МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ





КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для преподавателей и студентов

факультетов психологии

Тамбов 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО

 

УДК 616.89-008.1 ББК88.4я73

К 49

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Н. А. Коваль;

доктор психологических наук, профессор С. Б. Каверин;

доктор медицинских наук, профессор Э. А. Османов.

Косырев В. Н.

К 49 Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 451с.

ISBN 5-89016-114-8

Основной объем книги занимает материал лекционного курса по дисциплине «Клиническая психология», читаемого автором в течение ряда лет в институте психологии и педагогики Тамбовского государ­ственного университета им. Г. Р. Державина. Книга включает также учебный план, учебную программу, разработки семинарский и лабо­раторных занятий по данной дисциплине.

Адресована преподавателям факультетов психологии и студен­там-психологам вне зависимости от их специализации. Она может быть полезной также врачам, педагогам, социальным работникам, особенно тем из них, кто работает в сфере сохранения, укрепления и восстановления психологического здоровья граждан.

УДК 616.89-008.1 ББК 88.4 я73

ISBNS-89016-114-8

 

©Косырев В. Н., 2003

© Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2003

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 11

Раздел I. Программа курса «Клиническая пси-

ХОЛОГИЯ» (для специальности «Психология») 14

Учебный план дисциплины 14

Тематический план курса 14

Раздели. Курс лекций 16

Часть 1. Клиническая психология как научная дисциплина и как область профессиональной деятельности психолога 16

Лекция 1. Общие представления о медицинской и клинической психологии 16

Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии 16

Предмет медицинской и клинической психологии 18

Лекция 2. Психолог в клинике : 20

Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни) 21

Задачи и функции клинических психологов 22

Виды психопрофилактических задач 23

Различные виды клинико-психологической психодиагностики 23

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами 24

Психотерапевтические, коррекционные и реабилитационно-восстановительные задачи 24

3. Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи 25

Честь 2. Психосоматика 27

Лекция 3. Общая психосоматика 27

Вводные замечания 28

1. Психосоматические корреляции 28

Психогенные реакции 29

Психосоматические заболевания 29

2. Соматопсихические корреляции 30

Понятие объективной тяжести и внутренней картины болезни 30

Влияние социально-конституциональных факторов на концепцию болезни (пол, воз-­
раст, профессия) 33

Влияние индивидуально-психологических
факторов на концепцию болезни (темперамент, характер, личность) 37

3. Типы психологического реагирования на болезнь 41

Основания и классификация типов психического реагирования на заболевание 41

Типы реагирования на болезнь без нарушения социальной адаптации 43

Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интрапсихическому варианту 44

Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интерпсихическому варианту 46

Лекция 4. Психосоматические реакции при акушерской и гинекологической патологии 49

Особенности и динамика психического состояния женщины во время беременности 50

Предменструальный синдром 53

Психические нарушения при бесплодии ... 57

4. Психология и психопатология климактерия 60
Лекция 5. Соматогенные психические расстройства

при онкологической патологии 64

1. Особенности и динамика реагирования больного на злокачественные новообразования 65

2. Влияние этапа онкологического заболевания на психику больного 67

3. Влияние характерологического преморбида на патогенез психических нарушений при онкологической патологии 69

Влияние личности больного на вероятность возникновения и протекание онкологического процесса 70

Специфика психологических феноменов при онкологических заболеваниях разной локализации 71

Лекция 6. Терапевтическая, эндокринная и неврологическая патология: соматопсихические корреляции 75

Общая картина влияния на психику хронического соматического заболевания 75

Психологические особенности больных с терапевтической патологией 77

Соматопсихические расстройства при эндокринных заболеваниях 77

4. Психология неврологических расстройств 79
Лекция 7. Психологические особенности больных при хирургических вмешательствах 81

Психология пациента хирургической клиники 81

Две стратегии выбора пациентом способа лечения 82

Феноменология пред- и постоперационной тревоги 83

Психологическая адаптация человека после пересадки органов и тканей 84

Соматопсихические расстройства, связанные с дефектами тела, речи и органов чувств 87

Часть 3. Патопсихология 91

Лекции 8. Введение в патопсихологию 91

Основные понятия и особенности построения раздела 91

История развития взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования 92

Особенности проведения и основные комоненты патопсихологического исследования 96

Лекция 9. Нарушения сознания 99

Понятие сознания в философии, психоло­
гии и психиатрии 99

Формы нарушения сознания 100

Помраченное сознание 100

Оглушенное состояние сознания 101

Делириозное помрачение сознания 101

Онейроидное (сновидное, грезоподобное ) состояние сознания 102

Сумеречное состояние сознания 103

2.6. Деперсонализация 104

Лекция 10. Нарушения восприятия 105

Феноменология нарушений восприятия ... 106

Агнозии 107

Псевдоагнозии при деменции ПО

Обманы чувств 111

Галлюцинации и их виды 111

Особенности галлюцинаторных образов ... 112

О механизме галлюцинаций или к вопросу

о природе обманов чувств 113

Псевдогаллюцинации..... 115

Синдром Кандинского-Клерамбо 116

Нарушение мотивационного компонентавосприятия 116

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях 120

Методы исследования восприятия 122

Лекция 11. Нарушения памяти 124

Актуальность и основные направления исследования нарушений памяти 124

Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирую­
щая амнезия 126

Нарушение динамики мнестической деятельности 130

Нарушение опосредованной памяти 132

Нарушение мотивационного компонента памяти 135

Нарушение памяти у больных разных нозологических групп 137

Методики, используемые для исследования памяти 139

Лекция 12. Нарушения мышления 141

Вводные замечания и основные понятия 141

Нарушение операциональной стороны мышления 143

Снижение уровня обобщения 144

Искажение процесса обобщения 148

3. Нарушение динамики мыслительной деятельности 149

Непоследовательность суждений 150

Лабильность мышления 151

Откликаемость 152

Инертность мышления 152

4. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления 154

Разноплановость мышления 154

Резонерство 155

Нарушение критичности мышления 156

Виды патологии мышления 159

Методики исследования нарушений мышления 161

Лекция 13. Расстройства эмоциональной сферы 163

1. Основные понятия 164

Стрессы 164

Фрустрация-. 166

Кризисы 167

2. Особенности эмоциональных расстройств

у больных разных нозологических групп 169

3. Методы исследования эмоциональных нарушений 170

Лекция 14. Нарушения развития личности 172

1. Клиника личностных расстройств в отечественной патопсихологии 173

Нарушение опосредованности и иерархии мотивов 173

Нарушение смыслообразования ] 77

Нарушение подконтрольности поведения 179

2. Клиника личностных расстройств в психоаналитической характерологии 181

Вводные замечания 181

Классификация личностных расстройств .. 181

Параноидные, шизоидные и шизотипические личностные расстройства 182

Истерические (истероидные), нарциссические, антисоциальные и пограничные личностные расстройства 183

Подчиняемые (зависимые), навязчивые и пассивно-агрессивные личностные расстройства 186

Психотерапия и психотерапевтический прогноз при расстройствах личности 187

3. Задачи и методы патопсихологического исследования личности 188

Лекция 15. Психология девиантного поведения 193

Понятие нормального и отклоняющегося поведения 193

Способы взаимодействия индивида с реальностью 194

3. Типы девиантного поведения 196

Делинквентное поведение 196

Аддиктивное поведение 198

Патохарактерологическое поведение 200

Девиантное поведение на базе гиперспособностей 201

4. Клинические формы девиантного поведения 202

Агрессивное и аутоагрессивное поведение 202

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности 209

Нарушение пищевого поведения 213

Сексуальные девиации и перверсии 216

Сверхценные психологические увлечения 224

Характерологические и патохарактерологические реакции 229

Коммуникативные девиации 231

Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение 232

Раздел III Семинарские занятия 235

Планы проведения и списки литературы ... 235

Методические разработки 247

Раздел IV. Разработки лабораторных занятий 277

Раздел V. Тестовые задания для контроля знаний

Раздел VI Вопросы к экзамену по курсу «Клиническая психология» 414

Раздел VII. Глоссарий 418

Вместо заключения 436

Информация для студентов, выбирающих специализацию «Клиническая психология» 436

Перечень дисциплин специализации «Клиническая психология» 436

Содержание дисциплин специализации .... 438

Психофармакология и психофармакотерапия 438

Психотехники в современной клинической психологии 439

Основы психосоматики 440

Основы нейропсихологии 441

Патопсихология 442

Специальная психология и коррекционная педагогика 443

Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 444

Психология аномального онтогенеза 444

Психологическое консультирование 445

Психология девиантного поведения 445

Специальные разделы клинической психологии 446

Основы профориентации и трудовой реабилитации 447

Психология экстремальных и кризисных состояний 448

Введение в клинический психоанализ 449

Теория и практика судебно-психологической экспертизы 450

ВВЕДЕНИЕ

Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фунда­ментальной наукой, но и признанной, высоко ценимой во всем мире областью профессиональной деятельности психологов.

Социальная значимость клинической психологии вы­ражается в том, что в психологических ассоциациях раз­личных стран мира около 60 % составляют клинические психологи. В области клинической психологии работали 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франки, К. Роджерс, А. Маслоу и др. У истоков отечественной кли­нической психологии стояли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладате­ли многих международных наград А. Р. Лурия, Б. В. Зейгар-ник и др.

Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государствен­ным утверждением этой (пока единственной) отрасли пси­хологии в качестве отдельной самостоятельной специаль­ности.

В последние годы в клинической психологии произош­ли значительные изменения. Это касается прежде всего расширения ее предметной области. Сегодня клиническую психологию уже нельзя рассматривать только как сферу приложения профессионального психологического знания

для решения чисто медицинских проблем - проблем, свя­занных с болезнями и болеющей личностью. Все более зна­чимой областью работы клинического психолога становит­ся его деятельность в сфере профилактики психических расстройств, сохранения и укрепления психического здоро­вья граждан, продление их жизни и улучшение ее качества.

В связи с этими изменениями в программы курсов клинической психологии, читаемых студентам психоло­гических факультетов, стали включать такие разделы, как «психопрофилактика», «психогигиена», «охрана психиче­ского здоровья», «психологическое консультирование», «психологическая коррекция», «психологическая тера­пия» и др. Это вполне правомерное явление, однако коли­чество разделов, которые в принципе могут быть включе­ны в курс клинической психологии, настолько велико, что осветить их в одной книге сколько-нибудь подробно не представилось возможным. Поэтому она включает три ос­новных раздела: «Введение в клиническую психологию», «Психосоматика» и «Патопсихология».

На наш взгляд, знание именно этого материала необ­ходимо каждому психологу, независимо от его специали­зации. Что касается студентов, выбирающих клиническую психологию в качестве своей специализации, то им, как правило, читаются дополнительные курсы. В нашем уни­верситете это «нейропсихология», «психология аномаль­ного онтогенеза», «специальная психология и коррекци-онная педагогика», «психологическое консультирование», «современные психотехники», «психопрофилактика и психогигигена», «основы профориентации и трудовой реабилитации» и др., краткое освещение которых читатель найдет в заключении к данному изданию.

Отбирая учебный материал, мы опирались на работы преимущественно отечественных авторов, внесших свой вклад в развитие клинической и медицинской психологии: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. Д. Карвасарского,

С. С. Корсакова, В. В. Лебединского, А. Р. Лурии, В. Н. Мя-сищева, Ю. Ф. Полякова, А. С. Спиваковской, Е. Д. Хом-ской, Л. С. Цветковой и др. Особо следует выделить клас­сическую монографию Зейгарник Б. В. «Патопсихология», из которой заимствован (с соответствующими ссылками и незначительными редакционными изменениями) материал для одноименного раздела нашей книги, а также практиче­ское руководство В. Д. Менделевича «Клиническая и ме­дицинская психология», использованного нами при напи­сании раздела «Психосоматика».

Автор выражает благодарность своим коллегам и со­трудникам университета за помощь в подготовке книги к изданию: моему ассистенту, к. п. н. И. В. Илларионовой, за предоставленный в наше распоряжение учебно-методи­ческий материал к семинарским; занятиям; Л. В. Барановой, за помощь по составлению глоссария; к. фил. н. Т. Г. Смир­новой, за квалифицированную корректорскую правку текста; Н. В. Поповой, за компьютерную верстку книги. Мы выра­жаем благодарность также нашим рецензентам: доктору психологических наук, профессору Н. А. Коваль, доктору психологических наук, профессору С.Б. Каверину, докто­ру медицинских наук, профессору Э. А. Османову, за цен­ные советы по улучшению структуры и содержания книги.

Раздел I


ПРОГРАММА КУРСА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (для специальности «Психология»)

1. Учебный план дисциплины

 

Содержание 3 се­местр 4 семестр Всего
1. Число недель в семестре
2. Число часов в неделю      
3. Форма аттестации (зачет — «3», экзамен — «Э») «Э»
Всего учебных часов по дисциплине (час):
4. Лекций  
5. Практических занятий  
6. Лабораторных занятий  
7. Аудиторных занятий  
8. Индивидуальных занятий -   -
9. Самостоятельной работы  
Общий объем часов по дисциплине    

2. Тематический план курса

 

 

 

  Наименование тем курса Виды занятий
лек. прак. лаб. ИНД. сам. Всего
1. Клиническая психология как отрасль психологи­ческой науки и как вид практической деятельно­сти психолога. Предмет и структура клинической психологии      
2. История зарождения и становления клиниче­ской психологии      
3. Предмет клинической психологии      
4. Теоретические задачи клинической психологии      

 

 

Наименование тем курса Виды занятий
лек. прак. лаб. ИНД. сам. Всего
5. Практические задачи клинической психологии      
6. Теоретические основы и методологические прин­ципы клинической пси­хологии      
7. Нейропсихология      
8. Проблемы нейропсихо-логической реабилитации      
9. Психосоматика    
10. Психосоматические ре­акции при акушерской и гинекологической патологии      
11. Терапевтическая, эндок­ринная и неврологиче­ская патология: сомато-психические корреляции      
12. Психологические осо­бенности больных при хирургических вмеша­тельствах      
13. Патопсихология    
14. Психологические про­блемы дизоитогенеза      
15. Нарушения сознания    
16. Нарушения восприятия    
17. Нарушения памяти    
18. Нарушения мышления    
19. Расстройства эмоцио­нальной сферы      
20. Нарушения развития личности      
21. Нарушения эмоциональ­но-личностной сферы      
22. Нарушения речи      
23. Психология девиантного поведения      
24. Экспериментальные методы клинической психологии        
Всего по дисциплине за семестр:  

Раздел II


КУРС ЛЕКЦИЙ

ЧАСТЬ 1

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.