II.2.2. Приемы изучения профессиональных психологических качеств учителя Педагогическая деятельность учителя. Задания на педагогическое целеполагание: — Наметьте задачи урока. Проведите урок. Затем составьте поставленные и реально выполненные задачи, проанализируйте причины их несоответствия. Какие из намеченных целей и задач не удалось реализовать и почему? — Выделите макро- и микроциклы в своей педагогической деятельности в течение урока, недели, месяца, четверти. Задания на педагогическое мышление: — Продумайте педагогическую ситуацию сегодняшнего урока. Сформулируйте в ней еще раз педагогические задачи. Бланк 13 Краткая графическая запись состояния обученности и обучаемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике Ф. И...............класс.......уч. год........... 1. Знания | Полный запас знаний, близкий к школьной программе | Запас знаний ограничен | Владеет понятиями, терминами, законами, теорией | Владеет только конкретными знаниями о фактах | Знания понимает, умеет переформулировать своими словами | Знания воспроизводит дословно и буквально | Знания гибко переносятся и применяются в новых условиях | Знания лежат «мертвым грузом» без применения | 2. Умение учиться (учебная деятельность) | Понимает смысл учебных заданий и сам ставит учебные задачи | Не ставит сам учебных задач и ориентируется на готовые задачи от учителя | Владеет учебными действиями (изменения, сравнения, моделирования учебного материала) | Сам активных учебных действий с материалом не выполняет и заучивает готовые формулировки правил | Умеет находить несколько способов решения задачи и сопоставлять их | Ограничивается выполнением одного способа решения для получения правильного ответа | Выполняет учебные действия быстро, в свернутом виде | Нуждается в развернутом и постепенном выполнении всех действий, операций | Умеет приемами самоконтроля проверить себя в середине работы и до нее | Умеет себя проверить только после окончания работы | Адекватно оценивает свои возможности в учебной работе | Завышает или занижает свои возможности в учебной работе | Умеет оценить свою учебную работу по частям, увидеть свои плюсы и минусы | Может оценить свою учебную работу только в целом и приблизительно | Выполняет учебные и контрольные действия в уме | Нуждается в опоре на наглядность (рисунки, схемы) | 3. Возможности дальнейшего обучения (обучаемость и умственное развитие) | В новых условиях активно осуществляет ориентировку | В новых условиях пассивен | Готов к принятию дозированной помощи взрослого и продвигается в решении после этой помощи | Помощь взрослого не помогает (мало помогает) | Ставит самостоятельные задачи самообучения | Самостоятельно задач не ставит, ориентируется только на задачи извне | Проявляет познавательную инициативу, выходит за пределы обязательных заданий | Инициативу не проявляет | Осознает ход и смысл решения (есть рефлексия в учебной деятельности) | Способы решения не осознает (низкий уровень рефлексии) | Умеет переходить самостоятельно от одного этапа учебной работы к другому (есть самоорганизация, произвольность) | Не умеет без указания взрослого переходить к другим этапам работы, низкие уровни самоорганизации | Работает экономично, в быстром темпе. Работоспособен, вынослив | Медлителен. Быстро истощается, устает | Бланк 14 Краткая графическая запись состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике Ф. И...............класс.......уч. год……………. 1. Нравственные знания | Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, обществу, другому человеку, самому себе | Узкий запас знаний о нормах межчеловеческих отношений | Нравственные знания понимает, умеет рассуждать | Нравственные знания повторяет по подражанию | Нравственные знания гибко применяет при анализе жизненных ситуаций | Нравственные знания мало используются в жизни | 2. Нравственные убеждения | Использует нравственные знания как основу своих личных ценностных ориентации, мотивов | Реальные личные убеждения не связаны со знаниями, с тем, что творится на словах | Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и принимать решение | Решение принимает импульсивно, без осознанного сопоставления значимости мотивов | Отстаивает свои позиции и убеждения | Конформен, легко может изменить свои убеждения | Активно включается в ситуации нравственного выбора, имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение | Теряется в ситуациях свободного выбора, предпочитает действовать по указанию извне, уходит от личной ответственности | Умеет ставить реалистические цели, достигать их в ситуациях помех, затруднений | В случае затруднений цели разрушаются | Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои мотивы, цели, построить новые ценности и смыслы | В кризисных ситуациях мало способен к построению новых смыслов, подвержен срывам | Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера | Легко возникают отрицательные эмоции, характер неустойчив | 3. Нравственное поведение | Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям | Имеется разрыв в том, что говорит и что делает | Поведение соответствует личным убеждениям | Есть разлад во внутреннем плане, поведение ситуативно и не подчинено внутреннему контролю | 4. Возможности дальнейшего личностного развития (воспитуемость) | В новых социальных условиях проявляет активную ориентировку | В новых социальных ситуациях пассивен | Готов к принятию помощи другого человека в развитии своей личности | Закрыт к участию другого человека в развитии своей личности | Ставит самостоятельно задачи самовоспитания | Самостоятельно задачи своего развития не ставит, тяготеет к целям извне | Проявляет инициативу в социальных ситуациях | Инициативу не проявляет | Стремится осознать способы своего личностного развития (личностная рефлексия), проектирует свою личность | Живет текущим днем, не задумывается о перспективах своего личного развития. | Бланк 15 II.2.2. Приемы оценивания профессиональной компетентности. Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя 1. Педагогическая деятельность учителя | Ставит развивающие и воспитательные задачи наряду с обучающими | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Ставит и реализует главным образом обучающие задачи | Владеет вариативной методикой, т. е. выбором одного методического решения из возможных | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Использует однообразные методические решения в обучении | Стремится и умеет анализировать свой опыт | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Уходит от самоанализа под разными предлогами | 2. Педагогическое общение учителя | Специально планирует коммуникативные задачи | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации | Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности; дети открыты для общения и развития | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | В общении использует жесткие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены | Исходит из ценности личности каждого ученика | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Ученики воспринимаются как объект, средство, помеха | 3. Личность учителя | Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Считает, что ненадолго задержится в учительской профессии | Имеет позитивную Я-концепцию, спокоен и уверен | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Очень неуверен в себе, тревожен, мнителен | Работает творчески, применяет оригинальные приемы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Работает главным образом по типовым методическим разработкам | 4. Обученность и обучаемость школьников | Ставит задачи формирования у школьников умения учиться, поощряет их активные учебные действия и самоконтроль, опирается на изучение учащихся | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Задачи развития умения учиться у учащихся не ставит, дает знания в готовом виде, организуя только репродуктивную деятельность учащихся | Развивает у школьников обучаемость, способность к самообучению | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Самостоятельность, инициативу учеников не поощряет | Стремится наметить для отдельных детей индивидуальные программы | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Индивидуальный и дифференцированный подход минимален | 5. Воспитанность и воспитуемость школьников | Стремится упрочить воспитанность как единство знаний, убеждений, поведения учеников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Обращает внимание либо на слова учащихся, либо на их изолированные поступки | Стимулирует способность школьников к самовоспитанию | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Воспитуемость рассматривает только как послушание взрослым | При планировании воспитательных мероприятий опирается на изучение интересов школьников | 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | План воспитательных мероприятий мало или никак не связан с особенностями личности учеников | Примечание. Учитель может получить максимум — 150 баллов, минимум — 30 баллов. Между этими границами расположены категории профессиональной компетентности. Дайте три варианта их решения. Выберите из этих вариантов оптимальный. Рассчитайте свои педагогические действия с точки зрения расхода времени и сил, своих и учащихся. — В известной вам педагогической ситуации выделите ее участников, определите мотивы их поведения. Предположите, как они повлияют на развитие ситуации. — Вспомните трудную ситуацию на уроке и ваш выход из нее. Проанализируйте свои действия с разных точек зрения: грамотное решение (с точки зрения охвата всех детей, выполнения плана урока); достойное решение (с точки зрения этики, нежелания уронить достоинство учителя и учащихся). Чаще старайтесь увидеть в педагогической ситуации не только ее предметный, но и человеческий план. — Вспомните недавнюю трудную ситуацию из своего опыта. Выделите в ней два плана — внешний (каковы были поступки всех ее участников) и внутренний, психологический (мотивы, цели, ожидания участников ситуации). Соотносите поступки человека в этой ситуации с контекстом его поведения в целом. Постарайтесь чаще, насколько это возможно, обращаться к внутреннему миру учащихся. — Представьте любую педагогическую ситуацию. Придумайте несколько ситуаций такого же типа. Проанализируйте, правильно ли вы поняли сущность исходной ситуации. — Постарайтесь время от времени осуществлять сплошную запись проводимого вами урока, например, с помощью магнитофона. Позднее вернитесь к записи, проанализируйте ход урока, все ваши реплики и реплики учащихся под углом зрения соотношения педагогических задач, способов и результатов их решения. — Завершите начатую педагогическую ситуацию несколькими вариантами ее окончания. — Придумайте начало педагогической ситуации по ее концу (например: «Вы мне сегодня очень мешали; я так и знал, что вы мне сорвете урок»; «Благодарю вас за успешное проведение нашего урока»). Задание на педагогическую интуицию: — Вспомните вчерашний урок. Принимали ли вы в ходе этого урока быстрые интуитивные решения? Дайте сейчас развернутое психологическое обоснование тому, что вы тогда сделали интуитивно. Задания на педагогическую наблюдательность: — Войдя в класс, расшифруйте внутреннее состояние детей по их позам, выражению лиц, попытайтесь определить степень их готовности или причины неготовности к вашему уроку. — Посмотрите фотографии из школьной жизни. Определите возраст ребят, их эмоциональные состояния, взаимоотношения с другими детьми на фотографии. Задание на педагогическую импровизацию: — Представьте педагогическую ситуацию с трудным подростком в вашем классе. Определите в условиях дефицита времени (1—2 минуты) оптимальные пути выхода из этой ситуации. Задание на педагогический оптимизм: — Ответьте себе, можете ли вы в каждом ученике и в себе найти позитивные качества и, опираясь на них, прогнозировать дальнейшее развитие человека. Задания на педагогическую рефлексию: — Прохронометрируйте свое время (на что ушло время урока, рабочего дня, недели, месяца, учебного года). — Понаблюдайте за собой, удается ли вам несколько раз в ходе учебного процесса вставать в рефлексивную позицию, т. е. посмотреть на себя глазами учеников (до урока, в течение урока, после урока). — Вы провели контрольную работу. Проанализируйте ее результаты с позиции учителя-предметника (какие ошибки сделали учащиеся), с позиции психолога-диагноста (каковы психологические причины этих ошибок). — Вернитесь к плану последнего урока. Ответьте на вопрос: что было главным основанием при определении структуры урока: логика учебного материала (позиция предметника), логика применения методов (позиция методиста), особенности психического развития учеников и их возможности (позиция диагноста) ? — Проанализируйте с помощью предложенного бланка характер ваших затруднений в педагогической деятельности, их причины (бланк 7). — Припомните, с какими практическими затруднениями вы встречаетесь в ходе урока. Переведите эти реальные помехи на язык психологических проблем. На основе этого определите пути выхода из затруднений. — Постарайтесь вернуться в тяжелую для вас педагогическую ситуацию в недавнем прошлом. Проделайте анализ этих реальных ситуаций с точки зрения мотивов ее участников. Оцените, был ли оптимальным тот выход из ситуации, который вы предприняли. Педагогическое общение учителя. Задания на рефлексию в общении: — Определите состояние педагогического общения, психологический климат на уроке с помощью бланков 17—21, 23. — Мысленно проиграйте этапы проводимых вами уроков с точки зрения задачи общения. Установите, как помогает постановка специальных коммуникативных задач решению задач обучения, развития и воспитания учащихся, повышению эффективности вашего труда. Проанализируйте, насколько активно участвуют ученики в общении на разных этапах урока. — Проанализируйте, насколько в вашем опыте коммуникативная структура урока зависит от его «мотивационной структуры». Иными словами, как характер общения учителя определяется теми состояниями мотивов, интересов учащихся, которые желательно вызвать в начале, середине, конце урока. — Составьте свой «коммуникативный портрет»: какие вы предпочтете задачи в общении, какие приемы и средства об- щения для вас наиболее характерны? Как может выглядеть «коммуникативный портрет» вашего коллеги? — Оцените, как часто вам удается показать ученикам, что в общении происходит не только обмен известными мыслями, но и рождение новых мыслей; осуществляется не только передача знаний, но и взаимообмен ценностями. Постарайтесь зафиксировать эти моменты и чаще делать их предметом обсуждения учеников. — Подсчитайте (после прослушивания, например, магнитофонной записи) время на уроке, в течение которого говорил учитель, и время, в течение которого говорили ученики. Продумайте, как обеспечить оптимальную меру активности учителя на уроке. — Проанализируйте особенности вашего общения с «трудными» учащимися. Сравните, являются ли эти ученики «трудными» на уроках коллег. С этой точки зрения оцените свои средства и приемы в педагогическом общении. — Подсчитайте, сколько раз на уроке вы повторяли высказывания, ответы учащихся. Обсудите с коллегами — повторение учителем ответов учащихся нежелательно (потеря времени урока) или целесообразно (способствует косвенному обучению)? — Оцените свое педагогическое общение с учетом обратной связи от учащихся. Попросите учащихся (можно анонимно) ответить на вопросы: «Что ты делаешь, если не понимаешь материал на уроке?», «Помогаешь ли ты учителю на уроке?», «Как помогает тебе учитель в случае твоего непонимания материала?», «Что тебе может простить учитель на уроке?», «Что ты можешь простить учителю?», «В чем состоит твое сотрудничество с учителем на уроке?», «Говоришь ли ты с учителем после уроков и о чем?» — Оцените, как часто вы предлагаете ученикам возможность выбора: характера задач, сроков их выполнения. Проследите, наблюдалась ли связь между предоставлением учащимся большей самостоятельности и результатами их развития. Задания на педагогический такт: — Припомните, случалось ли вам попадать в такие педагогические ситуации, когда вы взволнованы или теряетесь, а ученики вас поддерживают. Случалось ли вам принимать помощь от учащихся, как это влияло на дальнейшее общение? — Изучите, какие роли и какие «маски» свойственны окружающим людям в школе. Что указывает на то, что это «маски»? Приходилось ли вам в общении в классе надевать «маску», занимать несвойственную вам роль? Разгадали ли ее ученики? Удается ли вам расшифровать «маски» учеников? — Оцените ваше отношение к конфликту (он разрушает отношения или способствует их оздоровлению?). Научитесь осуществлять диагностику конфликта, выявление его участников, суть конфликтной ситуации. — Кончился урок, сядьте на несколько минут в учительской. Задумайтесь, какие моменты в общении на сегодняшнем уроке вы расцениваете как свой психологический выигрыш, психологический проигрыш. Задания на педагогическую эмпатию: — Представьте себя на месте молодого учителя вашей школы, испытывающего затруднения. Подумайте, какую помощь он ожидает от вас, готовы ли вы оказать ему эту помощь. — Посмотрите на себя глазами других учителей, учащихся, родителей и администрации. — Попросите коллегу посидеть на вашем уроке, затем вместе с ним обсудите, сколько инициатив учащихся вы пропустили и не поддержали. Касалось ли это проявлений активности сильных, средних, слабых учащихся? Личность учителя. Задание на анализ психологических состояний в ходе урока: — Составьте бланк: слева по вертикали — время урока и этапы работы на нем, справа по горизонтали — перечень ваших состояний и обозначений их цветом. Перечень психических состояний учителя дан выше. Возможные обозначения: голубой цвет — рациональное рабочее состояние, зеленый цвет — эмоционально-уравновешенное, красный цвет — тревога, стресс. Постарайтесь заштриховать разными цветами на бланке, какие психические состояния вы испытываете в ходе урока. Как это влияет на продуктивность урока? Задания на рефлексию личностных качеств: — Припомните трудные педагогические ситуации, из которых вы вышли победителем. Какие качества личности помогли вам в этом? Отсутствие каких нужных для учителя свойств личности вам существенно мешает? — Сформулируйте свою профессиональную самооценку — в прошлом году, в этом году, применительно к будущему. Сравните их. Определите тенденцию. Ваш уровень профессиональных притязаний падает или растет? Сравните самооценку и оценку экспертов (бланк 16). — Найдите ответы на вопросы: «Открыты ли вы для обсуждения с коллегами своих личных профессиональных проблем?», «Готовы ли к принятию критических замечаний в свой адрес?», «Как это влияет на вашу личную профессиональную самооценку?» Задания на рефлексию роли личности в профессиональной компетентности: — Прочитайте свою аттестационную характеристику с пропусками («слепой» вариант). Чего в ней не хватает, какие существенные характеристики вашей личности не освещены? — Над какой стороной своей профессиональной компетентности вы работали в прошлом году, в нынешнем, над какой будете работать в будущем? — С помощью предложенных на бланках эталонов оцените уровень своей профессиональной компетентности, отнесите себя к какой-либо категории профессионализма. — Изучите свое педагогическое самосознание, Я-концеп-цию. Для этого изложите на 1—2 страницах свое профессиональное педагогическое кредо (систему своих профессиональных позиций, идеалов). — Составьте профессиональную автобиографию: назовите 10 самых важных событий в вашей профессиональной жизни, выстройте их в хронологическом порядке, между двумя постарайтесь наметить причинно-следственные связи (10). — Представьте свое профессиональное прошлое, настоящее, будущее в виде трех кругов. Они могут быть разной величины и как угодно расположены относительно друг друга. — С помощью предложенных бланков оцените свои профессиональные позиции, выразите свое эмоциональное отношение к тому, что разные позиции у вас сформированы неодинаково (бланк 17). — Оцените свою профессиональную компетентность в краткой экспресс-характеристике учителя (бланк 15). — Проранжируйте педагогические умения, позиции, психологические качества всех блоков компетентности по степени их значимости и выраженности у себя. — Оцените как эксперт состояние у себя каждого умения, качества, компетентности баллом, ставя точку в графах 1—42 бланка 11. Наибольшее количество точек на строке указывает на принадлежность данного качества определенной категории учителя. Сравните называемую вами категорию своего профессионализма с оценкой экспертов и коллег. — Составьте для себя диагностические педагогические этюды (на изучение педагогического мышления, педагогической рефлексии и др.). Обученность и обучаемость школьников. Задания на диагностическое мышление: — Продумайте, как часто вы планируете урок «от ученика», т. е. на основе изучения учащихся. Проанализируйте, какие стороны психического развития учащихся вы можете изучить, какие стороны психики учеников вам менее доступны. — Применяйте приемы регистрации и фиксации результатов изучения учащихся, например, дневники психологического изучения, где указываются дата, яркие проявления (положительные или отрицательные) того или иного ученика, предположения об их причинах. — Какими методиками изучения учащихся вы владеете? Попытайтесь разнообразить ваши диагностические приемы в ходе учебно-воспитательного процесса. Задания на педагогическое прогнозирование: — Предположите, как будут успевать в средней школе ученики, обучающиеся сегодня в вашем классе в начальной школе. Через год сравните ваши прогнозы с реальными результатами. — Выявите обучаемость школьников своего класса (по показателям их активности, ориентировке, инициативе, готовности к дозированной помощи учителя, способности к самообучению, работоспособности). На этой основе сделайте прогноз учебных успехов в ближайшем и отдаленном будущем. — Представьте педагогическую ситуацию завтрашнего урока. С какими потенциальными трудностями в обучении отдельных учащихся вы можете столкнуться? Воспитанность и воспитуемость школьников. Задание на диагностическое мышление: — Какие стороны личности ученика вы можете выявлять и какими методиками? Назовите преимущества каждой из методик. Задания на педагогическое прогнозирование: — Попытайтесь наметить прогноз развития личности своих учеников: укажите наиболее выраженные черты личности конкретных учеников сегодня, наиболее выраженные черты их личности в ближайшем и отдаленном будущем. — При изучении учащихся и предвидении их последующего развития используйте предложенные в книге бланки экспресс-диагностики учащихся. — Используйте для самоанализа своих диагностических умений неоконченные предложения, дополняя их: «На моих занятиях учащимся обычно легко вследствие...», «Мои занятия приносят учащимся большую пользу вследствие...», «Я владею такими методами изучения обученности и воспитанности школьников, как...», «Я полагаю, что умею планировать учебный процесс «от ученика», так как...». Литература 1. Алумяэ С. Контрольная работа как средство выявления уровня самоконтроля учащихся в учебной деятельности// Методы исследования в педагогике. — Таллинн, 1989. 2. Иванова Е. М., Носкова О. Г., Чернышева О. Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. — М., 1980. 3. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе/ Под ред. Я. С. Турбовского. — М., 1986. 4. Комплексное исследование труда учителя / Под ред. В. Н. Турченко. — Новосибирск, 1983. 5. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1979. 6. Лопатин Д. Сотворение контрольной// Народное образование. — 1989. — № 3. 7. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя/ Под ред. К). Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л., 1980. 8. Методология и методы социальной психологии. — М., 1977. 9. Методы психологического анализа профессиональной деятельности. — Л., 1973. 10. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Мироненко. — М., 1990. 11. Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов/ Под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1976. Часть III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ |