Задания для самостоятельной работы студентов (СРС) СИЛЛАБУС ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ЭНДОДОНТИЯ» Объем учебных часов –54 часов. Лекции –не предусмотрены. Практические занятия –18 часов. СРСП – 18 часов. Самостоятельная работа студентов -18 часов. Курс- 3 Семестр –5 Форма контроля:экзамен Алматы, 2012 Силлабус составили: к.м.н. доц. Баскакова И.В., к.м.н. доц. Сагатбаева А.Д. Обсужден на заседании модуля пропедевтики терапевтической стоматологии Протокол № 1 от «__31____» ___августа___ 2012 г. Руководитель модуля Д.м.н., профессор Баяхметова А.А. 1. Общие сведения: 1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова. 1.2 Модульпропедевтики терапевтической стоматологии 1.3 Дисциплина – Эндодонтия 1.4 Специальность - 051302 «Стоматология». 1.5 Объем учебных часов – 36 часов. 1.6 Курс и семестр изучения - 3 курс, 5 семестр. 1.7 Сведения о преподавателях: № | Ф.И.О. | Должность | Ученая степень | Язык преподавания | Электронный Адрес | 1. | Баяхметова Алия Алдашевна | Руководитель модуля, профессор | Доктор медицинских наук | русский | c_aalibaba@mail.ru | 2. | Кунанбаева Тамара Сулейменовна | Доцент | Кандидат медицинских наук | Русский, казахский | kunanbaeva43@mail.ru | 3. | Баскакова Ирина Валентиновна | Доцент | Кандидат медицинских наук | Русский | baskoyirina@mail.ru | 4. | Сагатбаева Анар Джамбуловна | Доцент | Кандидат медицинских наук | Русский, казахский | Anar_dzhambul@mail.ru | 5. | Смагулова Ельмира Ниязовна | Асссистент | Кандидат медицинских наук | Русский | elmira_s61@mail.ru | 6. | Мангытаева Батима Бекдаировна | Ассистент | - | Казахский | batima_48@mail.ru | 7. | Уразбаева Бахыт Мырзашевна | Ассистент | - | Казахский | baxyt.urazbaeva@mail.ru | 1.8 Контактная информация: Место нахождения модуля г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ, 3 этаж. Телефон: 292-50-25 (вн. 208) Электронный адрес модуля: ter.stomkaznmu@mail.ru 1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе. 1. Обязательное, регулярное посещение практических занятий 2. Обязательное выполнение всех тем СРС по одной из избранных форм. 3. Активное участие в учебном процессе (подготовка конспекта темы практического занятия, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и заданий в тестовой форме, выполнение практической работы на фантомных блоках, рисование в альбоме). 4. Защита 1 темы СРС по одной из избранных форм не позднее последнего занятия. 5. Наличие у студента индивидуального альбома, рабочей тетради, фантомного блока, стоматологического наконечника, комплекта боров. 6. Явка на занятие в соответствии с расписанием, без опоздания. 7. Наличие чистого, выглаженного белого халата, колпака и сменной обуви. 8. Уважительное отношение к ППС и студентам. 9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием педагога, завуча и руководителя модуля. 10. Экзамен - по расписанию ОП и КУП. Штрафные санкции: 1.За систематические опоздания на теоретическую часть практического занятия более 15 минут – минус 1 балл из теоретического рейтинга. 2.За отсутствие на теоретической части занятия – 0 баллов (за теоретические знания). 3.За отсутствие на практической части занятия (невыполнение заданий) – 0 баллов (за каждое невыполненное задание). 2. Программа: Введение Эндодонтия является предклиническим разделом терапевтической стоматологии - ведущей учебной дисциплины при подготовке специалиста стоматологического профиля. Цель дисциплины Формирование у студентов когнитивных, операциональных, аксиологических, правовых компетенций, навыков самосовершенствования и саморазвития с области строения и топографии полости зуба, современного эндодонтического оборудования и инструментария, принципам и этапам эндодонтического лечения пульпита и периодонтита, составу, свойствам, технологии приготовления и выбора пломбировочных материалов и систем для обтурации корневых каналов. 2.3. Задачи обучения: - сформировать представление о значении курса эндодонтии в подготовке врача-стоматолога; - дать представление об оборудовании, инструментарии для эндодонтии, технике безопасности на этапах эндодонтического лечения; - изучить общие закономерности строения полости зуба и анатомо-топографические особенности эндодонта зубов разных анатомических групп; - продемонстрировать технику формирования первичного эндодонтического доступа в зубах разных анатомических групп; - дать понятие о принципах, этапах и технике эндодонтического лечения; - изучить виды, состав, свойства пломбировочных материалов и систем для временной и постоянной обтурации корневых каналов, показания и потивопоказания к применению. - продемонстрировать методику обтурации корневых каналов с применением современных пломбировочных материалов и обтурирующих систем. 2.4 Конечные результаты обучения: Формирование когнитивного компонента (знаний) по: 1. роли курса эндодонтии в подготовке врача-стоматолога для последующего изучения терапевтической стоматологии и стоматологии детского возраста. 2. понятию об эндодонте; 3. характеристике и топографическим особенностям строения полости зуба резцов, клыков, премоляров, моляров верхней и нижней челюстей; 4. особенностям формирования первичного эндодонтического доступа в резцах, клыках, премолярах и молярах верхней и нижней челюстей; 5. оборудованию и оснащению терапевтического стоматологического кабинета; 6. требованиям, предъявляемым к эндодонтическим инструментам; 7. классификации и маркировке эндодонтического инструментария; 8. технологическим особенностям изготовления эндодонтического инструментария; 9. эндодонтическим инструментам для расширения устья корневого канала, определению рабочей длины корневого канала, расширению корневого канала, пломбированию корневого канала; 10. правилам предстерилизационной обработки, стерилизации и хранения эндодонтических инструментов; 11. оборудованию, применяемому в эндодонтической практике; 12. технике безопасности при работе с эндодонтическим оборудованием и инструментарием; 13. понятию о рабочей длине зуба и корневого канала; 14. методике определения рабочей длины зуба и корневого канала; 15. понятию о пульпите, методах лечения пульпита; 16. составу, свойствам, методике наложения паст для девитализации пульпы; 17. целям, задачам, этапам эндодонтического лечения пульпита; 18. методам обработки корневых каналов (медикаментозным, инструментальным, физическим, химическим, физико-химическим); 19. понятию о периодонтите, методах лечения периодонтита; 20. целям, задачам, этапам эндодонтического лечения периодонтита; 21. видам пломбировочных материалов, применяемых в эндодонтической практике; 22. пломбировочным материалы для временной и постоянной обтурации корневых каналов (силеры, филеры), преимуществам, недостаткам, показаниям к применению, методике пломбирования; 23. обтурирующим системам для пломбирования корневых каналов; 24. ошибкам и осложнениям на этапах эндодонтического лечения пульпита, причинам, способам устранения; 25. ошибкам и осложнениям на этапах эндодонтического лечения периодонтита, причинам, способам устранения. Формирование операциональных навыков по: 1) выбору инструментария, необходимого для формирования первичного эндодонтического доступа; 2) пользованию стоматологической установкой, наконечниками, борами; 3) вскрытию и раскрытию полости зуба; 4) наложению девитализирующей пасты; 5) ампутации пульпы; 6) расширению устьев корневых каналов; 7) работе эндодонтическими инструментами; 8) экстирпации пульпы; 9) эвакуации распада пульпы из корневого канала; 10) проведению антисептической обработки корневого канала; 11) проведению инструментальной обработки корневого канала с применением эндолубрикантов; 12) высушиванию корневого канала с помощью ватных турунд и бумажных сорбентов (пинов); 13) выбору пломбировочного материала для постоянной и временной обтурации корневого канала; 14) замешиванию пластических нетвердеющих и пластических твердеющих пломбировочных материалов; 15) пломбированию корневого канала ручным и машинным способом; 16) обтурации корневых каналов с применением гуттаперчи бета - фазы. Формирование коммуникативных навыков: ▪формирования способов убеждения; ▪соблюдения интонации в процессе коммуникации; ▪ ведения групповой дискуссии; ▪ умения работать в интенсивном режиме; ▪управления конфликтами (работы с возражениями); ▪принятия решений и анализа последствий этих решений; ▪ освоения основных моделей взаимоотношений при работе в команде; ▪совместного решения проблемы; ▪делового общения. Формирование правовой компетенции по: ▪принципам государственного контроля и надзора в области здравоохранения; ▪санитарно-гигиеническим требованиям к организации работы терапевтического стоматологического кабинета; ▪ режимам предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария, оборудования; ▪правилам техники безопасности при работе с аппаратурой; ▪ правилам хранения лекарственных средств; ▪ правам, должностным обязанностям и гарантиям их обеспечения; ▪ использованию на практике правовых основ регулирования терапевтической стоматологической деятельности; ▪ соблюдению правил врачебной этики и деонтологии; ▪ умению использовать юридические механизмы в отношении с пациентами, коллегами при осуществлении профессиональной деятельности; ▪ выбору путей решения индивидуальных, коллегиальных, коллективных, бригадных, административных и социальных проблем; ▪ критическому анализу вменяемых и не вменяемых в вину врачебных ошибок, поиску путей их профилактики и устранения; Формирование навыков самосовершенствования и развития, в том числе: - работе с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами. 2.5 Пререквизиты дисциплины: элективному курсу "Эндодонтия" предшествует изучение химии, медицинской биофизики, анатомии, гистологии, нормальной физиологии. 2.5 Постреквизиты дисциплины: элективный курс "Эндодонтия" является основой для изучения терапевтической стоматологии и стоматологии детского возраста. 2.6 Краткое содержание дисциплины: Основные положения обработки полости зуба. Методика вскрытия и раскрытия полости зуба и корневого канала. Первичный эндодонтический доступ в резцах, клыках, премолярах и молярах верхней и нижней челюстей. Эндодонтический инструментарий. Методы обработки корневых каналов (инструментальные, физические, химические). Силеры, филлеры. Методики пломбирования корневых каналов различными пломбировочными материалами. Материалы для заполнения корневых каналов: твердеющие, нетвердеющие, штифты. Методика обтурации корневых каналов с применением гуттаперчи в альфа- и бета- фазе. 2.7 Тематический план практических занятий № n/n | Тема практического занятия | Объем часов | 1. | Эндодонт, понятие. Особенности морфологии полостей резцов, клыко. Формирование первичного эндодонтического доступа. Понятие о рабочей длине зуба и корневого канала. | | | Особенности морфологии полостей премоляров и моляров. Формирование первичного эндодонтического доступа. | | 3. | Эндодонтический инструментарий. Требования, маркировка, назначение. Особенности работы. Техника безопасности при работе эндодонтическим инструментарием. | | | Понятие о пульпите и периодонтите. Этапы эндодонтического лечения. | | 5. | Методы инструментальной обработки корневых каналов. Обработка корневых каналов с помощью эндодонтических систем. Медикаментозная обработка корневого канала. Понятие о физических, химических и физико-химических методах обработки корневого канала. | | 6. | Материалы для временной и постоянной обтурации корневых каналов. Силеры. Гуттаперча. | | | Итого | 18 часов | Время консультаций:понедельник – пятница – 14.00 – 16.30. Рубежный контроль -не предусмотрен в связи с малым количеством занятий и запланированным двухэтапным экзаменом. Время итогового контроля:экзамен по расписанию ОП и КУП. 2.7 Тематический план СРСП № n/n | Тема | Форма проведения | Объем часов | 1. | Эндодонт, понятие. Особенности морфологии полостей резцов, клыков. Формирование первичного эндодонтического доступа. Понятие о рабочей длине зуба и корневого канала. | 1. Конспектирование 2. Аннотирование литературы 3. Консультация по теме 4. Работа в ЦПН | | | Особенности морфологии полостей премоляров и моляров. Формирование первичного эндодонтического доступа. | 1. Конспектирование 2. Аннотирование литературы 3. Консультация по теме 4. Работа в ЦПН | | 3. | Эндодонтический инструментарий. Требования, маркировка, назначение. Особенности работы. Техника безопасности при работе эндодонтическим инструментарием. | 1. Конспектирование 2. Аннотирование литературы 3. Составление глоссария 4. Консультация по теме | | | Понятие о пульпите и периодонтите. Этапы эндодонтического лечения. | 1. Конспектирование 2. Аннотирование литературы 3. Составление глоссария Консультация по теме | | 5. | Методы инструментальной обработки корневых каналов. Обработка корневых каналов с помощью эндодонтических систем. Медикаментозная обработка корневого канала. Понятие о физических, химических и физико-химических методах обработки корневого канала. | - Консультация по теме
- Работа в ЦПН
| | 6. | Материалы для временной и постоянной обтурации корневых каналов. Силеры. Гуттаперча. | 1. Конспектирование 2. Аннотирование литературы 3. Консультация по теме Работа в ЦПН | | | Итого | | 18 часов | Задания для самостоятельной работы студентов (СРС) № | Тема самостоятельной работы | Форма проведения | Продолжит (в часах) | 1. | Предстерилизационная обработка, стерилизация, уход, хранение эндодонтического инструментария. | 1. Написание реферата. 2. Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Подготовка таблицы (микротаблиц). 4. Подготовка тематического альбома. 5. Составление логико-дидактической схемы. | | 2. | Апекслокация. Аппаратура, методы. | 1. Написание реферата. 2. Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Подготовка таблицы (микротаблиц). 4. Подготовка тематического альбома. 5. Составление логико-дидактической схемы. | | 3. | Система термафильной обтурации. Техника пломбирования. | 1. Подготовка презентации в мультимедийном формате. 2. Написание реферата. 3. Подготовка таблицы (микротаблиц). 4. Подготовка тематического альбома. 5. Составление логико-дидактической схемы. | | 4. | Ошибки и осложнения при проведении эндодонтического лечения, их профилактика. | 1. Написание реферата. 2. Подготовка презентации в мультимедийном формате. 3. Подготовка таблицы (микротаблиц). 4. Подготовка тематического альбома. 5. Составление логико-дидактической схемы. | | | Итого | | 18 часов | | | | | Методы оценки знаний и навыков обучающихся: Текущий контроль: тестирование, письменный, устный, уплотненный опрос, блиц-опрос, решение ситуационных задач, прямое наблюдение за коммуникативными и операциональными навыками, оформление результатов выполнения заданий, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах. Итоговый контроль: экзамен по расписанию ОП и КУП. 2.9 Литература основная и дополнительная: Основная литература: - Боровский Е.В. Клиническая эндодонтия. – М., 2003.
- Боровский Е.В., Иванов В.С., Банченко Г.В. и др. Терапевтическая стоматология. - М., 2007.
- Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии (атлас) – М., 2005.
- Скорикова Л.А. Пропедевтика стоматологических заболеваний. - Ростов-на-Дону, 2002.
Дополнительная литература: 1. Базикян Э.А. Практическое руководство по эндодонтии. – М., 2007. 2. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. - М., 2002. 3. Бир Р., Бауман М.А., Киельбаса А.М. Иллюстрированный справочник по эндодонтии. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. 4. Бойд Л. Стоматологические инструменты. Иллюстрированный справочник (пер. с англ.). – М., 2007. - Вязьмитина А.В., Усевич Т. Л. Материаловедение в стоматологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Гажва С.И. Санитарно-эпидемический режим в учреждениях стоматологического профиля. - М., 2003.
- Горячев Н.А. Консервативная эндодонтия. – М., 2002.
- Гутман Д.Л., Думша Т.С., Ловдэл П.Э. Решение проблем в эндодонтии. М.: МЕДпресс-информ, 2008.
- Данилина Т.Ф., Касибина А.Ф. и др. Дентальные вращающиеся инструменты. - Волгоград, 2002.
- Дмитриева Л.А. Азбука пломбировочных материалов. – М., 2006.
- Иорданишвили А.К. Заболевания эндодонта, пародонта и слизистой оболочки рта. – М., 2008.
- Ламли Ф. Практическая клиническая эндодонтия (пер. с англ.). – М., 2007.
- Макеева И.М. Современные методы механической и инструментальной обработки корневых каналов. – М., 2006.
- Максимовский Ю.М. Современные пломбировочные материалы в клинической стоматологии. - М., 2008.
- Мамедова Л.А., Подойникова М.Н. Ошибки и осложнения в эндодонтии. – М.: Мед. книга, 2006.
- Петрикас А.Ж. Пульпэктомия. – 2-е изд.,М.: Альфа Пресс, 2006.
- Полтавский В.П. Интраканальная медикация. Современные методы. – М., 2007.
- Садовский В.В. Депофорез. – М., 2003.
- Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. - М., 2002.
- Сонис С.Т. Секреты стоматологии (пер. с англ.). – М. – С.П., 2008.
- Трезубов С.П. Справочник врача-стоматолога по лекарственным препаратам. – С.П., - 2005.
- Троуп М., Дебелян Д. Руководство по эндодонтии для стоматологов общей практики. – Азбука, 2005.
2. 10 Методы обучения и преподавания: · Чтение лекций– не предусмотрено. · Проведение практических занятий: тестирование, письменный, устный, уплотненный опрос, блиц-опрос, решение ситуационных задач, прямое наблюдение за коммуникативными и операциональными навыками, выполнение упражнений на фантомных блоках, в альбомах, обсуждение результатов самостоятельной работы, оформление результатов выполнения заданий, самооценка и групповая оценка при работе в малых группах подведение итогов. · Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач; подготовка микротаблиц, логико-дидактических схем, тематических альбомов, презентаций в мультимедийном формате, защита рефератов, работа в фантомном классе. |