Глава 3. Убеждения вашего совершенства «Простая и приемлемая ложь полезней сложной и непонятной истины». Второй постулат большого пальиа Надеюсь (нет, просто уверен), что результаты и эффекты от работы по базовым техникам самосовершенствования, вас приятно удивили. Но не обрадовали — нет, не вообще, а в полной мере. Поскольку, скорее всего, даже после всей этой работы вы почувствовали нечто вроде досады или предощущения ее: уже лучше, но это еще далеко не все. Да еще и сопротивление какое-то ощущается — внутреннее, но все равное неприятное. Успокойтесь — это нормально. Просто мы только лишь начали, а совершенствование себя, как таковое, представляет собой весьма длительный, если не бесконечный процесс, вполне вписывающийся в известное выражение не менее известного философа: «Цель — ничто, движение — все», — (это я к тому, что в идеале можно совершенствоваться буквально до бесконечности: до Просветления и слияния с Великим Ничто). Так что, то, что вы сделали первый шаг, еще вовсе не значит, что вы уже пришли. Необходим шаг следующий, каковой мы и сделаем в этой главе, целиком и полностью посвященной работе с вашими убеждениями. Почему именно с ними? Да потому, что именно «верования» (эти самые убеждения), в весьма значительной степени задают, и даже просто создают, так называемую «вторую реальность» нашей жизни. И являются, как это справедливо утверждал П. Вацлавик, самоисполняющимися пророчествами или, иначе, самореализующимися предсказаниями. То есть в жизни вы и видите, и делаете, и обретаете только то, что соответствует вашим убеждениям. Так уж устроена эта жизнь, что библейское «каждому по его вере» (что в современном переводе значит «каждому в соответствии с его убеждениями»), действительной является абсолютной - внешнепространственной и вневременной — истиной,, которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь все очень и очень просто. Вы получаете в этой жизни то, во что верите. То, в чем убеждены. Ибо именно убеждения резче и четче всего селектируют вашу действительность и деятельность на «возможно» и «невозможно». Что порождает ее подразделение на «будет, состоится» и «не будет, не состоится». И если вы твердо говорите себе «это возможно», сколь бы головоломным не было то, к чему вы приступаете, оно действительно окажется возможным. А если вы, наоборот, твердите «это невозможно», любое, самое пустяшное дело окажется трудным и неосуществимым... Теперь скажите, а насколько вы уверены, что ваши убеждения соответствуют действительности? И что они действительно помогают, а не мешают вам жить и совершенствоваться? Ведь ежели убеждения ваши не верны, или даже верны, но неэкологичны (да-да, я не оговорился: ваши убеждения могут быть весьма близкими к истине, но при том совершенно неэкологичными — так вполне обоснованная вера в то, что мир плох, не только не облегчит вам жизнь, но еще и не даст сделать этот самый мир хоть немного лучше...), то они вполне попадают в разряд тех, которые энэлперы называют ограничивающими или, иначе ослабляющими. То есть теми, которые не дают вам возможности раздвинуть границы и действовать в полную силу (а еще и просто жить — эффективно и счастливо...). Именно поэтому данная глава моей книги будет посвящена • определению и . устранению ограничивающих убеждений, а также внедрению в вас убеждений совершенства и работе с глубинными концептами и эпистемологическими выборами — базовыми суперубеждениями, лежащими в основе программ всей нашей жизнедеятельности. ■ Каждому по его вере «Вывод — это то место в тексте, где вы устали думать». Афоризм Майца Убеждения как самоисполняющиеся пророчества. Хотите понять, как именно наши убеждения превращаются в самореализующиеся предсказания? Да пожалуйста! Весьма доступно и понятно это важнейшее — и для НЛП и просто «по жизни» —положение было раскрыто Д. Леонардом и Ф. Лаутом в их книге «Ребефинг» «Если Вы — пишут данные авторы — имели твердое убеждение, что люди изначально злы и склонны к обману, то встретив кого-нибудь, кто обойдется с вами доброжелательно, Вы, естественно, предположите, что он обманул Вас и имел какое-то плохое намерение. Эта интерпретация поведения человека побудит Вас вести себя таким образом, что заставит этого человека стать злым по отношению к Вам. Если Вы считаете себя плохим водителем, Вы, естественно, среагируете на эту мысль плохим вождением. Если Вы думаете, что у Вас есть тенденция стать бедным, то Вы будете делать все, чтобы привести себя к бедности. Есть много отличных способов объяснить феномен превращения мыслей в реальность, включая некоторые мистические толкования, но утверждение, что мысль создает поведение, а поведение производит результаты — это точно, четко и легко для понимания». В качестве теоретического объяснения всего этого, на своих тренингах и семинарах, я обычно привожу то, что «на полном серьезе» называю «концепцией Думающего и Доказывающего». Хотя это отнюдь не концепция, а просто остроумное замечание отца ребефинга Л. Орра о том, что человеческий мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего и Доказывающего. Думающий может думать что угодно, осмысливая бытие (как это принято говорить среди философствующей интеллигенции). Доказывающий же доказывает все, о чем думает Думающий. Или, точнее, все то, что Думающий надумал. А надумывает он все это, в полном соответствии с нашими убеждениями. «Раскрытия для» этой концепции, позволю себе привести суждение очень уважаемого мною автора — Р. Уилсона (По: Р. Уилсон. «Психология эволюции»). «Думающий может думать практически обо всем. Как показала история, он может думать, что Земля покоится на спинах бесконечных черепах, или что она внутри пуста, или что она плывет в пространстве... Сравнительная религия и философия показывают, что Думающий может считать себя смертным, бессмертным, одновременно смертным и бессмертным (реинкарнационная модель) или даже несуществующим (буддизм). Он может думать, что живет в христианском, марксистском, научно-релятивистском или нацистском мире — и это еще далеко не все варианты. Как часто наблюдалось психиатрами и психологами (к вящей досаде их медицинских коллег), Думающий может придумать себе болезнь и даже выздоровление. Доказывающий — это гораздо более простой механизм. Он работает по единственному закону: что бы ни думал Думающий, Доказывающий это доказывает. Вот типичный пример, породивший невероятные ужасы в этом столетии: если Думающий думает, что все евреи богаты; Доказывающий это докажет. Он найдет свидетельства в пользу того, что самый бедный еврей в самом захудалом гетто где-то прячет деньги. Подобным образом феминистки способны верить, что все мужчины (включая голодных бродяг, которые живут на улицах) эксплуатируют всех женщин (включая английскую королеву). Если Думающий думает, что Солнце вращается вокруг Земли, Доказывающий услужливо организует восприятие так, чтобы оно соответствовало этой идее; если Думающий передумает и решит, что Земля вращается вокруг Солнца, Доказывающий организует свидетельства по-новому. Если Думающий думает, что «святая вода» из Лурда излечит его люмбаго, Доказывающий будет искусно дирижировать сигналами от желез, мышц, органов и т. д. до тех пор, пока организм вновь не станет здоровым. Конечно, довольно легко, понять, что мозг других людей устроен именно так, намного труднее осознать, что точно так же устроен наш собственный мозг». Роль и функции человеческих убеждений.Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждения является стимулирование человека на непрерывный поиск их (убеждений) подтверждения. То есть на яростное (особенно — если заденут «за живое») стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение — истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат — удивительно странная жизнь большинства из нас. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «уз-ревает» все, что это убеждение подтверждает — даже если там нет ничего подтверждающего... Так что же это такое "— убеждение? По своей сути оно представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т. е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т. д. и т. п. Согласно нейролингвистическому программированию, к основным функциям убеждений относятся следующие (По материалам Мастерского курса НЛП X. Бренера и X. Конгсбах — ИГИСП). Убеждения функционируют как фильтры. Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергните то, что неважно. Ваши убеждения говорят вам, что вы можете делать, а что нет — в настоящем и в будущем (но опять-таки — с вашей собственной точки зрения). Убеждения определяют вашу реакцию — причем в любой момент времени. Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше. Убеждения заполняют разрывы в знаниях. Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши переживания целостными. Убеждения придают смысл вашей жизни, помогают вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести. Так что делают для нас убеждения очень и очень многое. И здорово помогают жить -- но только лишь в том случае, если являются экологичными (то есть соответствующими сути жизненной ситуации, помогающими с ней справится) и стимулирующими (на движение и изменения в правильном направлении): Неэкологичные же (или просто ослабляющие вашу волю) убеждения могут, как вы, наверное, уже поняли, запросто исковеркать вашу жизнь. Основные направления работы с собственными убеждениями. Любая работа с убеждениями, естественно, должна начинаться с их определения с последующим отделением «зерен от плевел» (т. е. экологичных от неэкологичных) для последующей переработки того, что вряд ли помогает вам жить и работать. При этом вы можете во-первых, определять собственные (новые) уникальные убеждения, а во-вторых, пользоваться уже составленными психологами списками основных, неэкологичных убеждений. И в том, и в другом случае, ваша дальнейшая работа над собой, будет заключаться в изменении выявленного неэкологичного убеждения — превращения его в экологичное путем как бы «разворота на 180°» и замены старого убеждения новым. Есть, правда, и еще один путь: это когда вы сразу, не определяя собственных неэкологичных убеждений, начинаете «вводить в себя» экологичные для данной области убеждения из списков, составленных специалистами (в этом случае старые убеждения будут как бы вынуждены уйти). Я опишу для вас все эти варианты работы с убеждениями, дабы вы могли выбрать из них тот, который более всего вам подойдет. Наиболее простыми способами определения собст-венных уникальных (то есть ваших и только ваших!) убеждений являются (на мой взгляд) следующие четыре: • анализа лингвистических и поведенческих индикаторов • выявления сопротивления и сомнений • исследования представлений о какой-либо области • анализа собственных действий. И буде выявление ограничивающих убеждений является весьма «скользким» моментом (легко ли обнаружить то, во что ты слепо веришь, а заодно и определить ошибочность того, во что ты. истово веришь?), я опять-таки приведу здесь все эти способы. Лингвистические и поведенческие индикаторы убеждений. Конечно, это не очень-то легко — следить . за собой, занимаясь этакой, столь любимой психологами старой школы, интроспекцией (сиречь, самонаблюдением). Но если учесть, что и нормальный энэлпер, и опытный человек, анализируя и изучая других обычно дове- ряет не столько словам, сколько этих других поведению (вспомните-ка, хотя бы тех из своих друзей, которые в глаза заверяют вас в своей искренней привязанности, а за глаза говорят О вас же всякие гадости, или даже просто — пакостят вам), то предлагаемый способ определения убеждений по нейролингвистическими поведенческим индикаторам, безусловно «имеет право быть». Ну а то, что именно надо отслеживать, хорошо описал один из моих учителей П. Врица, из материалов семинаров, которого (осуществленных ИГИСП)я и почерпнул нижеописанные индикаторы техники индикации убеждений. Лингвистические (языковые) • модальные операторы возможности, долженствования и необходимости («могу — не могу», «должен —не должен», «необходимо — не желательно») • высококонтекстуальные слова типа «Быть», «Есть», «Значить» и «Следовательно» (без объяснения почему) • универсальные квантификаторы («всегда», «никогда», «никто, «ничто», «все» и т. п.) • словесные структуры типа «Если ...,то ...». Психофизиологические • вовлеченность нервной системы (это когда человек как бы весь в этом) • неадекватная эмоциональность (отстаивание «с пеной у рта») и • иррациональные ответы («Все равно это так!»). Если вы обнаружите нечто подобное вышеописанному, знайте: сейчас говорите и думаете не вы, а ваши убеждения. А раз так, попробуйте определить это убеждение, последовательно задавая себе хитрый энэлпер-ский вопрос: «что должно быть правдой, чтобы это было верным?». Определивши же конкретное убеждение, можете уже начинать задавать себе еще один интересный вопрос: а полезно ли для меня оно? Т. е. можно ли считать это убеждение экологичным — действительно помогающим жить в этом непрерывно меняющемся мире, который мы тщимся остановить и упорядочить с помощью сонма наших верований? Выявление убеждений через сопротивление и сомнения. Если помните, в начале этой главы я утверждал, что некое внутреннее сопротивление на пути продвижения к совершенству является вполне возможным феноменом. Потому что (среди всего прочего сопротивляющегося) в вас просто должны наличествовать сдерживающие убеждения, каковые по сути своей выступают ограничивающими. Дабы вывести их «за ушко да на солнышко», то бишь определить, вам достаточно сделать следующее. Впишите в пробелы все те мысли, которые -возникнут у вас при чтении нижеприведенного текста — и тогда, очень может быть, что вы получите весьма интересный список убеждений, как бы сопротивляющихся вашему совершенствованию (По: Р. Дилтс. «Фокусы языка»). Да, дабы вы могли пользоваться этой техникой анализа сопротивления со стороны собственных убеждений (название мое, а не Р. Дилтса), в любой сфере или области жизни, где как бы зашли в тупик, я сохраняю в неприкосновенности исходный текст, и вы, соответственно, вместо слов «то, чего хочу» ставите «совершенство». Если я получу то, чего хочу, то (Что вы можете потерять или что может пойти не так, если вы получите то, чего хотите?) Получить то, чего я хочу, будет означать для меня ______________________________________________ __________________________________________________ (Что плохого для вас или других людей в том, что вы получите то, чего хотите?) Из-за того, что ______________________________ ________________________________________ _____ _все остается по-прежнему. (Что мешает ситуации измениться?) Если я получу то, чего хочу, т (Какие проблемы может вызвать то, что вы добьетесь того, чего хотите?) Ситуация никогда неизменится, потому чт (Какие ограничения или препятствия удерживают ситуацию в нынешнем состоянии?) Я не могу получить то, чего хочу, потому чт (Что мешает вам получить то, чего вы хотите?) Невозможно получить то, чего я хочу, потому что ___________________________________________ (Что делает для вас невозможным получить то, чего вы хотите?) Я не способен получить то, чего хочу, поскольку ______________________________________________ (Какой личностный недостаток мешает вам получить желаемый результат?) Лучше уже не будет, потому что____________ (Что будет всегда мешать вам добиться успеха?) Исследование представлений.То, как с помощью техники определения убеждений с помощью исследования представлений по теме Д. Леонарда и Ф. Лаута (название опять-таки мое) можно выявить собственные верования, вы поймете с помощью нижеприведенного описания. Для тех, кто, например, решил выяснить собственные убеждения по теме «работа», данные авторы рекомендуют следующее (По: Д. Леонард, Ф. Лаут. «Ребефинг»). «Выберите момент, чтобы проверить поток Ваших представлений о работе и о Вашей работе. Выпишите 10 мыслей о работе вообще и еще 10 о Вашей работе в частности. Найдите несколько минут, чтобы просмотреть список, который вы сделали. Мысли, которые вы записали, наиболее вероятно, отражают шаблон Вашей позиции по отношению к работе вообще и к Вашей работе в частности. Это вполне возможно, что составленные Вами списки содержат некоторые мысли, которые не поддерживают в вас удовольствие от работы. Вы можете использовать простой процесс инверсии, чтобы превратить мысли, которые вас не поддерживают в аффирмацию, которая будет способна изменить ваши нынешние мысли (об аффирмапиях и технике аффирмирования подробнее см. далее — C.К.). Например, если одна из мыслей в Вашем списке гласит «Работа тяжела», то аффирмация посредством инверсии будет «Работа легка»; или если одна из мыслей «Моя работа есть то, что я вынужден делать», то вы получите аффирмацию «Так как я выбрал мою работу, она приятна мне»... Словарь определяет «работу» как усилие для выполнения чего-то; словарь так же определяет «работу» как функцию или операцию. Чем более вы будете рассматривать Вашу работу как благоприятную возможность действовать на пользу службы обеспечения в мире, тем более радостной она будет». Вполне понятно, что подобным образом вы можете исследовать и любые другие области существования ваших убеждений. Определение убеждений на основании анализа действий (По: X. Альдер. «Самоучитель НЛП»). Здесь вам надлежит сделать нечто совсем—совсем другое, непохожее на вышеописанное, но, возможно, еще более простое. А именно, составить список дел, которые вы делали в течении дня. И подумать, нельзя ли опреде- лить, какое убеждение лежит в основе каждого из этих действий. Например, вы можете вспомнить, что утром вы долго тянули с тем, чтобы встать с кровати, а потом, еще в начале работы, позвонили подчиненному Петрову и ни с того ни с сего наорали на него. Проанализировав эти свои действия вы внезапно обнаруживаете, что в основе первого действия лежала мысль «Опять идти на эту каторгу!» (убеждение «моя работы — это каторга»), а в основе второго — «Я не могу ничего сделать с этим проклятым Петровым» (убеждение налицо и в расшифровке не нуждается — хотя можно было бы, конечно, и дальше немного покопаться в нем, дабы выяснить, что здесь главное: «Я не могу» или «Петров неисправим»). Составленный таким образом список основных ваших неэкологичных (и ослабляющих) убеждений вы опять-таки разворачиваете на 180° для того, чтобы, переработав, сделать их экологичными и усиливающими вас. Основные неэкологичные убеждения по РЭТ. Незнаю, удалось ли вам определить все свои главные ограничивающие убеждения. Если да, то честь вам и хвала, однако сие вовсе не освобождает вас от необходимости прочитать нижеследующее — а вдруг там найдется что-то, что вы упустили? Если же нет, то тогда знакомство со списками основных, так сказать, общечеловеческих ослабляющих верований, выявленных в различных школах современной психотерапии, будет для вас просто необходимым — не думайте, что вы настолько отличаетесь от других, что не в состоянии «заразиться» общепринятыми благоглупостями. Как вы, наверное, уже поняли, первый из этих списков был сделан в рамках так называемого РЭТ или, иначе, рационально-эмотивной психотерапии, созданной А. Эллисом. Терапия эта построена на очень интересной и, в общем-то, бесспорной мысли, по которой одной из причин наших глупых и неэкологичных эмоций являются наши же, мягко говоря, неумные убеждения. Подробности опущу, но думаю, что сама по себе мысль о том, что, определив и устранив собственные, но относящиеся к типичным, ограничивающим убеждениям, вы заодно основательно «почистите» свою эмоциональную сферу, должна хорошо «замотивировать» вас на знакомство с тринадцатью самоуничтожительными верованиями, открытыми в рамках РЭТ. Кстати, обратите внимание на то, что приводятся они не только в базовой формулировке, но еще и с причинами, примерами (вариантами), последствиями, а также с формулировкой (довольно общей) «правильного» (сиречь экологичного) убеждения (По: С. Уолен, Р. ДиГусепп, Р. Уэсслер. «Рационально эмотивнаяпсихотерапия». С изменениями). 1. Меня должны любить и поддерживать все, кто мненебезразличен, а если нет, то это ужасно. Подобное убеждение отражает страх быть отвергну-той(тым). Она заметно чаще встречается у женщин и, кстати, весьма нелегко поддается переработке. Меня никто не любит. Это ужасно, что он называет меня глупой бабой. Я боюсь назначать ей свидание. Я не вынесу, если он разозлится на меня. Я согласна на все ради этого человека. Люди, придерживающиеся подобного убеждения, не умеют настойчиво добиваться того, чего хотят; часто терпят неудачи, а в интимных отношениях пассивно соглашаются практически на все — но не из удовольствия или интереса, а из страха, что, если они начнут возражать, другой посчитает их неполноценными и бросит. Рациональное суждение (инверсированное убеждение) может в этом случае иметь следующий вид БЫЛО БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО УВАЖАТЬ СЕБЯ, ПОЛУЧАТЬ ОДОБРЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ В КОНКРЕТНЫХ ДЕЛАХ И ЛЮБИТЬ САМОМУ, А НЕ НАДЕЯТЬСЯ НА ЛЮБОВЬ ОКРУЖАЮЩИХ 2. Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания: они плохие или омерзительные личности В данном убеждении основная иррациональность связана не с проблемой наказания (феномен кнута и пряника явно не изжил себя в современном обществе), но с тем, что здесь оценивается не поведение человека (или конкретный поступок), а он целиком — как субъект, который должен быть обвинен, наказан и назван плохим. Это твоя и только твоя вина. Они не имели права так поступать. Ему следовало бы быть более справедливым. Он заслужил это. Он еще поплатится за все. Конечно, он заслуживает наказания. Инверсированное рациональное суждение может выглядеть так ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОСТУПКИ НЕПРАВИЛЬНЫ И АНТИСОЦИАЛЬНЫ, И ТЕ, КТО ИХ СОВЕРШАЕТ, ПОСТУПАЮТ ТАК ПО ГЛУПОСТИ ИЛИ В СИЛУ СВОЕЙ НЕВРОТИЧНОСТИ: ВЫЛО ВЫ ХОРОШО ПОМОЧЬ ИМ ИЗМЕНИТЬСЯ (лично я всех без исключения клиентов обучаю простой мысли по поводу действий других людей: «Не ищи злого умысла в том, что вполне объяснимо человеческой глупостью»). 3. Это ужасно, что дела идут не так, как я хотел. Реализуя это убеждение в том, что можно назвать незаконченной речью, ибо оно не столько высказывается, сколько подразумевается, отчего во всех подобных случаях явно не липшим будет (как, собственно, и везде) ну хотя бы вопрос «Почему?». Со мной поступают несправедливо. Я не могу без этого обойтись. У всех людей есть_______________,-Я не могу вынести, что я такой_____________ . Они никогда с этим не согласятся. Если я не добьюсь этого, случится что-то ужасное. Рациональное (инверсированное) суждение может быть в этом случае таким ЭТО ПЛОХО, ЧТО НЕ ЧАСТО ДЕЛА ИДУТ ТАК, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ, И БЫЛО БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ, ЧТОБЫ ДЕЛА ПОШЛИ ЛУЧШЕ. ЕСЛИ ЖЕ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ НЕВОЗМОЖНО, ЛУЧШЕ ВРЕМЕННО ПРИНЯТЬ ЕЕ ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ 4. Мне следует быть очень настороженным в отношении неопределенных или .потенциально опасных событий Человек, живущий с подобным убеждением, требует от своей жизни полной определенности и, естественно, испытывает тревогу, не получив никаких гарантий. А это значит, что он создает две проблемы вместо одной и расстраивается еще до наступления неприятностей. Это может случиться. Я ни о чем другом, кроме этого, не могу думать. Это не выходит у меня из головы. Как я могу быть уверен, что этого не произойдет? Инверсирование данного убеждения возможно в следующей форме ЛУЧШЕ ВСТРЕТИТЬ ОПАСНОСТЬ И НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ ЕЕ, А КОГДА ЭТО НЕВОЗМОЖНО, ТО ПРИНЯТЬ НЕИЗБЕЖНОЕ 5. Я ничего не стою, если я не очень компетентен и не добиваюсь все или почти все время успехов в главной деятельности. Данное суждение-убеждение относится к числу наиболее распространенных (особенно — среди мужчин), и является (формой базирующегося на страхе неудачи самоосуждения: формой, которая порождает сильную тревогу при ожидании неудачи, и провоцирует депрессию, когда эта неудача случается. Какой же я дурак. Мне не следовало делать этого. Я недостаточно умен, чтобы добиться этого. Теперь я не на что не годен. Без этого я ничто. Инверсированное рациональное суждение здесь может быть таким ПОЛЕЗНЕЕ ВОСПРИНИМАТЬ СЕБЯ НЕСОВЕРШЕННЫМ СОЗДАНИЕМ, ПОДВЕРЖЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СЛАБОСТЯМ И ОШИБКАМ. И ЛУЧШЕ ПРОСТО ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ, ЧЕМ ИСПЫТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА 6. Должно существовать идеальное решение этой проблемы; я должен быть уверен в себе и должен полностью контролировать ситуацию. Данное иррациональное убеждение как бы состоит из двух частей. Первая — это то, что существует идеальное решение, его надо найти, а если оно не будет найдено, последствия будут ужасны. И вторая — что, вне зависимости от этого идеального решения, человек должен контролировать ситуацию. Подобное убеждение обычно порождает гнев и раздражение, причем не только на себя, но и на другого (других), не имеющих или не предлагающих идеальное решение и не контролирующих значимую ситуацию. Надо найти лучший способ. Ситуация должна быть полностью под моим контролем. Как я могу определить, что это лучший вариант? Я знаю, чего хочу, но все еще не могу решиться. Мне не хватает уверенности. Инверсия к данному убеждению может выглядеть так В НАШЕЙ ЖИЗНИ МНОГО НЕОПРЕДЕЛЕННОГО, НО МОЖНО НАСЛАЖДАТЬСЯ ЖИЗНЬЮ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО 7. Мир должен быть честным и справедливым. Люди, разделяющие это иррациональное убеждение, просто не хотят видеть мир таким, каким он есть на самом деле, и требуют, чтобы он стал таким, каким они хотят его видеть. Почему это случилось именно со мной? Я не заслуживал этого. Почему это произошло — я ведь делал все. что полагалось. Какое право они имели так поступать! Рациональная инверсия может быть такой МИР ЧАСТО НЕСПРАВЕДЛИВ. НАПРИМЕР, ХОРОШИЕ ЛЮДИ ЧАСТО УМИРАЮТ МОЛОДЫМИ. ЛУЧШЕ ПРИНЯТЬ ЭТОТ ФАКТ И СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ТОМ, КАК РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ, НЕСМОТРЯ НА СУЩЕСТВУЮЩУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ 8. У меня никогда не должно быть дискомфорта и боли. Страх дискомфорта и боли, порождаемый этим убеждением, может блокировать достижение целей и даже получение какого-нибудь удовольствия, которое не находится «здесь и теперь». Помимо этого именно оно может приводить к пагубным пристрастиям и неуме-ренностям в поведении, а также просто выражаться в утомительном нытье и жалобах. Это слишком трудно. Зачем мне все эти неприятности? Я не могу вынести это. Какая диета -- я так хочу есть. Нет, я не позволю себе перенапрягаться. Это будет слишком больно. Инверсирование этого убеждения приводит к следующей формулировке РЕДКО МОЖНО ДОСТИЧЬ ЧЕГО-ЛИБО БЕЗ ДИСКОМФОРТА. Я МОГУ СПРАВИТЬСЯ С ДИСКОМФОРТОМ , ХОТЯ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ 9. Я могу сойти с ума, и это было бы невыносимо. Данное иррациональное суждение является так называемой френофобией в чистом ее виде, и может рассматриваться как своеобразная психическая (психологическая) ипохондрия, базирующаяся на негативной самооценке и тревоге дискомфорта. Это закончится сумасшедшим домом. Я так боюсь потерять над собой контроль. Мне кажется, я схожу с ума. Я больше не могу даже думать спокойно. В моей ситуации любой испытал бы панику и страх Рациональное (инверсированное) суждение может выглядеть так ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСТРЕСС, КОНЕЧНО, НЕПРИЯТЕН, НО ВСЕ ЖЕ С ЭТИМ МОЖНО СПРАВИТЬСЯ 10. Лучше избегать, чем противостоять жизненным трудностям. Это убеждение весьма сходно с тем, что описано под номером восемь, и основывается на представлении о том, что жизненные трудности так неприятны, что их нужно избегать любой ценой. Ничего не поможет. Не стоит и напрягаться. Я подумаю об этом завтра. Мне не нравится то, что происходит, но... Я сделаю все, чтобы избежать этого. Не такая уж это и серьезная проблема, чтобы тратить на нее силу! Инверсия данного убеждения следующая ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ЛЕГКИЙ ПУТЬ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫМ 11. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, чем я, чтобы я мог на него положиться. Люди с данным убеждением связывают надежды на улучшение с кем-то другим или высшей силой и, считая, что самостоятельно они не смогут справиться, снижают (часто почти до нуля) собственную активность в решении проблем и достижении целей. Я надеюсь только на бога. Без нее (него) я не справлюсь. Женщине нужен мужчина. Я не могу это сделать один. Я не знаю; что я буду без нее (него) делать. Всегда можно уповать на волю и помощь Высших Сил. Рациональное суждение здесь выглядит весьма просто ЛУЧШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ И ДУМАТЬ НЕЗАВИСИМО, ХОТЯ В ЭТОМ ЕСТЬ НЕКОТОРЫЙ РИСК 12. Эмоциональные переживания вызываются внешними событиями, у меня мало возможностей управлять чувствами или изменять их Данное убеждение является своеобразным камнем преткновения на пути к управлению собой, ибо надежно отводит (или уводит) человека с позиции Причины всего того, что с ним происходит, оставляя ему лишь жалкую роль Следствия: игрушки в руках внешних сил, механического человека, живущего в режиме «стимул — реакция». Из-за него я чувствую себя ничтожеством. Можно ли чувствовать себя нормально в этой стране (обстановке)? Он постоянно злит меня. Это все из-за кризиса. Она сделала меня совсем больным. Инверсией данного убеждения может служить следующее ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ НАШИМ ОТНОШЕНИЕМ К СОБЫТИЯМ. ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ НАДЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ, ЕСЛИ СТРЕМИТСЯ ИЗМЕНИТЬ СОБСТВЕННЫЕ НЕНАУЧНЫЕ ОШИБОЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, СОЗДАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 13. Прошлое является причиной моих сегодняшних проблем, потому что те давние события сильно повлияли на меня, и будет продолжать действовать. Это еще одно убеждение, препятствующее изменениям, поскольку предполагает некую фатальную зависимость от прошлого опыта, в прокрустовом ложе которого отныне только лишь и должна происходить жизнь, человека. Это мои родители во всем виноваты. Меня так воспитали. У нас вся семья такая. Все от того, что я еврей (лицо кавказской национальности, инородец). У меня было ужасное детство, и оно постоянно дает о себе знать. Все оттого, что я приемыш (сирота). Просто отец нас бросил и у меня не было мужского примера. Рациональное суждение здесь такое МЫ МОЖЕМ УЧИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ ОПЫТЕ, НЕ СТАНОВЯСЬ ЗАЛОЖНИКАМИ ПРЕДРАССУДКОВ Рекомендую вам для определения того, насколько близкими и родными для вас являются все эти неэкологичные убеждения, сначала выписать их в близкой и приемлемой для вас формулировке, а после воспользоваться семибалльной шкалой следующего вида 7 — да, это так 6 — вероятно, это так 5 — скорее всего это так, чем не так 4 — это и так, и не так 3 — скорее это не так, чем так 2 — вероятно, это не так 1 — нет, это не так. И все убеждения, которые получили у вас оценки 5 и выше немедленно переработать с использованием любой из описанных выше техник. Сие тем более важно, что, как правило, трансформация одного «крупного» убеждения ведет к немедленному изменению всех вытекающих из него и более «мелких» убеждений — а все вышеприведенные убеждения, уж поверьте мне, относятся к весьма крупным. Так, переработка убеждения «Когда люди поступают плохо или нечестно, они заслуживают порицания, осуждения и наказания: они плохие или омерзительные личности», позволит вам навсегда избавиться от представления всех или некоторых людей из вашего ближнего круга в виде потенциальных «врагов народа»... Отмечу также, что лично А. Эллис обнаружил, что иррациональных убеждений человека насчитывается всего три — все остальные являются как бы их подпунктами. Вот эти три убеждения, как их описал уважаемый мэтр (цитирую по книге «Эволюция психотерапии», т. 2). «Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых других, а если я не делаю того, что должен и обязан, значит со мной что-то не в порядке. Это ужасно и я ничтожество». Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе. Это требование Это. «Я должен добиваться успеха, иначе я — ничтожество». Второе иррациональное убеждение таково: «Вы — люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники — должны, обязаны относится ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете — гореть вам за это в адском огне!» Отсюда озлобленность, ярость, убийства, геноцид. И, наконец, третье иррациональное убеждение: «Условия, в которых я живу — окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка — должны быть устроены так, чтобы я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал все, что мне необходимо. Разве не кошмар, что эти условия трудны и причиняют мне огорчения? Я не могу переносить этого! Я никак не могу быть счастливым; я или навсегда останусь несчастным, или убью себя». Отсюда низкая устойчивость к фрустрации». Т. е. самыми страшными убеждениями, буквально разрушающими вашу жизнь и работу, является этакая (явно нечистая) троица, нуждающаяся в немедленной и первоочередной переработке. • я должен добиваться успеха • вы должны хорошо ко мне относиться • жизнь должна быть легкой и «правильной» Неэкологичные убеждения в эмпаурменте. Другой — и весьма объемный — список основных неэкологичных изменений содержится в так называемом эмпаурменте, который, кстати, по мнению его (этого метода) авторов (Д. Гершона и Г. Страуба), является искусством творить такую жизнь, какую вы хотите. А поскольку вы, наверное, тоже хотите творить именно такую жизнь, давайте познакомимся с «технологией эмпаурмента» по книге В. Козлова «Искусство осознания». Согласно, данного источника, начинается «работа в стиле эмпаурмент» с того, что можно назвать техникой определения «внутренней почвы» — с выявления присущих вам неэкологичных и ослабляющих волю убеждений по их (убеждений) списку, объединенному в следующие группы • личная ответственность • самооценка • вера во Вселенную • позитивное отношение и • открытость переменам. Все, что вам здесь нужно — так это внимательно прочитать нижеперечисленные убеждения и выбрать (а. потом выписать) их них те, с которыми вы безусловно согласны. Одно предупреждение: выписывайте не все утверждения, с которыми вы более или менее соглашаетесь («Вероятно, это так...»), а только те из них, по поводу которых так и хочется возвопить: «Это истина моей жизни!». Личная ответственность — Я жертва сил, которыми не способен управлять. — Я не властен(на) изменить свою жизнь. Я беспомощен(на). — Я не знаю, что делать в сложных ситуациях. — Я ни в чем не могу разобраться, поэтому не должен(на) брать на себя ответственность за свою жизнь. — Я не могу изменить мою жизнь, такова моя карма (судьба, доля...). — Это мои родители повинны в том, что моя жизнь в таком беспорядке. — Во все виноват кто-то другой или что-то другое. — Мне всегда достается самое сложное в любом деле. — Я не знаю, как изменяться и расти. А сейчас, по совету авторов метода, спросите себя: в какой мере вы желаете взять на себя ответственность за извлечение урока из своего жизненного опыта — как положительного, так и отрицательного? Какую роль это вот принятие/неприятие ответственности играет в вашей повседневной жизни? И что вы можете сделать для того, чтобы взять на себя большую ответственность за свою жизнь? Самооценка — Я недостаточно хорош(а). — У меня нет качеств, необходимых для того, чтобы преуспеть. — Я недостоин(на) любви. — Я ничего не стою. ' — Я не заслуживаю благосостояния, любви, здоровья и т. п. — Я не нравлюсь себе. — Я не принимаю себя. — Я не одобряю себя. — Я ни на что не годен(на). Спросите: а насколько вы верите в себя? Как это проявляется в вашей повседневной жизни? И что вы можете сделать, чтобы больше поверить в себя? Вера во Вселенную — Я одинок(а) в этой жизни. — — Я не верю, что Вселенная (жизнь, мир) благосклонна(ы) ко мне. Я не могу расслабиться. — Я должен(на) контролировать каждую стадию процесса, иначе у меня ничего не получится, — Если я все время не буду настороже надо мной легко взять верх. — Если я буду полагаться на Вселенную, она меня подведет. — Людям в рот палец не клади. — Я не умею доверять. — Разумной Вселенной не существует. Спросите себя: насколько вы верите, что Вселенная — окружающий вас Мир, Бог, Всемирный Разум, Жиз- ненная Сила или нечто аналогичное — поддерживает вас? Как это влияет на вашу, повседневную жизнь? И что вы можете сделать, чтобы развивать свое доверие в поддержку Вселенной? Позитивное отношение — Жизнь нелегка. — Жизнь — это борьба. — Таков мой удел — страдать. — Наш мир безнадежно испорчен. — Мои действия ничего не меняют. — Со мной всегда происходит что-нибудь плохое. — Всегда существует оборотная сторона медали. — Мир — это сплошной беспорядок. — Все корпорации, правительства, политические деятели и т. п. плохи. — Ничего не получится. — Это невозможно сделать.. — Я знал(а), что это случится. — Мне ничего в жизни не удается. Спросите: а каким является ваше отношение к жиз- ни — позитивным иди, наоборот, негативным? Как это проявляется в вашей повседневной жизнедеятельности? -И как вы можете выработать более позитивную жизнен- ную позицию? Открытость переменам —Неожиданные перемены окажутся сильнее меня, и я не буду знать, что делать. Убеждения вашего совершенства —Безопасность мне нужна, чтобы чувствовать себя спокойно в жизни. —Я боюсь, что перемены, повредят мне. —То, чего я не смогу контролировать, ничем хорошим не обернется. —Перемены слишком трудны и болезненны, я предпочел(ла) бы ничего не менять. —У меня нет силы воли, чтобы поддерживать эти перемены. Спросите себя: в каких сферах вашей жизни вам наиболее трудно приспосабливаться к переменам? А что вы можете сделать, чтобы принимать происходящие перемены более легко? Теперь, когда вы определили ваш собственный и сугубо индивидуальный список предрассудков, наступило время для подготовки новой почвы. Подготовка эта заключается в создании утверждений, направленных на изменение тех основных убеждений, которые нуждаются в переработке. Ну а первым шагом в данной переработке будет выступать именно создание новых — уже экологичных убеждений с помощью техники создания новой почвы. Для начала просмотрите следующие типичные (и обратные вышеприведенным) утверждения, которые помогут вам сформулировать ваши собственные новые убеждения — те, которые вы будете вводить в свое бессознательное. В приведенном далее списке, все ранее перечисленные ограничивающие убеждения, оказываются как бы повернуты на 180°. И вы можете, особо не утруждая себя, найти в нем (списке) утверждения, которые будут как бы полярны вашим «благоглупостям», а заодно и безусловно экологичны. Естественно, что нижеприведенные суждения вам нужно как бы привязать к себе, при необходимости переформулировав — некоторая персонализация любого из этих типичных утверждений может превратить его в ваше собственное, уникальное убеждение. Личная ответственность — Я беру на себя ответственность за свою собственную жизнь. — В моей власти изменить мою жизнь. — Я выбираю рост. — Я создал(а) свое прошлое, и я создам свое будущее. — Я — творец моей жизни. — Безграничная сила Вселенной (Бога, Творца, Дао, Природы и т. п.) протекает через меня, помогая созда-ватъ свою жизнь. — Я в полной мере использую свой разум, чтобы сделать жизнь такой, как я хочу. — Я использую каждую возможность учиться на том опыте, который дает мне жизнь. — Мое прошлое не определяет бесповоротно мое будущее. Мое будущее — в моих руках. Самооценка — Я — привлекательный человек. — Я люблю себя. — Я — отражение внутренней красоты Бога (Высшего Разума). — Я приемлю себя полностью. — Я полностью одобряю себя. — Я могу сделать все, что захочу. — Я могу обратиться к бесконечному разуму Вселенной. — Я самый замечательный из всех людей, которых я знаю. — Я легко и непринужденно говорю окружающим, что я — единственный (ая) в своем роде. — Я всегда знаю, что делать. — Я достоин(на) всего того изобилия благ, которое может предложить мне Вселенная. — Я достоин(на) любви. Вера во Вселенную — Я верю, что Вселенная благосклонна ко мне и поддерживает меня. — Я верю в людей. — Я открываю себя для Вселенной. — Я вступаю в новую жизнь с верой. — Я дышу легко, как дитя Вселенной. Творец любит и поддерживает меня. — Бог (Высший Разум) — это мой друг (отец, Мать) и заботится обо мне. , — Я люблю играть в моей доме — Вселенной. —Мне хорошо в этой Вселенной. —Позитивное отношение —Я сам(а) кузнец своего счастья. —Жизнь для меня течет легко и приятно. —В этом мире изобилия я легко удовлетворяю свои потребности. —Я иду по жизни легко и свободно. —Я нравлюсь себе в этой жизни. —Моя жизнь полна возможностей принести что- то значительное в этот мир. —Я беру на себя ответственность сделать мир лучше, чем он есть. —Успех сопутствует мне везде, куда бы я ни при- ложил(а) силу своего разума. —Я могу это сделать. —Я люблю свою жизнь. . —Я учусь у тех, кого встречаю в жизни. —Моя жизнь с каждым днем становится все лучше и лучше. —Моя жизнь благословлена свыше. —Я жду только самого лучшего в жизни. — Я счастлив(а), что живу на этой прекрасной планете. Открытость к переменам —Я верю, что перемены принесут мне только хо- рошее. —Я легко провожу перемены и открыт(а) для то- го, чему они учат меня. —Я учусь в университете перемен. —Все меняется, включая мои привычки. —Я мягко и терпеливо включаюсь в процесс перемен. —Я понимаю, что процесс перемен не происходит сразу. —Я верю, что перемены нужны для самоусовер- шенствования. —Я отношусь к переменам с легким сердцем. — Я гибок(ка), как текущая река, я способен(на) меняться, плывя по течению. — Я принимаю перемены как существенную часть процесса моего роста. — Я отдаюсь течению перемен. Анализ экологичности убеждений. Ну все. Хватит уже возиться с определением собственных ограничиваю- тих убеждений, ибо настала пора их устранять и/или трансформировать. Однако не сомневаюсь, что наряду с убеждениями, формулировка и смысл которых вызывали в вас ощущение легкого ужаса («Боже, и я с этим жил!»), есть в вашем списке и такие, по поводу которых как бы сразу и не скажешь: ограничивающие они или нет. Что ж, тогда проверьте все эти верования (каждое из них!) на экологичность. То есть на то, как — позитивно или негативно — оно определяет вашу жизнь. Сделать это не так уж и сложно, если, сохраняя бесстрастность, отстраненность и холодную аналитичность, вы осуществите анализ экологичности убеждения по технике логического квадрата. Для того, чтобы сделать это, вам необходимо всего-навсего, записав обнаружившееся убеждение в предна-значенном для него месте, заполнить четыре «клетки» логического квадрата, отвечая на записанные в них во- просы. Формулировка ограничивающего убеждения/фиксированной идеи | Что случится, если эта идея верна? | Что не случится, если эта идея верна? | | | Что случится, если эта идея не верна? | Что не случится, если эта идея не верна? | | Например, предположим, что в ходе анализа «правил», по которым вы живете относительно жизни, у вас обнаружилось весьма (патологически) распространенное в нашей стране убеждение «Жизнь нелегка». Даже не пытаясь оспорить это верование, мы просто начинаем «расписывать» ее по логическому квадрату, отвечая на указанные в нем вопросы. И очень скоро обнаруживаем, чтоимеем дело с чем-то негативно-убийственным. Ведь если эта идея верна, у нас явно случится очень нелегкая жизнь, в которой вы буквально будете искать эту нелегкость («но мы выбираем трудный путь» — В. Высоцкий), как приключения на некую часть своего тела. А это значит, что если она все-таки верна, у вас не случится жизнь — в восхитительной легкости и блеске бытия и существования (а как же иначе — ведь в соответствии с убеждением «жизнь не легка» вы будете угрюмо отворачиваться от всего легкого и приятного и, наоборот, искать трудность даже там, где их и в помине не было...). Если же эта идея не верна, случиться ... жизнь как таковая, как она на самом деле дарована людям, не зашоренным своими убеждениями: ослепительно-прекрасное поле самой увлекательной игры, в которую вы когда-нибудь играли... Да, конечно же, многие просто боятся жизненных бурь и невзгод, обреченно признавая их нелегким делом, с которым поэтому не стоит связываться, но нужно только бороться. Но лично я, например, очень люблю купаться в шторм — однако не борюсь с волнами, а играю с ними как с равными партнерами, признавая силу этих волн, но используя ее (силу) не как повод для борьбы, а как способ насладиться игрой «у бездны на краю»... Ну а если эта идея не верна, не случиться... ваша собственная идиотски-натужная жизнедеятельность, в коей вы не живете, а боретесь, превращая каждый пустяк в проблему, и не получая удовольствия даже там, где оно даровано всем и каждому. Так неужели вы не хотите от этого отказаться, дабы действительно начать жить? А ведь все, что для этого требуется — так это просто отказаться от ограничивающего убеждения «жизнь нелегка», и заменить его на куда более экологичное «жизнь вполне может быть легкой и приятной». Основные способы изменения убеждений. Как именно заменить? Ну, вообще-то, существует множество способов преобразования и трансформации убеждений. И здесь мы с вами разберем их аж целых пять. Первый — классический способ работы с убеждениями, применяемый в НЛП (этакая базовая техника работы с убеждениями). Второй — это очень интересная психотехнология одного из крупнейших «авторитетов» современного нейролингвистического программирования Р. Дилтса «Музей старых убеждений». Третий — весьма своеобразная техника/ внедрения новых убеждений посредством движения глаз, основанная на работах Ф. Шапиро. Четвертый — так сказать, старая и добрая психотехнология аффирмаций, которая нынче применяется во всех без исключения школах современной прикладной психологии, так что я представлю несколько вариантов ее использования. А пятый — разработанная М. Холлом техника «Мета «Нет» и «Мета «Да». Базовая техника изменения убеждений. Основная или, иначе .базовая, техника работы с убеждениями, разработанная Р. Бэндлером весьма эффективна и, в общем-то, не сложна — для любого, кто освоил принципы и приемы субмодальностного редактирования (а вы их только что освоили). Единственное затруднение в ее использовании обычно бывает связано с поиском репрезентации убеждения — т. е. того* как оно представлено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дам вам подсказку: по моему опыту у очень многих людей убеждения кодируются из мозгом в основном субмодальностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обычно оказывается близким, высоко расположенным, крупным и плотным, а сомнение — далеким, низко расположенным, небольшим и/или «разряженным». Привожу полное описание техники изменения убеждений (По: Р. Бэндлер. «Используйте свой мозг для изменений»). А. Сбор информации и подготовка 1. Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих. Убеждение, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте (т. е. как узнаете о том, что «проявилось» это убеждение — как вы его видите, слышите или ощущаете)? 2. Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в сво ем внутреннем опыте? Однако когда вы ищите то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом «сомнительном» действительно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: «Я сомневаюсь, что это хорошая идея», то на самом деле можете иметь в виду, что уверены, что это идея плохая. Сомнение — это когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно: вы просто не знаете. 3. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различие между Верой и Сомнением — точно так, как вы это делали в прошлой главе, например, с замешательством и пониманием. 4. Проверьте по очереди каждую субмодальность из вашего списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны при превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую. 5. Теперь решите, какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится? Позаботьтесь о том, чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах, без отрицаний. Например, «Я могу успешно выздороветь» вместо «Я перестану болеть». Убедитесь также в том, что вы думаете о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой цели. «Я верю, что могу научиться улучшать и поддерживать свое здоровье» — это весьма экологичное убеждение. А вот «Я совершенно здоров» — это не очень экологичное убеждение, особенно если на самом деле список ваших болезней включает десяток заболеваний. Вы должны мобилизовыватъ новые способности, а не строить новые же, но заблуждения. Обязательно осуществите экологическую проверку. Спросите себя, не причинит ли вам неприятности это новое убеждение? Как изменится поведение вашей жены или других членов вашей семьи, если у вас будет это но- вое убеждение? Как это новое убеждение повлияет на вашу работу? И т. д. и т. п. При необходимости, видоизменяйте и модифицируйте свое новое убеждение, дабы принять в расчет любые вероятные проблемы. Б. Процесс изменения убеждения. 6. От веры к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратите нежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или нескольких наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм-слайд и близкая панорама — удаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замед- ляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картинку. 7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую субмодальность, смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового, желательного. Например, если в сомнении картинки у вас прыгают туда-обратно, они могут прыгнуть из старого содержания в новое. Или вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там, а потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Наконец, вы можете сделать картинку столь яркой или столь темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержанием — и т. д. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому сопротивлению изменению, возникающему у вас внутри. Ибо если новое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, то какая-нибудь часть вашей личности вполне может ему воспротивиться и мешать изменению. Если вы столкнулись с подобными возражениями, отнеситесь к ним с почте-пи см, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение. 8. Проверка. 9. Существует несколько способов проверки. Но самый простой — это спросить себя: «И как я теперь думаю об этом новом убеждении?» 10.Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности на таковые неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения, которые вы уже знаете, или с субмодальностями неверия, которые можете определить, попросив себя подумать о чем-то еще, во что вы твердо не верите. Музей старых убеждений. Техника «Музей старых убеждений» Р. Дилтса иногда пугает людей своей кажущейся громоздкостью и сложностью. Однако я нашел для вас описание, в котором эти самые громоздкость и сложность присутствуют в минимальной степени. Так что в самом общем виде данная психотехнология делается так (По: X. Алдер. «НЛП современные психотехнологии»). «1. Прежде всего определите, какое из ваших убеждений больше всего ослабляет вашу волю к победе (является наименее экологичным — С.К.) и подумайте, что вы хотели бы в нем изменить. 2. Затем решите, чем можно заменить это убеждение (желательно, чтобы новое убеждение было выражено в позитивной форме). Удостоверьтесь, что это именно ваше убеждение (а не чье-либо) и что вы в силах его изменить, если захотите. Обратите внимание на то, чтобы ваше новое позитивное убеждение было выражено в динамической, а не в статической форме. Например, лучше считать, что вы совершенствуете свое умение произносить речи на публике, чем утверждать, что вы прекрасный оратор. Проверьте экологию этого утверждения. 3. Приготовьте 6 листов бумаги формата А4, напишите на них фразы, фиксирующие каждую из шести стадий изменения убеждения: нынешние убеждения, готов к критике, музей прежних убеждений, желаемые убеждения, готов к принятию новых убеждений, святое. 4. Разложите карточки (формата А4) на полу про- тив часовой стрелки. 5. Переходите от одной таблички к другой, пыта-ясь всякий раз как можно более реалистично предста- вить себе переживания, соответствующие каждой си--туации. Например, вспомните что вы чувствовали, когда сомневались в каком-либо человеке («готов к новым убеждениям»). Или вспомните какое-либо свое -прежнее убеждение, которое в настоящее время не ока-зывает практически никакого влияния на вашу жизнь («музей прежних убеждений»). Вспомните ситуации, в которых проявлялись какие-то особо значимые для вас «святые» убеждения. Такие представления являются своего рода «якорем» для каждой из перечисленных стадий убеждений. 6. Находясь в положении «нынешние убеждения», вновь вспомните убеждение, ослабляющее вашу волю. 7. Теперь переместитесь в положение «готов к критике» и подумайте, какие критические замечания вы можете сделать по поводу этого ограничивающего вас убеждения. 8. Теперь вспомните свои прежние убеждения и вновь представьте себе ослабляющее вашу волю убеждение, но теперь все они — в прошлом. Оставьте эти убеждения там, где они и должны быть — в «музее прежних убеждений», и перейдите к «желательным убеждениям». Представьте, что вы уже обладаете этими убеждениями. 10. Затем переместитесь в позицию «готов к изменению убеждений» и представьте себя готовым к подобному изменению. 11. Вместе со своими новыми убеждениями перейдите к «святому» и при этом отметьте, насколько значимы и приемлемы для вас эти новые убеждения. 12. И наконец, помня о тех ощущениях, которые вы пережили в положении «святое», вновь переместитесь в положение «нынешние убеждения», также отмечая при этом все возникающие ощущения и изменения настроения. Если вам будет удобнее, измените термины или какие-либо другие детали, следите только, чтобы ни один из основных этапов преобразования убеждений не был пропущен. Важно также помнить о том, что самочувствие неразрывно связано с поведением (и поэтому может измениться вследствие изменения положения тела или физиологических характеристик). Описанное упражнение можно использовать для преобразования практически любого убеждения. Чем более сильными будут ваши переживания на каждом этапе, тем лучших результатов вы достигните». Не пугайтесь — все вышеописанное не столь уж и сложно, и, после небольшого количество повторений, получается у всех без исключения. Однако, если вы считаете, что, по тем или иным причинам, хождение по листкам бумаги является лично для вас совершенно неприемлемым (но тем не менее хотите изменить неэкологичное убеждение), ничто (и никто) не препятствует вам воспользоваться третьей из заявленных мною техник — внедрения убеждений с помощью движений глаз. Внедрение убеждений с помощью движенийглаз. Основана данная техника на методе, имеющем весьма жуткое название — десенсибилизация посредством движения глаз (ДПДГ), который был разработан американкой Ф. Шапиро («Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»). Теория этого метода весьма сложна и вряд ли нуждается в изложении на страницах данной книги. Будет вполне достаточно, если пока вы поймете или просто примите, что посредством особым образом организованных, движений глаз вы как бы pac-, ширяете коридор восприятия вашей психики (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал — в данном случае созданное вами после переработки новое экологичное убеждение —легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом. Для того, чтобы воспользоваться техникой внедрения новых убеждений посредством движений глаз вам необходимо сделать следующее. 1. Определите и точно сформулируйте убеждение, которое вы собираетесь в себя внедрить. 2. Пригласите кого-нибудь из своих друзей или подруг и попросите его(ее) меняя темп и амплитуду движений подвигать перед вашим лицом двумя сомкнутыми пальцами: вначале no-горизонтали (т. е. Справа — налево и слева — направо) плавно и ритмично (как метроном). Все это время, не меняя положения головы следите за перемещением пальцев вашего друга или подруги, только лишь двигая глазами — и определите оптимальный для вас темп и амплитуду движений. 3. Оцените по десятибалльной шкале то, насколько изначально вы верите в свое новое экологичное убеждение — исходя и того, что 10 баллов соответствует абсолютной верее него, а О — полному неверию. 4. Теперь попросив, чтобы ваш друг или подруга по вашей .же команде начал двигать двумя своими сомкнутыми пальцами — no-горизонтали, с выбранными вами темпом и амплитудой, и всего 24 раза — также начните, отслеживая глазами движения его руки, думать о своем новом убеждении: мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написанный лозунг, и т. д. и т. п. (здесь все отдается на откуп вашей фантазии). После того, как вы закончите цикл из 24 движений глаз с одновременным «думанием» выбранного вами экологичного убеждения, определите, насколько теперь вы верите в него. И не удивляйтесь тому, что эта веравнезапно увеличилась на целый балл, а то и более. 6. Продолжайте, думая (именно так: думая, а не обдумывая) новое убеждение, серии из 24 движений глазвслед за движениями пальцев вашего друга или подруги, всякий раз проверяя результат — достигнутый вами балл веры. Предложите своему «тренеру» разнообразить движения его пальцев, за которыми вы будете продолжать пристально следить глазами, не меняя положения головы. Пусть он использует: • движения по-горизонтали (<— и ->) • движения крест-накрест (Х и + ) • движения в виде «восьмерки» (°° и 8) • круговые движения (О) Сделайте столько серий, сколько вам необходимо для того, чтобы достигнуть веры в, минимум, 7—8 баллов из 10 возможных. 7. Если в процессе внедрения убеждения у вас возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспоминания (как правило, связанные с формированием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь, а на время отвлекшись от того, с чем вы работаете, переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал», сосредоточьте на нем свое внимание и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет безразличным. Закончив, вернитесь к работе по внедрению своего нового экологичного убеждения. Аффирмирование экологичных убеждений. Теперь о четвертом — но не последнем — способе работы с убеждениями — их аффирмировании. Не стоит бояться мудреного названия, ибо, по самому простому определению, аффирмация есть любая положительная мысль, которую вы можете сознательно выбрать для |