МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема: ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА. СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА НА ЗЕМЛЕ





ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум составлен в соответствии с программами высшей и средней школы с целью усиления профессиональной подготовки студентов, формирования географического мышления, профессиональных навыков по чтению и анализу картографического и графического материала, установления взаимосвязей в природе. Перед выполнением каждого задания необходимо изучить теоретический материал. Работа с литературой требует самостоятельности и трудолюбия. Следует хорошо разобраться с теорией, чтобы уметь объяснить любое явление с точки зрения физико-географических законов.

К зачету по каждой теме студент должен:

· правильно и аккуратно выполнить картосхемы, рисунки, графические работы или задачи;

·

· письменно проанализировать выполненные графические работы;

· устно ответить на любой контрольный вопрос;

· знать карту;

· знать требования школьной программы по данной теме;

· уметь составить план формирования понятий по данной теме для урока или внеуроч­ного мероприятия.

Кроме основного курса «Общего землеведения» вводятся курсы по выбору по от­дельным разделам. После ознакомления с принципами и закономерностями общего землеведения, с основ­ными физико-географическими понятиями студенты с большей детализацией и глубиной изучают темы избранного раздела. Это позволит повысить уровень обучения, активировать познавательную деятельность студента, развить самостоятельность творческого подхода к получению знаний, совершенствовать умения, знания, навыки. Углубление и развитие физико-географических знаний строится на основе изучения нового материала, исследования причинно-следственных и межпредметных связей, усиления самостоя­тельной работы.

При изучении курсов по выбору следует обращать внимание на формирование мировоззрения, теоретическое обобщение, развитие географического мышления. Фактический материал должен играть роль иллюстрации теории или явиться исходной инфор­мацией для организации самостоятельной работы, которая должна включать сбор ин­формации, ее обработку, выдвижение гипотез и их проверку.

Т ема: ВРЕМЯ

Цель: Изучить систему международного счета времени.

Понятия: Время: местное /среднесолнечное, истинное/, поясное, всемирное, декретное, летнее, часовые пояса, линии перемены дат.

Содержание работы:

1. Дать письменный анализ карты часовых поясов:

а/ На сколько часовых поясов разделен земной шар? Почему?

б/ Как проходят границы часовых поясов на суше и на океане?

в/ Какие государства не пользуются поясным временем?

г/ Как ведется счет времени в этих странах?

 

2. Решить задачи:

а/ Местное среднесолнечное время г. Новосибирска 14 ч. 30 мин. Определить на каком меридиане находится пункт, если местное среднесолнечное время там в этот момент 17 ч. 25 мин.

 

б/ Декретное время в г. Нижнем Новгороде (Горький) 9 ч. 15 мин. Определить местное среднесолнечное время в этот момент в г. Новосибирске.

 

в/ Спутники Магеллана, закончив кругосветное путешествие, выяснили, что они ошиб­лись в счете времени и вернулись в Испанию не 6.09.1522 года как считали. Почему это произошло, и какого числа в действительности закончилось их путешествие?

 

г/ Морской круиз по маршруту Владивосток - Ванкувер начался 7 июля в среду и длился 10 суток. Какого числа и в какой день недели теплоход прибыл в Ванкувер?



 

3. Используя табл. ”Уравнение времени в минутах (поправки для перехода от среднего солнечного времени к истинному)” рассчитать время наступления истинного пол­дня в г. Новосибирске на 20-е число каждого месяца.

 

4. Выполнить индивидуальное здание.

 

Таблица 1

Уравнение времени в минутах

(поправки для перехода от среднего солнечного времени к истинному)

число Месяц число
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
-3 -2 -10 -16 -11
-3 -2 -11 -16 -11
-3 -2 -1 -11 -16 -10
-3 -2 -1 -11 -16 -10
-3 -2 -1 -11 -16 -10
-3 -2 -2 -12 -16 -9
-4 -1 -2 -12 -16 -9
-4 -1 -2 -12 -16 -9
-4 -1 -3 -13 -16 -8
-4 -1 -3 -13 -16 -7
-4 -1 -3 -13 -16 -7
-4 -4 -13 -16 -6
-4 -4 -14 -16 -6
-4 -4 -14 -16 -5
-4 -5 -14 -15 -5
-4 -5 -14 -15 -4
-4 -5 -15 -15 -4
-1 -4 -6 -15 -15 -4
-1 -4 -6 -15 -15 -3
-1 -4 -6 -15 -14 -3
-1 -4 -7 -15 -14 -2
-1 -4 -7 -15 -14 -2
-2 -3 -8 -16 -14 -1
-2 -3 -8 -16 -13 -1
-2 -3 -8 -16 -13
-2 -3 -8 -16 -13
-2 -3 -9 -16 -12
-3 -3 -9 -16 -12
-3 -3 -10 -16 -12
-3 -3 -10 -16 -11
    -3     -16  

 



Тема: ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА. СМЕНА ВРЕМЕН ГОДА НА ЗЕМЛЕ

Цель: Выяснить, что смена времен года обусловлена обращением Земли вокруг Солнца, углом наклона земной оси к носкости орбиты и шарообразной формой Земли.

Понятия: Афелий, перигелий, тропик, полярный круг, звездный год, тропический год.

Содержание работы:

1. Заполните табл. 1 ”Полуденная высота Солнца в дни солнцестояний и равноденствия для полюсов, полярных кругов, тропиков, экватора”. Расчет проведите по формулам:

­ Летнее солнцестояние h = 90˚ - φ + a;

­ Зимнее солнцестояние h = 90˚ - φ – a;

­ Равноденствие h = 90˚ - φ,

где, h – полуденная высота Солнца, 90˚ – зенитальное стояние Солнца,

φ – географическая широта места, a – склонение Солнца (таблица «Склонение Солнца»).

 

Таблица 1 – Полуденная высота Солнца в дни солнцестояний

и равноденствия для полюсов, полярных кругов, тропиков, экватора

Параллели Географическая широта 22/XII 22/VI 21/III и 23/IX
Северный полюс        
Северный полярный круг        
Северный тропик        
Экватор        
Южный тропик        
Южный полярный круг        
Южный полярный круг        
Южный полюс        

 

2. Используя рисунок «Расположение Земли к Солнцу в дни солнцестояний и равноденствий» схематично покажите положение Земли в момент солнцестояний и равноденствий. На рисунках укажите угол падения солнечных лучей для полюсов, полярных кругов, тропиков и эк­ватора.

 

3. К схемам составьте письменную характеристику дней равноденствий (21 марта и 23 сентября) и солнцестояний (22 июня и 22 декабря) по плану:

а) где Солнце в этот день находится в зените?

б) как освещены полушария?

в) какие времена года в северном и южном полушариях?

г) как меняется продолжительность дня по широтам?

д) как освещены территории за полярным кругом?

 

4. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика поясов солнечного освещения» используя рисунок «Пояса освещения Земли» и материалы учебника.

 

 

Таблица – Сравнительная характеристика поясов солнечного освещения

Пояса освещения Характерные особенности
   

 

5. Письменно выполните индивидуальные задания:

№ задания Содержание задания Географические объекты
Рассчитайте полуденную высоту Солнца на сегодня над географическим объектом …. по формуле: h = 90˚ - φ ± a, где, h – полуденная высота Солнца, 90˚ – зенитальное стояние Солнца, φ – географическая широта места, a – склонение Солнца (таблица «Склонение Солнца»).   1. Новосибирск 2. Москва 3. Иркутск 4. Санкт-Петербург 5. Устье реки Миссисипи 6. Устье реки Нил 7. Устье реки Миссисипи 8. Гора Эльбрус 9. Гора Белуха 10. Лондон 11. Нью-Йорк 12. Рим 13. Владивосток 14. Париж 15. Берлин 16. Магадан 17. Вулкан Ключевская сопка 18. Екатеринбург 19. Якутск 20. Чикаго
По графику «Положение солнечного зенита в разное время года между тропиками» определите даты месяцев, когда Солнце будет в зените над географическим объектом …. (одна малая клетка графика соответствует 2 дням) 1. Вулкан Орисабо 2. Каракас 3. Гора Чимборасо 6. Вулкан Камерун 7. Вулкан Килиманджаро 4. Мехико 8. Киншаса 9. Аккра 5. Гора Ильямпу 10. Мумбаи 11. Устье реки Нигер 12. Устье реки Конго 13. Дарвин 14. Сингапур 15. Мыс Рас-Хафун 16. Мыс Йорк 17. Устье реки Ориноко 18. Меконг 19. Калькутта 20. Водопад Анхель
По графику «Самый длинный и самый короткий день в северном полушарии», определите продолжительность самого длинного и короткого дней для географического объекта … (одна малая клетка графика соответствует 20 минутам) См. задание № 1
По графику «Продолжительность полярного дня и полярной ночи в северном полушарии» определите продолжительность полярного дня для географического объекта … (одна малая клетка графика соответствует 2 дням) 1. Мыс Нордкин 2. Мурманск 3. Устье реки Печера 4. Игарка 5. Мыс Челюскин 6. Верхоянска 7. Острова Врангеля 8. Устье реки Колыма 9. Мыса Мерчисон 10. Устья реки Маккензи 11. Мыс Барроу 12. Пролив Карские ворота 13. Острова Вайгач 14. Мыс Канин Нос 15. Острова Белый 16. Мыс Желаний 17. Остров Колгуев 18. Устье реки Пясина 19. Устье реки Оленек 20. Тикси

 

 


Рисунок – Расположение Земли к Солнцу в дни солнцестояний и равноденствий


Рисунок – Схема движения Земли по орбите вокруг Солнца

Рисунок – Пояса освещенности Земли


Таблица 1

Склонение Солнца (северное полушарие).

Число Первое полугодие Второе полугодие
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
1 -23º7´ -17º29´ -7º44´ +4º24´ +14º57´ +22º0´ +23º9´ +18º8´ +8º26´ -3º2´ -14º18´ -21º45´
2 -23º2´ -17º12´ -7º21´ +4º47´ +15º16´ +22º8´ +23º5´ +17º53´ +8º4´ -3º25´ -14º38´ -21º54´
3 -22º57´ -16º5´ -6º58´ +5º10´ +15º33´ +22º16´ +23º0´ +17º27´ +7º43´ -3º48´ -14º57´ -22º3´
4 -22º52´ -16º38´ -6º5´ +5º33´ +15º51´ +22º23´ +22º55´ +17º22´ +7º21´ -4º11´ -15º15´ -22º1´
5 -22º46´ -16º20´ -6º12´ +5º56´ +16º8´ +22º30´ +22º50´ +17º6´ +6º58´ -4º35´ -15º34´ -22º20´
6 -22º40´ -16º2´ -5º49´ +6º18´ +16º26´ +22º37´ +22º44´ +16º49´ +6º36´ -4º58´ -15º52´ -22º27´
7 -22º33´ -15º44´ -5º25´ +6º41´ +16º42´ +22º43´ +22º38´ +16º33´ +6º14´ -5º21´ -16º10´ -22º34´
8 -22º25´ -15º25´ -5º2´ +7º3´ +16º59´ +22º49´ +22º32´ +16º16´ +5º51´ -5º44´ -16º28´ -22º41´
9 -22º18´ -15º7´ -4º39´ +7º26´ +17º15´ +22º54´ +22º25´ +15º59´ +5º29´ -6º7´ -16º45´ -22º47´
10 -22º10´ -14º48´ -4º15´ +7º49´ +17º31´ +22º59´ +22º18´ +15º42´ +5º6´ -6º29´ -17º2´ -22º53´
11 -22º1´ -14º28´ -3º52´ +8º10´ +17º37´ +23º4´ +22º10´ +15º25´ +4º43´ -6º52´ -17º19´ -22º58´
12 -21º52´ -14º9´ -3º28´ +8º32´ +18º2´ +23º8´ +22º2´ +15º6´ +4º20´ -7º15´ -17º36´ -23º3´
13 -21º43´ -13º49´ -3º5´ +8º54´ +18º17´ +23º12´ +21º54´ +14º48´ +3º58´ -7º37´ -17º52´ -23º8´
14 -21º33´ -13º29´ -2º41´ +9º16´ +18º32´ +23º15´ +21º45´ +14º30´ +3º34´ -8º0´ -18º8´ -23º12´
15 -21º22´ -13º9´ -2º17´ +9º38´ +18º36´ +23º18´ +21º36´ +14º11´ +3º11´ -8º22´ -18º23´ -23º15´
16 -21º12´ -12º48´ -1º54´ +9º59´ +19º1´ +23º20´ +21º26´ +13º53´ +2º48´ -8º44´ -18º39´ -23º18´
17 -20º1´ -12º28´ -1º30´ +10º20´ +19º14´ +23º22´ +21º17´ +13º34´ +2º25´ -9º6´ -18º54´ -23º21´
18 -20º49´ -12º7´ -1º6´ +10º41´ +19º28´ +23º24´ +21º6´ +13º14´ +2º2´ -9º28´ -19º8´ -23º23´
19 -20º37´ -11º46´ -0º24´ +11º2´ +19º41´ +23º25´ +20º56´ +12º55´ +1º39´ -9º50´ -18º23´ -23º25´
20 -20º25´ -11º25´ -0º19´ +11º23´ +19º54´ +23º26´ +20º45´ +12º35´ +1º15´ -10º12´ -19º36´ -23º26´
21 -20º12´ -11º3´ +0º5´ +11º44´ +20º6´ +23º27´ +20º33´ +12º16´ +0º52´ -10º33´ -19º50´ -23º27´
22 -19º59´ -10º42´ +0º29´ +12º4´ +20º18´ +23º27´ +20º22´ +11º56´ +0º29´ -10º55´ -20º3´ -23º27´
23 -19º46´ -10º20´ +0º52´ +12º24´ +20º30´ +23º26´ +20º10´ +11º35´ +0º5´ -11º16´ -20º16´ -23º27´
24 -19º32´ -9º58´ +1º16´ +12º44´ +20º42´ +23º26´ +19º58´ +11º15´ -0º18´ -11º37´ -20º29´ -23º26´
25 -19º18´ -9º36´ +1º40´ +13º4´ +20º53´ +23º25´ +18º45´ +10º55´ -0º41´ -11º58´ -20º41´ -23º25´
26 -19º3´ -9º14´ +2º3´ +13º23´ +21º4´ +23º23´ +19º32´ +10º34´ -1º5´ -12º19´ -20º52´ -23º23´
27 -18º48´ -8º51´ +2º27´ +13º43´ +21º14´ +23º21´ +19º19´ +10º13´ -1º28´ -12º39´ -21º4´ -23º21´
28 -18º33´ -8º29´ +2º50´ +14º2´ +21º24´ +23º18´ +19º5´ +9º52´ -1º52´ -12º59´ -21º15´ -23º18´
29 -18º18´ -8º6´ +3º14´ +14º20´ +21º34´ +23º16´ +18º51´ +9º31´ -2º15´ -13º19´ -21º26´ -23º15´
30 -18º2´   +3º37´ +14º39´ +21º43´ +23º12´ +18º37´ +9º9´ -2º38´ -13º39´ -21º35´ -23º12´
31 -17º46´   +4º0´   +21º52´   +18º23´ +8º48´   -13º59´   -23º8´







©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.