ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Интеграция Самостоятельных Единиц Сознания и воссоединения с отторгнутой сущностью «Когда мы пытаемся вытащить что-то одно, оказывается, что оно связано со всем остальным». Закон Мукра Психотехнология объединения частей. Ну а теперь займемся вторым направлением работы с Самостоятельными Единицами Сознания, каковое позволит как бы снять вполне реальные ограничения в вашем личностном росте. И, одновременно, вам же подарит новые возможности в самосовершенствовании. Первое из этих ограничений и возможностей связано с объединением или, иначе, интеграцией СЕС, по каким-либо причинам расколовших вас на полярности, как бы две противоречащие друг другу половинки, одна из которых упорно толкает человека к чему-то хорошему, в то время как вторая ну никак не хочет отпускать его от чего-то плохого (вы, кстати, уже дважды встречались с этим феноменом, так что подробности я опущу). Второе, с воссоединением с какой-либо отвергаемой вами Самостоятельной Единицей Сознания, которую вы из самых лучших побуждений задвинули в собственную Тень, откуда она периодически «подает голос», проявляясь в весьма неэкологичных эмоциях и поведении. Начнем мы с психотехнологии объединения частей, каковая применяется во всех тех случаях, когда мы имеем дело с явной расколотостыо человека на полярности — как бы две противоречащие друг другу часта («трезвая» и «пьющая», «активная» и «пассивная»; «отдыхающая» и «работающая»; «смелая» и «трусливая»: список продолжите сами). Теоретические аспекты этой проблемы я уже отчасти изложил в этой книге ранее, так что здесь нас интересует только то, как именно еще (еще поскольку вы уже знаете две соответствующих психотехнологии) можно интегрировать и перепрограммировать эти самые противоречащие друг другу части. Напомню, однако, что сам факт возникновения какого-то намерения неизбежно может породить не только часть, которая его поддерживает, но и ту часть, которая просто никак не хочет «выходить из минуса» и «покидать свое болото». А буде вы еще и отвергаете эту свою «минусовую» часть, регулярно ее поругивая, и, наоборот, нахваливая то в себе, что хочет «прийти в плюс» (другую, полярную, часть), без объединения этих противоположностей вам ну никак не обойтись. Р. Дилтс справедливо заметил, что основная техника возвращения целостности своего «Я» обычно выполняется несколько поверхностно. Во многом — вследствие поверхностности же ее представления. Поэтому я привожу здесь полный его (Р. Дилтса) вариант описания техники объединения частей, который годится как для объединения частей, так и для интеграции конфликтных убеждений (помните этот важный момент в работе с убеждениями?). Данная техника Р. Дилтса представлена здесь в самом общем виде: для «побуждающей» и «тормозящей» частей (причем я сознательно заменил термин «возбуждающая» на «побуждающая» часть — исходя не из теории возбуждения и торможения, но из семантики и смысла (По: Р. Дилтц. «Стратегии гениев» т. 3). 1. Определите конфликтующие убеждения или проблемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части. 1.1. Войдите в контакт с «побуждающей» частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?». Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с «побуждающей» частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.) 1.2. Усильте ощущение «побуждающей» части самого себя еще больше,а затем: а) Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо: б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу «побуждающую» часть (это может быть точка на вашей линии времени). 1.3. Установите контакт с «тормозящей» частью и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы делать, что я хочу?»: Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с этой «тормозящей» частью? 1.4. Усильте ощущение «тормозящей»части и: а) Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Или: б) Встаньте в то место, которое обозначает тормозящую часть (это может быть точка на вашей линии времени). 2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в пространстве, найдите позицию равноудаленную от этих двух частей. 3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом. 3.1. Попросите «побуждающую» часть повернуться и посмотреть на «тормозящую»(или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей «тормозящая» часть? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает? 3.2. Теперь попросите «тормозящую» часть повернуться и посмотреть на «побуждающую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она «побуждающую» часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает? 4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей. 4.1. Обратитесь к «побуждающей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) «тормозящую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» 4.2. Теперь обратитесь к «тормозящей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) «побуждающую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» 5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части. Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить, позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намерения совпадают. 6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом». 7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую цель. 7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных целей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю. 7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть). 8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела: 8.1. Если вы использовали руки: а) Сконцентрировавшись на общей цели и дополнительных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую на 100% из обеих частей. б) Когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез. в) Поместите новое интегрированное «Я» внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть. 8.2. Если вы использовали пространственную локализацию: а) Встаньте на место, представляющее «тормозящую часть». Заякорите состояние (позитивное намерение, ощущение общей цели, ресурсов и способностей), ассоциированное с этой частью.. б) Удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за «побуждающей» частью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы. в) Затем встаньте в позицию «побуждающей» части и ощутите присутствие мудрости, поддержки и наличие ресурсов противоположной части. г) Сконцентрировавшись на особых ресурсах «побуждающей» части и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов «тормозящей» части, перейдите на место «тормозящей» части, неся с собой все эти ресурсы. Встаньте в позицию «тормозящей» части — так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии. д) Вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другу с той же скоростью, с какой вы прибли- жаетесь к ним. В той точке, где ваши две части сойдутся, протяните руки и возьмите их. 9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и ощущая, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни. Техника: синтеза противоположностей. При анало-гичной работе с субличностями (то есть при необходимости как бы «помирить» конфликтующие их пары) вы можете воспользоваться почти аналогичной вышеописанной техникой «синтез противоположностей» (По: «Учебно-тренировочный семинар по психосинтезу». В кн. «Психосинтез. Теория и практика»). 1. Возьмите одну из двух конфликтующих субличностей, и спросите ее: чего она хочет? Возможно, она хочет, чтобы что-то произошло, хочет, чтобы было больше чего-то такого, что ей нравится, хочет что-то сделать, что-то получить и т. д. Ответ запишите. Следующий вопрос таков: что этой субличности нужно? Какая потребность стоит за ее желанием? Определите эти два уровня — уровень желания и уровень потребности субличности. 2. Теперь возьмите вторую субличность, противоположную. И задайте ей тот же вопрос: чего она хочет? Ответ запишите. А после спросите, что ей нужно. Этот вопрос о потребностях желательно задавать неоднократно. Иногда ответ на столь глубокий вопрос — так же, как и на вопрос «кто я?» — не удается получить с первого раза. Задавая этот вопрос, мы с каждым разом проникаем все глубже. Нередко желания наши увидеть гораздо легче, чем потребности. Итак, что нужно этой вашей субличности? В чем она действительно, на самом деле нуждается? Ответ запишите. 3. А теперь задайтесь интересным вопросом: а есть ли существенные и сущностные отличия между этими субмодальностями. в их потребностях — в том, что им действительно надо? И если таковых нет, предложите субличностям объединиться в вашем центре — и даже чисто физически проделайте это объединение, как бы взяв субличности за руки и сведя их вместе. Однако в силе конспективности вышеизложенного и в силу естественного стремления к «работающим» описаниям, привожу вам еще один вариант данной процедуры, взятый, кстати, из того же источника — технику синтез противоположных субличностей (По: «Учебно-тренировочный семинар по психосинтезу». В кн. «Психосинтез. Теория и практика»). 1. Примите удобное, устойчивое положение, в котором можно было бы расслабиться. Ноги стоят параллельно, глаза закрыты. Обратите внимание на дыхание. С каждым выдохом освобождайтесь от услышанных вами только что вопросов, ответов и разговоров. А затем представьте, что вы остановились в самом Центре. Ощутите, что вы находитесь там. 2. Теперь, если хотите, пригласите одну из субличностей появиться справа от вас. И если она появилась, наблюдайте ее. Визуализируйте или каким-то иным образом почувствуйте появление этой части. Наблюдайте положение ее тела и выражение лица. Обратите внимание, почему она именно так держит голову, почему у нее такое выражение глаз, почему она так стоит или сидит. Если можете, обратите внимание на то, что она хочет сказать вам своим внешним видом. А теперь представьте, что вы делаете шаг из центра и вступаете в эту часть. Став этой частью, представьте, что ее тело и чувства стали вашими. Как вы стоите или сидите? Что делают ваши руки? Как вы держите голову? Что выражают ваши глаза? Какой у вас прикус? Посмотрите, действительно ли вы чувствуете, что ваше тело стало телом этой части. А теперь скажите центру, кто вы: «Я ...». И сообщите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия. 4. Сделайте шаг из этой части обратно в центр. И из центра опять взгляните на эту часть. И если вы дополнительно хотите что-то узнать о ее назначении, спросите ее об этом. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. Посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет. Спросите эту часть, что ей нужно. И спросите себя в центре, действительно ли вы чувствуете себя готовыми взять на себя ответст- венностъ за эту потребность. 5. Отвлекитесь от этой части и опять обратите внимание на свое пребывание в Центре. На свою спо-собность наблюдать, способность сознавать, способ-ность выявлять глубинную ценность и смысл любых своих частей. 6. Теперь пригласите противоположную часть поя--виться слева от вас. И когда эта часть появится, по- пробуйте получше рассмотреть ее. Некоторое время наблюдайте за тем, как эта часть представляет себя вам. Обратите внимание на ее позу и выражение лица. Обратите внимание на то, что она сообщает вам уже одним своим видом. 7. А теперь сделайте шаг из центра и вступите в эту часть. Вступая в нее, вы обретаете ее тело, ее позу, выражение лица. Станьте этой субличностью. И скажите центру, кто вы. И скажите центру, в чем ваше назначение, в чем цель вашего бытия. Переместитесь из этой части назад, в центр. И если вы, пребывая в центре, обнаружите, что хотели бы еще что-то узнать о назначении этой части, спросите ее. Спросите эту часть, когда она вошла в вашу жизнь. Спросите ее, что она хочет вам сообщить. И посмотрите, можете ли вы почувствовать сущностное качество этой части. Спросите эту часть, чего она хочет. Спросите эту часть, что ей нужно. И обратите внимание на то, чувствуете ли вы себя готовыми взять на себя ответственность за эту потребность. 9. А теперь отвлекитесь от этой части. Ощущайте, что вы пребываете в центре и только в центре. Суммируйте то, чему вы научились и что осознали. И подведя итог, обратите внимание на свое дыхание. И начинайте постепенно выходить из этого внутреннего пространства, постепенно открывая глаза. Запишите свои впечатления об этом упражнении, свои мысли и чувства. Воссоединениес отвергнутой частью.А вот это уже о нашем втором ограничении/возможности — воссоединения с отторгнутой частью. Той самой, которая показалась вам ненужной и неэкологичной, отчего вы отправили ее куда подальше. Отправили, даже не подозревая о том, что из этого своего далека она периодически будет напоминать вам о себе и даже просто-напросто мстить вам. Как, например, это делает любая отвергнутая женщина, сколь бы интеллигентной и воспитанной она не была. Вообще-то, на первый взгляд, Ф. Фанч предложил здесь как бы свой вариант процедуры слияния частей. Однако своеобразие этого самого варианта как раз и заключается в том, что главным в нем является не объединение противоположностей, а воссоединение с отторгнутой вами частью. Назвал все это данный автор техникой объединения противоположностей. Полностью эта (также довольно длинная) процедура описана ниже (По: Ф. Фанч. «Пути преобразования. Общие модули процессинга»). 1. Обнаружьте, нет ли у вас какого-то поведения, изолированного от обычного. 2. Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддерживающая»). Они предназначены для того, чтобы разделить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным. 3. Спросите себя: у меня есть часть, котора ___? И получите подтверждение этого. 4. Теперь задайтесь вопросом: чем занимается (что делает) эта моя часть? Узнайте ее общее поведение и деятельность. Будьте при этом совершенно беспри- страстны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков. 5. Спросите себя: есть ли у меня часть, противоположная __? Узнайте обратную сторону. Ее не нужно особо искать, это просто дополняющая часть,, которая не делает того, что делает первая, но делает все остальное или что-то противоположное. 6. Теперь последовательно задайте своим частям следующими вопросами: «Чем занимается эта часть?» «Какие хорошие качества части А?». «Чего ей не хватает?» . «Какие хорошие качества части Б?». «Чего ей не хватает?» «Эти части присутствуют одновременно или по очереди?» «Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала?» «Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала?» 7. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информа- цией. 8. Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б?» и наоборот. 9. Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы. 10. Задайтесь вопросы: «Чему может часть А научиться у части Б?» Если они еще не поняли, что могут учиться друг у друга, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, и согласиться работать над достижением этого. Обратите внимание части на другую часть как на источник обучения этому. 11. Договоритесь о том, как части могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга. Побудите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают. 12. Если части после этого не начали быстро сливаться, узнайте, что разделяет их. Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое вы испытываете, когда части сталкиваются вместе. Может быть, полезно справиться с этим с помощью изменения личной истории и реимпринтинга, а потом вернуться к процессу объединения. 13. Если вы почему-то чувствуете, что все это происходит слишком быстро или слишком сильно, то вы можете составить план, по которому эти части будут продолжать сотрудничать или объединяться. Вы даже можете оставить части разделенными — но так, чтобы они хорошо общались и сотрудничали друг с другом. 14. Если слияние частей начало происходить, вы можете ускорить его. Способ осуществить это объединение следующий. Вытянув руки вперед ладонями вверх, вообразите в каждой руке часть и наблюдайте, как они обмениваются энергией. Когда вы ощутите или увидите, что это происходит, сведите руки вместе. Такие действия скорее всего дадут толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому. Теперь проверьте слияние, обратившись к себе как к целостной личности. Задайтесь вопросом: как изменится моя жизнь теперь, когда у меня все это воссоединилось и слилось? Обязательно спросите себя, как начиная с этого момента пойдут ваши дела в той области, с которой вы работали. И не удивляйтесь, если там все очень существенно изменится. Упражнение 85. => Осуществите объединение «уцелевших» после ваших слияний противоположностей и интеграции кон- . фликтующих СЕС, тормозящих и побуждающих совершенство частей. Упражнение 86. => «Помирите» конфликтующие пары субличностей с помощью техник синтеза . • противоположностей • противоположных субличностей. Упражнение 87. => Воссоединитесь со всеми ранее отторгнутыми и ныне отвергаемыми вами частями посредством психотехнологии объединения противоположностей. Звезды» и новый тренер «В любой организации всегда найдется человек, знающий, что там на самом деле происходит. Его-то и надо уволить». Закон Конвея Создание части, ответственной за новое поведение. Ну а теперь, в заключение этой главы, разберемся с третьим направлением работы с Самостоятельными Единицами Сознания, каковое, как явствует из вышеозначенного, заключается прежде всего в создании новый СЕС. Цель этого самого создания воистину грандиозна, ибо предполагает реальную возможность однажды создавши соответствующую часть (например, уверенности), раз и навсегда выкинуть из своей головы (точнее — соз- нания) мысль об этом самом качестве своей личности. Поскольку отныне и далее реализацией данной уверенности будет уже заниматься лично ваше бессознательное, а точнее, та часть, которую вы для этого создали. Так что не поленитесь и для всех без исключения направлений своего совершенствования создайте части, каковые будут ответственны за реализацию каждого из этих направлений. Сделать все это можно с помощью техники построения новой части, полное описание которой выглядит следующим образом (По: Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг»). 1. Определите желаемый результат или функцию новой части. «Я хочу иметь часть, которая бы достигла результата X». 2. Воссоздайте любое прошлое переживание того, как вы делали или имели X или что-то похожее на X (т. е. когда вы просто были здоровы). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия/состояния X или элементов этого действия, пройдя через каждое такое воспоминание во всех репрезентативных системах (в полном VAKD). 3. Создайте детализированный набор образов того, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам достигать результата X: а) сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиальный фильм; б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния; в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг «За» и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри. 4.____________ Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность?» Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части: а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»; б) спросите: «Какова твоя функция?», «Что ты для меня делаешь?»; в) если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: «В чем именно состоит твое возражение, или о чем ты тревожишься?»; г) составьте полный список всех возражающих частей и их функции. 5. Удовлетворите все возражающие части: а) переопределите часть которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание всей функции и возражения возражающих частей; б) вернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части; в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию. 6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо». ' 7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже создана; а) обратитесь внутрь себя и спросите; б) присоединитесь к будущему (повторно); в) проверьте наличие этой части на уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно. Необходимость предшествующей трансформации части. Должен заметить, что техника построения новой части давным-давно у меня как бы «ходит в связке» с шестишаговым рефреймингом или иными аналогичными процедурами. Логика здесь проста и, на мой взгляд, бесспорна. Я собираюсь построить нечто со знаком «плюс». Но экологично ли это делать, если при том сохраниться нечто подобное со знаком «минус» (то есть, например, глупо делать у человека уверенность, не разобравшись в начале с его неуверенностью). Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части, делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и, пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т. е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером — им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — способность или процесс, который мы хотим создать, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от легких ситуаций, в которых эта способность или процесс проявляется, в первом клипе до «кульминационного» их воплощения в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т. е. клиент видит в них как бы себя). Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодально-сти, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуа-ции клипов уже из своих глаз (ассоциирование) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или уре- занной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести. «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о са-мом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» кли-пов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов, т. е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, ус- лышанного и прочувствованного главное. Некую квинт-эссенцию нового качества или способности, обретение которого и составляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получе- ния «подтверждения о выделении» просто прошу бес-сознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение стало реальностью... Возвращение утраченных частей. Теперь о возвра- щении частей, потерянных, утраченных или оставленных нами когда-то и где-то на длинном жизненном пу-. ти. Хотите вы того или нет, но шаманское по сути пред-ставление о том, что некая Единица Сознания может, отделиться от вас и начать самостоятельную жизнь, давно уже получила подтверждение в современном ней-ропрограммировании. И нашла свое воплощение в тех-кике возвращения утраченных частей — восстановле-ния фрагмента или элемента личности, который она (личность) оставила где-то или потеряла (или который даже был кем-то украден или кому-то одолжен). Авто- ром данной процедуры является Ф. Фанч, и поскольку процедура эта для обыденного сознания выглядит весьма экзотически и даже эзотерически, во избежание обвинений в субъективном идеализме, именно ему я и предоставлю слово (По: Ф. Фанч. «Преобразующие диалоги». Под термином фасилитатор здесь подразумевается человек, осуществляющий работу с клиентом — C. К.). «Люди по своей сути целостны, у них от природы есть все необходимые им качества. Если они внешне кажутся не такими, то это обычно из-за того, что они так или иначе расколоты. Если клиент «потерял уверенность в себе», то она все равно где-то существует. Может быть, она существует 30 лет тому назад или она спит в кладовке, но ее можно найти. Часто можно найти конкретные подсказки о частях личности в речи человека: «У меня душа в пятки ушла», «Она украла мое сердце», «Я потерял свою невинность», «Моя молодость осталась в горах», «У меня уже нет моей юношеской силы». «Часть» — это обычно набор личных качеств, способностей или ощущений. Человеку сейчас, той части, которая здесь, обычно недостает этих качеств. Можно считать часть собранием единиц осознания или духовной энергии. У нее есть собственное сознание. Когда часть воссоединяется с остальной личностью, мы уже не называем ее частью, а обращаемся с личностью как с единым целым. В общем, так или иначе у вас появляется подозрение, что не хватает части личности. Это может всплыть во время работы над проблемой, или вы можете специально искать это. Один из способов найти именно моменты потери частей — это попросить человека просмотреть свою жизнь и заметить периоды крупных изменений, когда он обладал какими-то качествами и вдруг они пропали. Попросите клиента подтвердить, что он согласен с этой метафорой: «Тебе не хватает____ как своей части?» Затем нам, по сути, нужно найти эту часть. «Мы собираемся найти и вернуть ее!» «Где эта часть сейчас?» Бывает полезно подсказать клиенту какие-то возможности, чтобы он начал искать эту часть. «Может быть, она в прошлом или сейчас рядом, где в последний раз она у тебя была, может быть, она у кого-то другого или прячется?» Чаще всего оказывается, что часть осталась в прошлом, в том времени, когда клиент ее потерял. Вторая возможность — он передал ее во время общения другому человеку, и она осталась с ним. Но возможны и другие варианты. Часть может находиться в любой другой реальности. Довольно часто она находится в поэтичном, сказочном месте: «В сверкании моря на восходе солнца», «В глазах ребенка», «В замке волшебника рядом с хрустальным шаром». Если клиенту трудно найти свою часть, фасилитатор может дать ему совет: используйте свою интуицию или просто угадывайте. Кроме того, фасилитатор старается излучать абсолютную уверенность, что эта часть будет найдена. Если вы уверены, что часть будет найдена, клиент поддержит вас и она будет найдена. Когда часть найдена, нам нужно пойти и встретиться с ней. Еще можно путешествовать, разыскивая часть в самых невероятных местах. Найти ее — это не вопрос логики, клиенту нужно следовать своей интуиции и принимать все предлагаемые подсказки, какими бы невероятными они ни были. Если часть находится в прошлом, клиент возвращается туда, аналогично с повторным переживанием. Неважно, где это, мы не хотим, чтобы человек беспокоился о том, как мы туда попали. Мы просто воображаем, что переносимся туда, и мы там. Когда мы добрались туда, где находится часть, нужно выяснить, что она делает. «Чем занимается эта часть?» Интересно, что у нее часто оказывается собственная жизнь. Маленькая девочка все еще играет на школьном дворе и радуется. Это часто другой вариант клиента, может быть с более молодым телом и с другими качествами, чем у клиента сегодня. Затем нам нужно начать общаться с этой частью. «Обрати свое внимание на эту часть». «Скажи ей «Привет». Когда клиент наконец понимает, что это действительно его часть, вполне может всплыть печаль о ее потере. Предоставьте ему любое требуемое время, чтобы просто побыть с ней. Человек может как ему угодно поговорить с частью. Они могут обменяться информацией и хорошими пожеланиями, аналогично тому, что мы делаем при объединении противоположностей. Им нужно снова лучше познакомиться друг с другом. Но главное, чего мы стремимся достичь, это поощрить часть вернуться. «Спроси эту часть, хочет ли оно вернуться к тебе». Совсем не обязательно она этого захочет. Есть причины,, по которым она находится здесь, вдали от остальной личности. Обычно нужно провести переговоры, или кому-то из них что-то изменить в себе, прежде чем он смогут снова объединиться. «Спроси, в чем тебе нужно измениться, чтобы она вернулась». «Ты согласен сделать это?» Часть обычно предлагает сделать что-то очень положительное и нужное. Это может быть «больше заботиться о других», «быть более уверенным в себе» и пр. Довольно часто все это не получается завершить сразу. Клиенту и его потерянной части иногда нужно выработать взаимное соглашение, может понадобиться испытательный срок большего взаимодействия. Прекрасно, в сеансе мы проведем это так далеко, как можем, и сделаем все необходимое, чтобы этот процесс продолжался. Иногда нужно провести часть через какие-то изменения. Может быть, ей нужно вырасти, если это маленький ребенок. Она может пройти процесс роста и прийти в настоящее время. Это займет не больше пары минут. Проверьте, чего мы достигли. Объединение часто бывает едва заметным, поэтому спросите клиента: «Где эта часть сейчас?» «Она вернулась?» Если часть готова к воссоединению, бывает нужно подсказывать клиенту, как это сделать. «Пригласи свою часть вернуться. Покажи ей, как ты рад, что оно возвращается, и покажи, что ты будешь заботиться о ней. Протяни к ней руки, обними ее и прими ее в свое тело». Когда произошло объединение, клиент часто находится в эйфории или в каком-то изумлении. Ведь для человека многое изменилось, он может даже и не понимать, насколько много». Включение вашего Управляющего. И последнее, что надлежит вам сделать в этом разделе и в завершение главы — две очень важные вещи. Во-первых, позна- комьтесь с собственным Управляющим. Нет, речь идет не о части, которая «руководит» неким видом чувств или поведения, и не о субличности Менеджера, каковую вы обнаружили и с которой поработали по соответст-вующей технике, описанной в одном из прошлых разделов. На самом деле, относительно недавно энэлперы пришли к выводу, что в структуре нашего бессознательного есть некая мета-часть (т. е. стоящая над другими), которая обеспечивает координацию деятельности всех других наших многочисленных частей; С тем, чтобы с учетом известного феномена «лебедя, рака и щуки» (а именно так зачастую и взаимодействуют наши части), «воз» — наша жизнедеятельность — все-таки не оставался «и ныне там», а пусть медленно, но двигался в нужном направлении. Здесь вообще, между прочим, складывается этакая любопытная картина организационного построения нашей психики. Деятельность испол- нительных систем наших Сознания и Тело — этаких работяг наших телесной и психической составляющих — направляют супервайзеры — части (в привычной российской управленческой иерархии это уровень мастера, не НЛП, а того, который на заводе). Координируют деятельность частей, входящих в «подразделение» (струк- туру, объединяющую несколько частей), менеджеры — субличности. А над ними, возглавляя всю эту иерархию, как раз и находится Управляющий: мета-часть, координирующая все и вся, следящая за правильностью направления и подотчетная только лишь Смотрителю в трактовке А. Свияша и иных. Сиречь полномочному представителю Высшего Разума (Бога, Абсолюта, Космического Сознания...) в нашей душе» следящему за тем, чтобы мы неукоснительно выполняли здесь, на Земле, свою Миссию. Постигали и реализовывали уникальный Смысл своей жизни. А также просто жили «по совести» (на одном из своих концертов покинувший мир, но навсегда оставшийся благодаря фильмам, видеозаписям и просто благодарной людской памяти Андрей Миронов на вопрос из зала «Как жить?» чуть грустно ответил: «Как жить? Честно надо жить. Честно»). Смотритель — это уже другой уровень бессознательного: Сверхсознания, который мы более подробно будем .рассматривать в следующей книге, посвященной, если вы помните, уже интенсивному — эзотерическому — развитию. А вот познакомиться и вступить в деловые взаимодействия со своим Управляющим можно уже сейчас — с тем, чтобы впоследствии передать ему контроль за процессом вашего совершенствования и жизнедеятельностью в целом (последнее, правда, для реализации в полном объеме требует уже обращения к Смотрителю и Высшему «Я»). Как именно познакомиться и вступить? Да примерно так же, как вы знакомились и налаживали отношения с частями и субличностями. Для начала надо крепко-накрепко поверить. Именно так: не просто понять, но еще и поверить. Ибо как Бог никогда не разговаривает с теми, кто в него не верит, но незримо всегда присутствует в жизни каждого, включая атеистов, так и Управляющий вряд ли вступит в контакт с теми, кто сомневается в его существовании, хотя и все равно будет координировать деятельность Сознания и Тела данных индивидов (но, возможно, не очень охотно и тщательно). Далее как бы погрузиться в себя и спросить свое бессознательное: «Поскольку я твердо знаю, что Управляющий у меня есть, то не подскажешь ли ты мне, где именно он находится?» Ждите ответа, одновременно привлекая в союзники еще и свою интуицию, которая именно в этот момент может вам подсказать одну очень важную вещь: находится Управляющий в вашем теле или пребывает вне его? Здесь, пожалуй, настало время открыть вам истину, которая, с одной стороны, давно уже доказана в рамках ранее упоминавшейся трансперсональной психологии, а с другой — может вызвать серьезный интеллектуальный шок. Дело в том, что согласно современным воззрениям, мозг человека не является, как это считали ранее, носи-телем Сознания (в широком смысле этого слова, т. е. включая и бессознательное). На самом деле дарованный нам природой комочек серого вещества между ушами весом немногим более килограмма (килограмм с лиш-ним) скорее всего выступает своеобразной приемо-пере-дающей станцией, преобразующей сигналы этого самого Сознания в доступную для нашего непосредственного восприятия форму. То есть представляет из себя этакий телевизор, по поводу которого вряд ли кто заподозрит, что программы, идущие на экране, возникают именно в нем. Само же по себе индивидуальное Сознание любого из живущих на этой планете представителей Хомо Са-пиенс, во-первых, пронизывает все Тело человека (имен-но поэтому вы обнаруживали свои части как локализо-ванные в различных местах этого самого тела), а во- вторых, выходит за пределы данного тела; заполняя ок-ружающую вас энергетическую (и не только) оболочку (все, пока хватит — вывод о том, что в этом контексте понятие расширения сознания имеет вполне измеряемые границы, а также целый ряд других, оставляю для сле-дующей книги). И, например, у меня Управляющий ощущается и видится как огромная трехметровая фигу- pa, находящаяся прямо за моей спиной и, похоже, за- одно выполняющая функции Ангела-телохранителя (это я к тому, что собственно Ангелы-хранители обычно не ощущаются столь близко). Выполняющая, кстати, на-столько аккуратно и тщательно, что за последние десять лет мое тело ни разу (тьфу, тьфу, тьфу!) не подвергалось серьезной опасности извне, а сквозь толпу я прохожу как нож сквозь масло — наверное, бессознательное других людей видит моего Управляющего, который рекомендует им уступать дорогу и соблюдать дистанцию. Впрочем, это опять-таки уже из следующей книги, и потому вернемся к вашему Управляющему. Определившись с тем, где он находится — вне или внутри вас, попробуйте ощутить место локализации этой части уже более конкретно. Либо интуитивно, либо более сознательно, как бы спрашивая свое бессознательное и ориентируясь на полученные ответы (можете использовать пальцевый сигналинг) — например, так. «Если Управляющий находится вне моего тела, то где конкретно он находится: спереди меня, сзади, слева от меня, справа или прямо надо мной?» «Если Управляющий находится в моем теле, то где именно он находится: в голове, шее, плечах, груди, спине, животе, пояснице или где-то еще?» Найдя место, где пребывает ваш Управляющий, попробуйте опредметить его. Попросите ваш бессознательное показать вам эту мета-часть в виде какого-то образа или символа. Или просто, работая в рамках фрейма «Как если бы я знал», ответьте себе на вопросы о форме, цвете и, так сказать, консистенции (плотное — разряженное, твердое — мягкое и т. п.) того, что находится в месте нахождения вашего Управляющего. И тогда, когда этот образ сформируется и вы начнете его ощущать (лучше — только тогда), приступайте к непосредственному диалогу со своим Управляющим. Для начала направьте ему свою признательность — за то, что в течение столь долгого времени, несмотря на вашу непонятливость, да и просто леность, сплачивая и координируя ваши ершистые части и ох какие же порой самодовольные субличности, он все-таки вел вас по дороге жизни максимально экологичным в рамках доступного образом. Получив ответ — либо в виде какого-то благожелательного изменения образа или ощущения, либо даже в вербальной (словесной) форме (подобный — и весьма-весьма продуктивный — вариант общения с собственным Управляющим возникает не всегда и уж во всяком случае — не сразу, так что вначале лучше ограничиться сигналами «да» и «нет»), спросите эту вашу мета-часть, согласится ли она взять на себя дополнительные функции по управлению вашей жизнедеятельностью и совершенствованием. Если ответом вам будет молчание, обоснуйте, во-первых, необходимость подобного управления лично для вас, а во-вторых — «интересность» его (управления) непосредственно для Управляющего. И если в результате в любой избранной вашим бессознательным и вами форме вы ощутите или услышите согласие, приступайте к процедуре «передачи полномочий». Суть ее довольно проста и даже немного однообразна. Одну за дру-той (но только по одной) вы берете ваши новые, порож-дающие и выражающие совершенство, качества, свойства и состояния вашей психики (все или основные из тех, что уже создали в процессе работы над этой книгой) и просите Управляющего, чтобы он рассмотрел вашу текущую жизнедеятельность и определил, где, когда и как (в каких контекстах) вы нуждаетесь в их (точнее — его) проявлении— т. е. точно наметил контекст, в котором, управляя, будет вызывать или включать соответствующее качество, свойство или состояние. А после того, как он закончит работу по такому вот уточнению контекста (не забудьте получить «да» Управляющего по этому поводу), попросите данную вашу мета-часть взять под свой контроль реализа-цию этого качества свойства или состояния в данных условиях и обстоятельствах. Алгоритм выполнения техники установления вза-имодействия с Управляющим выглядит следующим об- разом. 1. Четко уясните, что у вас есть мета-часть, именуемая Управляющим, которая координирует деятельность других частей и определяет экологичность вашей жизни. 2. Определите, где именно — внутри или вне вас — на-ходится ваш Управляющий. 4. Локализуйте точное местонахождение этой мета-части. Опредметьте вашего Управляющего, позволив сформироваться его образу или символу. 5. Ориентируясь на этот образ или символ, почувствуйте ощущения, сопровождающие присутствие этой мета-части в зоне осознания. 6. Направьте Управляющему свою признательность и благодарность за его работу. Продолжайте делать это до тех пор, пока не придет какой-то ответный сигнал благожелательного толка. 7. Попросите эту вашу мета-часть взять на себя некоторые дополнительные функции и, при необходимости, убедите ее, что это важно как для нее, так и для вас. 8. Получив утвердительный ответ, возьмите первое из вновь созданных вами качеств, свойств и состояний, реализующих или порождающих совершенство, и предложите Управляющему, рассмотрев вашу текущую жизнедеятельность, определить экологичные и/или уместные контексты его проявления. 9. По завершению этой работы (и подтверждения завершения), попросите вашу мета-часть отныне и навсегда взять на себя контроль над реализацией данного качества, свойства или состояния. Получив утвердительный ответ, приступайте к следующему паттерну. Установление связи с Высшим «Я». Ипоследнее — но ох какое же важное. Наладьте-ка отношения — пока только лишь энергетические — с вашим Высшим Я. Вот так просто: возьмите и наладьте. Просто-запросто. И прямо и недвусмысленно. Нет, я не утрирую. Конечно, данный процесс отнюдь не такой примитивный, как следует из вышесказанного (это я так, просто немного поерничал). Но то, что при наличии веры в его осуществимость, он точно не сложен, это я вполне могут утверждать. Ведь для того, чтобы наладить энергетический (пока — только энергетический) контакт с Вашим Я, вам достаточно представить, что над вашей головой находится неограниченный источник энергии и силы. Позволить проявиться образу этого источника — лучше всего в виде света и цвета. Представить, что где-то в районе темечка («родничка») ваша черепная крышка открывается или просто становится проницаемой. И, попросив помощи у того, что находится над вами, дать ему возможность буквально влить в вас необходимую вам в данный момент энергию в виде потока света того цвета, который ей соответствует. А когда поток пойдет, представить, как ваше тело, как губка, впитывает эту энергию, прежде всего направляя ее тем органам тела и структурам психики, которые в этом более всего нуждаются. И если в процессе такой вот визуализации, вы испытаете вначале тепло, а далее, по мере тренировок, или сразу, если вы уже готовы, приятное покалывание или же даже ощущение удивительно приятных и очень «густых» «мурашек», напол- няющих вас и напоминающих мириады пузырьков шам- панского, можете не сомневаться: вы получите доступ к неограниченному источнику жизненной энергии. Только не забудьте поблагодарить ваше Высшее Я за этот дар. А заодно уж и меня — за то, что я написал эту книгу и сделать вам доступным экстенсивное совершенство... Упражнение 88. => Составьте список необходимых вам «совершенства для» частей и создайте их, используя соответствующую психотехнологию. Упражнение 89. => Определите, какие такие Самостоятельные Еди-ницы Сознания вы умудрились потерять на длинной жизненной дороге, и попробуйте вернуть их с помощью техники возвращения утраченных частей. Упражнение 90. => Сделайте все, что описано в соответствующей психотехнологии для того, чтобы наладить контакт с собственным Управляющим. Упражнение91. => Попробуйте установить хотя бы энергетическую связь со своим Высшим «Я». По: Н. Пезешкиан. «Позитивная семейная психотерапия»: «Правоверный пришел к пророку Илие. Его интересовали ад и рай, так как его, естественно, волновала его дальнейшая судьба. «Где ад — а где небеса?», с этими словами он приблизился к пророку, но Илия не ответил ему. Он взял вопрошающего за руку и повел его темными коридорами во дворец. Через железный портал они прошли в большой зал. Там теснилось множество людей, богатых и бедных, одетых в рубища и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на огне стоял огромный котел с кипящим супом. От него распространялся чудесный аромат по всей комнате. Толпившиеся вокруг люди со впавшими щеками и усталыми взглядами всеми способами пытались заполучить свою порцию супа. Пришедший с Илией человек был изумлен видом ложек, которые держали люди: они были размером с самих людей. Лишь маленькая часть на конце рукоятки ложек была из дерева, целиком же ложки, которые могли бы помочь насытиться людям, состояли из железа и были обжигающе горячи от кипящего супа. Голодные люди жадно тыкали ложками в котел. И хотя каждый хотел получить свою долю, никто не мог ее достать. Они с трудом вынимали свои ложки из супа, но поскольку они были слишком длинными, даже самые сильные не могли донести их до рта. Самые дерзкие ошпаривали себе руки и лица или во гневе проливали суп на соседей. Ругаясь друг с другом, они бросались в драку и били друг друга этими ложками, которыми могли бы утолить свой голод. Пророк Илия взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад!» Они покинули этот зал и вскоре перестали слышать адские вопли. После долгих блужданий по темным коридорам, они попали в другой зал. Здесь тоже сидели люди, а в центре зала так же стоял котел с кипящим супом. И у каждого из присутствующих в руках была такая же большая ложка, как Илия и его спутник уже видели в аду. Но здесь люди выглядели сытыми, и в зале слышался только тихий удовлетворенный гул и плеск ложек в супе. Люди везде действовали по двое. Один опускал ложку в суп и кормил другого. Если ложка становилась слишком тяжела для одного, ему помогали еще двое, так что каждый мог вдоволь наесться. Как только один был сыт, наступала очередь другого. Пророк Илия сказал своему спутнику: «Это рай!» Вместо заключения или совершенствование день за днем «Нет лучше времени, чем настоящее, чтобы отложить то, чего не хочется делать». Четвертый закон Хетча Необходимость ежедневного совершенствования.Ну вот и закончилась эта книга. И если вы не просто прочитали ее, но еще и тщательно проработали все рекомендованные упражнения, могу гарантировать что жить вам, как говаривал небезызвестный вождь, стало лучше и веселее. Ибо вы действительно подняли уровень своего экстенсивного — экзотерического — совершенства («по горизонтали»), и даже как бы уже созрели для интенсивного или, иначе, эзотерического саморазвития: «по вертикали» ипрямо в «мир горний» (ментал, астрал и иже с ними). Однако книга, в которой я буду описывать систему соответствующих психотехнологий нейролин-гвистического программирования (и результатов НЛП-моделирования наиболее интересных духовных практик), пока еще только на подходе (так что вам придется немного подождать). А вот что касается экстенсивного личностного роста, то здесь мне придется, во-первых, вас немного огорчить: вы действительно стали совершенней, но отнюдь не достигли не то что полного, но даже возможного для всех и каждого совершенства. И «чисты» от всякой психической мути только лишь процентов на 70—80 (это в лучшем случае!), но уж никак не на все 100 (в таком — стопроцентно чистом — результате экстенсивного самосовершенствования вам бы уже и вовсе не понадобилась следующая книга, ибо когда вся наша Тень выходит на Свет и трансформируется в Персону, само собой наступает Просветление). Однако огорчить я вас собрался только «во-первых», потому что, во-вторых, собираюсь предложить вам систему упражнений еже- дневного самосовершенствования. Помниться, несколько лет назад, Джон Гриндер приезжал к нам в Россию, и в Санкт-Петербурге провелнебольшой семинар, в ходе которого, естественно, — живая легенда! — вынужден был (кстати — охотно) от- ветить на массу вопросов. Один из них запомнился, ибо кто-то из присутствующих спросил глубокоуважаемого мэтра о том, продолжает ли он свое саморазвитие (под- разумевалось, что Д. Гриндер, как создатель НЛП, про- пустивший через себя всю систему его психотехнологий, уже, наверное, достиг необходимого совершенства). Не гарантирую за точность воспроизводства прямой речи мэтра, но ответ был примерно такой: «Конечно, продолжаю, — ответствовал Д. Гриндер — но, к сожале- нию, куда меньше, чем раньше... Всего полтора-два часа ежедневно!»... Да, конечно же, вы не Гриндер, да и жизнь наша не всегда дает возможности для того, чтобы каждый божий день выделять аж два часа на самосовершенствование . (хотя лично мне это удается делать уже несколько лет). Поэтому, не зная ваши возможности в плане свободного времени, даю вам в этой главе как бы обязательный минимум психотехнологий, необходимый для того, что-бы ваш личностный рост не прекращался. Три комплек- са техник нейролингвистического программирования (и не только его). Пересмотр прошедшего дня.Первая из обязатель- ного минимума заключается в ежевечернем перепро- смотре, а точнее, «переделке» прошедшего дня. Для чего вечером, непосредственно перед сном, сядьте или лягте и, расслабившись, как бы прокрутите весь свой прожитый день — как киноленту. Скорее всего (с учетом достигнутого вами уровня совершенства), он был достаточно удачен, хотя, конечно же, в нем присутствовали моменты, когда вы действовали не на «все 100» или даже попросту, как говаривал один мой знакомый, «не промахнулись мордой в грязь» (список не привожу, ибо главным критерием определения подобных ситуаций является ваша досада, горечь или сожаление по поводу того, что произошло). Что ж, тогда приступайте к переделке всех этих случаев несовершенных поведения, состояний и качеств личности (последнее — опосредованно). Возьмите первый из таких моментов, внимательно отсмотрите его, возможно, как бы даже укрупнив, после чего определите (как вы это делали в технике переключения сценария) две точки. До — когда все еще было хорошо, правильно и совершенно, точно отграничив ее от собственно начала сбоя или провала (здесь желательно, захватить триггер — т. е. то самое ощущение приближающегося сбоя или провала). И после — когда вы успокоились и, переключившись, занялись чем-то другим, ощущая, что все опять стало хорошо. Теперь как бы ножницами вырежьте весь этот фрагмент «кинопленки» вашего дня — между до и после — отправьте его в воображаемый мусорный ящик и тщательно продумайте, какое другое поведение возможно было бы в данной ситуации, дабы все прошло экологично и эффективно. Создайте видеоклип этого поведения — новый фрагмент фильма «Один день имярек» (если надо, добавьте любые необходимые ресурсы), после чего «вклейте» его в «кинопленку», уберите «монтажный стык» и три раза посмотрите, как вы теперь действуете со стороны, т. е. диссоциированно. А после в воображении проиграйте все ваши действа уже из своих глаз, т. е. ассоциировано (тоже три раза), после чего приступайте к переделке следующего несовершенного момента. «Корректности для» привожу алгоритм выполнения данной техники вечернего перепросмотра и переделки прошедшего дня. 1. По завершении дневных забот, вечером, выберите удобное и спокойное место, расслабьтесь и просмотрите в воображении диссициированный «кинофильм» о прошедшем дне. 3. Отметьте все ситуации, когда вы действовали неэкологично, неэффективно и/или не в оптимальном состоянии. Выберите одну из этих ситуаций и отметьте моменты, предшествующие началу поведения или состояния (точка ДО) и его завершения (точка ПОСЛЕ). 4. Мысленно вырежьте данный фрагмент вашего «кинофильма» о прошедшем дне, между точками ДО и ПОСЛЕ. 5. Создайте новый — экологичный, эффективный и/или осуществляемый в оптимальном состоянии вариант поведения в искомой ситуации, «вклейте» его в «кинофильм» и уберите «монтажный стык». 6. Трижды просмотрите получившийся фрагмент (от момента за 5-15 минут ДО момента через 5-15 минут ПОСЛЕ) в диссоциированном состоянии (со стороны) и трижды — в состоянии ассоциированном (видя происходящее как бы из своего тела). 7. Повторите шаги 1—6 для следующей из выделенных вами «неудачных» ситуаций прошедшего дня. Обучение на опыте других.Теперь о другой психотехнологии, каковую я рекомендую вам использовать для повседневного экстенсивного самосовершенствования. По сути, она в чем-то похожа на предыдущую. Однако отличается от нее тем, что используете не только и не столько «материал» собственных благоглупослей, сколько провалы и неудачи других ваших знакомых, друзей и близких. В результате лично у вас, в бессознательном, как бы накапливаются шаблоны реагирования на еще не случившиеся, но вполне возможные с учетом нашей малоуютной жизни ситуации, и вы переходите из разряда глупцов в разряд умников и умниц. Почему? Да потому, что, согласно очень мудрой китайской поговорке, дурак от умного отличается тем, что первый учится на своих ошибках, тогда как второй — на чужих. В принципе, желание иметь запас (который, как известно, карман не тянет) реакций на случай всяческих неприятностей имманентно живет в нашей психике — за счет так называемого биовыживательного контура, который заставляет нас быть весьма озабоченным в части информации о сексе, криминале и несчастных случаях (сиречь выживания вида — через этот самый секс, и индивида, т. е. самого себя — через «научение» тому, как не быть убитым и как не стать жертвой несчастного случая). И именно поэтому большинство из нас так любят читать и смотреть нечто любовное и детективно-криминальное, а также жадно совать нос во все происшествия: реально видимые (например, дорожные аварии) и, так сказать, виртуальные (это, например, все TV-передачи типа «Дорожного патруля»). Сие также является причиной того, почему мы так любим подробно расспрашивать о несчастиях знакомых, друзей и близких: как же, и биовыживательного опыта наберешься, и с точки,зрения самооценки ой как приятно, ведь не со мной, опять пронесло мимо... Однако даже у тех, кто занимается анализом чужих ошибок истово и рьяно, не возникают достаточные по своей эффективности, а главное, реально действующие в нужных условиях защитные программы против этих, казалось бы, даже изученных вдоль и поперек напастей.. И более всего потому, что они ограничиваются констатацией происшедшего: безо всякого поиска экологичного варианта поведения в нем и внедрения этого варианта (лучше вариантов) в. собственное бессознательное. Но, например, я, водитель с солидным стажем и опытом, несколько раз объехавший вокруг «шарика» (если использовать суммарный показатель километража, который наездил на всех своих и чужих машинах), стараюсь не проезжать мимо ни одной автомобильной аварии, стремясь при этом не только и не столько помочь (в 90% случаях это не нужно), сколько внимательно проанализировать допущенные ошибки и мысленно проиграть беспроблемные варианты поведения, сиречь вождения — причем для каждого участника ДТП (сначала диссоциированно, а потом ассоциировано). М. Аткинсон, директор «ВС NLP neuro-Iinguistic programming Institute», у которой я проходил первый свой Мастерский курс, как-то поведала нам, что исключительная вежливость, выдержка и поведенческая компетенция стюардесс авиакомпании «Japan Air lines» (которые неоднократно признавались, так сказать, «лучшими по профессии» на международном уровне) объясняется очень просто: регулярными и довольно таки специфическими тренировками, очень близкими по сути к НЛП. Раз в неделю японские бортпроводницы собираются кружками по семь человек, после чего каждая из стюардесс (но, разумеется, последовательно) рассказывает о самом паскудном пассажире, который ей встретился на прошедшей недели (со всеми подробностями его «аморального» поведения). После чего все стюардессы придумывают свой собственный способ действий с данным паршивцем, и по очереди сообщают о нем своим подругам. Каждый из этих способов сообща анализируется, оптимизируется и визуализируется. В результате все участники такого вот «кружка качества поведения» получают (при семи участвующих) сорок девять (!) вариантов экологичного поведения (семь «нехороших» пассажиров умножьте на семь способов действий — по числу стюардесс). Так стоит ли тогда удивляться исключительной поведенческой компетенции бортпроводниц самолетов «JAL»! Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы вы поняли принцип нижеприлагаемой психотехнологии — техники создания эффективных моделей поведения на основании анализа чужих ошибок, поэтому сразу жеперейду к описанию е алгоритма (а он куда совершенней тех, о которых вы только что прочитали). 1. Возьмите «за основу» любую неудачу или проблему кого-нибудь из ваших знакомых, друзей или близких. 2. Участливо, но подробно расспросите его об условиях и обстоятельствах, в которых она случилась, выяснив заодно особенности поведения и действий всех участников данной ситуации (между прочим, ваш невольный инструктор охотно расскажет вам о всех сделанных им ошибках — и даже о том, как ему надо было бы поступать). 3. Создайте собственный — эффективный и беспроблемный — вариант поведения в данной неудачной или проблемной ситуации. 4. Представьте данную ситуацию как не проявленный до конца фильм, «вставьте» в него себя вместо того, кто в ней реально участвовал, и просмотрите придуманным вами вариант экологичного поведения — трижды диссоциированно и трижды ассоциировано. 5. Обратитесь к своему Управляющему и попросите его определить контексты вашей жизни, в которых этот способ действий может быть применен. 6. Предложите вашему Управляющему взять на себя контроль за «включением» и реализацией данного поведения в выбранных контекстах. , 7. Осуществите проверку и одновременно пристройку к будущему, представив себе, что подобная ситуация как бы возникла в вашей жизни, после чего в режиме «свободного просмотра», т. е. безо всякого сознательного вмешательства дайте вашему бессознательному показать вам то, как вы будете в ней действовать. Если то, что вы увидели, вас устраивает, закончите работу. Если же нет, повторите шаги 3-6 и(или) получите более подробную информацию о случившейся неудаче или проблеме (шаг 2). Визуальная репетиция действий и взаимодействий. Последний пункт , вышеописанного алгоритма — насчет «свободного просмотра» варианта своих действий в проблемной ситуации — позволяет нам как бы выйти на третью психотехнологию, которую я вам рекомендую для каждодневного личностного роста в качестве «полноправного участника» программы-минимума. Знаете, как человек, весьма заинтересованный в хорошем функционировании своего тела (а заодно и в его сохранности), я довольно долго занимался восточными единоборствами— каратэ, ушу и (немного) айки-до. Особых успехов не достиг (поздно начал, да и физическая кондиция, особенно в части растяжки, оставляла желать много лучшего, так что дополз только лишь до уровня низшего дана черного пояса). Однако, несмотря на мои не слишком молодые годы, я и нынче ежедневно выделяю не менее часа на выполнение тао лу (комплексов движений, имитирующих различные варианты нападения и защиты), вот только уделяя основное внимание не «силовым» внешним стилям ушу, но основанными на использовании энергии Ци, внутренним стилям Ба Гуа, Синь И и Тайцзи-Цюань. А заодно с наслаждением открываю для себя все новые и новые аспекты безграничной философской и психологической мудрости восточных боевых искусств. Так вот, изучая опыт ниндзя, я с удивлением узнал; что основой их неуязвимости и эффективности, помимо естественного и необходимого жесточайшего физического тренинга, являлась удивительная и очень схожая с энэлперской психологическая подготовка. Например, авторитеты «ночных демонов» утверждали в качестве базового следующий принцип. Если цель ясна и желанна, а способы ее достижения продуманы, физическая реализация дей |