ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методы исследования в психологии СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................4 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………..........5 Краткий курс лекций по учебной дисциплине «Психология»……………….5 Раздел 1.Общая психология………………………………………………… …5 Раздел 2. Возрастная психология……………………………………………..80 Раздел 3. Социальная психология……………………………………………141 Раздел 4 . Психология художественного творчества……………………….192 ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ..........................................................................236 Тематика практических /семинарских занятий…………………………......236 Организация самостоятельной работы студентов……….………………. ...241 РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ…………………………………………...243 Тестирование для самоконтроля……………………………………… …….243 Вопросы к экзамену по общей психологии………………………………….243 Вопросы к зачету по возрастной психологии……………………………….244 Вопросы к зачету по социальной психологии………………………………245 Вопросы к экзамену по психологии художественного творчества……….246 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………248 Учебная программа учреждения высшего образования по дисциплине «Психология» …………………………………………………………………248 Пояснительная записка……………………………………………………….248 Примерный тематический план для специальности «Искусство эстрады» (дневная и заочная форма обучения)………………………………………..251 Примерный тематический план для специальности «Культурология» (дневная и заочная форма обучения)……………………………………..257 Содержание учебного материала……………………………………………263 Список рекомендуемой литературы………………………………………..302 Методы (технологии) обучения…………………………………………….304 Диагностика сформированности компетенций студента ………………...306 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология» предназначен в качестве пособия студентам всех специальностей Института современных знаний имени А.М.Широкова для оптимизации процесса освоения. Он представляет собой совокупность учебно-методической и нормативной документации, средств обучения и контроля, а также прочих образовательных ресурсов, необходимых для полноценного обучения. Теоретический раздел УМК содержит краткий курс лекций по разделам дисциплины «Психология»: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология художественного творчества». В нем представлены все темы, включенные в типовую программу «Психология» для высших учебных заведений. Текст лекций основан на переработке имеющегося в учебной литературе по психологии материала. Тем не менее, для освоения полного объема курса, соответствующего стандартам высшей школы, остается необходимой работа студентов с учебными пособиями и дополнительной литературой. Практический раздел УМК содержит тематику и содержание работы на практических (семинарских) занятиях для студентов очной и заочной форм обучения. Здесь же изложены основные вопросы по организации самостоятельной работы студентов. В разделе контроля знаний студентам предлагаются вопросы для самоконтроля и тестовые задания, с помощью которых студент имеет возможность самостоятельно проверить качество усвоенных знаний. Вспомогательный раздел включает в себя учебную программу, в соответствии с которой ведется преподавание дисциплины; тематические планы для очной и заочной форм обучения. Учебная программа составлена на основе базовой программы «Психология» для высших учебных заведений от 28.08.2013 г. Регистрационный № УД 02-22/б, которая в свою очередь составлена на основе типовых программ по каждому из четырех разделов курса «Психология» от 30.04.2012 г., Регистрационный № ТД - С. 166/тип., 167/тип., 168/тип., 175/тип. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 1. Предмет психологии и ее задачи 1. Общее предстaвление о психологии кaк нaуке. 2. Объект и предмет психологии. 3. Взаимосвязь психологии с другими науками. 4. Этапы развития психологического знания. 5. Зaдaчи психологической науки. Общее предстaвление о психологии кaк нaуке. Слово "психология" в переводе нa русский язык буквaльно ознaчaет "нaукa о душе" (гр. psyche – "душa" + logos – "понятие", "учение"). В нaше время вместо понятия "душa" используется понятие "психикa". Знaкомство с любой нaукой нaчинaется с определения ее предметa и описaния кругa явлений, которые онa изучaет. Что же является предметом психологии? Современная психология – наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что она активно, тогда как иные виды отражения — пассивны. Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов. Психология — это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы людей, а также высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. Предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей. Взаимосвязь психологии с другими науками.Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. Поэтому углубленному пониманию психики человека способствует знание социологии. Сознание, мышление и многие другие психологические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. На сегодняшний день в психологии существуют две основные парадигмы: естественно-научная и гуманитарная. Этапы развития психологического знания. Психология – очень молодaя нaукa. Официaльное оформление нaучнaя психология получилa немногим более 100 лет нaзaд, a именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в г. Лейпциге первую лaборaторию экспериментaльной психологии. Появлению психологии предшествовaло рaзвитие двух больших облaстей знaния: естественных нaук и философии; психология возниклa нa пересечении этих облaстей. История психологии восходит своими корнями в глубокую древность. С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психологического склада людей. Люди начали задумываться над существованием духовного начала, направляющего их поведение в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, которые считались ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Первоначально психология выступала как наука о душе, наличием которой пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Так начался первый этап в развитии психологии, продолжавшийся в течение более двух тысяч лет. Второй этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Третий этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Четвертый этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний, т.е. психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Зaдaчи психологической науки. Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы ее дополним научными знаниями. 1.Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. 2. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении личных, профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности. 3. Новое знaние человекa о себе делaет его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживaния. Психология – это нaукa, не только познaющaя, но и конструирующaя, созидaющaя человекa. Тема 2. Развитие психики и сознания 1. Психика как системное свойство высокоорганизованной материи. 2. Функции психики. 3. Три пласта психики: бессознательное, подсознание, сознание. Уровни сознания. 4. Нервная система и её устройство. 5. Мир психических явлений. Психика как системное свойство высокоорганизованной материи. Этимологически слово психика тождественно слову душа. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и роли, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных. Психика – это не материя, а ее свойство. Психика – некое качество, которое проявляется только при взаимодействии субъекта с объектами окружающей среды. Психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов Еще раз повторим, что психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим, физическим и психическим. Особенность психического отражения в его активности. Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, при этом субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, эмоциональности, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов. Головной мозг является физиологической основой работы психики, но содержание психики (психическая жизнь человека) зависит не от мозга, а от окружающей среды. Психические свойства содержат характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов. Из внешнего мира сигналы поступают в мозг, где они преобразуются, и таким образом человек воспринимает события и явления происходящие вне его. Для развития психических свойств человека процесс социализации является основополагающим. Человеческая психика формируются в процессе усвоения культуры. Важным условием развития психики является активность человека, психика изначально развивалась как свойство, помогающее адаптации к окружающей среде. Функции психики(основными являются отражение, регуляция, коммуникация). Отражение — продукт психической деятельности напрямую будет зависеть от особенностей субъекта, темперамента и опыта. Отражающая функция имеет опережающий характер — способность предвидеть ситуацию и способы ее разрешения. Регуляция — связана с изменением поведения человека. Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями. Три пласта психики. Традиционно выделяют три пласта психики: Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается. Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный «автоматический» опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознание является фильтром, пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — «наполеона», нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс «выплывания» информации из подсознания на поверхность сознания. Сознание — высший уровень развития психики, сфера знания, опыта и культуры. Сознание есть только у человека. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, вследствие чего становится возможным его познание и преобразование. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Уровни сознания. Сознание может находиться на одном из трех уровней, называемых психологами «живым», «фантомным» и «мертвым». Живое сознание — личность осознает себя, принимает ответственность за свою жизнь, не уходит от противоречий, принимает себя и других, воспринимает мир, как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по вашему сценарию. Фантомное сознание — иллюзорное состояние, при котором в сознании много необдуманного, неосмысленного, много стереотипов и психологических защит. Критерием поступков является поведение большинства. Жизненная стратегия — быть не хуже других, «быть как все». «Мертвое сознание» — отсутствие смысла жизни, внешний локус контроль (перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на других). Для таких людей характерна вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки. Нервная система и её устройство. Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всего этого обеспечивает нервная система. Она и анатомически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Вся остальная часть нервной системы относится к периферической. Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние, расположенные на периферии тела и в самих органах рецепторы. С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга и подкорковых структур, входящих в передний мозг. Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Центральная нервная система представляет собой скопления нервных клеток — нейронов. Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов. Особенно много специализированных рецепторов в органах чувств: глаз, ухо, поверхность кожи в наиболее чувствительных местах, язык, внутренние полости носа. Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы. Особую роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. Мир психических явлений: Психические процессы | Психические состояния | Психические Свойства | Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний. Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействия окружающей действительности (имеют четкое начало, течение, ярко выраженный конец). Они делятся на: - познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь); - эмоциональные; - волевые. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека: направленность, темперамент, характер, способности. Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени: эйфория, усталость, отчуждение, активность, пассивность, бодрость, апатия и др. Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений: знания, начальные умения, простые навыки, сложные умения, сложные навыки. Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям. Тема 3. Структура и методы современной психологии 1. Общая психология как базовая отрасль психологии. 2. Система психологических наук. 3. Методы исследования в психологии. 4. Характеристика диагностических методов психологического исследования. Общая психология –базовая дисциплина по психологии, теоретически и экспериментально изучающая закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека. Под общей психологией понимают изучение психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), психических свойств (способности, характер, темперамент) и психических состояний у нормального взрослого человека. Также в рамках общей психологии изучается история становления психологии как науки. Психологическая наука к настоящему времени получила развитие в целом ряде отдельно выделенных отраслей психологии. Разделы(виды) психологии в системе психологических наук: Общая психология Социальная психология Юридическая психология Практическая психология Медицинская психология Возрастная психология Педагогическая психология Трансперсональная психология Художественная психология Музыкальная психология Психодиагностика Зоопсихология Психотерапия Гештальттерапия Психиатрия Психоанализ Гипноз Нейролингвистическое программирование и др. Каждая из отраслей психологии имеет свои задачи и накопленный опыт их решения, что значительно обогащает психологическую науку, например: Практическая психология. Направление в психологической науке, изучающее индивидуальность, неповторимость человека и способы воздействия на него с целью оказания ему помощи и проявления возможностей. Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая с трудом обеспечивает растущие запросы практики. Социальная психология.Отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе. Другими словами - это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Социальная психология включает в себя 3 основных раздела: социальная психология групп, общения и личности. Возрастная психология.Изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. Рассматривает жизнь человека на всех этапах развития(младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, пожилой возраст, и наконец, старость и угасание). На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию. Педагогическая психология.Изучает методы обучения, эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. Психотерапия.Система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик. НЛП (нейролингвистическое программирование).Область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием механизмов и способов моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. Характеристика диагностических методов психологического исследования.Метод в психологии – совокупность конкретных приемов и способов изучения психических явлений. Методика – совокупность правил проведения конкретного исследования; описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов, предметов, а также регламентирует последовательность исследовательских действий. Методы исследования в психологии Для сбора информации: | | 1. Наблюдение | | По характеру объекта: | Внутреннее (самонаблюдение-метод интроспекций-лат.-гляжу, всматриваюсь внутрь) и внешнее | По характеру контакта | Непосредственное и опосредованное (биографический метод-дневники, письма, изучение литературных источников, изучение документов и продуктов деятельности испытуемых. Фото, теле, кино и звукозаписи ситуаций и явлений) | По упорядоченности времени: | Сплошное и выборочное | По информированности участников | Открытое и закрытое | По характеру взаимодействия с объектом | Включенное и невключенное | По условиям получения информации | Прямое и косвенное | По условиям осуществления наблюдения | Полевое и лабораторное | 2. Эксперимент | Лабораторный и естественный; Констатирующий и формирующий | 3. Тест | Тест-опросник Тест-задание Тесты достижений Тесты креативности Тесты интеллекта | 4. Проективные методы | Методы завершения Экспериментальные методы Методы выбора или распределения по порядку Конструктивные методы Ассоциативные методы | 5. Опрос | Устный (интервью – структурированное и неструктурированное), беседа и письменный (анкета) опросник самоотчета (одномерный и многомерный) | Для обработки результатов, их анализа: | Методы математической статистики, методы качественного анализа | | К ним относятся: Контент-анализ. Факторный анализ. Метод ранжирования и др. | Наблюдение как древнейший метод познания – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека (без вмешательства в течение изучаемых психологических явлений) с целью его последующего анализа и объяснения. Виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение); лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет); выборочное; сплошное; особый вид – включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельность, которую он изучает, но не в течение изучаемых психологических явлений (наблюдатель становится членом исследуемой группы). Невключенное наблюдение – без участия исследователя.Самонаблюдение непосредственное или отсроченное наблюдение над собой (воспоминания, дневник, мемуары), анализ того, что человек думал, чувствовал, переживал. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от объекта сведений о его деятельности, в которой объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные, обычно заранее приготовленные вопросы. Анкетирование – ответ на вопросы в письменной форме. Эксперимент – главный метод психологического исследования – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент – специально организованные условия (все по инструкции) – протекает в специальных условиях с применением аппаратуры, объект знает, что проводится эксперимент – многократность проведения эксперимента позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, субъект не знает, что проводится эксперимент. Констатирующий – когда констатируется психологическое явление. Формирующий – в процессе эксперимента развиваются определенные качества испытуемых. Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Тема 4. Ощущения и восприятие 1.Сущность и механизмы познавательных процессов. 2.Ощущение как отражение конкретных, отдельных свойств и качеств предмета. 3.Классификация ощущений. Виды ощущений. 4.Понятие о восприятии. Виды восприятий. 5.Свойства восприятия, апперцепция. Сущность и механизмы познавательных процессов. Познание — общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материла, который он получает от органов чувств в формах чувственного созерцания (ощущение, восприятие, представление). Существенные связи между предметами, закономерности их развития отражаются в формах абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В процессе познания человек использует также различные логические приемы (анализ и синтез, дедукцию, индукцию и т.д.), позволяющие ему теоретически воссоздавать изучаемый предмет. Большую роль в познании играют и различные знаковые системы, в которых фиксируются результаты познавательной деятельности. Это создает возможность общения между людьми, передачи знания другим поколениям. Ощущение— это есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на орган чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор или орган чувств; 2) проводящие нервные пути; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояний нервной системы и индивидуальных особенностей. Выделяют три основных класса ощущения: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные, сигнализирующие о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль и т.д.); 3) проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (прикосновения, холод, тепло, давление, вибрация и т.д.), статистические (положение тела в пространстве), температурные, болевые. Восприятие. Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя. Свойства восприятия: 1) целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета; 2) константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.; 3) структурность восприятия не является простой суммой ощущения, мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру; 4) осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов; 5) избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Т.е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?». В зависимости от целенаправленного характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Непроизвольное восприятие вызывается как особенностями предметов окружения (их яркостью, рядоположением, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность. В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия. В процессе познания человеком окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Апперцепция — зависимость восприятия человека от его предшествующего индивидуального опыта и психического состояния. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Установки, полученные человеком в различных жизненных обстоятельствах, значительно влияют на характер восприятия. Тема 5. Внимание и память. 1.Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. 2. Функции, свойства и виды внимания. 3. Память – основа психической деятельности. 4. Виды памяти. 5. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. Оно характеризует динамику протекания психических процессов. Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Функции, свойства и виды внимания. Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании (торможении, устранении) несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности. Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений. Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение (например, профессии шофера, летчика, педагога). Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их. Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий. Виды внимания. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание: новизна раздражителя; предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи); интеллектуальные, эстетические и моральные чувства и др. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Послепроизволъное внимание вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Память – основа психической деятельности.Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Виды памяти. Существуют разные способы классификации памяти. Поскольку память включена во всё многообразие жизни и деятельности человека, то и формы её проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определённое психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется. Отдельные виды памяти классифицируются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру целей деятельности – на произвольную и непроизвольную; 2) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на мгновенную, кратковременную, долговременную и оперативную; 3) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно-логическую. Произвольная и непроизвольная память.Произвольная (преднамеренная) память характеризуется конкретной целью и задачей усвоить и воспроизвести материал, используя те или иные приёмы. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия, а сам процесс запоминания требует от человека волевых усилий. Непроизвольная память характеризуется тем, что запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Виды памяти по времени сохранения материала. В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную. Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с её помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объём мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может воспроизвести. Однако разрушение этого большого объёма происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы. Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через неё эта информация поступает в долговременное хранение. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объём информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни. Её нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выданный код каталога. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознаётся и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций с информацией, хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Виды памяти по характеру психической активности. По характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. Эмоциональная (или аффективная) память – это запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наше взаимодействие с окружающим миром. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребёнка и достигает своего развития к трем – пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое). Образная память – это запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. Причём с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные. Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память («эйдетизм» – от греческого образ), то есть способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчётливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать. Словесно-логическая память связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие остальных видов памяти. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением. Основные процессы памяти. К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации. Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может относится к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идёт медленнее. Для предотвращения забывания необходимо понимание, осмысление информации и её повторение. Следующими факторами забывания являются частота применения материала и степень его важности для субъекта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Тема 6. Мышление и речь. 1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. 2. Типология и качества мышления. 3. Индивидуально-психологические особенности мышления 4. Основные виды умственных операций. 5. Речь. Виды речи: устная, письменная, внутренняя. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами. Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности. Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления. Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер. Мышление как феномен относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредованность. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека. Типология и качества мышления.В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: 1) генезису развития; 2) характеру решаемых задач; 3) степени развернутости; 4) степени новизны и оригинальности; 5) средствам мышления; 6) функциям мышления и т.д. 1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление основано на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в жизни человека. 2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое и практическое.Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, где основной задачейвыступает познание законов и правил. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. 3.По степени новизны: репродуктивное и продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения. 4. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. 5. По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное. Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. 6. По функциямразличают мышление: критическое и творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Индивидуально-психологические особенности мышления. Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д.Среди негативных проявлений – ограниченность, консервативность, заторможенность, пассивность и т.д.Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания. Операции мышления. Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация; категоризация. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах – в результате их анализа – выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и; общие как существенные признаки. Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественн |