ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема: РАДИАЦИОННЫЙ И ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС Цель:Изучить основные закономерности распределения радиационного и теплового баланса на земной поверхности. Понятия: радиационный баланс /составляющие прихода и расхода/, солнечная радиация /суммарная, отраженная, поглощенная/, альбедо, собственное излучение Земли, встречное излучение атмосферы, эффективное излучение, парниковый эффект, тепловой баланс. Содержание работы: 1. Дать письменный анализ карты ”Годовых величин радиационного баланса Земли”: а) Определить величины радиационного баланса в экваториальных, тропических, умеренных и приполярных широтах; б) Выявить закономерности распределения радиационного баланса по широтам и объяснить их; в) Сравнить величины радиационного баланса на одних и тех же широтах в северном и южном полушарии, объяснить различие; ·  | г) Выявить районы с максимальными и минимальными величинами радиационного баланса. Объяснить чем обусловлены такие величины. д) Отметить изменения радиационного баланса в пределах одной широты. Объяснить чем они обусловлены. 2. Дать анализ карт ”Радиационного баланса в январе и июне”: а) Сравнить изменение величины радиационного баланса по широтам в северном и южном полушариях; б) Определить географическое положение нулевой изолинии радиационного баланса в январе и июле и объяснить причины; в) Выявить районы с максимальными величинами радиационного баланса, объяснить чем они обусловлены; г) Отметить изменения радиационного баланса в пределах одной широты. Объяснить чем они обусловлены. 3. Проанализировать изменение составляющих теплового баланса Земли (табл.). а) Каковы закономерности составляющих теплового баланса по широтам? б) Объяснить различия прихода, расхода тепла в океане по широтам. * Показатели величин суммарной радиации (№1а, №2а) рекомендуется занести в табл. 2 ”Распределение величин радиационного баланса по земной поверхности за год, за июнь, за декабрь”.  
  
Таблица 1 Распределение величин суммарной радиации по земной поверхности за год, за июнь, за декабрь. Широта | Год мДж/см2/год | Июнь мДж/см2/мес | Декабрь мДж/см2/мес | суша | океан | суша | океан | суша | океан | Арктические 80-90˚ с.ш. | | | | | | | Субарктические 60-80˚ с.ш. | | | | | | | Умеренные 40-60˚ с.ш. | | | | | | | Субтропические 30-40˚ с.ш. | | | | | | | Тропические 20-30˚ с.ш. | | | | | | | Субэкваториальные 10-20˚ с.ш. | | | | | | | Экваториальные между 10˚ с. и ю. ш. | | | | | | | Субэкваториальные 10-20˚ ю.ш. | | | | | | | Тропические 20-30˚ ю.ш. | | | | | | | Субтропические 30-40˚ ю.ш. | | | | | | | Умеренные 40-60˚ ю.ш. | | | | | | | Субантарктические 60-80˚ ю.ш. | | | | | | | Антарктические 80-90˚ ю.ш. | | | | | | | Таблица 2 Распределение величин радиационного баланса по земной поверхности за год, за июнь, за декабрь. Широта | Год мДж/см2/год | Июнь мДж/см2/мес | Декабрь мДж/см2/мес | суша | океан | суша | океан | суша | океан | Арктические 80-90˚ с.ш. | | | | | | | Субарктические 60-80˚ с.ш. | | | | | | | Умеренные 40-60˚ с.ш. | | | | | | | Субтропические 30-40˚ с.ш. | | | | | | | Тропические 20-30˚ с.ш. | | | | | | | Субэкваториальные 10-20˚ с.ш. | | | | | | | Экваториальные между 10˚ с. и ю. ш. | | | | | | | Субэкваториальные 10-20˚ ю.ш. | | | | | | | Тропические 20-30˚ ю.ш. | | | | | | | Субтропические 30-40˚ ю.ш. | | | | | | | Умеренные 40-60˚ ю.ш. | | | | | | | Субантарктические 60-80˚ ю.ш. | | | | | | | Антарктические 80-90˚ ю.ш. | | | | | | | Тема: ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА Цель: Выявить и объяснить основные закономерности географического распределения температуры воздуха, изменение температуры воздуха с высотой. Понятия: амплитуда температур /суточная, годовая амплитуда/, изотерма, адиабатические процессы, градиенты /сухоадиабатический, влажноадиабатический/, конвекция, адвекция, инверсия температур. Содержание работы: 1. Вычертить график: ”Изменение среднегодовой температуры и амплитуды температуры воздуха по широтам” (табл. 1). По вертикальной оси отложить величину среднегодовых температур и годовых амплитуд, по горизонтальной оси – географические широты. Пересечение вертикальной и горизонтальной осей установить в нулевой отметке. 2. Дать анализ графика, отметив: а/ Какова общая закономерность в распределении среднегодовых температур на земном шаре? Объяснить причины. б/ На каких широтах среднегодовая температура отрицательная? Объяснить причины. в/ Почему термический экватор не совпадает с географическим? г/ Почему различаются температуры на северном и южном полюсе? д/ Какова общая закономерность в изменении амплитуды температур воздуха по широтам? е/В каких широтах наблюдается отклонение от общей закономерности? Чем это можно объяснить? ж/ Почему амплитуда на северном полюсе, больше, чем на южном? з/ Сделать общий вывод о распределении тепла на земном шаре. 3. Выполнить письменный анализ карт ”Температура воздуха в январе”, ”Температура воздуха в июле”: а) Какова закономерность изменения величин от низких широт к высоким. Объяснить. б) В каком полушарии показатели изменяются от низких широт к высоким интенсивней. Объяснить. в) Где и почему находятся области с самой высокой и области с самой низкой температурой воздуха в январе и в июле? г) Выявить территории с отклонением изотерм от широтного хода в январе и в июле. Объяснить. 4. Определить тип годового хода температур, рассчитав среднегодовую температуру и годовую амплитуду температур по данным таблицы ”Типы годового хода температуры воздуха” (табл. 2). 5. Решить задачи на изменение температуры воздуха при адиабатических процессах: а) Воздушная масса, ненасыщенная водяным паром и имеющая температуру +10ºС, адиабатически поднимается от поверхности Земли. Какова будет температура поднимающегося воздуха на высоте 500, 800, 1200 м? б) Какова будет температура воздуха, насыщенного водяным паром и поднимающегося адиабатически, на высоте 200, 400, 1000 м, если на уровне поверхности океана его температура равна +4, -6, -10ºС. в) На сколько градусов изменится температура ненасыщенного водяным паром воздуха при адиабатическом опускании на 560 м? г) Воздушная масса насыщенная паром, прогрелась до 10ºС и начала подниматься от поверхности Земли. Конвекция прекратилась на высоте 1600 м. Определить, на сколько изменилась температура воздуха и какому показателю стала равна. Таблица 1 Средняя годовая температура и амплитуда температуры воздуха на разных широтах. Показатели | Северное полушарие | | Южное полушарие | Географическая широта | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | Процент суши | | | | | | | 43,5 | 31,5 | | | | | | | | | | | | Средняя годовая температура воздуха, ºС | -22,7 | -17,2 | -10,7 | -1,1 | 5,8 | 14,1 | 20,4 | 25,3 | 26,7 | 26,2 | 25,3 | 22,9 | 18,4 | 11,8 | 5,8 | -3,4 | -13,6 | -27,0 | -33,1 | Годовая амплитуда, ºС | 40,0 | 32,3 | 32,1 | 29,7 | 24,9 | 18,5 | 12,5 | 5,9 | 1,8 | 1,1 | 3,6 | 5,8 | 8,2 | 7,1 | 5,4 | 11,2 | 19,6 | 28,7 | 34,5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Таблица 2 Типы годового хода температуры воздуха. № | Месяцы | Средняя годовая температура воздуха, ºС | Тепловой пояс | Годовая амплитуда ºС | Тип годового хода температуры | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | | 21,3 | 23,0 | 26,2 | 30,0 | 32,6 | 33,0 | 31,4 | 30,3 | 31,2 | 30,8 | 26,8 | 22,3 | | | | | | -25,3 | -24,3 | -23,8 | -17,7 | -8,2 | 0,0 | 4,6 | 5,2 | 1,9 | -6,4 | -17,1 | -23,5 | | | | | | 25,4 | 25,4 | 25,9 | 26,3 | 26,5 | 26,1 | 25,8 | 26,0 | 26,4 | 26,5 | 26,2 | 25,7 | | | | | | -5,0 | -7,2 | -4,0 | 0,4 | 4,9 | 9,3 | 13,4 | 14,5 | 11,2 | 6,8 | 2,1 | -2,1 | | | | | | 28,0 | 28,0 | 28,5 | 28,0 | 26,5 | 25,0 | 23,0 | 25,0 | 27,5 | 29,0 | 29,0 | 28,5 | | | | | | -49,5 | -51,0 | -39,3 | -31,2 | -21,7 | -18,9 | -13,7 | -18,2 | -24,5 | -35,3 | -44,5 | -41,5 | | | | | | 23,8 | 24,9 | 26,2 | 26,6 | 27,7 | 28,0 | 28,1 | 28,1 | 27,8 | 26,3 | 24,5 | 23,5 | | | | | | -18,2 | -18,6 | -18,5 | -12,2 | -5,1 | 1,8 | 6,1 | 6,4 | 3,6 | -2,3 | -9,4 | -15,5 | | | | | | -43,5 | -35,3 | -22,2 | -7,9 | 5,6 | 15,5 | 19,0 | 14,5 | 6,0 | -8,0 | -28,0 | -40,0 | | | | | | -3,2 | -3,7 | -4,2 | -2,8 | -0,5 | 2,7 | 5,6 | 5,9 | 3,5 | -0,3 | -1,5 | -2,7 | | | | | | -41,0 | -47,0 | -40,0 | -31,0 | -20,0 | -16,0 | -11,0 | -17,0 | -22,0 | -36,0 | -37,0 | -38,0 | | | | | | -36,0 | -35,0 | -31,0 | -19,0 | -9,0 | 1,0 | 4,0 | 2,0 | -5,0 | -17,0 | -25,0 | -30,0 | | | | | | -18,0 | -19,5 | -14,0 | -8,4 | -2,8 | 0,8 | 3,3 | 3,6 | 1,9 | -1,7 | -6,5 | -13,5 | | | | | | -1,0 | -2,0 | 5,4 | 7,3 | 9,6 | 12,1 | 13,4 | 13,6 | 12,5 | 9,6 | 7,3 | 5,8 | | | | | | 25,9 | 26,7 | 26,7 | 27,6 | 27,5 | 27,0 | 27,0 | 26,9 | 27,0 | 26,6 | 26,4 | 26,0 | | | | |  Рис. Температура воздуха в июле  Рис. Температура воздуха в январе |