МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Рыночный механизм – среда функционирования фирмы.





3. Рыночные структуры и конкуренция.

 

-2-

Рынок, как известно, представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров.

Рынок выполняет следующие основные функции: ценообразующую, регулирующую, посредническую, информационную, санирующую.

Рынок формируется под воздействием трех исторических условий:

1.Общественное разделение труда, вследствие чего возникает обмен, появляются деньги и в итоге - товарное производство;

2.Экономическая обособленность товаропроизводителей, выражающаяся через обособленные экономические интересы и возникшая на базе частной собственности на средства производства;

3.Самостоятельность субъектов рынка и свобода предпринимательства.

На дальнейшее развитие рыночной экономики влияют следующие факторы:

• уровень развития отношений собственности и степень экономической обособленности участников рыночных отношений, располагающих правом владения, пользования и распоряжения средствами производства и результатами труда;

• обеспечение свободы предпринимательской деятельности и ограничение вмешательства государственных органов;

• конкуренция товаропроизводителей и демонополизация экономики;

• рыночное ценообразование;

развитие инфраструктуры рыночного хозяйства.

 

 
 

 

 
 

 
 

 

 


Рис.3.4. Условия возникновения и факторы развития рынка

Основными предметами купли-продажи на рынке выступают факторы производства, финансовые средства, товары широкого потребления и услуги. Каждый предмет купли-продажи обращается на соответствующем рынке, для которого присущи свои особенности функционирования. В зависимости от предметов купли-продажи рынок делится на отдельные виды (элементы): рынок факторов производства, финансовый рынок, рынок труда, потребительский рынок и т.д.

Классификация рынка осуществляется и по другим признакам. Так, по степени конкуренции различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный.

В зависимости от соотношения спроса и предложения выделяются рынок продавца и рынок покупателя.

По территориальному признаку существуют следующие рынки: местный, региональный, национальный, мировой.

Спрос, предложение и цена – элементы рынка. Основными элементами рынка являются спрос, предложение и цена товара. Спрос – это платежеспособная потребность в товаре. На спрос влияют следующие факторы: цены на товары и услуги, доходы потребителей (населения), мода и потребительские предпочтения, цены на товары-заменители, реклама, географические, национальные и природно-климатические особенности.

Обратная связь между ценой и количеством покупаемого товара отражается законом спроса, согласно которому при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении складывается в обратной зависимости от цены. Объясняется такая зависимость рядом причин:

• снижение цены увеличивает число покупателей, а ее рост сдерживает потребителей от совершения покупки;

• согласно принципу убывающей предельной полезности товара, каждая последующая покупка приносит все меньше и меньше полезности, следовательно, при снижении цены увеличится объем реализации;

• проявляется эффект дохода, состоящий в том что, при росте доходов покупатели способны купить большее количество данного товара после снижения цены;

• проявляется эффект замещения, в соответствии с которым потребители начинают заменять дорогостоящие товары более дешевыми товарами-субститутами.

Предложение – количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. На предложение влияют следующие факторы: цена товара, цена факторов производства, технология производства, налоги и регулирующие воздействия государства и т.д.

Между ценой товара и объемом его предложения существует прямая связь, которая называется законом предложения. Чем выше цена, тем больше товаров (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы в единицу времени.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к образованию равновесной рыночной цены, при которой предложение равно спросу (см. рис.. Однако подобное состояние рынка не является постоянным. Под воздействием изменения факторов, влияющих на спрос и предложение, рынок выводится из состояния равновесия, а механизм рыночного ценообразования самопроизвольно стремится к установлению равновесия.

 

Рис.3.5. Взаимодействие спроса и предложения

Вкратце основные положения рыночного механизма ценообразования можно сформулировать следующим образом:

• цена всегда стремится к уровню, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения;

• в случае роста спроса под воздействием неценовых факторов и при неизменном предложении или в случае снижения предложения при неизменном спросе цена возрастает;

• снижение спроса при неизменном предложении и рост предложения при неизменном спросе ведут к снижению цены.

Возможны и другие варианты действия ценового механизма. Однако важно знать не только качественную сторону происходящих изменений, но и оценить их количественно. Количественное влияние изменения одного из элементов рыночного механизма ценообразования на величину другого элемента выражается коэффициентом эластичности.

Эластичность спроса по цене отражает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%.

Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле:

где - изменение спроса, %;

- изменение цены, %.

Если Еdp больше 1, спрос называют эластичным, и наоборот, неэластичным, если он меньше 1. В случае, когда изменение цены не вызывает изменения спроса, Еdp=0. Для эластичного спроса характерна обратная зависимость между изменением цены товара и выручкой продавца, для неэластичного – прямая зависимость. Отсюда изучение потребительского спроса играет важную роль при определении ценовой политики производителя.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:

1.Товары-заменители: чем больше таких товаров, тем эластичнее спрос;

2.Качество товара: чем выше качество товара, тем неэластичнее спрос;

3.Потребительная значимость: если сравнить предметы первой необходимости с предметами роскоши, то спрос на последние эластичнее, чем на предметы первой необходимости;

4.Доля товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес товара в потребительской корзине, тем эластичнее спрос на этот товар;

5.Размеры запаса: чем больше запас, тем эластичнее спрос;

6.Ожидания потребителей;

7.Размер дохода потребителя.

Для оценки влияния дохода на спрос определяется коэффициент эластичности спроса по доходу. Для этого в приведенную выше формулу вместо цены вводится показатель дохода. Значение данного коэффициента указывает на то, растет или снижается спрос потребителя на определенный товар при росте его дохода.

Эластичность предложения по цене отражает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается отношением относительного изменения величины предложения к относительному изменению цены.

На эластичность предложения влияют следующие факторы: технология производства; возможные сроки хранения товара и затраты на хранение; продолжительность периода существования изменившихся цен и т.д.

 

-3-

Рыночная структура - это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм. Тип рыночной структуры зависит от множества факторов, как со стороны производства, так и спроса, при этом выделяют следующие факторы:

1) эффект масштаба, или экономия на масштабах производства, возможность которой ведет к усилению концентрации производства и уменьшению числа фирм в отрасли;

2) вертикальная интеграция, способствующая снижению трансакционных издержек (издержек, связанных с продвижением товара на рынок);

3) политика государства, которое посредством налоговых и тарифных мер оказывает влияние на совокупный спрос.

Типология рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка. К последним относятся:

I) численность продавцов и их рыночные доли (чем больше продавцов и соответственно меньше рыночная доля каждого, тем меньше степень влияния отдельного продавца на рынок);

2) степень дифференциации продукта (чем больше отличительных признаков у продукта какой-либо фирмы по сравнению с продукцией других фирм отрасли, тем менее конкурентным будет поведение этой фирмы, а ее рыночная власть больше);

3) условия вступления в отрасль и выхода из нее, связанные с наличием и отсутствием отраслевых барьеров (значительный положительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкость производства, норма прибыли и др.). При этом, чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее посторонним фирмам проникать на отраслевой рынок и тем больше возможностей для действующих фирм реализовать рыночную власть;

4) рыночная власть, или степень контроля производителей над ценами (чем больше степень рыночной власти, тем менее конкурентным является рынок);

5) характер поведения фирм: нестратегическое поведение, когда фирмы принимают решения, не учитывая реакции конкурентов, и стратегическое, когда они принимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперников, а их рыночное поведение координируется с поведением других фирм отраслевого рынка.

Конкуренция и типы фирм.Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или другого типа фирмы, является степень развития конкурентных отношений.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им сегментах рынка. В зависимости от степени конкурентности рынка, различают совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором многочисленные мелкие фирмы не обладают никакой рыночной властью. Характерной ее особенностью является то, что продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены и единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства, а совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики. Совокупность присущих ей свойств (стандартизированность продукта, прозрачность рынка, полная свобода входа и выхода) определяет тот факт, что совершенная конкуренция представляет собой скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм.

Несовершенная конкуренция — тип конкуренции, при котором фирмы обладают рыночной властью и конкурируют за объем продаж. Это способ соперничества фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Отличительной особенностью данного типа конкуренции является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции (тип продукта, способ производства и сбыта и др.). Среди разновидностей несовершенной конкуренции, в зависимости от совокупности признаков рыночной структуры выделяют монополистическую конкуренцию, олигополию и абсолютную монополию.

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором обладающие рыночной властью многочисленные продавцы дифференцированного товара конкурируют друг с другом за объем продаж.

Олигополия — тип рыночной структуры, характеризующийся затрудненным проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, производящих как стандартизированный, так и дифференцированный продукт, и конкурирующих за объем продаж.

Абсолютная (чистая) монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного производителя за счет блокирования входа в отрасль, что обеспечивает ему абсолютную монопольную власть.

Деятельность фирм, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ перед другими фирмами отрасли являетсяихконкурентной стратегией.

Завоевание и удержание конкурентного преимущества является едва ли не определяющей задачей фирмы, поскольку именно это обеспечит ей как надежный источник получения прибыли, так и хозяйственную устойчивость в долгосрочной перспективе. Результативность конкурентной стратегии зависит от следующих факторов; 1) правильного выбора типа конкурентной стратегии и степени ее разработанности, 2) способности фирмы гибко реагировать на изменение условий, 3) типов стратегий, реализуемых конкурентами.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.