападающий выполняет напрыгивание с одной ноги и выполняет бросок в прыжке через защитника (рис. 4). При этом стопы ног располагаются на «следах» на платформе и строго параллельно. Количество повторений упражнения – 15-20 раз с различных дистанций – 4,5 и 6,5 м, а так же с центра и с левой стороны. Рис. 3. Схема выполнения третьего упражнения. Обозначения все как на рис. 1. Рис. 4. Схема выполнения четвертого упражнения. Обозначения все как на рис. 1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев В.И. Некоторые особенности атлетической подготовки и сопряженного метода тренировки в бросках одной рукой в прыжке в баскетболе/ В.И.Андреев, Г.И.Реш, Н.Н.Токарь // Физическое воспитание в процессе перестройки высшей школы. Томск, 1989. – С. 42- 25. 2. Андреев В.И. Исследование некоторых особенностей точности бросков в прыжке в баскетболе в зависимости от дистанции их выполнения / В.И.Андреев, Н.Н.Токарь, О.В.Смирнов, Д.В.Суглобов // Мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2000. - С.79-86. 3. Андреев В.И. К вопросу построения тренировочного процесса, направленного на совершенствование точности броска у квалифицированных баскетболистов/ В.И.Андреев, В.П.Хвостиков // Мат-лы на- уч.-практ. конф., Таллин, 1986.- С.44-46. 4. Андреев В.И. Исследование точности бросков в прыжке одной рукой в зависимости от дистанции выполнения / В.И.Андреев, В.П.Хвостиков, Н.В.Полтаропавлов // Организация и методы спортивной тренировки. Томск, 1989.- С.23-25. 5. Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность технических приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спор- та/ В.И.Андрев. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000 - 176 с. 6. Астахов А. Дальний бросок в прыжке / А.Астахов // Спортивные иг- ры. -1964. - № 9. - С. 10-12. 7. Бабушкин В.З. Дальний бросок / В.З.Бабаушкин // Спортивные игры. – 1985. - №4. – С.17-18. 8. Бабушкин В.З. Изменение в правилах – изменение в игре / В.З.Бабушкин // Спортивные игры. – 1985. - № 9. – С.16-17. 9. Банченко А.С. Электромиографическое исследование работы мышц спортсменов при выполнении ударных движений / А.С.Банченко, Р.Т. Иноземцев // Современные проблемы физического воспитания молодежи.- Волгоград, 2004. - С.43-44. 10 .Баринов В.В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболистов на успешность соревновательной деятельности / В.В.Баринов. - Автореф. дисс. … к.п.н. - М., 2001.- С.18. 11 .Бернштейн Н.А О ловкости и ее развитии / Н.О.Бернштейн — М.: ФиС, 1991.- 79 с. 12 .Бондарь А.И. Структура броска баскетболиста в прыжке / А.И.Бондарь, В.Н.Лебедев, В.М.Никель // Научные докл. на конф.республик Прибалтики - Белоруссии по вопросам спортивной трени- ровки. - Рига, I978. - С. 15-16. 13 .Бурчуладзе А.Д. О последовательности включения мышц- антагонистов при выполнении бросковых движений в баскетболе / А.Д.Бурчуладзе // Мат-лы респ. науч. конф. - Тбилиси, 1970. - С. 89- 90. 14 .Вайнбаум Я.С. Управление движениями и совершенствование технической подготовки в физическом воспитании/ Я.С.Вайнбаум. - М., 1981. - 38 с. 15 .Вальтин А.И. Влияние интенсивной двигательной деятельности баскетболистов на технику броска мяча в корзину в прыжке / А.И.Вальтин // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 9. - С. 8-11. 16 .Волков Н.И. Систематизация специальных упражнений в баскетболе / Н.И.Волков, В.М.Корягин //Теория и практика физической культуры. -1976. - № 9. - С. 23-28. 17 .Голомазов С. В. Биомеханическая характеристика точности движений / С.В.Голомазов, В.М.Зациорский // Точность двигательных действии: Учеб. пос. для студентов ин-тов физ. культуры. - М., 1979. - С. 98. 18 .Голомазов С.В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: Дис. … д-ра пед. Наук / С.В.Голомазов.- М., 1996.- 316 с. 19 .Гомельский А.Я. Три очка в конце встречи / А.Я.Гомельский // Спортивные игры. - 1986. - № 8. - С. 12. 20 .Данилов А.А. Экспериментальное исследование специальной работоспособности баскетболистов: Дис. ... канд. пед. наук / А.А.Данилов. - М., 1972. – 357 с. 21 .Дружинина Л.Е. Экспериментальное обоснование средств и методов подготовки юных баскетболисток 13-16 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Е.Дружиниа. - М., 1979. - 19 с. 22 .Зациорский В.М. Биомеханическое исследование баскетбольного броска / В.М.Зациорский, С.В.Голомазов // Теория и практика физической культуры. - 1972. - № 11. - С. 17-24. 23 .Зациорский В.М. Успешность приема мячей в зависимости от скорости, направления и длительности полета / В.М.Зациорский, С.В.Голомазов, М.Х.Казиев //Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 8. - С. 12-14. 24 .Звездин В.К. Экспериментальное обоснование средств и методов воспитания специальной выносливости у высокорослых баскетболистов 14-17 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.К.Звездин. - М., 1979. - 25 с. 25 .Зельдович Т.Д. Оценка адаптации юных баскетболистов 13-18 лет к нагрузкам на специальную выносливость / Т.Д.Зельдович, Г.Г.Ярославцев, В.М.Ерофеева // Научно-методические основы под- готовки юных баскетболистов. - М.: ВНИИФК, 1976. - С. 42-47. 26 .Ивойлов А.В. Средства и методы обеспечения функциональной устойчивости точностных движений в спортивной деятельности: Авто- реф. дис. ... д-ра пед. наук / А.В.Ивойлов. М., 1987. - 51 с. 27 .Ивойлов А.В. Влияние прогрессирующего утомления на точность бросков по корзине / А.В.Ивойлов, Ю.Г.Смирнов, В.В.Чикалов //Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 7. - С. 12-14. 28 .Казиев М.Х. Совершенствование приема мяча при различных сочетаниях времени прослеживания и скорости его полета / М.Х.Казиев, С.В.Голомазов, И.П.Башлыков, В.В.Власова // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 7. - С. 10-12. 29 .Кераминас С.А. Исследование методики обучения баскетболистов приемам техники игры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А.Кераминас - М., 1955.- 15 с. 30 .Корягин В.М. Структура и содержание современной подготовки баскетболистов / В.М.Корягин.- Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук.- М., 1994, С. 102. 31 .Кудимов В.Н. Некоторые пути повышения эффективности процесса обучения броскам в баскетболе / В.Н.Кудимов, А.И.Малок // Мат-лы VI респ. науч.-теорет. конф. по вопросам физ. воспитания и спорта среди детей и молодежи. – Ташкент: 1976. - С. 38-45. 32 .Кузин В.В. Баскетбол. Начальный этап обучения / В.В.Кузин, С.А.Полиевский. - М.: Физкультура и спорт, 2002.-С. 34. 33 .Курсс А. Эффективность индивидуальных действий баскетболистов в связи с овладением сложными атакующими приемами: Автореф. дис. … канд. пед. наук /А.Курсс. - М.: 1980. - 20 с. 34 .Левин В.М. Исследование возрастных изменений скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов и экспериментальное обоснование методики их воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.М.Левин. - М., 1970. - 34 с. 35 .Линдеберг Ф. Баскетбол: Игра и обучение / Ф.Линдеберг. - М.: Физ- культура и спорт, 1971. - 279 с. |