ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Двенадцать маленьких прелюдий. ВВЕДЕНИЕ Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С. Баха, – непременное условие гармонического развития музыканта любой специальности, тем более пианиста. Общепризнано, что изучение Баха – одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к выразительному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора. Природа клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, более того, – ключом к пониманию иных музыкальных стилей. Среди пьес, используемых в педагогической практике, сочинения И. С. Баха принадлежат к самой старинной музыке. Наряду с художественными произведениями самых различных жанров и форм, И. С. Бах создал множество специально педагогических сочинений. К педагогическим сборникам Баха относятся «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» (куда были вписаны пьесы для обучения девятилетнего сына). Инвенции и «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (в ней многие пьесы предназначены и для домашнего музицирования). Сборник «Маленькие прелюдии и фуги», при жизни Баха не существовал — его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф. Грипенкерль, известный немецкий музыкант. В своем предисловии к изданию «Маленьких прелюдий и фуг» Грипенкерль писал: «Цель настоящего сборника заключается в том, чтобы объединить в одном томе наиболее легкие инструктивные сочинения И. С. Баха. Они воспроизведены частью по рукописям автора, частью — там, где автографы отсутствовали — по лучшим старым копиям». В сборнике18 маленьких прелюдий. В первом разделе— 12, во втором — 6 ,и несколько фуг. Прелюдии Баха — чудесные миниатюры, которые вводят ученика в мир типичных образов композитора. Трудность их заключается в соединении поразительного лаконизма с ёмкостью содержания. Можно сказать, что и от зрелого пианиста эти пьесы требуют такого же интенсивного выражения артистических способностей, как при исполнении инвенций и ХТК. Многое в понимании произведения достигается через обращение к исполнительским традициям эпохи Баха, и первым шагом на этом пути надо считать знакомство ученика с реальным звучанием тех инструментов (клавесин, клавикорд), для которых Бах писал свои клавирные сочинения. Реальное ощущение их звучания обогащает «представление о творчестве композитора, помогает отобрать выразительные средства, уберегает от стилистических ошибок, расширяет слуховой горизонт». КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД Трудностью, при работе над клавирными произведениями Баха, является то, что все они написаны совсем не для фортепиано. Они написаны для инструментов, которые носили в XVIII веке обобщенное название клавира. Под клавирным произведением понималось произведение, написанное вообще для какого- либо клавишного инструмента. Следует назвать три основных клавишных инструмента того времени — клавесин, клавикорд и орган. Клавикорд — небольшой музыкальный инструмент с соответствующим его размерам тихим звучанием. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна. Ему не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако, в зависимости от характера нажима на клавишу, мелодии, может быть придана некоторая звуковая гибкость. Клавесин обладает игрой более звучной и блестящей, в отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Клавесин баховского времени обладает двумя клавиатурами: нижней — первой (обозначается — I manual) и верхней — второй (обозначается — II manual). Клавиатуры клавесина имели диапазон от G контроктавы до D третьей октавы. Позднее диапазон клавесина был расширен до F и G третьей октавы. В целом клавесин располагает четырьмя наборами струн, то есть четырьмя регистрами, которые распределяются между двумя клавиатурами следующим образом. Первая клавиатура располагает одним восьмифутовым и одним шестнадцатифутовым регистрами. Вторая одним восьмифутовым и одним четырехфутовым регистрами. Описанные четыре регистра клавесина могут каждый и отдельности, по желанию исполнителя, включаться или включаться посредством особых рычажков. Кроме этого, пожеланию исполнителя, клавиатуры могут быть соединены (копулированы). Если клавиатуры соединены, то при нажатии клавиши первой клавиатуры нажимается автоматически и одноименная клавиша второй клавиатуры. Краткие примеры, демонстрирующие действие регистров клавесина. При исполнении первых тактов Маленькой прелюдии С- dur на одном восьмифутовом регистре, то получим в верхнем голосе звучание, соответствующее обозначенному в примере:  Исполнив этот же фрагмент на одном четырехфутовом регистре, то получим звучание:  Исполненный на одном шестнадцатифутовом регистре, этот же фрагмент даст звучание:  Желая придать прелюдии торжественное и яркое звучание, следует исполнить ее на всех четырех регистрах клавесина. При соединенных клавиатурах мы получим звучание:  Двенадцать маленьких прелюдий. По композиционным и фактурным признакам 12 прелюдий, составляющих I часть сборника, можно разделить на три группы. Первую составляют пьесы с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. Все они начинаются характерной гармонической последовательностью: тоника, субдоминанта, доминанта, тоника. Таковы Прелюдии № 1 C-dur, № 3 c-moll, № 5 d-moll. Ко второй группе следует причислить Прелюдии № 2 C-dur, № 7 e-moll и № 8 F-dur. В них появляется имитация, следовательно есть оформленная, более или менее завершённая тема. В третью группу входят Прелюдии № 4 D-dur, № 9 F-dur, № 12 a-moll, уже целиком построенные на имитации. Шесть маленьких прелюдий. Впервые они были опубликованы Форкелем по источнику, не дошедшему до нас. Если предыдущие двенадцать прелюдий были подобраны Грипенкерлем таким образом, что располагались в восходящем порядке по ступеням диатонической гаммы (С, с, D, d, е, F, g, а), то здесь аналогичный порядок (С, с, D, d, Е, е), по-видимому, принадлежит самому автору. По предположению Г. Келлера, эти прелюдии могли возникнуть тогда, когда у Баха уже сложился замысел «Хорошо темперированного клавира». Маленькая двухголосная фуга (иногда называемая просто фугой или фугеттой) c-moll (BWV 961) также взята из сборника И. Келльнера. Ее принадлежность Баху подвергается сомнению. Трехголосная фуга C-dur (BWV 953) известна по трем рукописным сборникам XVIII века. Ее принадлежность Баху также сомнительна. Трехголосная фуга C-dur (BWV 952) взята из «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха». Позднее, также как и в настоящем издании, эти две до-мажорные фуги были переставлены местами, а шедшая вслед за ними фуга d-moll, которая, как выяснилось позже, принадлежит не Баху, а Келльнеру — опущена. Прелюдия с фугеттой d-moll (BWV 899) известна по нескольким копиям, в том числе по сборнику Келльнера. Ее подлинность сомнительна. Прелюдияс фугеттой e-moll (BWV 900) известна по нескольким копиям XVIII века, в том числе по сборнику Келльнера. Прелюдияс фугойa-moll (BWV 895) в первое издание не вошла, а добавлена в сборник позже. Она известна по сборнику Келльнера. Ее подлинность не доказана. |