МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности проведения и основные компоненты патопсихологического исследования





Можно указать на две особенности, которые отличают экс­перимент в психиатрической клинике от эксперимента, направ­ленного на исследование психики здорового человека.

Первое отличие заключается в том, что мы всегда должны учитывать своеобразное отношение больного к опыту, завися­щее от его болезненного состояния. Наличие бредового отноше­ния, возбуждения или заторможенности - все это заставляет экспериментатора иначе строить опыт, иногда менять его на хо­ду. При всех индивидуальных различиях здоровые испытуемые, как правило, стараются выполнять инструкции, «принимают» задание, между тем как психические больные иногда не только не стараются выполнить задание, но превратно толкуют опыт или активно противостоят инструкции. Например, если при проведении ассоциативного эксперимента со здоровым челове­ком экспериментатор предупреждает, что будут произнесены слова, в которые он должен вслушаться, то здоровый испытуе­мый активно направляет свое внимание на произносимые экспе­риментатором слова. При проведении же этого эксперимента с негативистичным больным часто возникает противоположный эффект: больной активно не хочет слушать. При таких условиях

экспериментатор вынужден проводить эксперимент как бы «об­ходным путем»: он произносит слова как бы невзначай и реги­стрирует реакции больного.

Нередко приходится экспериментировать с больным, кото­рый бредовым образом интерпретирует ситуацию опыта, на­пример, считает, что экспериментатор действует на него «гип­нозом», «лучами». Естественно, что такое отношение больного к эксперименту сказывается на способах выполнения задания: он часто выполняет просьбу экспериментатора умышленно непра­вильно, отсрочивает ответы и т. п. В подобных случаях по­строение эксперимента также должно быть изменено.

Второе отличие. Построение экспериментально-психологи­ческого исследования в клинике отличается от обычного психо­логического эксперимента еще одной особенностью: многооб­разием, большим количеством применяемых методик. Очень часто изменение инструкции, какой-нибудь экспериментальный нюанс меняет характер показаний опыта. Сама ситуация экспе­римента с больным человеком с течением времени часто меня­ется (хотя бы потому, что меняется состояние больного), поэто­му сопоставление результатов различных вариантов экспери­мента становится обязательным.

Такое сопоставление необходимо и по другим причинам. Бывает так, что больной правильно решает более трудные зада­ния и не в состоянии решать более легкие. Разобраться в приро­де такого явления возможно только при сопоставлении резуль­татов различных заданий. И последнее, нарушения психической деятельности больного часто бывают нестойкими. При улучше­нии состояния больного некоторые особенности его мыслитель­ной деятельности исчезают, другие остается резистентными. Сопоставление результатов различных вариантов какого-нибудь метода, при этом многократно применяемого, дает право судить о характере, качестве, динамике нарушений психики больного. Следовательно, тот факт, что при исследовании распада психи­ки приходится не ограничиваться одним каким-нибудь методом, а применять комплекс методических приемов, имеет свой смысл и обоснование.

Основные этапы (или компоненты) патопсихологического исследования

Современное патопсихологическое исследование включает в себя несколько этапов:

1. Постановка цели и выбор методов.

2. Изучение истории болезни.

3. Беседу с больным.

4. Эксперимент (тестирование).

5. Наблюдение за поведением во время исследования.

6. Анализ полученных результатов.

7. Оформление заключения.

Конкретные патопсихологические экспериментальные ис­следования проводятся для решения практических задач клини­ки. Исследуются в основном нарушения развития личности, эмоционально-волевые расстройства, расстройства речи и соз­нания, нарушения психических процессов: восприятия, внима­ния, памяти, мышления, на рассмотрении которых мы далее и остановимся.

Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М., 1968.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследо­
вания. М., 1960.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о по­
этапном формировании умственных действий // Иссле­
дование мышления в советской психологии. М., 1966.

4. Заде А. Основы нового подхода к анализу сложных сис­
тем и процессов принятия решений // Математика сего­
дня. М., 1974.

5. Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

6. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1999.

7. Иванова А. Я. «Обучающий эксперимент» как метод
оценки умственного развития детей (методические ре­
комендации). М., 1973.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.