ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Структура рабочей учебной программы 4.1. Распределение часов по учебному плану Курс | Семестр | Кол-во недель | Объем учебных дисциплин | Виды контроля | всего | На сессии | Межсессионные консультации | СРС | Промеж. контр. | Лекции | Лаб. раб. | Пр. зан. | Конс. на сессии | Зач | Экз. | Зад. | | | | | | | | | | - | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа. 4.2. Структура рабочей учебной программы № п\п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам) | 1. | Модуль 1. Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина Тема 2.Информация и информационная деятельность. | | Л:6 | СР: | Сем:4 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических работ | 2. | Модуль 2. Тема 3.Концепции и модели коммуникации Тема 4.Коммуникация как процесс и структура. Тема 5. Средства коммуникации Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию | | Л:0 | СР: | Сем:2 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических и контрольных работ | 3. | Модуль 3. Тема 7. Субъекты коммуникации Тема 8. Контакт в речевой коммуникации Тема 9. Референт в речевой коммуникации Тема 10. Уровни коммуникации Тема 11. Динамика языковых и коммуникативных процессов в современном российском обществе | | Л:0 | СР:120 | Сем:0 | Лаб:0 | Решение проверочных тестов, выполнение практических и контрольной работ | 4.3. Содержание дисциплины № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | | Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина | Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения. Коммуникативные аспекты различных научных дисциплин: гуманитарных (философия, психология, социология, лингвистика, семиотика, культурология), естественных (биология) и технических (кибернетика) наук. Интегративный характер теории коммуникации. Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический (связанный с сущностью объекта, факторами формирования объекта), гносеологический (связанный с обоснованием предмета исследования и формулировкой проблематики дисциплины), методологический (связанный со способами исследования объекта) и функциональный (связанный с использованием результатов исследования объекта). Объект и предмет теории социальной коммуникации. Законы коммуникации: закон возрастания коммуникативных потребностей людей; закон ускорения и увеличения объема информационного обмена; закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации; закон устойчивого воспроизводства сложившихся коммуникативных связей в природе и закон расширенного воспроизводства коммуникативных связей в обществе. Условия («законы») коммуникации: наличие не менее 2-х сторон-участников взаимодействия («закон двусторонности процесса»), знаковый характер взаимодействия («закон семиотичности»), наличие обратной связи («закон обратной связи»), наличие общего основания кодирования/декодирования («закон общности кода»), несовпадение информационных потенциалов взаимодействующих систем («закон гетерогенности коммуникативных систем»), наличие локуса функционирования («закон локализации»). Категориальный аппарат теории социальной коммуникации: коммуникативная/речевая деятельность, коммуникация/общение, функции коммуникации, общение: коммуникация, интеракция, перцепция; информация, коммуникативное пространство, коммуникативное время. Методы теории коммуникации: общенаучные (моделирование, системно-структурный подход, сравнительно-исторический метод) и частнонаучные (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ, метод социометрии и др.) методы. Функции теории коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая, инструментальная. | | Тема 2.Информация и информационная деятельность | Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная. Социальная (социокультурная) информация. Семантическая (фактуальная и концептуальная) и эстетическая информация. Фундаментальная, структурная и оперативная информация. Классификация информации по степени мультиплицированности: индивидуальная, специальная, массовая. Социальный факт и социальный процесс как источники социальной информации. Способы передачи и использования социальной информации. Понятие информационной деятельности. Избыточность и селективность информации. Асимметричные и симметричные способы оперирования информацией. Усложнение информационного обмена в обществе. Традиционные и дистанционные способы информационной трансляции. Информационные факторы в современном обществе. Информационный бум. Определение информационного общества как определенной стадии развития цивилизации (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер). Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии). | | Тема 3.Концепции и модели коммуникации | Проблемы коммуникации в науке XX-ХХ1 века. «Дискурсивный поворот» в исследовании коммуникации. Коммуникация и язык в механистической (технократической) и деятельностной (интеракционистской) научной парадигме. Информационно-кодовые (Г. Лассуэлл, К. Шеннон-У. Уиверр, Н. Винер) и интеракционные модели коммуникации (Т. Ньюкомб, Э. Гоффман, Д. Шиффрин). | | Тема 4.Коммуникация как процесс и структура | Коммуникативный процесс: проблемы производства, кодирования, распространения, приема, декодирования и использования информации. Рациональная (волевая, произвольная) и импульсивная (спонтанная, непроизвольная, помимовольная) коммуникация. Коммуникативная деятельность и поведение. Основные элементы коммуникативной структуры: источник сообщения (адресант, отправитель, коммуникатор), получатель сообщения (адресат, респондент, аудитория), мотив (цель) взаимодействия, сообщение, канал, код (язык), контекст (коммуникативная ситуация), обратная связь, шум (барьер). | | Тема 5. Средства коммуникации | Знаковость (семиотичность) социальной коммуникации. Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиозис. Билатеральность знака. Теория асимметричного дуализма С.О. Карцевского. Значение и значимость. Значение и смысл. Произвольность/мотивированность знака. Оппозиционность знака. Кумулятивность знака. Принцип системной конгруэнтности знака. Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика. Типология знаков в концепции Ч. Пирса-Ч. Морриса: иконы, индексы, символы. Знаковые системы в онтогенезе и филогенезе (концепция А. Соломоника). Гомогенные и синкретические знаковые системы. Структурно-семиотический и постструктуральный подходы к анализу знаковых систем. Принципы и понятия структурного анализа: оппозиция и дифференциация, инвариант и варианты, структура и доминанта, синхрония и диахрония. Принципы и понятия постструктурального подхода: преодоление принципа структурности, понятие поля и сети. | | Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию | Невербальная коммуникация, ее сущность и функции. Подсистемы невербальной семиотики: паралингвистика (вокалика, звуковые коды коммуникации), кинесика (кинетические коды, жестовые и мимические языки), окулесика (язык глаз), гаптика (хаптика, такесика, тактильные языки), ольфакция (ольфактика, язык запахов), проксемика (пространственные коды), хронемика (хрономика; временные, темпоральные коды), системология (артефактика, предметные коды, язык вещей), эстетика (цвет, музыка). Сходства и различия вербальных и невербальных кодов. Проблема выделения единиц невербалики. Феномен межкодовой неконгруэнтности (рассогласованности). Концепция о невербальной утечке информации (П. Экманн, У. Фризен). Невербальные маркеры лжи и неискренности. Социальная и национально-культурная специфика невербальной коммуникации. Молчание как феномен коммуникации и культуры. Прагматическая направленность анализа невербальных систем. Вербальная коммуникация. Место естественного (вербального) языка среди других знаковых систем. Дихотомия язык/речь. Единицы языка/речи. Речевое общение как способ коммуникации. Речевой акт и коммуникативный акт. Теория речевых актов. Речевой акт (речевое действие) и речевое поведение. Трехуровневость речевого акта: локуция, иллокуция, перлокуция. Типология речевых актов по их целенаправленности (классический и усложненный варианты). Прямые и косвенные (непрямые) речевые акты. Понятие речевой импликатуры. Высказывание, текст и дискурс. Креолизованные (поликодовые) тексты. | | Тема 7. Субъекты коммуникации | Субъекты коммуникации: адресант (говорящий/пишущий, передающая инстанция, генератор информации, продуциент, отправитель) и адресат (слушающий/читающий, принимающая инстанция, «потребитель» информации, воспринимающий, реципиент, получатель, реагент). Адресант, его коммуникативные функции: инициация и идентификация коммуникативного акта. Ошибки идентификации (нерелевантность коммуникативного акта): неуместность (нарушение пространственных условий коммуникации – неуместность места), несвоевременность (нарушение временны´х условий коммуникации – неуместность во времени), дисбалансированность (нарушение баланса адресации – неуместность адресации), дезориентированность (неуместность информации) коммуникативного акта. Адресат, его коммуникативные функции: активное участие в структурировании коммуникативного акта, воздействие на речевую ситуацию. Типичные коммуникативные стратегии адресата в а) неожидаемых коммуникативных актах, б) ожидаемых коммуникативных актах. Аудитория, ее виды. Характеристики массовой и специализированной аудитории как приемника информации. Отбор информации для аудитории с учетом ее актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, профессиональной и иной ориентированности аудитории. Целевая аудитория. Понятие интеракции. Проблема понимания и множественности интерпретаций. Коммуникативный акт – минимальная единица взаимодействия субъектов коммуникации (диалогическое единство). Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель. Коммуникативная стратегия и тактика, их составляющие. Языковая личность: лингво-психологическая сущность. Модель языковой личности Ю.Н. Караулова: вербально-семантический (лексикон), когнитивный (тезаурус) и мотивационный (прагматикон) уровни. Национально-культурный, социальный и психологический факторы формирования языковой личности. «Портрет» языковой личности: лингво-психологические доминанты. Национальная языковая личность: русская языковая личность. Коммуникативная личность. Модель коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный уровни. Коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека. Коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Коммуникативные стили. Языковая и коммуникативная компетенции. Языковые и коммуникативные качества речи как одно из условий оптимального взаимодействия: целесообразность, богатство речи, правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, красота, уместность. «Идеальный» коммуникатор: к вопросу о национальном риторическом идеале. | | Тема 8. Контакт в речевой коммуникации | Коммуникативный кодекс как система принципов, регулирующих речевое поведение взаимодействующих субъектов в ходе коммуникативного акта. Критерии коммуникативного кодекса: критерий истинности и критерий искренности. Коммуникативный кодекс: принцип кооперации (по Г.П. Грайсу) и принцип вежливости (по Дж. Личу). Принцип кооперации: максима полноты информации, максима качества информации, максима релевантности, максима манеры. Принцип вежливости: максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности, максима согласия, максима симпатии. Виды речевого контакта: акт общения и фатический акт. Речевое взаимодействие на глубинном (продуктивном) и поверхностном (репродуктивном) уровне. | | Тема 9. Референт в речевой коммуникации | Референция – процесс (и результат) соотнесения слова (языка) и мира. Корректная и некорректная (девиантная) референция. Виды некорректной референции (по Е.В. Клюеву): «раздутый» референт, абстрактный референт, по-разному трактуемый референт, неизвестный референт, «чужой» референт, несуществующий референт. Несовпадение референтов говорящего и слушающего как коммуникативная неудача. Выбор и презентация референта. Правила транспорта (размещения и перемещения в структуре коммуникативного акта) референта: правило фокуса, правило стереоскопии, правило панорамы, правило унитарности, правило изоморфизма, правило фиксирования. | | Тема 10. Уровни коммуникации | Уровни коммуникации: внутриличностная (интраперсональная коммуникация, аутокоммуникация), межличностная (интерперсональная коммуникация), групповая, корпоративная (организационная коммуникация), межкультурная, массовая. Интраперсональная коммуникация, ее специфика, функции, формы. Ю.М. Лотман о сущности ауткоммуникации. Межличностная коммуникация, ее сущность (аксиоматика межличностного взаимодействия по П. Вацлавику), структура и функции. Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Психологический аспект межличностного взаимодействия. Спектр мотивов межличностного взаимодействия. Взаимность мотивации как основа эффективного межличностного общения. Социальная перцепция. Факторы (индивидуальные психологические особенности, ситуация) и эффекты межличностного восприятия (эффект первого впечатления, проецирование, эффект ореола, стереотипы). Психологические механизмы взаимопонимания: идентификация, самоидентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Межличностная аттракция. Интеракционный аспект межличностного взаимодействия. Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Конфликт как особая форма взаимодействия. Деструктивные и конструктивные функции конфликта. Условия конструктивного разрешения конфликта. Групповая коммуникация. Понятие малой группы. Разновидности малых групп. Функции групповой коммуникации. Коммуникативные структуры малой группы. Специфика коммуникации в малой группе. Особенности коммуникации в семье. Массовая коммуникация, ее специфические характеристики, структура и функции. Роль массовой коммуникации в современном обществе в различных социальных ситуациях. Межкультурная коммуникация. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Национально-культурный компонент в структурах коммуникации: информации, кодах, каналах, субъектах. Коммуникативно-психологические конфигурации культур: низкоконтекстные/высококонтекстные, экспрессивные/репрессивные, контактные/неконтактные культуры. Стили вербального и невербального общения в различных культурах. Межкультурная компетенция. Критерии успешности межкультурного общения и пути его оптимизации. | | Тема 11. Динамика языковых и коммуникативных процессов в современном российском обществе | Динамические тенденции в русском языке постперестроечной России: фонетика и графика, грамматика, лексика и фразеология. Коммуникативное пространство современного российского общества. Приватность и публичность как два полюса коммуникативных практик, их взаимодействие. Проблемы нормализации и гуманизации коммуникативных процессов в современной России. | 4.4. Семинарские занятия № п/п | Наименование раздела дисциплины | Наименование практического занятия | | Тема 1. Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина | Занятие 1. Системообразующая роль коммуникаций в обществе Социальная информация, ее источники и виды. Социальная коммуникация, ее базовые составляющие. Виды взаимодействия социальных и коммуникативных факторов (дифференциация, интеграция, интерференция). Базовые и частные функции социальной коммуникации. Развитие способов и средств коммуникации в процессе антропогенеза. Коммуникативные революции (возникновение речи, изобретение письменности, изготовление печатного станка, появление электронных масс-медиа). Теория «культурного взрыва» Ю.М. Лотмана. Концепция коммуникативных технологий Г.М. Маклюэна. | | Тема 2.Информация и информационная деятельность | Занятие 2.Способы трансляции социальной информации Каналы социальной коммуникации. Схема каналов социальной коммуникации в современном обществе. Правило кумуляции коммуникационных каналов. Устная, письменная и электронная коммуникация – проблема соотношения каналов в современном обществе. Формальные и неформальные каналы. Электронная коммуникация как средство управления обществом. Виртуальная реальность как эффект коммуникативных технологий. Концепция информационного общества. Проблема информационной безопасности личности и общества. | | Тема 3.Концепции и модели коммуникации | Занятие 3. Основные конкретно-научные подходы к изучению коммуникации (психология, культурология, социология, конфликтология) Создание моделей коммуникации как способ решения задач, стоящих перед исследователем. Психологический, психоаналитический подходы (К.Г. Юнг, З. Фрейд, А. Адлер, Ж. Лакан); культурологический (К. Леви-Стросс, М. Бахтин, В. Пропп, Й. Хейзинга, Ж. Бодрийяр, Э. Холл, С. Тинг-Туми); социологический (Б. Малиновский, П. Бурдье и др.); драматический (Н. Евреинов, П. Ершов) конфликтологический (У. Юри). Условия эффективной коммуникации, выявляемые в рамках конкретных моделей. | | Тема 4.Коммуникация как процесс и структура | Занятие 4. Основные конкретно-научные подходы к изучению коммуникации (герменевтика, семиотика) Герменевтический подход (Ф. Шлейермахер, Г. Шпет); семиотический (Ч. Пирс, Ч. Моррис, Ю. Лотман, Р. Барт). Условия эффективной коммуникации, выявляемые в рамках конкретных моделей. | | Тема 5. Средства коммуникации | Занятие 5. Основные конкретно-научные подходы к изучению коммуникации (лингвистика) Лингвистический подход (Ф. де Соссюр, Э. Сепир - Б.Л. Уорф, Н. Хомский, В. Гумбольдт и др.). Условия эффективной коммуникации, выявляемые в рамках конкретных моделей. | | Тема 6. Виды коммуникации по семиотическому основанию | Занятие 6 . Введение в теорию семиотики Знаковая природа информации. Предмет семиотики. Ключевые понятия семиотики: знак (дефиниция и строение знака), денотат, референт, сигнификат знака, свойства знака, отношения знаков, знаковая система, семиозис. Типы знаков: иконические знаки, индексальные знаки, символические знаки. Языковой знак: соотношение иконичности, индексальности, символичности. Семиотическая триада: семантика, синтаксис, прагматика. Материал для иллюстрации теоретических положений: Естественные семиотики. • Язык животных. Искусственные (культурные) семиотики. • Семиотика повседневности: костюм, одежда как знаковая система; язык подарка; язык застолья, язык цветов и т.п. • Семиотика поведения (гендерная, возрастная, статусная, ролевая и т.п.). • Семиотика искусств: скульптуры, архитектуры, иконы, музыки, танца, театра и т.п. • Семиотика города: дорожных знаков, вывесок и др. • Политическая семиотика. • Этническая и национально-государственная семиотика. • Семиотика рекламы. | | Тема 7. Субъекты коммуникации | Занятие 7. Невербальная семиотика (паралингвистика, кинесика) Подсистемы невербальной семиотики, единицы подсистем. Паралингвистика. Факторы, влияющие на реализацию паралингвистических средств. Кинесика. Классификации кинем по разным основаниям (возрастной, гендерный, семиотический, стилистический и др. аспекты). Функции кинем. Различие и сходство вербальных и жестовых систем. Национально-культурная специфика кинесических систем. «Ручная» и «ножная» символика. Мимика: универсальные и культурно специфичные миметические знаки. «Концепция лица» в восточных культурах. | | Тема 8. Контакт в речевой коммуникации | Занятие 8. Невербальная семиотика (остальные подсистемы) Аускультация (слуховые знаки). Окулесика: язык глаз в коммуникации (общекоммуникативный, гендерный, культурный аспекты); визуальные («глазеющие») и невизуальные культуры. Такесика (гаптика): формы, смыслы и функции прикосновений в коммуникации; тактильные и атактильные культуры. Ольфакция: роль запахов в коммуникации; концепции ольфакторной среды в современной западной культуре: концепция «ольфакторной тишины» и концепция «благоухающего рая»; направленное использование запахов в социальной среде (офисная и маркетинговая одорация). Проксемика: коммуникативное пространство человека, правила проксемного поведения, программирование пространства, культурная символизация пространства. Хронемика: объективное и субъективное время, культуры в темпоральном измерении (линейное и циклическое понимание времени, «восточное» и «западное» время; М. Мид: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные культуры; Э. Холл, Р.Д. Льюис: полихронные и монохронные культуры; хронофаговые и хроносэйвинговые культуры). Системология: знаковая сущность вещей. Чтение собеседника (калибровка) по невербальным знакам. Использование «языка доверия» как эффективная техника взаимодействия (техники НЛП, техники «подстройки»). | | Тема 9. Референт в речевой коммуникации | Занятие 9. Межличностная коммуникация Ситуации межличностного взаимодействия. Трудные (стрессовые) ситуации. Стиль: стили деятельности и общения (общие положения). Коммуникативные стили (стили межличностного взаимодействия): «концепция жизненного стиля» австрийского психолога А. Адлера; концепция «стилей лидерства» К. Левина, «ориентационная концепция» немецкого психолога К. Хорни; «концепция паттернов коммуникации» американского психолога В. Сатир; «концепция самораскрытия» американских психологов Дж. Луфта и Х. Ингхэма («Окно Джохарри»); «ценностная концепция» российского психолога Е.Л. Доценко; «концепция продуктивного/непродуктивного взаимодействия» российского психолога В.А. Горяниной; классификация коммуникаторов по способности к кооперации российского лингвиста К. Седова. | | Тема 10. Уровни коммуникации | Занятие 10. Отдельные аспекты речевого взаимодействия Особенности речевого поведения в индивидуально ориентированном и социально ориентированном общении. Речь как утверждение социального статуса. Социальная и речевая роли. Социально-символическая индикация и регуляция речевого поведения. Культурный аспект социально-символической индикации (В.И. Карасик). | |