Тема: ЦИКЛОНЫ И АНТИЦИКЛОНЫ Цель: Выяснить связь атмосферных вихрей с климатологическими фронтами. Научиться определять изменение погоды при прохождении циклона и антициклона через данную местность. Понятия: циклон, тропический циклон /ураган, тайфун, вили-вили/, теплый фронт, холодный фронт, фронт окклюзии, антициклон. Содержание работы: 1. Перенести в практическую работу рис. ”Основные пути движения фронтальных и тропических циклонов”. 2. Схематично показать строение антициклона и циклона (теплый и холодный фронт, теплый и холодный сектор) в разрезе и плане. На рисунках показать: а) Направление ветра в этих атмосферных вихрях в северном и южном полушариях. б) Уметь определять направление ветра на любой периферии циклона и антициклона. в) Объяснить, почему в северном полушарии ветер дует вдоль изобар против хода часовой стрелки, а в южном - по ходу часовой стрелки, в антициклоне в северном полушарий - по ходу часовой стрелки, в южном - против хода часовой стрелки. 3. Перенести в практическую работу рис. ”Схема строения циклона”, выполнить пояснение к рисунку: на нижней и средней схемах подписать элементы циклона; на верхней схеме указать стадию развития циклона; 4. Дать письменную характеристику состояния погоды в циклоне: *на теплом фронте, *холодном фронте, *фронте окклюзии, *в тёплом секторе, *в холодном секторе. *Объяснить причину изменения погоды при прохождении циклона через данную местность. 5. Письменно дать характеристику погоды при прохождении через местность антициклона летом и зимой. 
 Рис. Схема строения циклона   Т е м а: КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ Цель: Изучить климатообразующие факторы, классификацию климатов Б.П. Алисова, научиться составлять по картам атласа характеристику климата любого региона земного шара. Понятия: Климат, климатообразующие факторы, климатический пояс, климатическая область, тип климата, гумидныи климат, аридный климат, генетическая классификация климатов. Содержание работы: 1. Дать анализ карты Алисова Б.П. «Климатические пояса и области»: а) Что положено Алисовым Б.П. в основу классификации? б) Перечислить основные и переходные климатические пояса. Объяснить чем основные пояса отличаются от переходных. в) Составить характеристики климатических поясов по плану (географическое положение и границы, типы воздушных масс и их свойства, климатические области). 2. По литературе и картам атласа составить описание климатических областей Земли установив значения основных метеоэлементов: а) Тип климата, географическое положение. б) Черты климата (температура января, июля; амплитуда температур; годовое количество осадков, режим осадков (внутригодовое распределение); ветры января, июля; воздушная масса января, июля). и выявив влияние климатообразующих факторов на формирование климата: а) Анализируя карты «Солнечная радиация», «Радиационный баланс за год, июль, январь», «Температура воздуха в январе и июле», выяснить, какие черты климата формируются под влиянием радиационного фактора. б) Выяснить роль циркуляционного фактора и формировании климата Земли, и распределении тепла и влаги на земном шаре. в) Показать влияние подстилающей поверхности на формирование климатов (чередование суши и воды, океанические течения, рельеф, снежный покров). * Полученные результаты предлагается оформить в табл. 1. 3. Выполнить описание климатических диаграмм по плану: Таблица 1 Сравнительная характеристика климатических областей Климатическая область | Температура воздуха, ºС | Амплитуда температур | Годовое количество атмосферных осадков, мм | Режим атмосферных осадков | Ветры | Воздушная масса | Роль климатообразующих факторов | января | июля | января | июля | января | июля | Климатический пояс | | | | | | | | | | | | |