КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии ИЗДАТЕЛЬСТВО УДК 616.89-008.1 ББК88.4я73 К 49 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Н. А. Коваль; доктор психологических наук, профессор С. Б. Каверин; доктор медицинских наук, профессор Э. А. Османов. Косырев В. Н. К 49 Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 451с. ISBN 5-89016-114-8 Основной объем книги занимает материал лекционного курса по дисциплине «Клиническая психология», читаемого автором в течение ряда лет в институте психологии и педагогики Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Книга включает также учебный план, учебную программу, разработки семинарский и лабораторных занятий по данной дисциплине. Адресована преподавателям факультетов психологии и студентам-психологам вне зависимости от их специализации. Она может быть полезной также врачам, педагогам, социальным работникам, особенно тем из них, кто работает в сфере сохранения, укрепления и восстановления психологического здоровья граждан. УДК 616.89-008.1 ББК 88.4 я73 ISBNS-89016-114-8 ©Косырев В. Н., 2003 © Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2003 СОДЕРЖАНИЕ Введение 11 Раздел I. Программа курса «Клиническая пси- ХОЛОГИЯ» (для специальности «Психология») 14 Учебный план дисциплины 14 Тематический план курса 14 Раздели. Курс лекций 16 Часть 1. Клиническая психология как научная дисциплина и как область профессиональной деятельности психолога 16 Лекция 1. Общие представления о медицинской и клинической психологии 16 Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии 16 Предмет медицинской и клинической психологии 18 Лекция 2. Психолог в клинике : 20 Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни) 21 Задачи и функции клинических психологов 22 Виды психопрофилактических задач 23 Различные виды клинико-психологической психодиагностики 23 Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами 24 Психотерапевтические, коррекционные и реабилитационно-восстановительные задачи 24 3. Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи 25 Честь 2. Психосоматика 27 Лекция 3. Общая психосоматика 27 Вводные замечания 28 1. Психосоматические корреляции 28 Психогенные реакции 29 Психосоматические заболевания 29 2. Соматопсихические корреляции 30 Понятие объективной тяжести и внутренней картины болезни 30 Влияние социально-конституциональных факторов на концепцию болезни (пол, воз- раст, профессия) 33 Влияние индивидуально-психологических факторов на концепцию болезни (темперамент, характер, личность) 37 3. Типы психологического реагирования на болезнь 41 Основания и классификация типов психического реагирования на заболевание 41 Типы реагирования на болезнь без нарушения социальной адаптации 43 Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интрапсихическому варианту 44 Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интерпсихическому варианту 46 Лекция 4. Психосоматические реакции при акушерской и гинекологической патологии 49 Особенности и динамика психического состояния женщины во время беременности 50 Предменструальный синдром 53 Психические нарушения при бесплодии ... 57 4. Психология и психопатология климактерия 60 Лекция 5. Соматогенные психические расстройства при онкологической патологии 64 1. Особенности и динамика реагирования больного на злокачественные новообразования 65 2. Влияние этапа онкологического заболевания на психику больного 67 3. Влияние характерологического преморбида на патогенез психических нарушений при онкологической патологии 69 Влияние личности больного на вероятность возникновения и протекание онкологического процесса 70 Специфика психологических феноменов при онкологических заболеваниях разной локализации 71 Лекция 6. Терапевтическая, эндокринная и неврологическая патология: соматопсихические корреляции 75 Общая картина влияния на психику хронического соматического заболевания 75 Психологические особенности больных с терапевтической патологией 77 Соматопсихические расстройства при эндокринных заболеваниях 77 4. Психология неврологических расстройств 79 Лекция 7. Психологические особенности больных при хирургических вмешательствах 81 Психология пациента хирургической клиники 81 Две стратегии выбора пациентом способа лечения 82 Феноменология пред- и постоперационной тревоги 83 Психологическая адаптация человека после пересадки органов и тканей 84 Соматопсихические расстройства, связанные с дефектами тела, речи и органов чувств 87 Часть 3. Патопсихология 91 Лекции 8. Введение в патопсихологию 91 Основные понятия и особенности построения раздела 91 История развития взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования 92 Особенности проведения и основные комоненты патопсихологического исследования 96 Лекция 9. Нарушения сознания 99 Понятие сознания в философии, психоло гии и психиатрии 99 Формы нарушения сознания 100 Помраченное сознание 100 Оглушенное состояние сознания 101 Делириозное помрачение сознания 101 Онейроидное (сновидное, грезоподобное ) состояние сознания 102 Сумеречное состояние сознания 103 2.6. Деперсонализация 104 Лекция 10. Нарушения восприятия 105 Феноменология нарушений восприятия ... 106 Агнозии 107 Псевдоагнозии при деменции ПО Обманы чувств 111 Галлюцинации и их виды 111 Особенности галлюцинаторных образов ... 112 О механизме галлюцинаций или к вопросу о природе обманов чувств 113 Псевдогаллюцинации..... 115 Синдром Кандинского-Клерамбо 116 Нарушение мотивационного компонентавосприятия 116 Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях 120 Методы исследования восприятия 122 Лекция 11. Нарушения памяти 124 Актуальность и основные направления исследования нарушений памяти 124 Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирую щая амнезия 126 Нарушение динамики мнестической деятельности 130 Нарушение опосредованной памяти 132 Нарушение мотивационного компонента памяти 135 Нарушение памяти у больных разных нозологических групп 137 Методики, используемые для исследования памяти 139 Лекция 12. Нарушения мышления 141 Вводные замечания и основные понятия 141 Нарушение операциональной стороны мышления 143 Снижение уровня обобщения 144 Искажение процесса обобщения 148 3. Нарушение динамики мыслительной деятельности 149 Непоследовательность суждений 150 Лабильность мышления 151 Откликаемость 152 Инертность мышления 152 4. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления 154 Разноплановость мышления 154 Резонерство 155 Нарушение критичности мышления 156 Виды патологии мышления 159 Методики исследования нарушений мышления 161 Лекция 13. Расстройства эмоциональной сферы 163 1. Основные понятия 164 Стрессы 164 Фрустрация-. 166 Кризисы 167 2. Особенности эмоциональных расстройств у больных разных нозологических групп 169 3. Методы исследования эмоциональных нарушений 170 Лекция 14. Нарушения развития личности 172 1. Клиника личностных расстройств в отечественной патопсихологии 173 Нарушение опосредованности и иерархии мотивов 173 Нарушение смыслообразования ] 77 Нарушение подконтрольности поведения 179 2. Клиника личностных расстройств в психоаналитической характерологии 181 Вводные замечания 181 Классификация личностных расстройств .. 181 Параноидные, шизоидные и шизотипические личностные расстройства 182 Истерические (истероидные), нарциссические, антисоциальные и пограничные личностные расстройства 183 Подчиняемые (зависимые), навязчивые и пассивно-агрессивные личностные расстройства 186 Психотерапия и психотерапевтический прогноз при расстройствах личности 187 3. Задачи и методы патопсихологического исследования личности 188 Лекция 15. Психология девиантного поведения 193 Понятие нормального и отклоняющегося поведения 193 Способы взаимодействия индивида с реальностью 194 3. Типы девиантного поведения 196 Делинквентное поведение 196 Аддиктивное поведение 198 Патохарактерологическое поведение 200 Девиантное поведение на базе гиперспособностей 201 4. Клинические формы девиантного поведения 202 Агрессивное и аутоагрессивное поведение 202 Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности 209 Нарушение пищевого поведения 213 Сексуальные девиации и перверсии 216 Сверхценные психологические увлечения 224 Характерологические и патохарактерологические реакции 229 Коммуникативные девиации 231 Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение 232 Раздел III Семинарские занятия 235 Планы проведения и списки литературы ... 235 Методические разработки 247 Раздел IV. Разработки лабораторных занятий 277 Раздел V. Тестовые задания для контроля знаний Раздел VI Вопросы к экзамену по курсу «Клиническая психология» 414 Раздел VII. Глоссарий 418 Вместо заключения 436 Информация для студентов, выбирающих специализацию «Клиническая психология» 436 Перечень дисциплин специализации «Клиническая психология» 436 Содержание дисциплин специализации .... 438 Психофармакология и психофармакотерапия 438 Психотехники в современной клинической психологии 439 Основы психосоматики 440 Основы нейропсихологии 441 Патопсихология 442 Специальная психология и коррекционная педагогика 443 Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 444 Психология аномального онтогенеза 444 Психологическое консультирование 445 Психология девиантного поведения 445 Специальные разделы клинической психологии 446 Основы профориентации и трудовой реабилитации 447 Психология экстремальных и кризисных состояний 448 Введение в клинический психоанализ 449 Теория и практика судебно-психологической экспертизы 450 ВВЕДЕНИЕ Клиническая психология представляет собой одну из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной психологии. Она является не только фундаментальной наукой, но и признанной, высоко ценимой во всем мире областью профессиональной деятельности психологов. Социальная значимость клинической психологии выражается в том, что в психологических ассоциациях различных стран мира около 60 % составляют клинические психологи. В области клинической психологии работали 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франки, К. Роджерс, А. Маслоу и др. У истоков отечественной клинической психологии стояли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладатели многих международных наград А. Р. Лурия, Б. В. Зейгар-ник и др. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой (пока единственной) отрасли психологии в качестве отдельной самостоятельной специальности. В последние годы в клинической психологии произошли значительные изменения. Это касается прежде всего расширения ее предметной области. Сегодня клиническую психологию уже нельзя рассматривать только как сферу приложения профессионального психологического знания для решения чисто медицинских проблем - проблем, связанных с болезнями и болеющей личностью. Все более значимой областью работы клинического психолога становится его деятельность в сфере профилактики психических расстройств, сохранения и укрепления психического здоровья граждан, продление их жизни и улучшение ее качества. В связи с этими изменениями в программы курсов клинической психологии, читаемых студентам психологических факультетов, стали включать такие разделы, как «психопрофилактика», «психогигиена», «охрана психического здоровья», «психологическое консультирование», «психологическая коррекция», «психологическая терапия» и др. Это вполне правомерное явление, однако количество разделов, которые в принципе могут быть включены в курс клинической психологии, настолько велико, что осветить их в одной книге сколько-нибудь подробно не представилось возможным. Поэтому она включает три основных раздела: «Введение в клиническую психологию», «Психосоматика» и «Патопсихология». На наш взгляд, знание именно этого материала необходимо каждому психологу, независимо от его специализации. Что касается студентов, выбирающих клиническую психологию в качестве своей специализации, то им, как правило, читаются дополнительные курсы. В нашем университете это «нейропсихология», «психология аномального онтогенеза», «специальная психология и коррекци-онная педагогика», «психологическое консультирование», «современные психотехники», «психопрофилактика и психогигигена», «основы профориентации и трудовой реабилитации» и др., краткое освещение которых читатель найдет в заключении к данному изданию. Отбирая учебный материал, мы опирались на работы преимущественно отечественных авторов, внесших свой вклад в развитие клинической и медицинской психологии: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, Б. Д. Карвасарского, С. С. Корсакова, В. В. Лебединского, А. Р. Лурии, В. Н. Мя-сищева, Ю. Ф. Полякова, А. С. Спиваковской, Е. Д. Хом-ской, Л. С. Цветковой и др. Особо следует выделить классическую монографию Зейгарник Б. В. «Патопсихология», из которой заимствован (с соответствующими ссылками и незначительными редакционными изменениями) материал для одноименного раздела нашей книги, а также практическое руководство В. Д. Менделевича «Клиническая и медицинская психология», использованного нами при написании раздела «Психосоматика». Автор выражает благодарность своим коллегам и сотрудникам университета за помощь в подготовке книги к изданию: моему ассистенту, к. п. н. И. В. Илларионовой, за предоставленный в наше распоряжение учебно-методический материал к семинарским; занятиям; Л. В. Барановой, за помощь по составлению глоссария; к. фил. н. Т. Г. Смирновой, за квалифицированную корректорскую правку текста; Н. В. Поповой, за компьютерную верстку книги. Мы выражаем благодарность также нашим рецензентам: доктору психологических наук, профессору Н. А. Коваль, доктору психологических наук, профессору С.Б. Каверину, доктору медицинских наук, профессору Э. А. Османову, за ценные советы по улучшению структуры и содержания книги. Раздел I ПРОГРАММА КУРСА «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (для специальности «Психология») 1. Учебный план дисциплины № | Содержание | 3 семестр | 4 семестр | Всего | 1. | Число недель в семестре | | | | 2. | Число часов в неделю | | | | 3. | Форма аттестации (зачет — «3», экзамен — «Э») | «Э» | Всего учебных часов по дисциплине (час): | 4. | Лекций | | | | 5. | Практических занятий | | | | 6. | Лабораторных занятий | | | | 7. | Аудиторных занятий | | | | 8. | Индивидуальных занятий | - | | - | 9. | Самостоятельной работы | | | | Общий объем часов по дисциплине | | | | 2. Тематический план курса | Наименование тем курса | Виды занятий | лек. | прак. | лаб. | ИНД. | сам. | Всего | 1. | Клиническая психология как отрасль психологической науки и как вид практической деятельности психолога. Предмет и структура клинической психологии | | | | | | | 2. | История зарождения и становления клинической психологии | | | | | | | 3. | Предмет клинической психологии | | | | | | | 4. | Теоретические задачи клинической психологии | | | | | | | № | Наименование тем курса | Виды занятий | лек. | прак. | лаб. | ИНД. | сам. | Всего | 5. | Практические задачи клинической психологии | | | | | | | 6. | Теоретические основы и методологические принципы клинической психологии | | | | | | | 7. | Нейропсихология | | | | | | | 8. | Проблемы нейропсихо-логической реабилитации | | | | | | | 9. | Психосоматика | | | | | | | 10. | Психосоматические реакции при акушерской и гинекологической патологии | | | | | | | 11. | Терапевтическая, эндокринная и неврологическая патология: сомато-психические корреляции | | | | | | | 12. | Психологические особенности больных при хирургических вмешательствах | | | | | | | 13. | Патопсихология | | | | | | | 14. | Психологические проблемы дизоитогенеза | | | | | | | 15. | Нарушения сознания | | | | | | | 16. | Нарушения восприятия | | | | | | | 17. | Нарушения памяти | | | | | | | 18. | Нарушения мышления | | | | | | | 19. | Расстройства эмоциональной сферы | | | | | | | 20. | Нарушения развития личности | | | | | | | 21. | Нарушения эмоционально-личностной сферы | | | | | | | 22. | Нарушения речи | | | | | | | 23. | Психология девиантного поведения | | | | | | | 24. | Экспериментальные методы клинической психологии | | | | | | | Всего по дисциплине за семестр: | | | | | | | Раздел II КУРС ЛЕКЦИЙ ЧАСТЬ 1 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ |