Профилактические мероприятия по ортодонтии в различных возрастных периодах I период — внутриутробное развитие эмбриона и плода (формирование тканейи органов в зубочелюстно-лицевой области). Методы и средства профилактикизубочелюстных аномалий: 1) рациональный режим труда и отдыхабеременной; 2) сбалансированное питаниебеременной; 3) регулярная гигиенаи санация полости рта беременной с использованием средств гигиены специального назначения; 4) пользование одеждой, не стесняющей развития плода, 5) выявление особенностей положения плода; 6) санитарное просвещение по вопросам причин развития зубочелюстных аномалий и деформаций, их проявлений и способам профилактики; 7) выявление зубочелюстных и других аномалий у родственников жены, мужа, в том числе макро- и микрогнатии, макродонтии, адентии, сверхкомплектных зубов, диасте-мы, укороченной уздечки языка, врожденной расщелины в челюстно-лицевой области и других врожденных пороков развития II период — от рождения до б мес (до прорезывания первых молочных зубов) Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий 1) рассечение укороченной уздечки языка; 2) выявление врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, синдрома Робена, ангидротической эктодермаль-ной дисплазии и другой патологии, разъяснение особенностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет ортодонтом; 3) исправление формы верхней челюсти при врожденной сквозной одно- или двусторонней расщелине верхней губы, челюсти, неба (в возрасте до 2—3 мес) Применение повязок на верхнюю губу с тягой, оказывающей давление на чрезмерно развитый участок челюсти, 4) рациональный режим и сбалансированное питание матери и ребенка; 5) правильное искусственное вскармливание ребенка правильная его укладка при кормлении; предотвращение давления горлышка бутылки на альвеолярный отросток; регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске, длины соски и степени ее введения в полость рта; наблюдение за регулярностью глотания, 6) выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение показаний к их удалению III период — от 6 мес до 3 лет (формирование временного прикуса). Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий' 1) массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании молочных зубов; 2) наблюдение за последовательностью прорезывания молочных зубов и их установлением в зубную дугу, 3) пластика укороченной уздечки языка (рис 12 2), Рис 122 Виды аномалии уздечки языка (а—в) | 
4) применение лечебных сосок, оказывающих давление на чрезмерно развитый участок челюсти, 5) задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки и внеротовой эластичной тяги, 6) борьба с вредными привычками сосания пальцев и другими (накистевые, налоктевые повязки), 7) выявление привычной неправильной позы, нарушенной осанки, плоскостопия, направление на консультацию к ортопеду, 8) нормализация смыкания губ, носового дыхания, распо-339  Рис. 12.3. Тренировка мышц губ с помощью активатора Даса (а) и вестибулярной пластинки Шонхера (б, в). ложения нижней челюсти (с помощью лечебной гимнастики и вестибулярных пластинок); 9) протезирование при врожденном дефекте неба после велопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины; 10) выявление детей с резко выраженными зубочелюстными аномалиями и деформациями и направление их к ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия на диспансерный учет. IV период — от 3 до б лет (период сформированного временного прикуса). Методы и средствапрофилактики зубочелюстных аномалий: 1) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка; 2) комплексылечебно-гимнастических упражнений для нормализации смыкания губ, расположения нижнейчелюсти и языка в покос и во время функции. Применение вестибулярных пластинок и другихпрофилактических аппаратов (рис.12.3); 3) борьба с вялым жеванием, отказом от употребления относительно жесткой пищи, обучение правильному глотанию; 4) обучение правильному произношению отдельных звуков («р», «л», шипящих и др.); 5) плановая санация и гигиена полости рта с использованием средств специального назначения; 6) выявление и удалениепрорезавшихся сверхкомплектныхзубов; 7) замещениеотсутствующих зубов с помощью пластиночных протезовпри множественной илиполной их адентии или потере; 8) наблюдение за глубинойрезцового перекрытия и формой зубных дуг. V период — от 6 до 9 лет (начальный период сменного прикуса). Методы и средствапрофилактики зубочелюстных аномалий: 1) выявлениебольных с зубочелюстными аномалиями, направлениеих наортодонтическое лечение; 2) плановая санацияполости рта и регулярная гигиена с использованием средствспециального назначения; 3) наблюдение за последовательностьюпрорезывания первых постоянныхмоляров, резцов и массажальвеолярногоотростка; 4) избирательноепришлифовывание нестершихся бугров временных зубов (чащеклыков); 5) пластическаяоперация приукороченной или неправильно прикрепленной уздечкеязыка; 6) перемещение местаприкрепления уздечки верхней губы с иссечением ееоснования в области межальвеолярнойперегородки; 7) удаление задержавшихся молочных резцов, прорезавшихся сверхкомплектных зубов, обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции; 8) замещение путемпротезирования по показаниям рано потерянных временных зубов, ретенированных и отсутствующих в результате адентии.Направление больных сангидроти ческойэктодермальной дисплазиейна консультацию к педиатру,дерматологу, окулисту, невропатологу; 9) выявление нарушений осанки, плоскостопия и направление больных на консультацию к ортопеду; 10) борьба с вредными привычками сосания и прикусыва-ния пальцев,губ, щек, различных предметов,с привычной неправильной позой; 11)направление больных с ротовым дыханием на консультацию к оториноларингологу Удаление резко увеличенныхаденоидов и небно-глоточных миндалин по орто-донтическимпоказаниям при выраженных нарушениях прикуса, нормализацияносового дыхания с помощьювестибулярных пластинок и других приспособлений; 12) применение комплексов лечебной гимнастики для нормализации носового дыхания, глотания, осанки; 13) обучение у логопеда правильному произношению отдельных звуковых фонем; 14) нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции в случае привычного смещения, 15) применение верхненагубной, подбородочной, подниж-нечелюстной пращи и внеротовой тяги с целью задерживания роста одной из челюстей в периоде прорезывания первых постоянных моляров и резцов; 16) выявление детей с зубочелюстными аномалиями и направление их для лечения к ортодонту; 17) выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса. Определение ортодонтических показаний к последовательному удалению по Хотцу отдельных зубов или их групп. Определение последовательности проведения комплексов профилактических и лечебных мероприятий; 18) определение показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях; 19) восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров или резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения; 20) предупреждение деформации верхней челюсти после уранопластики. VI период — от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса) Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий: 1) выявление больных с зубочелюстными аномалиямии ихнаправление на консультацию к ортодонту, 2) плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения; 3) удаление временных зубов при хроническом гранулиру- ющем периодонтите,а также задержавшихся временных моляров и клыков; 4) выявление индивидуальноймакродентии, мезиальногосдвигабоковых зубов, резко выраженныханомалийприкуса и определениеортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последовательного удаления по Хотцу отдельных зубов по ортодон-тическим показаниям, начатого в V периоде; 5) восстановление разрушенных коронок постоянных зубов путем протезирования; 6) избирательное пришлифовывание нестершихсябугроввременных клыков и моляров; 7) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка; 8) перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением основания уздечки в области межальвеолярной перегородки; 9) удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, обнажение коронок ретенированных премоляров и клыков; 10) определение ортодонтических показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или отдельных резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров; 11) замещение отсутствующих зубов, в том числе при аден-тии, путем протезирования. Направление больных с ан-гидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу; 12) выявление нарушеннойосанки, плоскостопия, кривошеи и направление больных к ортопеду; 13) борьба с вредными привычками сосания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, а также их прику-сывания; исправление неправильной позы, в том числе-во время сна; 14) лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки; 15) обучение правильному глотанию, произношению отдельных звуков речи; 16) нормализация положения нижней челюсти в покое и во времяфункции при ее привычном смещении; 17) применение верхненагубной, подбородочной, под нижнечелюстной внеротовой тяги с целью задерживания роста одной из челюстей в периоде прорезывания вторых постоянных моляров; 18) наблюдение за последовательностью прорезывания пре- 5) избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов; 6) достижение множественных контактов между зубамипри различных видах артикуляции и окклюзии зубных рядов; 7) устранение парафункций, привычного смещениянижней челюсти, аномалий положения отдельных зубов или их группи последующее рациональное протезирование; 8) шинирование зубов при пародонтозе; 9) выяснениевозможности передачи по наследству врожденной расщелиныв челюстно-лицевой области, ангид-ротической эктодермальной дисплазии и других врожденных аномалий. Х период— 40 лет и старше. Методы и средствапрофилактики зубочелюстных аномалий: 1) регулярная санацияполости рта; 2) регулярная гигиенаполости рта с использованием средств специального назначения; 3) восстановление коронок разрушенных зубов; 4) замещение отсутствующих зубов путем протезирования после избирательного пришлифовывай ия бугров отдельных зубов и выравнивания окклюзионной плоскости. Достижение множественных контактов между зубными рядами при различных видах артикуляции зубных рядов. Предупреждение перегрузки опорных зубов при зубоче-люстном протезировании и сохранение тканей протезного ложа; 5) шинирование зубов при пародонтозе; 6) устранение парафункций, привычного смещения нижней челюсти вперед и в сторону в покое и при окклюзии, аномалий положения отдельных зубов или их групп и последующее рациональное протезирование; 7) пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка. Глава 13 ЗУБНЫЕ АНОМАЛИИ |