МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА





КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ

 

Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации.

Понятие культурно-образовательная деятельность появилось на рубеже 1980-90 -х гг., на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию, когда происходит переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывается образовательная модель музея. Музей рассматривается как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций.

В качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце 19-начале 20 в., получив название культурно- воспитательная работа, со второй половины 1920-х гг. она обозначалась понятием политико-просветительная работа, с 1930-х гг. - массовая политико-просветительная работа, на рубеже 1950-60-х гг. - научно-просветительная работа. На каждом историческом этапе изменение термина отражало новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи музея в обществе.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны. К традиционным относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце 19 в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Понятие клубные формы музейной работы объединяет лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы. Обязательным условием функционирования музейных клубных форм является связь с собранием конкретного музея. Значение клубных форм музейной работы, превращающих музей в центры общения, возрастает в современной ситуации господства новых информационных технологий в постиндустриальном обществе. Люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в реальном пространстве музея.

Для успешной реализации образовательных программ и разработки методик и содержания конкретных форм в музее осуществляется изучение музейной аудитории и, соответственно, дифференцированный подход к различным группам посетителей. Музейная аудитория делится по возрастному признаку на детскую (приоритетная группа музейных посетителей) и взрослую; а также по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам (семьи, групповые или одиночные, студенты, пенсионеры, посетители с ограниченными возможностями т.д.) Образовательные программы учитывают специфику конкретного музея и особенности его музейного собрания.

 

Литература: Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-хчастях. М., 1923;

Научно-просветительная работа в художественном музее на современном этапе. СПб., 1996;

Научно-просветительная работа в естественно-научных музеях. М., 2000;

Культурно-образовательная деятельность / Музейное дело России. М., 2003.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Псковский опыт
В Пскове создана Псковская региональная ассоциация образования взрослых, объединившая многие образовательные и общественные организации. Ассоциация ставит перед собой все вышеперечисленные задачи, однако она находится лишь в самом начале своей деятельности, поэтому было бы преждевременно говорить о каком-либо положительном опыте. Главной задачей первого года является привлечение общественного внимания к проблеме образования взрослых и начало дискуссии среди местных организаций. В результате должна быть выработана совместная программа действий на будущее и определены местные приоритеты в этой сфере.

Августовская конференция
Начало этого процесса должно быть положено на августовской конференции "Развитие демократии через неформальное образование взрослых", которую планируется сделать ежегодной составляющей августовских совещаний учителей. Цель конференции - широкий обмен опытом между российскими и зарубежными организациями образования взрослых в области методологии и проектно-партнерской деятельности. Участники конференции - представители местных организаций, гости из других городов России, представители зарубежных организаций и ассоциаций образования взрослых - будут обсуждать как общие вопросы современного положения дел в данной сфере, так и конкретные программы сотрудничества между отдельными организациями.

Образование взрослых - новый взгляд
Термины "образование взрослых" (adult education) и "андрагогика" (andragogy) появились в нашем языке относительно недавно, хотя сама идея имеет глубокие исторические корни. Культурно-просветительская деятельность среди взрослого населения давно была одной из основополагающих целей русской интеллигенции, однако, только в последнее время она прибрела не просто культурно-образовательное, но и социально-экономическое значение.

Образование взрослых - экономическая потребность
Современно состояние любого общества - будь то экономически развитая западноевропейская страна или страна с переходной экономикой - характеризуется интенсивностью социальных, политических и экономических процессов, а следовательно быстрыми переменами на рынке занятости. Ни одна формальная образовательная система - школа, техникум, вуз - не в состоянии оперативно реагировать на эти изменения спроса. Ну, в каком вузе, скажем, можно найти факультет, который бы готовил специалистов в области программирования со знанием истории, иностранных языков и экономики. А рынок нередко ставит именно такие условия перед специалистами, сокращая спрос на репродуктивные и стандартизированные виды деятельности.

Образование взрослых - основа демократии
С другой стороны образование должно дать возможность человеку приобрести гибкость и способность предвидеть, которые необходимы для активного участия в создании новых культурных ценностей и в критическом анализе изменений на всех уровнях. Без широкой образовательной базы и постоянного доступа к образовательным услугам многие члены общества могут быстро маргинилизироваться и выпасть из активной общественной жизни, что делает их хорошей почвой для разного рода экстремистских идеологий. Таким образом, образование взрослых является не столько "дополнительным благом", предоставляемым высокоразвитым обществом своим членам, сколько условием выживания любого демократического строя.

Качество образовательных услуг
Образовательные услуги, не являющиеся частью системы формального образования, в настоящее время предлагаются как образовательными учреждениями в виде дополнительных курсов и семинаров, так и учреждениями культуры, центрами профессионального обучения и, в особенности, различными общественными организациями третьего сектора. Практически каждая организация - экологическая, социальная, женская и т.д. - проводит ту или иную образовательную работу со своими членами. При этом многие из них не имеют ни знаний, ни опыта работы со взрослыми людьми, что делает качество этих услуг низким и, соответственно, снижает мотивацию пользователей.

Педагогика и андрагогика
Следует помнить, что взрослый человек, особенно в системе неформального образования, учится совсем не так, как студент вуза или слушатель курса бухгалтеров. У него совершенно другая мотивация, уровень самосознания и оценки и другие ожидания от поставщика образовательных услуг. А значит и подход к планированию учебного процесса, определению целей и задач обучения и к оценке эффективности учебной деятельности должен быть совсем иным. Сравните, к примеру, методику работы преподавателя иностранного языка в техническом вузе и на коммерческих курсах иностранных языков для взрослых - очевидно, что разница будет весьма ощутимой.

Опыт стран с развитой демократией
Страны развитой демократии уже давно осознали и жизненно важное значение неформального образования взрослых для демократического общества, и необходимость разработки особой методологии работы со взрослыми обучающимися. У них накоплен богатый опыт как организационной, так и методической работы в этой сфере, освоение которого может значительно ускорить аналогичные процессы в развивающихся демократических обществах. К сожалению, распространение этого опыта затруднено естественно возникающими языковыми и финансовыми трудностями. Осознавая это, многие западноевропейские ассоциации образования взрослых готовы помочь в распространении своего опыта и в развитии системы неформального образования в России. Но даже при таком положении дел не все регионы нашей страны готовы принять и эффективно использовать эту помощь.

Готовность российских регионов
Если российское общество стремится развивать демократические ценности и идти по пути гражданского строительства, образование взрослых должно занять одно из ведущих мест в этом процессе. Западный опыт, освоенный и разумно переработанный с учетом местных особенностей и возможностей, мог бы значительно ускорить этот путь. Кроме того, он позволил бы России стать равноправным партнером в общеевропейских и мировых процессах. Но для этого в российских регионах должны быть формализованные или неформализованные источники информации и координирующие структуры. Ждать, пока они будут созданы сверху, не имеет смысла - у федеральных и региональных властей слишком много проблем в других приоритетных областях. Значит, инициатива должна идти снизу - в виде общественных центров, объединений или ассоциаций образования взрослых.

Зачем?
Естественно возникает вопрос - зачем? что они могут дать и чем помочь? В зависимости от потребностей каждого конкретного региона это могут быть центры отбора и распространения информации о международной политике в области образования взрослых, источники практического обучения педагогов и организаторов, работающих со взрослыми людьми, звенья, соединяющие местное сообщество с международными ассоциациями, координаторы проектной деятельности и так далее. Кроме того, создание сети внутрироссийских региональных центров помогло бы лоббировать задачи образования взрослых на самом высоком уровне.

Приглашение к сотрудничеству
Псковская ассоциация приглашает все организации и учреждения, разделяющие цели и задачи развития образования взрослых, к диалогу и партнерству. Мы уже имеем контакты с Петербургскими, Сибирскими и Карельскими организациями, а также со многими зарубежными партнерами и готовы поделиться всей информацией с другими регионами.

Олег Чикуров
Президент Ассоциации

ГЛАВА ВТОРАЯ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.