МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Приемы работы над элементами баховского языка





6.1.Задержание является одной из основ всей ба­ховской полифонии. В прелюдии VII можно легко обнаружить, что буквально вся ткань состоит из задержаний, которые являются здесь важнейшим импульсом развития. Нпример, такты 3—4 и показать ученику все три элемента:

1) приготовление (ми - на третьей четверти),

2) задержание (первая чет­верть),

3) разрешение (вторая четверть).

Затем нужно поработать над верхним голосом: взять ин­тенсивно ми и после этого очень связно на неболь­шом подъеме руки немного тише извлечь ре. Аналогичным образом ученик должен работать над задержаниями во всей пьесе.

6.2.Плавность, текучестьдвижения не всегда ока­зывается в сфере внимания педагога. Здесь в ка­честве элементарного примера можно взять мотив, идущий в пунктирном ритме (VI, вторая половина 1-го такта). Шестнадцатая «выскочит», прозвучит грубо, если ее сыграть с такой же силой, как предшествующую ей восьмую с точкой. Если же сыграть эту шестнадцатую слишком тихо, то между восьмыми будут ощущаться провалы, мело­дическая линия нарушится. В таких случаях сле­дует работать активными пальцами над тончайшим распределением звучности.

Характерную картину дает маленькая прелю­дия I . Здесь активной, построенной на отдельных возгласах размашистой теме (такты 1 — 4) отвечает более обобщенное равномерное движе­ние шестнадцатыми. Эти шестнадцатые следует сгладить и в динамическом отношении.

6.3.Реальное выдерживание(пальцами) всех голосов принадлежит к труднейшим проблемам, выдвигаемым музыкой Баха. Ученики при игре путают голоса, один голос у них непосредственно переходит в другой и т.д. Здесь нужно с самого начала учить правильной работе:

· играть каждый голос отдельно,

· играть двумя руками два голоса, которые должны быть исполнены одной рукой.

· Обозначить тембровое различие между этими голосами.

· Полезно иногда остановить ученика, чтобы он сам услышал всю вертикаль, проверил - все ли голоса у него звучат.

В прелюдии X или IV на всем протяжении (в IV — почти на всем) правая рука ведет дуэт двух голосов, в котором мелодии соревнуются между собой интенсивностью своих «бесконечных» линий.

С другой стороны, при так называемом «комплементарном» («дополняющем») ритме, когда го­лоса, взаимно дополняя друг друга, образуют еди­ное равномерное движение, следует избегать «токкатности» и обобщенно­сти всего звучания — необходимо тонко дифферен­цировать звучность каждого голоса, чтобы выявить все дробления мотивов, переклички голосов.

Одна из существенных черт баховского тематизма - скрытая полифония (или скрытое многоголосие). Поскольку эта особенность свойственна почти всем мелодиям Баха, умение распознать её представляется крайне важным навыком. Например, Маленькая прелюдия № 1 C-dur, она сразу вводит ученика в своеобразный мир скрытых мелодических образований. Сначала следует показать движение верхнего скрытого голоса в тех местах, где отчётливо выступают разрешения диссонансов (такты 2,3). Затем найти аналогичную, но более развёрнутую последовательность в тактах 6-8:

 

Стоит отметить здесь важный приём, часто встречающийся у Баха: скрытый верхний голос проводит секвенцию на основе двузвучного мотива. Далее важно составить гармоническую схему этой секвенции, выписав аккордами гармоническую основу фигурации правой руки. Затем нужно играть аккорды вместе с басом, более подчёркивая первый аккорд и менее, как разрешение, второй.



Цель подобных гармонических упражнений – не только выявление скрытых голосов, но и осознание выразительного смысла гармонии, художественное значение которой чрезвычайно велико в полифоническом творчестве Баха.

Примеры скрытого голосоведения находим и в Маленькой прелюдии № 8 F-dur, где средний голос образует секвенцию мотивов, состоящих из двух звуков каждый (такты 6-8):

 

 

В этой Прелюдии находим и скрытый выдержанный тон (фа в такте 1). Данный приём – также характерная особенность баховской мелодики; в качестве подтверждения могут быть названы Маленькие прелюдии № 3 c-moll (такты 1-4), № 5 d-moll (такты 1-4) и др.

Заключение

Я считаю, что музыка И.С.Баха ничего не даст учащемуся, если у того не возникнет душевный контакт с нею, если ученик не проникнется её пафосом, не почувствует её величия и вместе с тем очарования.

Изучение баховских сочинений — это прежде всего большая аналитическая работа. Рациональная система усвоения и специальные знания помогут учащимся понять полифонические пьесы Баха. При условии плавного и постепенного наращивания знаний и полифонических навыков учащиеся могут достичь определённого уровня полифонической зрелости. Только в результате такой работы можно научиться вос­принимать каждое, даже самое небольшое произ­ведение как воплощение стиля, как часть того великого целого, каким является творчество Иоган­на Себастьяна Баха.

 

Список литературы

Браудо И.А. Артикуляция. – М., 1961.

Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – М., 1965.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1985.

Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха – М.: Музыка, 1989

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.