ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 4. Среднерусский стиль Территория бытования среднерусских песенных традиций: современные территории Московской, Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской областей. Заселение региона в древности славянскими (вятиче, кривичи, словене) и финно-угорскими племенами (мери, муромы, мещеры). Присоединение к Древней Руси (964-966 гг.). Пограничное расположение московских земель по отношению к центрам Ростово-Суздальского, Рязанского, Черниговского, Смоленского княжеств в период феодальной раздробленности. Консолидация земель вокруг Москвы, роль Сергия Радонежского в образовании Московского государства. Особенности декоративно-прикладного искусства и крестьянского костюма региона. Народные промыслы (Гжельская керамика, Палехская, Федоскинская, Мстерская и Холуйская миниатюра, Жостовская роспись, Павлово-Посадские платки, Филимоновская игрушка, Богородская резьба и др.). Неоднородность песенного фольклора современной Московской области: соединение западнорусских песенных традиций (западные районы), песенных традиций Мещеры (юго-восточные районы), окского песенного стиля (южные районы), верхневолжского песенного стиля (северные районы). Диалектные особенности, наличие условных границ народных говоров. Календарный фольклор. Святки: «Авсеньки», «Таусеньки» как разновидность среднерусских колядок. Весенний цикл: весенние обходы дворов молодоженов с пением «вьюнишных» песен (северно-восточные районы), обряд закликания весны с использованием ритуального печения в виде птиц «жаворонков», роль детей в весенних обрядах. Троицко-купальский цикл: «похороны Костромы» как региональная разновидность переходного обряда весенне-летнего цикла. Осенний обряд «похороны мух» (Тульская обл.). Семейно-бытовые жанры: бытование обеих разновидностей свадьбы: «свадьба-похороны» (к северу от Москвы) свадьба-веселье» (к югу от Москвы). Детский фольклор. Хороводные песни. Местная хореография. Эпическая традиция. Преобладание лиро-эпических песен, исторических песен и духовных стихов позднего формирования или близких к южной песенной традиции. Развитие поздних жанров фольклора под влиянием фабрично-заводской, лакейской, торговой среды. Плясовые песни и частушки. Музыкальные инструменты: верхневолжский пастушеский инструментарий, Владимирские рожечники, тульская гармоника. Музыкально-поэтические особенности традиционных песенных жанров. Силлабический и тонический стих в обрядовых песнях, силлабический и силлабо-тонический стих необрядовой лирики. Сольное и ансамблевое исполнительство. Формы многоголосия. Тесситура голосов, характерные вокальные приемы. Тема 5 Поволжский стиль История заселения региона финно-угорскими, тюркскими и славянскими народами. Понятие об индоевропейской, уральской, алтайской языковых семьях. Межэтнические контакты в том числе в области народной культуры. Волга – важный торговый путь между Востоком и Западом. Древние государства Поволжья (волжская Булгария, Хазарский каганат) и народы Великой Степи. Три периода в расселении восточных славян на Средней Волге (I — начальный, II - золотоордынский, III — эпоха укрепления границ Русского государства). Ослабление торговых и культурных контактов в период монгольского нашествия. Покорение Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным и объединение Волжской речной системы в руках России. Возникновение новых крупных городов (Самара, Саратов, Царицын). Немцы Поволжья. Калмыки Нижнего Поволжья. Особенности декоративно-прикладного искусства региона. Народные промыслы (Городецкая и Хохломская роспись, Полхов-майданские таратушки) Преобладание лирических и лиро-эпических песен в традиционной культуре населения бывших сторожевых форпостов Государства Российского. Развитая хороводно-игровая традиция в близлежащих земледельческих селах. Очаговый и точечный характер бытования «земледельческих» песенных традиций в рамках единой народной культуры региона. Сохранение переселенцами элементов народных традиций их прародины. Музыкально-поэтические особенности традиционных календарных, свадебных, хороводных, лирических песен. Взаимодействие музыкальных культур народов региона. Схожесть и специфика обрядовых комплексов народов Среднего Поволжья. Бытование русских хороводных песен в мордовских селах. Трудовые-артельные песни и припевки. Бурлачество Средней и Нижней Волги. Традиционный фольклор финно-угорского и тюркского населения. Похоронные и рекрутские обряды народов Поволжья. Инструментальная музыка народов Поволжья. Эпическая традиция. Появление былинного эпоса в Поволжье в XVI- XVII вв. Бытование эпических текстов и напевов близких как Северной так и Южной традиции, связанное с миграциями населения и позволяющее рассматривать Поволжье как связующую нить между Севером и Югом. Более широкое по сравнению с былинами, записи которых единичны, распространение исторических песен, баллад и духовных стихов, преимущественно южной традиции исполнения. Тема 6. Уральский стиль Урал в древности. Погребения, содержащие золотые и серебряные украшения скифского звериного стиля. Контакты с Востоком и Западом по Волжско-Камскому торговому пути. Великая Биармия. Многоликость этнического состава населения (XI – XIX вв.) Роль переселенцев в формировании уральской народной традиционной культуры. Межэтнические контакты и их отражение в традиционной культуре. След архаических культов Хозяев природных богатств в эпической прозе русской горняцкой среды. Символика в архитектуре жилищ, одежде и предметах быта уральских крестьян. Народные промыслы Урала (Каслинское литье, Златоустовские гравюры, пермская деревянная скульптура, уральские самоцветы). Взаимодействие крестьянской, военной и фабрично-заводской культур в процессе становления уральского народно-песенного стиля. Уральские старообрядцы и их влияние на особенности народно-песенной культуры. Преобладание северно-русского диалекта в песенном фольклоре Урала. Влияние языков местных народов на русские говоры Урала. Близость содержания и форм обрядов календарно-земледельческого и семейно-обрядового циклов северному варианту. Локальные особенности уральской свадьбы ряжение, крещение на реке куклы-Ребенка. Региональная специфика календарных обрядов: отсутствие песен-колядок, закликание весны без исполнения обрядовых песен, перенесение обрядов с растительными культами с Семика на Троицу. Влияние русской календарной обрядности на обычаи соседних народов. Сборник Кирши Данилова как свидетельство существования на Урале в прошлом былинного эпоса. Близость напевов сборника к формам, бытующим на Русском Севере (строфическая форма, отсутствие распевов и др.). Духовные стихи уральских старообрядцев. Широкое распространение неприуроченных жанров фольклора. Сохранение в горнозаводских песнях и песнях Советского времени черт музыкальной выразительности, присущих традиционной крестьянской песне. Фольклор уральских (яицких) казаков. Ведущая роль мужских жанров. Влияние старинной крестьянской песни на песни раннего периода, проникновение музыкальных элементов фольклора тюрко-язычных народов. Широкое распространение поздних исторических и походных песен, связанных по музыкальному и поэтическому языку с городской культурой. Характерное строение партитур песен уральских казаков: мажоро-минорный склад, движение параллельными терциями и секстами. Сохранение активной роли мужских голосов, часто встречающиеся исполнения запевов мужчинами. Тема 7 Сибирский стиль История заселения Сибири. Экономическое, политическое и культурное значение освоения Сибири русскими переселенцами из различных областей России. Особенности народного быта: устройство жилища, женский и мужской костюм, предметы домашней обихода. Народные промыслы: (Тобольская резная кость и др.) Обусловленность богатства и многообразия фольклорных традиций Сибири социальной, религиозной и этнической многосоставностью населения. Основные пласты народной музыкальной культура Сибири: старожильческий (в поселениях XVII — XVIII веков) новосельческий (в поселениях второй половины XIX — начали XX веков). Музыкально-поэтический фольклор старожилов как явление стилистически единой культуры. Связь старожильческой культуры с песенными традициями северно-русских областей. Жанровый состав, особенности строения музыкально-поэтического языка, формы бытования и характерные исполнительские приемы песен Томского Приобья, Красноярского края, Нижней Тунгуски. Общность сибирской старожильческой песенной культуры в отношении приемов музыкально-поэтической выразительности с народно-песенными традициями европейской части России. Сохранение в фольклоре «поздних» переселенцев культурных традиций их прежней родины. Своеобразие музыкально-поэтического фольклора в традиции смешанного (переходного) типа, существующей в ряде поселений XIX века. Объединение особенностей перенесенного из прежних мест проживания фольклора с традиционными чертами старожильческой песенной культуры. Народная музыкальная культура старообрядцев Aлтая и Сибири. Переселение на Алтай и в Забайкалье русских старообрядцев в XVIII веке. Характеристика песенных традций «семейских» Забайкалья. Высокий исполнительский уровень певцов, связанный с развитой традицией профессионального церковного пения. Особенности жанрового состава песен «семейских» преобладание духовных стихов и лирических, популярность песен тюрьмы и каторги, отсутствие жанрового пласта календарных песен. Близость «семейских» песен южнорусскому народно-песенному стилю, влияние белорусских и украинских песенных традиции. Заимствование «семеискими» Забайкалья некоторых черт казачьей культуры в отношении репертуара, схожести приемов звуковедения, развитой традиции мужского ансамблевого пения. Сохранение в «семейском» распеве элементов русского средневекового церковного пения (особенности строения многоголосной фактуры, сходной с древнерусским строчным, путевым и демественным распевами использование хабув). Условия жизнедеятельности и особенности народно-песенных традиций русских старообрядцев на Алтае. Казачья культура Сибири. Роль казаков в освоении территории Сибири. Основные места расселения сибирских казаков — русла рек Иртыш, Тобол, Лена, Енисей, Ангара. Жизненный уклад казачьих поселений. Жанровый состав песен казаков, строение их музыкально-поэтического языка, характерные черты исполнительского стиля. Тюремный фольклор Сибири. Влияние исторических условий появления и развития горнозаводской промышленности на возникновение специфического пласта сибирского фольклора — песен бродяг, беглых и каторжников. Тематическое планирование № | Разделы | Лекции | Практические занятия | | Введение | Понятие этнокультурных зон | Основные певческие традиции | | Севернорусский стиль | Основные особенности севернорусской традиции | 1. Материальная культура и быт Русского Севера 2. Севернорусская эпическая традиция 3. Севернорусская свадьба 4. Календарный фольклор русского Севера | | Западнорусский стиль | Традиция, регион, история. | 1. Календарный фольклор. 2. Западнорусская свадьба 3. Аграфена Глинкина и другие выдающиеся народные исполнители. 4. Музыкальные инструменты западнорусской традиции. | 4. | Южнорусский стиль | Особенности фольклора и материальной культуры русского Юга | 1. История заселения, диалектические особенности 2. Календарный фольклор. 3. Южнорусская свадьба 4. Курские танки и карагоды | | Среднерусский стиль | Регион, традиция | 1. История заселения, диалект, промыслы. 2. Обрядовый фольклор 3. Необрядовый фольклор | | Поволжский стиль | Особенности региональной традиции | 1.Поволжье – регион со смешанной этнокультурной традицией 2. Фольклор русских поселенцев. 3. Фольклор коренных народов поволжья. | 7. | Уральский стиль | Фольклор Урала | 1. История заселения и взаимодействия между народами. 2. Фольклорная традиция на Урале. 3. Духовные стихи старообрядцев Верхокамья. | | Сибирский стиль | Фольклор и материальная культура Сибири. | 1. История заселения и освоения региона. 2. Особенности бытования фольклорной традиции 3. Семейские Забайкалья | |