МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Педагогическая деятельность Баха





В педагогической деятельности Баха ощу­щается новый подход. Ведь до Баха сущность пре­подавания музыки заключалась в передаче умения и ремесла — неизменного, освященного преемствен­ностью на протяжении многих поколений. Бах же воспринимал эти традиции как препятствие. Если взять такие его педагогические сочинения как ин­венции, то одна из главных задач, которую ставил Бах перед этими пьесами, заключалась в том, что­бы привить ученикам «вкус к сочинительству».

Баховские педагогические пьесы тесно смыка­ются с его крупными произведениями, образуя не­повторимые шедевры клавирного искусства. Даже в «Маленьких прелюдиях и фугах» можно легко обнаружить черты, объеди­няющие эти миниатюры с другими произведения­ми Баха и отличающие баховскую музыку от ее окружения. Приведем несколько примеров.

· Мелодии и отдельные мотивы у Баха часто несут большой заряд энергии. В настоящем сборнике мы обнаружим много таких мелодий. Один из них идут в равномерном движении (например, в прелюдиях VII, XI),

 

в других богатый ритмический рисунок придает сходство с патетическим речитативом (VI, прелюдия — из «Прелюдии с фугой» a-moll,).

 

Часто внутренняя энергия как бы разрывает мелодию, заставляя ее подниматься до напряженнейших верхних звуков диапазона (X).

· Ритмическая точность может проявляться как в едином потоке равномерного движения (напри­мер, VII, VIII), так и в метрической упорядоченности и плавности (соседствуют, в ос­новном, длительности соседнего порядка, то есть восьмые и четверти, четверти и половины и так далее, нет характерной для музыки XVI—XVII ве­ков «метрической контрастности», производящей на наш слух впечатление причудливости).

· Гармонический язык очень непростой, изобилующий альтерациями, острыми сочетаниями, позволяющий создавать большое нагнетание даже на длительном протяжении.

· Полифония характеризуется плотностью, насыщенностью и полнозвучием.

 

«Маленькие прелюдии и фуги» дают незамени­мый материал для начального ознакомления с баховским стилем, так как в них с легкостью может быть выделена основная «структура» баховской клавирной музыки. Последующее изучение более сложных произведений Баха должно непременно включать в себя ассоциации с пройденным ранее, нахождение параллелей в более простых пьесах. При отсутствии в нотах многих указаний и при утерянной живой исполнительской традиции (вос­ходящей к самому автору) только постоянное раз­витие основ, полученных в начале обучения, посто­янное привлечение внимания ученика к различ­ным сторонам исполнения (темп, динамика, укра­шения и др.) и их объективным предпосылкам даст возможность воспитать настоящее исполнительское понимание баховской музыки.

5.Объективные предпо­сылки исполнения произведений Баха.

Связь с речью

Богатство звуковых изменений вызывало у слу­шателей ассоциации с человеческой речью. В его мелких пьесах не­редки мелодии, пронизанные чисто речевой выра­зительностью (например, маленькая прелюдия VI, стр. 15).Интересно заметить, что самого Баха по-видимому очень занимала мысль о сравнении музыки с речью. Он был хорошо знаком с древне-римскими теориями риторики и даже пытался применить эти теории к музыкальному исполнению



[три основные принципа риторики: emendatum (правильно), perspicuum (чисто), ornatum (красиво)] и к своим новаторским сочинениям (например, слово инвен­ция взято им из искусства речи).

Бах многократно подчеркивал необходимость певучего исполнения клавирной музыки. Вспомним его требование «добиться певучей игры», изложен­ное в заголовке инвенций. Певучая манера игры произведений Баха как раз свойственна нашей пианистической школе и во многих работах проти­вопоставляется исполнению сплошным non legato. Но часто игра наших учеников оказывается совсем не убедительной — при исполнении сплошным нерасчлененным legato или при слишком глубоком тяжелом звуке. Такая игра отнюдь не вызывает ощущения настоящей певучести и не способствует восприятию каждого голоса в его самостоятельном развитии — вся музыка звучит как сплошной нерасчлененный поток, голоса задавлены общей зву­ковой массой.

Зерно мелодической науки»

В 1737 году в работе «Kern melodischer Wissenschaft» («Зерно мелодической науки») И. Маттесон называет четыре основные свойства мелодии: легкость, приятность, ясность и текучесть. Особое внимание следует обратить на легкость - здесь подразумевается не легковесность содержания, а легкость движение. Наряду с легкостью Форкель выделяет ясность (четкость) в качестве одного из важнейших признаков мелодии. Правильное исполнение требует «высшей степени ясности в извлечении звуков и в произнесении слов» - то есть, он считает здесь очень важным правильное артикулирование мотивов и фраз. Если обратиться к трактату Филиппа Эмануэля Баха «Опыт об истинном способе игры на клавире», то обнаруживается, что он относит к «предметам исполнения, не только «силу и слабость звуков», но и «нажим снятие клавиш, ускорение, отскакивания, вибрацию, угасание, выдерживание, затягивание, движение вперед». Таким образом, рассмотрение трактатов баховской эпохи обнаруживает беспредметность споров относительно того, нужно ли играть сочинения Баха legato или staccato - исполнение должно быть текучим и богато артикулированным.

Динамика

Сравнив между собою динамические средства фортепиано с клавикордом и клавесином, можно увидеть следующее:

1. Фортепиано не обладает ни октавными удвоениями клавесина, ни возможностью создавать противопоставление звучностей посредством смены регистров и клавиатур. Форте­пиано не обладает также выразительной вибрацией клавикорда.

2. С другой стороны, фортепиано обладает чуткой и по­движной динамикой большого диапазона, что недоступно ни клавесину, ни клавикорду.

Смена регистров и клавиатур клавесина является сред­ством создания оттенков инструментовочных. Игра клавикорда лишена ярких контрастов. Однако клавикорд дает исполнителю возможность тонкими динамическими средствами придавать мелодии гибкость и одухотворенность.

Фортепиано не может соревноваться с клавесином в способности безошибочно создавать контрастирующие между со­бой тембры, однако фортепиано превосходит клавесин в воз­можности придать мелодии динамическую гибкость. И в этом отношении фортепиано как бы развивает то, что заложено во втором старинном инструменте — клавикорде. Таким обра­зом, фортепиано дает в некоторой мере возможность соеди­нить контрастную инструментовку клавесина с гибким, в прецелах этой инструментовки, исполнением мелодии клавикорда.

Динамика при исполнении произведений Баха должна быть прежде всего направлена на выявление самостоятельности каждого голоса. Разумеется, необходимо добиваться определенного колорита для каждого голоса, но в пределах соответствующей краски голос должен обладать своей индивидуальной динамической линией, обусловленной структурой мелодии.

Такое «соблюдение разумной меры», избегание всяческих преувеличении очень важно при исполнении музыки Баха, так как именно в этом заклю­чается один из основных эстетических принципов той эпохи, отличающих баховское искусство от музыки последующих эпох, в частности, от романти­ческой. Необходимо и в учениках воспитывать чувство меры и стиля. Ведь нередко мы встречаемся с таким ученическим исполнением баховской му­зыки, при котором на небольшом отрезке встре­чается громадный диапазон звучности — от рр до ff, смена темпов, неоправданные ускорения и замедления. В своих предис­ловиях, в трактатах об искусстве игры на клавеси­не авторы всегда и прежде всего рекомендовали красоту, тонкость и точность. ...Сам Бах в своих усовершенствованиях инструментов стремился достичь гибкого тембра, как только возможно.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.