ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Другие формы культурно-образовательной деятельности 17 ноября, 2010 | Old_Master | No Comment Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности музея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утверждения, будто в музейной практике используется свыше 100 форм научно-просветительной работы. Гораздо убедительнее звучит мнение специалиста в области музейной педагогики М.Ю. Юхневич о том, что в этом вопросе уместна аналогия с модой, где есть базовые модели, на основе которых впоследствии создаются самые разнообразные виды одежды. К числу базовых она относит десять форм культурно-образовательной деятельности музея. «Это экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра». Лекция принадлежит к числу давних и традиционных форм культурно-образовательной деятельности. Ее тематика связана с профилем музея или с использованием музейных материалов. В то время как в экскурсии приоритетным является зрительное восприятие, в лекции оно играет второстепенную роль, а на первый план выдвигается рациональное восприятие. Основная цель лекций — донести до слушателей теоретический материал, сопроводив его материалами музейных коллекций; очень часто это копии или дубликаты музейных предметов, иллюстрации, фотографии, слайды. Музейные предметы, если и не демонстрируются во время лекций, то присутствуют «незримо» — их описание и характеристика включаются в содержание лекции. В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции для различных групп населения. Существует мнение, что в наши дни музейная лекция — это в определенной степени архаизм, что она не выдерживает конкуренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опровергается опытом работы ряда крупных музеев страны, например, музея-заповедника «Московский Кремль». Для взрослой аудитории в музее организован лекторий выходного дня, который посещают люди самых разных профессий. Читаемые в нем лекции дополняются экскурсиями по комплексу памятников Кремля, по коллекциям Оружейной палаты, по заповедным зонам столицы. В программу аудиторных занятий включаются видеосеансы, беседы за «круглым столом», встречи с ювелирами. Но главное в работе со взрослой аудиторией — не разнообразие форм, а содержательная сторона лекционной программы, поскольку, как показали результаты анкетирования, большинство слушателей приводит в лекторий «духовный голод», стремление пополнить или расширить гуманитарное образование. Новизна концепции и свежесть материалов — таков основополагающий принцип при формировании тематики музейного лектория. В начале 1990-х гг. на смену трехгодичному лекторию «Университет истории древнерусской культуры» пришли новые многолетние циклы лекций по отечественной истории «Личность и история. Исторические портреты политических деятелей отечественной истории», «Русь и Золотая Орда. Опыт зависимости и независимости». Никогда не прерывались в тематике лектория циклы по истории древнерусской живописи, но стремление к обновлению тематики и поиск нетрадиционных ракурсов в рассказе об известных памятниках привел к появлению многолетней специальной программы «Древнерусская икона». Рассчитанная на несколько лет, она включила ряд циклов («Древнерусская икона — феномен мировой культуры», «Чудотворные иконы», «Слово и изображение» и др.) и более шестидесяти тем. В лектории музея-заповедника выступают лучшие музейные профессионалы, а многие проблемные лекции по отечественной истории и культуре читают ведущие специалисты из Института российской истории РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного Исторического музея и других профильных организаций. Объединение в одном цикле выступлений известных историков, искусствоведов, культурологов, архитекторов дает возможность представить разные точки зрения на проблему и проводить дискуссии, что вызывает стойкий интерес аудитории. Традиционной, хотя и не широко распространенной формой культурно-образовательной деятельности являются консультации, которые проводятся в экспозиции или в научных отделах по интересующему посетителя вопросу. Консультант в залах российских музеев, в отличие от зарубежной практики, — явление достаточно редкое, между тем потребность в нем постоянно растет в связи с увеличением потока индивидуальных посетителей. В музей приходят не только за знаниями, но также ради отдыха и развлечений. Для удовлетворения этой рекреационной потребности посетителей музей использует такие культурно-образовательные формы, как встреча с интересным человеком, концерты, литературные вечера, театрализованные представления, кинопросмотры. Огромную известность приобрели, например, «Декабрьские вечера», которые вот уже более двадцати лет организуются в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Потребностям людей в рекреации отвечает и музейный праздник, представляющий собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности, в которой единой темой объединены элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр. Он проводится музейными специалистами на основе тщательно разработанного сценария и при участии творческих работников театра, музыкальных учреждений, художественной самодеятельности, радио, кино, телевидения. Музейные праздники бывают фольклорными, литературными, календарными, военно-историческими; они могут отличаться друг от друга как сюжетной стороной, так, методами организации. Однако для музейного праздника, чтобы он имел основание называться таковым, обязательно присутствие музейных предметов, активное участие посетителей, использование элементов театрализации и игровых эпизодов, соблюдение ритуальности и праздничных атрибутов, то есть необходимо сочетание двух условий — «музейности» и «праздничности». Ярким примером этой формы культурно-образовательной деятельности могут служить фольклорные праздники, получившие широкое распространение в архитектурно-этнографических музеях-заповедниках под открытым небом. Особой известностью пользуются" фольклорные праздники, ежегодно проводящиеся в музее-заповеднике «Кижи». В дни праздника посетители музея получают возможность не только услышать в исполнении профессиональных фольклорных ансамблей подлинные образцы народного музыкально-поэтического творчества, но и стать активными участниками происходящего действа. На празднике разыгрывается старинная традиционная «Карельская свадьба» со всеми характерными для нее обрядовыми действиями, песнями, причитаниями, плачами, хороводами и играми. Исполняются обряды сватовства, смотрин невесты, взаимного одаривания жениха и невесты, выдачи невесты и др. Перед участниками праздника демонстрируют свое мастерство народные умельцы, при этом созданные ими ремесленные изделия можно приобрести. На активном поведении музейной аудитории основана и ролевая игра, которая считается одной из наиболее эффективных форм культурно-образовательной деятельности, способствующих развитию исторического сознания. Ее особенность состоит в том, что она целиком строится на ролевом поведении участников и дает возможность погрузиться в определенную среду в процессе игры. Например, в центральной части города Лестера, реконструированной по состоянию на XVIII в. и музеефицированной, дети в самодельных костюмах, сшитых по фасонам того времени, пекут хлеб в пекарне, работают в ткацкой мастерской, продают в лавке свои изделия туристам, причем доход идет на поддержание музея. Сотрудники шотландского Музея образования, расположенного в здании школы начала прошлого века, проводят со школьниками ролевую игру на тему «урок в старой школе». Одетые в темные платья с белыми фартуками и строгие темные костюмчики, дети парами входят в класс, читают молитву, рассаживаются за парты с углублениями для чернильниц-«непроливаек» и стальных ручек с перьями. Интерьер класса воссоздан, вплоть до мелких деталей, по фотографиям того времени. Сотрудник музея в роли учителя разговаривает с детьми строго и жестко, как было принято в старой школе. Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных музеях все еще не получили широкого распространения, вероятно, в силу сложности исполнения. Ведь они требуют не только обладающего актерскими способностями руководителя, но также специального пространства и атрибутов эпохи Культурно-образовательная деятельность может осуществляться как в стенах музея, так и за его пределами. Внемузейные формы работы — лекции, передвижные выставки — предполагают использование музейных материалов обычно в виде копий или дубликатов музейных предметов. Наряду с простыми формами культурно-образовательной деятельности в музейной практике получили распространение и комплексные, которые объединяют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер. Явственно обозначилась тенденция к использованию так называемых цикловых форм, предназначенных для постоянной аудитории. Это не только циклы экскурсий, лекций, тематических вечеров, но и циклы, объединяющие разные жанры — экскурсии, лекции, встречи, концерты и пр. Например, в Омском государственном краеведческом музее разработан двухлетний цикл занятий для учащихся младших классов «Школа Мамонта», получивший название по самому известному экспонату, встречающему посетителей у входа в экспозицию — скелету мамонта. В программе занятий, призванных развивать наблюдательность, зрительную память, ассоциативное мышление, — беседы, экскурсии по экспозиции и фондохранилищу, игры-викторины, выставки детских работ, рождественские елки, музейный праздник «Масленица». Некоторые формы культурно-образовательной деятельности предназначаются однородной аудитории, например, школьникам, студентам, людям с ограниченными возможностями. В Центре музейных инициатив «Кунцево» (Москва) ежегодно разрабатывается программа, в которой ведущей становится работа с определенной аудиторией. Здесь ежемесячно организуются встречи для инвалидов района «Дни выходного дня», психологическую атмосферу которых определяет принцип: «инвалиды не ущербные, а просто другие люди». Специальные занятия с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии проводятся в Русском музее и Эрмитаже. Они направлены на оказание помощи родителям и педагогам в воспитании ребенка, оздоровлении его психики, развитии интеллекта и кругозора через произведения искусства. Этот метод арттерапии, широко применяющийся в различных лечебных и оздоровительных центрах, показывает, что реабилитационное воздействие на ребенка оказывает не только его собственное творчество, но и восприятие произведений искусства, созданных художником. Радость и удовольствие от встречи с прекрасным снимают напряженность и тревожное состояние ребенка, помогают ему раскрепоститься, стимулируют его творческую деятельность, помогают ему более органично включиться в окружающий мир. Некоторые формы культурно-образовательной деятельности разрабатываются для смешанной аудитории, например, для родителей с детьми. В Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева уже не один год действует программа «Семья в музее», в рамках которой каждую субботу пришедшим в музей посетителям предлагается на выбор ряд мероприятий. В их числе — экскурсии выходного дня по тематике музея; цикл занятий «Скорая помощь», дающий навыки оказания первой помощи пострадавшим в критической ситуации; открытый показ фондовых коллекций; участие в биологической игре «Семейный лабиринт». По условиям этой игры ее участники, переходя из зала в зал, «идут по лабиринту» и должны выполнять при этом самые различные задания. Например, ответить на вопрос «Какое перед вами растение (пшеница, ячмень, просо и др.)?», рассмотреть животных в экспозиции и исправить ошибку художника, показать на модели, как древние люди добывали огонь. При необходимости на помощь участникам игры приходят сотрудники музея. Эта программа не только дает экологические знания детям и взрослым, побуждая их активно включаться в познавательный процесс, но и создает между ними чувство единения и взаимной гордости за правильные ответы. Для того, чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, музею необходимо изучать и учитывать интересы и потребности своей аудитории, обеспечивать «обратную связь», позволяющую корректировать как процесс создания экспозиции, так и процесс ее восприятия. Культурно-образовательное путешествие назад в учреждение «Авторская школа НООГЕН»  Культурно-образовательное путешествие Культурно-образовательное путешествие – это детская образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания ребенком окружающего мира. Эта программа разработана специально для любопытных, активных и деятельных детей и подростков, которые не только хотят увидеть другую культуру, но и вжиться в нее, понять ее душу, чувства, людей, обычаи, нормы, традиции, историю, архитектуру, музыку, живопись, андеграунд и другие ее стороны. Это путешествие – освоение культуры в интерактивном режиме. История появления программы «Культурно-образовательное путешествие». Мы живем в большом городе-мегаполисе, которому всего 115 лет. Как педагоги мы столкнулись с проблемой самоопределения детей в культуре, культурной идентичности. Поэтому мы решили разработать такую программу, в которой ребенок мог бы приобрести чувственный опыт, делающий его приемником культуры. Для этого, как средоточие культурных ценностей, традиций, наследия, мы изначально выбрали Санкт-Петербург (с 2009 г. и Хакасию). Петербург стал своеобразным увеличительным стеклом для восприятия детьми артефактов культуры. Вернувшись после программы в Новосибирск, мы обнаружили интересные образовательные, личностные, психологические эффекты: у детей появилась своя субъектная исследовательская позиция, увеличилась социальная активность: одни по-иному стали ощущать себя в городе, другие выбрали интересные темы для представления на научно-практических конференциях по истории, мировой художественной культуре, литературе. Проанализировав значительный опыт, который мы накопили за 10 реализованных проектов, мы сделали вывод, что нашли верные средства, формы, материал для формирования исследовательской позиции и расширения культурной идентичности у ребенка. Культурно-образовательные путешествия проводятся в: Санкт-Петербурге, «Питер своими глазами», Москве, «Другая Москва», Хакасии, «Сибирь своими глазами», Новосибирске (первый проект состоится 4-9 января 2010 г. Информацию по нему смотрите здесь). Особенности культурно-образовательного путешествия: - Является альтернативой стандарту туристической программы, - Представляет собой детскую исследовательскую экспедицию, - Является авторской разработкой специалистов Школы «НООГЕН» по социально-культурному сервису и туризму, психологов, лингвистов, культурологов, которые и проводят программу, - Разрабатывается с учетом интересов группы, - Учитывает индивидуальные психологические и возрастные особенности участника программы, - Помогает ребенку найти ответы на жизненно важные вопросы, которые он задает, исходя из особенностей своего возраста и мировоззрения, - Формирует у участника свой взгляд на другую культуру, помогает по-своему прочувствовать ее атмосферу и историю за счет специально заданной структуры и логики программы, - Создает у участника целостное и личное отношение к культуре. Эффекты программы: - Самоопределение и взросление участника программы (за счет ежедневного формирования личных и групповых задач); - Развитие ответственности и самостоятельности (за счет адекватного разделения ответственности происходящего между взрослым и ребенком); - Развитие навыков ориентации в пространстве и получение опыта освоения нового незнакомого пространства (за счет самостоятельного выполнения исследовательских заданий); - Формирование субъектного отношения к себе, другой культуре, окружающей действительности (за счет обмена впечатлениями, выражения собственных мыслей и идей); - Реализация своего потенциала в пространстве (за счет активного вовлечения в различные мероприятиях культурной жизни); - Появление опыта анализа увиденного и услышанного (за счет участия в мастер-классах, постановках, флеш-мобах и др.); - Расширение границ культурного самосознания (за счет интерактивного формата программы). | Из статьи «Педагогическое значение культурно – просветительских поездок для объединения студентов разных ВУЗов Санкт-Петербурга» (Немчикова Л.А, канд.пед.наук, преподав. РГПУ им.А.И.Герцена). В сб.: «Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия». – СПб, 2006, с.143- 144. Преподаватели и сотрудники христианской православной лаборатории, которая была открыта при кафедре педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 2004 году (при поддержке межвузовской ассоциацией духовно-нравственного просвещения «Покров»), поставили перед собой задачу разработать некоторые формы знакомства с историй русского православия, которые будут соответствовать интересам современных студентов. При этом мы понимали, что необходимо учитывать особенности изучения гуманитарного и технического содержания учебного материала на различных факультетах университета, учитывать национальные особенности учащейся молодежи, степень ее воцерковленности, уважать и ценить свободный выбор каждого. Также важно было принять во внимание, что в последнее время усилились процессы секуляризации современного общества, что в принципе усложняет саму постановку проблемы знакомства и изучения истории православной культуры среди светских студентов. Информацией о первых попытках реализации одной из найденных форм и хотелось бы поделиться. В октябре 2005 года преподаватели пригласили своих подопечных посетить древнейший город России Великий Новгород. Поскольку уже давно среди студентов Санкт-Петербургских ВУЗов, входящих в межвузовскую ассоциацию «Покров», завязались теплые и дружественные отношения (что явилось результатом совместного участия в различных научно-практических конференциях, творческих конкурсах и фестивалях, литературных и музыкальных вечерах, концертах), состав нашей группы экскурсантов был очень разнообразен: курсанты и офицеры военно-космической академии им. А.Ф. Можайского, семинаристы, академисты, учащиеся регентского и иконописного отделений Духовной академии, студенты и преподаватели педагогического университета и многих других высших учебных заведений нашего города. При определении концепции предполагаемых путешествий мы исходили из некоторых положений. Во-первых, поездка не должна быть только паломнической. Как известно, подобные поездки обладают рядом специфических особенностей: в пути поются молитвы, псалмы, акафисты, обязательно выстаивается церковная служба, многие паломники принимают участие в Таинствах Исповеди и Причастия, часто в группе присутствует священник, который помазует елеем и т.п. Экскурсионная программа чаще всего ограничивается посещением часовен, храмов, монастырей, святых источников. Учитывая светский состав студенческой аудитории, нам пришлось отказаться от сугубо паломнической формы путешествия. Но мы осознавали, что имеется значительное число студентов, которые постоянно посещают православный храм, участвуют в богослужениях, церковных Таинствах, соблюдают установленные посты и т.п. При этом они нигде не афишируют свое вероисповедание, так как вопросы веры для них являются глубоко личными и интимными. Но не учесть такой студенческий контингент было нельзя. Поэтому в планах наших поездок предусматривалось обязательное посещение храмов, рассказ об их строительстве, иконах, общение со священнослужителями, монашествующими, по возможности, трапеза в монастыре, знакомство с жизнью и бытом монастырей. Во-вторых, мы должны были учесть высокий интеллектуальный, культурный и общеобразовательный уровень студентов Санкт-Петербургских высших учебных заведений. Поэтому лекцию-беседу в автобусе должны были готовить преподаватели различных ВУЗов, материалы этих лекций чаще всего являются частью диссертационных исследований ученых-культурологов, философов, историков. Следовательно, мы предполагали, помимо посещения культовых мест, обязательные разнообразные светские экскурсии высокого уровня в художественные, исторические, краеведческие, мемориальные музеи. В-третьих, проблема организации досуговой деятельности молодежи сегодня также является очень важной. Не секрет, что подавляющее количество времени студенты проводят в лекционных аудиториях, библиотеках, за компьютером, очень мало бывают на воздухе, все меньше занимаются спортом. Следовательно, в совместных поездках необходимо было предусмотреть достаточно длительные пешие прогулки, посещение природных заповедников, парков, катание с гор, подвижные игры и т.п. В-четвертых, мы учитывали и такой аспект, как личностное общение студентов с преподавателями в неформальной обстановке. Как уже говорилось, на первом этапе всю организацию поездки (заказ автобуса, поиск и договор с преподавателем-экскурсоводом, организация встреч с интересными собеседниками, проблемы питания и др.) взяли на себя сотрудники и преподаватели РГПУ им. А.И.Герцена. Таким образом, мы определили концепцию наших путешествий как культурно-просветительских поездок. Может быть, правильнее было бы назвать их духовно-просветительскими, но нам хотелось лишний раз подчеркнуть преобладание культурологического аспекта. Итак, «ВСЕ НА КПП!» Результат первого путешествия превзошел все ожидания…Через две недели поездку в Великий Новгород пришлось повторить для новых желающих. Как и предполагалось, наличие студентов разных, таких отличных друг от друга ВУЗов, внесло много неожиданных элементов в контекст выезда. Когда в Новгородском храме-музее, куда группа зашла по купленным билетам, раздались профессиональные песнопения перед сохранившимися фресками Феофана Грека, это явилось непосредственной живой проповедью православия. В следующих, как действующих храмах, так и в храмах-музеях учащиеся Духовной академии исполняли соответствующие тропари, величания перед иконами, на местах уничтоженных храмов и т.п. Пение молитв перед трапезой и после нее, исполнение многолетия для экскурсоводов местных музеев явилось для многих светских студентов настоящей катехизационной деятельностью. А весь обратный путь в автобусе сопровождался импровизированным концертом под гитару. Правда, он скорее напоминал мастер-класс по народным русским, белорусским, украинским и современным песням. По отзывам студентов, впервые общавшимися с православной молодежью, вся поездка явилась яркой иллюстрацией того, что православная вера- это радостная вера радостных людей. С того времени мы дважды побывали в Великом Новгороде, Старой Ладоге, Тихвине, Старой Руссе, посетили Гатчину, проехали по местам наступления армии Юденича на Петроград в 1919 году, участвовали в уникальном путешествии «Царский путь». Студенты звонили в колокола, поднимаясь на колокольни, примеряли на себя воинские кольчуги и доспехи, окунались в ледяные проруби, и всегда неизменной спутницей была гитара…Так «обыкновенные, но такие необыкновенные» экскурсии превратились в культурно-просветительские встречи студенческой молодежи. Представители более 20 военных, духовных, медицинских, технических, художественных и других университетов Санкт-Петербурга сумели объединиться в этих поездках. С наступлением Великого поста мы решили расширить не только географию, но и программу путешествий и организовали двухдневную поездку в Псков-Печеры-Изборск. К этому времени к организации экскурсий, наборам групп уже подключились студенты и новые преподаватели. Состоявшаяся поездка показала, насколько эффективной и ненасильственной является найденная нами форма объединения молодежи. Желающие смогли посетить богослужения в Печерском монастыре (Всенощное Бдение и Литургию), принять участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Остальные студенты отдыхали в гостиничных номерах, а после службы все вместе совершили необычную экскурсию по монастырю. Проведенная работа показала, в каком направлении возможно расширение деятельности по просвещению студенческой молодежи в области православия. На ближайшее время запланировано посещение, помимо экскурсионных светских объектов, церковного реабилитационного центра для наркозависимых в пос.Саперное Ленинградской области, организация в программе очередной экскурсии благотворительного концерта в детском доме в пос. Лопухинка, трудовая помощь возрождающемуся монастырю в Старой Ладоге и другие миссионерские и волонтерские мероприятия. И данную деятельность возможно осуществить благодаря сборной команде путешествующих студентов таких разных высших учебных заведений Санкт-Петербурга. И, конечно, невозможно переоценить то значение, которое имеют для формирования нравственного облика современной учащейся молодежи подобные культурно-просветительские поездки. Воспитательный процесс в вузе (обзор журнальных статей) | версия для печати Дата последнего обновления: 2010-09-02 Воспитательная работа неизменно выступает неотъемлемой составляющей подготовки специалиста в вузе. Она неразрывно связана с учебно-научным процессом, включает в себя учебный и внеучебный временной период, призвана охватить своим влиянием все категории обучающихся. Главной целью воспитательного процесса является подготовка творчески мыслящих и гармонично развитых специалистов, обладающих глубокими профессиональными знаниями и высокими гражданскими качествами. Гафурова Н. В. Воспитательный процесс в вузе как система / Н. В. Гафурова, Т. П. Бугаева // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 102–106. Воспитание как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Главный признак воспитательной системы – ее упорядоченность. Особое место в воспитательной системе занимает цель. Воспитательная работа не является прямым выполнением цели, так как последняя недостижима в ограниченной временными рамками организационной форме. В воспитательной работе, можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на достижение цели. В статье выделяют две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы. Первая группа – это критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности вуза, наличие сложившегося единого коллектива, единство воспитательных воздействий и т.д. Вторая группа – критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы и ее эффективность. К ним относятся степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, общий психологический климат, стиль отношений в коллективе, самочувствие студентов и преподавателей, внутренний комфорт, уровень воспитанности выпускников. Если первый критерий удовлетворяется достаточно просто, то второй четко зафиксировать даже через косвенные показатели весьма сложно. Системообразующий элемент воспитательной системы здесь может быть использован как «лакмусовая бумажка» для определения степени развитости самой системы. В статье рассмотрен системный подход к воспитательному процессу в вузе. Авторы обосновывают необходимость выбора главного элемента воспитательной системы. Эта позиция позволит исследователям и практикам ориентироваться на данный подход при построении воспитательной системы современного вуза. Гришаев О. Система воспитательной и социальной работы / О. Гришаев // Высшее образование в России. – 2008. – № 1. – С. 79–83. В статье представлена система воспитательной и социальной работы Воронежского государственного университета. В Воронежском государственном университете, где даже в кризисные годы конца прошлого века ректорат и преподавательский коллектив сохранили традиции воспитательной работы, за последние годы особое внимание уделялось всему комплексу воспитательных мероприятий. Была обновлена внутривузовская нормативно-правовая база этого направления университетской жизни, в том числе принят и такой основополагающий документ, как «Концепция воспитательной работы». Основной целью воспитательной работы в университете является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота. Внеучебная работа со студентами в ВГУ происходит на нескольких уровнях: университетском, факультетском и кафедральном. Воспитание в университете обеспечивается в первую очередь присущей ему атмосферой культа знаний и науки, непрерывной линией сохранения и развития передовых вузовских традиций, преемственностью университетских поколений, демократизмом университетской жизни. Оно осуществляется по следующим главным направлениям: - приобщение студенчества к научному творчеству в процессе обучения;
- групповое и индивидуальное общение студентов с преподавателями;
- проведение общеуниверситетских мероприятий культурно-просветительского характера;
- взаимодействие кафедральных, факультетских структур с другими структурами, содержанием работы которых является культурно-просветительская деятельность (музеями, библиотекой, студенческими клубами, объединениями студентов поинтересам и др.), общественными организациями, учреждениями культуры города и региона, творческими союзами.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу воспитательная и социальная работа должна стать инструментом развития и преобразования страны. Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества / И. А. Сидорова // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 79–82. В статье описаны особенности воспитательного процесса в техническом вузе. Представлен положительный опыт работы отдела социальной и воспитательной работы Северской государственной технологической академии. Учебная и внеучебная деятельность в вузе, безусловно, одинаково важны и неразрывно связаны. В вузе все подчинено процессу обучения и его совершенствованию. Воспитательная же деятельность предполагает создание для студентов благоприятных условий жизни, необходимых для получения ими качественного профессионального образования и адекватных их потребностям. В настоящее время представляется необходимым преодолеть ряд стереотипных взглядов на осуществление воспитания в вузе. В первую очередь это касается «выделения» воспитательного процесса из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к учебе, рассмотрение его как необязательного или, того хуже, мешающего осуществлению собственно «образовательного процесса». Модель личности специалиста с высшим образованием в контексте воспитательной деятельности представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу академии. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Масленников В. А. Организация воспитательной работы / В. А. Масленников // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 75–79. В статье представлены основные формы организации воспитательного процесса в Саратовском государственном университете, выработанные на основе системного подхода. Доказывается необходимость развития студенческого самоуправления как эффективной модели воспитания подрастающего поколения. В Саратовском государственном университете сложилась такая структура организации воспитательной работы, которая позволяет управлять подразделениями, связанными с организацией воспитательного процесса, и обеспечивать их взаимодействие, а также активно привлекать органы студенческого самоуправления университета к участию в нём. Современное воспитание, на взгляд авторов, следует строить с опорой на достижения системы коллективного воспитания, основанной на сотрудничестве и партнерстве. Вместе с тем, следует учитывать и негативные тенденции, проявившиеся в системе советского воспитания (формальное усвоение моральных ценностей, конформизм, нивелирование личности и безответственность за «ширмой» коллективной ответственности и многое другое). Изменение форм и содержания воспитания может осуществляться за счет включения в него таких важных факторов, как жизнедеятельность самих студентов и преподавателей в определенном социокультурном пространстве и окружающая жизнь общества. В соответствии с Концепцией воспитания студентов и Программой комплексного развития университета определены следующие направления внеучебной деятельности: - студенческое самоуправление;
- работа с кураторами;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- профессионально-трудовое воспитание;
- культурно-эстетическое направление;
- спортивно-оздоровительная деятельность.
Для их реализации ежегодно разрабатывается комплексный план по воспитательной работе с учётом графика мероприятий структурных подразделений университета. Развитие таких необходимых современному специалисту с высшим профессиональным образованием качеств и способностей, как социальная активность, гуманность, порядочность, духовность, толерантность, чувство красоты и гармонии, совесть, честь, должно являться основой воспитательной работы и самовоспитания студентов. Реализация всех вышеизложенных направлений деятельности, безусловно, позволит поднять организацию воспитательной работы в высшей школе на качественно новый уровень. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы / М. Г. Резниченко // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 151–154. В статье представлены принципы, технология и обозначены условия построения воспитательного пространства вуза. Воспитательное пространство возникает в процессе конструктивной деятельности и развивается на ее основе; являясь частью воспитательной среды, оно влечет за собой изменение характеристик этой среды. Понятие «воспитательное пространство» введено в категориальный аппарат отечественной педагогики Л.И. Новиковой. Если среда в основе своей – данность, то воспитательное пространство – это результат и форма деятельности, осуществляемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей. Таким образом, среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а единое пространство надо уметь создавать. В настоящее время сложился подход к пониманию воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, способной выступить интегрированным условием личностного развития каждого человека. В такой трактовке «механизмом» создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, содержанием которого является их совместная деятельность. Принимая за структурную единицу воспитательного пространства вуза ситуацию общения и взаимодействия его субъектов, авторы утверждают, что условием обретения им гуманистической основы является состояние психологического комфорта его участников. Иными словами, создание воспитательного пространства должно основываться на принципах педагогической эргономики. Эффективность построения воспитательного пространства зависит от ряда дополняющих друг друга условий. Среди них: - выработка и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательного пространства;
- наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего организацию процесса адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов;
- ориентация цели, задач, принципов построения воспитательного пространства на субъекта;
- профессиональная компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.);
- осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование навыков проектной культуры студенческого актива;
- психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства.
Проектирование воспитательного пространства вуза ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных и личностных качеств человека. Этой ориентации целесообразно придерживаться при разработке проектов учебного, внеучебного и внутреннего компонентов воспитательного пространства вуза. | История и методология теории социально-культурной деятельности 30 сентября 2009 года Задание 1. Сделать конспект введения учебника, выделив цель и задачи курса. Задание 2. В источниках по теории социально-культурной деятельности найти 4-5 её определений. Выписать эти определения как цитаты, оформить ссылки. Туев В.В. Об атрибуте «социально-культурный» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2003. ‑ № 4. В.В. Туев |