МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Уникальность вашей личности





«Эксперт — любой человек не из нашего города».

Правило Марса

Что такое самооценка.Ну вот, теперь-то, после того как вы/мы разобрались с поведением и состоянием, можно уже приступать и к святая святых: вашей собственной, неповторимо уникальной, но, увы, скорее всего, весьма далекой от совершенства личности. В разрезе ее качеств и способностей, что в сути своей есть одно и то же, ибо уверенность в себе как качество личности вполне может рассматриваться как способность быть уверенным.

Сразу же оговорюсь: большинство из ранее описанных в этой книге психотехнологий — прежде всего яко-рение, взмах и «чудесный магазин»— вполне могут быть использованы для создания новых способностей и качеств вашей личности. Но повторяться я не люблю, и потому в этом разделе будут описаны другие, зачастую, совершенно новые техники совершенствования личности (исключение будет сделано только для иного, нежели описано ранее, варианта психотехнологии взмаха).

С чего мы здесь начнем? Да с того, что составляет базис, основу этого сложного образования (я, разумеется, имею в виду понятие «личность»). С вашей собственной самооценки, ибо она и есть своеобразный костяк, «скелет» вашей личности, на котором и гнездятся «мышцы» ваших способностей и личностных качеств. И вы можете быть сколь угодно совершенным, но если при этом низко оцениваете себя, все это ваше совершенство окажется просто нереализованным — точнее, не реализуемым и не используемым. Ибо, как очень точно заметил М. Холл, человек не будет гением, пока не поверит, что в нем есть сила и гениальность.

Итак, самооценка. Образно ее можно сравнить с кристаллом с множеством граней, где сам по себе кристалл (или его качество) представляет собой общую самооценку (то есть себя, любимого или не очень, но как бы в целом), а грани соответствуют частным самооценкам (себя в различных ипостасях). Общая самооценка существенно влияет на уровень частных самооценок (хотя они и обладают относительной независимостью), поэтому с нее-то мы и начнем.

Скажите, если мы воспользуемся уже привычной вам десятибалльной шкалой, насколько высоко вы оценили бы себя по ней в целом? В данном случае десять баллов соответствуют максимально высокой самооценке — полному и безоговорочному принятию себя как не просто уникальной, но еще и безоговорочно достойной личности, а один балл представляет минимальную самооценку — восприятие себя как полного ничтожества. Сколько там у вас получилось? Пять-шесть баллов? Все правильно — как и у большинства. Вот только нечего здесь гордиться принадлежностью к этакому среднему — по самооценке — классу, ибо эти самые пять-шесть баллов на самом деле свидетельствуют о том, что на пятьдесят-шестьдесят процентов вы себя любите, а на сорок-пятьдесят — ненавидите. И это просто грустно, поскольку ненависть к себе всегда была плохим подспорьем в личностном росте и самосовершенствовании, ибо мы редко совершенствуем то, что ненавидим, а, наоборот, предпочитаем ненавидимое разрушать и уничтожать (так не в низкой ли самооценке кроятся корни саморазрушительных действий против себя — ведь тогда получается, что тот же алкоголизм и наркомания есть не только добровольное безумие, но еще и добровольное самоубийство?). Так что давайте поднимем вашу общую самооценку до должного уровня, а именно до де- сяти баллов. Да, именно так — до десяти из десяти возможных и никак не меньше. Потому как нечего вам втесняться столь высокой самооценки, ибо она будет основываться не на привычных стандартах сравнения («у меня «мерсюк», а у тебя «жигуль» — значит, я круче тебя»), а на полном и безоговорочном принятии себя как единственного и неповторимого. Если хотите — подлинной реализации принципа «Азм есмь», что в более современной транскрипции значит «я есть я и это здорово!».

Описание повышения самооценки. Разработанная мною на основании работ М. Холла психотехнология создания высокой самооценки проста, но своеобразна, отчего я позволю ее пространно прокомментировать.

Итак, первое, что вам необходимо сделать, так это где-то прямо перед собой, в пространстве, представить собственный образ — себя как человека, оцениваемого вами же на пять-шесть баллов из десяти возможных. Никаких особых требований к содержанию данного образа не предъявляется за исключением уже упомянутого: это вы, но тот, которого оцениваете на пять-шесть баллов. Одеты вы можете быть во что угодно, хотя далее, когда мы будем работать над частными вашими самооценками, одежда эта должна соответствовать той области, с которой вы работаете (так, если вы повышаете оценку себя как начальника, вряд ли уместным будет работать с вашим нетленным ликом, облаченным в сомнительной свежести домашние штаны и застиранную майку).

Теперь, после того как образ сформировался (именно так — лучше не представляйте его, а дайте этому образу возникнуть как бы самостоятельно), отодвиньте его в сторонку, после чего приступайте к работе с тремя состояниями, последовательное введение которых в этот самый образ и сформирует вашу высокую самооценку. Первое из этих состояний именуется весьма своеобразно: «принимаю, хотя и неприятно». Вспомните-ка любую ситуацию из вашей жизни, когда вы что-то принимали, хотя это и было неприятно. Дождь, который помешал вашей прогулке или «пикнику на обочине». Автомобильную пробку, которая не позволила вам без помех добраться до дома. Или нашу Думу, которую все при- нимают, хотя и неприятно. Учтите: вашему бессознательному абсолютно наплевать на то, откуда, то есть из какой области вы извлечете это самое состояние. Главное здесь только то, чтобы данное ваше принятие не-приятного было не истеричным («жена стерва, но ведь живу с ней, а значит, принимаю!»), но, так сказать, философским («пошел дождь, а это значит, что от прогулки придется отказаться; жаль, конечно, немного неприятно, но я это принимаю»).

После того, когда вы вспомнили ситуацию «прини- маю, хотя неприятно», вам надлежит мысленно войти в себя в этой ситуации и ощутить это самое состояние, причем весьма конкретно, сиречь определить, где (в голове, в руках, в шее или в груди и т. д.) и как (как плотное или разреженное, круглое или квадратное — и т. п.) оно ощущается. Теперь — ощущая данное состояние, так сказать, в натуре и конкретно — оцените, пожалуйста, его интенсивность по уже известной вам десятибалльной шкале. Сколько там у вас «набежало»? Только четыре? Не огорчайтесь — сие нормально, ибо вы вспоминаете ощущение, а не переживаете его воочию.

Однако четыре балла интенсивности ощущения — это явно недостаточно для постановки самооценки. Поэтому представьте, что где-то вне или внутри вас находится этакий регулятор интенсивности состояния (поворотный или ползунковый — это уж вам самому выбирать), а над ним — шкала этой самой интенсивности со стрелкой, которая сейчас замерла на отметке четыре из десяти возможных. И начните плавно поворачивать или двигать этот регулятор, одновременно с интересом наблюдая за движением стрелки. Задача ваша проста: «довести ее до отметки десять, а если при этом у вас еще и уплотнится или расширится состояние «принимаю, хотя неприятно», то это уж, так сказать, как бог велел. «Десятка» достигнута? Прекрасно! Тогда верните образ самого себя (опять поставьте его перед собой) и любым образом как бы спроецируйте на него состоите «принимаю, хотя неприятно». Годится любая метафора передачи: в виде луча света и энергии или даже потока жидкости, которую, как губка, впитывает ваш образ себя (во время Мастер-класса «Построение человеческого совершенства» один из участников спросил: «А можно я наберу это состояние в водяной пистолет и спрысну из него свой образ?», на что я ответил: «Ну конечно же можно!») Закончили? Отлично! Теперь по такой же схеме поработайте (последовательно) с еще двумя состояниями: благодарности и признательности, а также почитания и благоговения. Первое из них вспомнить достаточно легко, ибо с трудом верится, что вы никогда и ни к кому не испытывали эти самые признательность и благодарность. Сложнее со вторым, ибо подлинное почитание и благоговение вообще-то свойственно только глубоко религиозным людям. А несмотря на то, что нынче модно верить в бога, в таком вот эмоционально-духовном плане наше общение с Высшими Силами представляется весьма убогим (не случайно же народ метко окрестил членов правительства и прочих власть имущих, в обязательном порядке присутствующих в церкви на торжественных молебнах и богослужениях, «подсвечниками»). Что ж, может быть, подобное состояние у вас было, например, во время потрясающе красивого заката где-то над морем или в горах, когда вас буквально захватило благоговение перед красотой и гармонией мира. Используйте все, что подойдет. В любом случае и для благодарности-признательности, и для почитания-благоговения, вам надлежит действовать по вышеописанному алгоритму. А именно вспомнить ситуацию, когда вы испытывали нечто подобное, мысленно войти в нее (точнее — в себя в ней), «опредметить» искомое состояние в теле, оценить его интенсивность, довести эту интенсивность до максимума, после чего спроецировать данное состояние на собственный образ. Сделали? Тогда посмотрите еще раз на «картинку» самого себя и скажите: это образ человека, который оценивает себя на сколько баллов? Что, на все десять? Так именно этого мы и добивались — за счет того, что вы сначала приняли себя, ну а потом испытали к себе же благодарность и признательность, а также почитание и благоговение. Теперь осталось последнее в данной психотехнологии — ввести этот новый образ в себя. Мысленно возьмите собственный портрет руками и как бы втяните его в свое тело, дав ему заполнить всего вас — до кончиков пальцев рук и ног. А теперь снова определите собственную самооценку. Что, девять с половиной? Жаль, что не десять, но это часто бывает — некоторая потеря при переходе нового образа себя из диссоциированного в ассоциированное состояние. И уж во всяком случае девять с половиной (не недель, а баллов) это куда как лучше, нежели ваши прежние пять-шесть...

Алгоритм создания самооценки. Приведу полный алгоритм данной процедуры — техники создания высокой самооценки.

1. Оцените по 10-балльной шкале свое собственное общее отношение к себесамоуважение и самооценку (можно как в целом, так и по отдельности, если между ними существует заметная разница). Если полученные (опять-таки общие) оценки достаточно высоки, определите специфический контекст или ситуацию, которая является для вас проблемной (например, вы можете терять самоуважение при разговоре с авторитетным начальником), и работайте именно с этим аспектом самоотношения. Если же оценки невысоки, работайте «в общем». То есть задайтесь вопросом, не ощущаете ли вы явственную склонность к самоосуждению, сомнениям в себе или не принятию себя—в целом или в каких-то контекстах и ситуациях. И оцените для выявленного уровень самоуважения и самооценки по рекомендованной 10-балльной шкале.

Проанализируйте обнаружившиеся провалы (естественно, по одному). Сами для себе ответьте на вопрос, ведет ли подобное самоосуждение, сомнение в себе или не принятие себя к тому, чтобы сделать вашу жизнь экологичной, эффективной и счастливой? Придает ли оно вам силы в личностном плане? Является ли тем способом жизнедеятельности, который вам подходит? Может быть вам «этого» уже «довольно»? Тогда готовы ли вы дать себе шанс увеличить ваше самоуважение и самооценку? Если нет, удовлетворите все возражения противящихся этому частей1 либо просто попросите их не мешать эксперименту. Если да, (фазу переходите к следующему шагу.

3, Локализируйте и опредметьте ваши самоуважение и самооценку и (или) представьте образ себя — такого, который их имеет в недостаточной степени.

4. Получите доступ к состоянию принятия, вспомнив или вообразив все что угодно (человека, ситуацию, природное явление и т. п.), что вам не очень нравится, но вы это принимаете (например, ваш может не нравится снег, но вы его принимаете). Локализируйте, опредметьте, оцените и (при необходимости) усильте это состояние принятия.

5, Войдите в состояние принятия настолько полно и совершенно, насколько это для вас возможно, и привнесите его в свои самоуважение и самооценку, одновременно как бы спроецировав это состояние на образ самого себя.

6. Получите доступ к состоянию признательности (благодарности), вспомнив или вообразив то, что бе-зоговорочно вызывает у вас это (эти) чувства. Локализуйте, опредметьте, оцените и усильте данное состояние.

7, Войдите в состояние признательности (благодарности) полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав принятие на образ самого себя.

8. Получите доступ к состоянию почитания (благо-говения или глубокого уважения), вспомнив или сообразив нечто, безусловно вызывающее у вас данные состояния (если не найдете ничего в физическом мире, используйте феномены мира высшегоПрирода, Бог,

1 Используйте для этого, например, психотехнологию объединения частей, описанную далее в разделе 5.2. Космический Разум или Абсолют). Локализуйте, оп-редметьте, оцените и усильте эти состояния.

9. Войдите в состояние почитания полно и совершенно, после чего привнесите его в самоуважение и самооценку, одновременно спроецировав данное почитание на образ самого себя.

10. Оцените по 10-балльной шкале получившийся в результате процедуры уровень самоуважения и самооценки и в случае, если он вас устроит, введите в свое тело трансформировавшийся в результате образ самого себя, как бы втянув его внутрь и расширив там до своих телесных объемов.

11. Повторите шаги 1—10 для всех остальных кон-текстов и ситуаций, где вы чувствуете недостаток самоуважения и самооценки.

12. Осуществите подстройку к будущему, представив, как легко и элегантно вы будете теперь двигаться по жизни.

Самооценка с точки зрения ролей.Теперь вспомним, что самооценка бывает не только общая (в общем), но еще и частная. И займемся анализом вашей личности. Здесь — в плане анализа — я рекомендую вам воспользоваться данными широко известного в психологической науке теста «20 .вопросов» или, иначе, «Кто я?» Делается он так. Представьте, что к вам ,— например, на улице или в другом месте — подошел незнакомый человек и, в упор глядя на вас, спросил: «Кто вы?» Разумеется, его интересуют не ваши анкетные данные, а, так сказать, суть. И потому отвечаете вы первыми пришедшими на ум определениями себя, например, мужчина, студент, муж. Попробуйте дать двадцать таких определений — разумеется, не повторяющихся — каковые вкупе представят весь (или почти весь) ваш ролевой набор, то есть совокупность ролей, каковые вы исполняете, так сказать, по жизни. А теперь, получив этот список, начните последовательно определять свою самооценку для каждой из этих ролей, используя все ту же десятибалльную шкалу. Насколько вы, например, оцениваете себя как мужчину? Что, только на четыре бал- ла? Ну так не удивляйтесь своим сексуальным проблемам, которые, буде их даже пока нет, скоро появятся. Лучше доведите свою «мужчинную» самооценку до десяти баллов, и приятно удивите бог весть откуда взявшейся потенцией любимую женщину (или любимых женщин). Разумеется, подобную процедуру поднятия самооценки нужно осуществить для всех своих ролей — по алгоритму, который описан выше.

Создание нового себя. Теперь, когда необходимый костяк у вас уже создан, начнем наращивать на него мясо — сиречь, необходимые способности и качества личности. Для чего, во-первых, познакомимся — сначала теоретически, а потом уже и практически — с очень важной для нас и крайне интересной психотехнологией, позволяющей создавать в себе любые новые способности и качества личности, отталкиваясь от проблем, которые с этими способностями и качествами личности у нас связаны.

«В оригинале» в нейролингвистическом программировании эта психотехнология называлась техника четырехшагового рефрейминга. Как следует из названия, она выполняется в четыре шага. Однако ниже я привожу куда более полное описание данной процедуры, в которой шагов этих насчитывается восемь. Описание это сделал А. Карелин в своей книге «Психология изменений», причем в самом общем виде и именно в таком виде (но с изменениями) я его и привожу. Данная процедура (кстати, названная данным автором весьма символически: «Новый Я»), может вами использоваться для совершенствования себя в области любых проблем способностей и качеств личности.

1. Осознайте свою проблему и назовите ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента вашей личности. Важно, чтобы изменения касались только этого проблемного аспекта, а не расплывались на другие области жизни. Удобным способом получения данного эффекта является обозначение качества, подлежащего изменению, словом.

2. Мысленно переживите две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Получить полный доступ к переживаниям мы можем, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном шаге процедуры все делается в ассоциированном состоянии. И здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть определить, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации.

3. Диссоциируйтесь от ситуаций, связанных с проблемным качеством.Другими словами, посмотрите на все происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Скорее всего перед вашим внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя вы и отделены от ситуации, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, будут присутствовать.

4. Начните изменять образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным.Сделайте этот образ максимально неприятным, и в это время сжимайте левый кулак. Причем, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимайте кулак.

На пике негативного переживания надо разжать пальцы.

Как совершенно справедливо утверждает А. Карелин, сжимание руки в данном случае выступает в качестве механизма обратной связи, позволяющего регулировать силу переживания. Ибо непосредственно человек не умеет делать это произвольно. А вот регулировать силу сжатия кулака по своему желанию не представляет никакой трудности. Установив же взаимосвязь между мышечным напряжением и психологическим переживанием, можно легко регулировать интенсивность последнего — этого самого переживания.

При этом данный автор отмечает очень важный момент, по которому еще одной функцией руки в процедуре является получение доступа к ощущениям тела (а мышечное напряжение безусловно относится к таковым). Дело в том, что весь процесс изменения мы как бы отдаем на откуп вашему бессознательному. На уровне сознания обрисовывается лишь исходное проблемное состояние и то, к чему ему стоит стремится, то есть желаемое состояние. Задача здесь заключается в том, чтобы продемонстрировать бессознательному, что подлежит изменению, и в каком направлении. Доступ же к самому бессознательному как раз и возникает через телесные ощущения. Ибо наше тело — это овеществленное бессознательное. Бессознательное, которое можно увидеть и потрогать. Именно поэтому, связывая первое и второе состояния с мышечным напряжением, мы фактически предоставляем бессознательному возможность иметь доступ к главным ориентирам предстоящего изменения.

И еще одно замечание А. Карелина. Рекомендация использовать именно левую руку на данном шаге процедуры относится к тем, у кого правая рука является ведущей от рождения. Если же человек левша, то на этом этапе процедуры ему лучше использовать правую руку.

5. Как бы смоделируйте желаемое состояние1. Создайте образ самого себя в будущем и посмотрите, как вы будете выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся ваши движения и ощущения. Какие новые особенности обретет ваш же голос.

Задайте себе вопрос: «Для чего я хочу избавиться от проблемы?» Ответ на него часто и является формулировкой названия того, к чему стоит стремится. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы.

Если вам понравился сконструированный образ себя в будущем, то ассоциируйтесь с ним. Или, другими словами, «шагните» внутрь себя и ситуации и ощутите, как вы будете себя чувствовать после всех изменений. Если вас устраивают эти переживания, можно переходить к следующему шагу процедуры. Если нет, надо произвести необходимые дополнения. Например, добавить легкости в движениях или твердости в голосе. Все зависит от вашей фантазии, а также и контекстов будущего состояния.

 

1 Термин «состояние» используется здесь в контексте модели НС — ЖС — С. К.

6. Снова вернитесь в позицию Стороннего наблюдателя, то есть диссоцийруйтесь от будущей ситуации. Посмотреть на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Делайте так, чтобы образ становился все более и более привлекательным и визывал массу позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак по тому же самому «принципу»: чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений надо опять-таки разжать пальцы.

Теперь у вас есть два образа: один слева; другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положи-тельные переживания, ведь это результат приложен-ных усилий и «строительный материал» будущих позитивных изменений.

7. Вытянутыми руками как бы прикоснитесь к образам и начинайте мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Одновременно и синхронно сближать руки так, что в момент, когда произойдет объединение образов, соединятся и ваши руки. Правда, довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов, но это вполне допустимо, так как ускоряет процесс объединения.

А. Карелин упоминает об еще одной функции рук в ходе процедуры. О том, что они, по сути, выполняют роль якорей, удерживающих соответствующие состояния (сиречь, качества личности). Поэтому соединение рук приводит к объединению двух состояний. А поскольку одно относится к прошлому, а другое к будущему, то их встреча позволяет задать направление желаемых изменений.

После того, как вы соединили руки, дождитесь пока образы объединятся. И посмотрите, нравится ли вам новый образ себя? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает, например, слишком много негативных черт осталось от образа прошлого, проблемного состояния, то это можно легко исправить. Просто снова разводя руки, как бы разводите и образы.

Затем добавьте или усильте соответствующие пози тивные черты. А после снова соедините руки и образы.

Данную процедуру можно повторить несколько раз, по-ка итоговый образ не станет устраивать вас на все сто процентов.

8. Теперь объедините итоговый образ со своим собственным телом. Другими словами, погрузить об раз в себя или, иначе ассоциируйтесь с ним. Для этого, переплетя пальцы, приближайте руки к своей груди,

одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, можете расцепить руки и даже обнять себя, переживая процесс объединения. Обратите внимание на то, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями вашего тела. Когда переживания закончатся, можно опустить руки.

Образ совершенного себя. Сразу же «повинюсь»: несмотря на все уважение к «первоисточникам», я сильно модифицировал вышеописанную процедуру. И разработал технику создания совершенного себя, како-вой и предлагаю вам воспользоваться в дополнение (или вместо) вышеприведенного.

1. Определите область в которой вы собираетесь добиться совершенства. Проще всего это сделать, составив два списка слов: отражающих ваше нынешнее несовершенство и представляющих ваше же будущее совершенство (попарно, например, «неуверенный в себе»«уверенный в своих силах сделать все, что можно и должно»). Список этот может включать более чем одно качество или свойство вашей психики, однако помните, что максимальный объем нашей кратковременной памяти7±2 структурированных блока информации. Поэтому, не зная толком своих возможностей, не экспериментируйте «За раз» более чем с пятью чертами (а лучше просто работайте с каждой парой no-отдельности). Оцените свою внутреннюю готовность к этому совершенству по 10-балльной шкале. 2. Возьмите список своих несовершенств ипредставьте прошлые ситуации, в которых вы их проявляли.Начните с диссоциированного их рассмотрения (т. е. как бы глядя на себя со стороны), после чего ас- социациируйтесь с собой (т. е. как бы войдите в себя вэтих ситуациях и начните смотреть на все происходящее как бы из своих глаз). Постарайтесь при этом максимально полно ощутить состояние собственного несовершенства — пережить его до неприязни.

3. Удерживая эти ощущения, вытяните под углом в 45° от себя (параллельно полу) свою недоминантную руку(левую для правшей и правую для левшей), сложите пальцы в кулак(но не сжимайте их) и помес-тише интегральный образ несовершенного себя в пространстве над этой рукой.А далее начните из-менять этот образ, делая его все более негативным, одновременно сжимая пальцы в кулак и усиливая свою неприязнь к нему до полного неприятия. В буквальном смысле этих слов, рисуйте на себя неприятную карикатуру или шарж. На пике негативного переживания разожмите пальцы.

4. Вообразите образ совершенного себя в будущем. Мысленно нарисуйте себя обладающим полным набо- ром свойств, черт и качеств из списка своего совер- шенства. Не ограничивайте себя самоуничижением — . все эти свойства, черты и качества давно уже есть ввашем бессознательном (точнее — в сверхсознатель- ной его части), так что вам их нужно просто извлечь оттуда и актуализировать. Если надо, усильте этот образ диссоциированно наблюдая за своим совершенством в самых разных условиях и обстоятельствах ---антиподах ситуаций несовершенства. Добившись желаемого, ассоциируйтесь с этими образами (как бы войдите в них), и постарайтесь максимально полно пережить это восхитительное состояние собственного совершенства,а также его привлекательности.

Удерживая эти ощущения, вытяните под углом в 45° от себя (параллельно полу) свою доминантнуюруку (правую для правшей и левую для левшей), сло- жите пальцы в кулак (но опять-таки не сжимайте их) и поместите интегральный образ совершенного себя в пространстве над этой рукой. А далее начните изменять этот образ, делая его все более позитивным, одновременно сжимая пальцы в кулак и усиливая восхитительное состояние собственного совершенства и его привлекательности до полной неотразимости. Образно говоря, рисуйте себя с нимбом над головой и крылышками за плечами. На пике позитивного переживания разожмите кулак.

6. Сжав кулаки и мысленно как бы «прихватив» несовершенный и совершенный образы, начните сближать руки, одновременно мысленно сближая и образы. В момент соприкосновения кулаков или чуть позднее образы соединяться, как бы влившись друг в друга. Дождитесь этого соединения и оцените получившееся в результате «интегральное образование». В 99% это будет ваш образ совершенного себя. Если же в нем обнаружатся черты, не отвечающие вашему представлению о совершенстве, сделайте этот образ «условно несовершенным», создайте новый образ совершенного себя и повторите процедуру.

7. Введите образ совершенного себя в собственное тело. Для этого переплетите пальцы обоих рук и начните приближать их к своей груди, одновременно мысленно приближая искомый образ. В момент, когда руки коснутся груди или чуть позднее, образ войдет в ваше тело, после чего дайте ему возможность заполнить вас целиком и полностью, как бы пропитывая совершенством каждый орган и клеточку вашего тела. После завершения переживания не забудьте расцепить руки. И сцепите по 10-балльной системе то, насколько вы теперь готовы к данному совершенству.

Взмах для качеств личности. Таперича давайте вспомним о психотехнологии взмаха, каковую вы, надеюсь, освоили уже почти в совершенстве. Скажите, а зы не обратили внимание на некоторые ограничения, имманентно, как любят говорить философы, заложенные в этой процедуре? Ладно, не мучайте свой только еще набирающий силу интеллект —я сам вам все сей- чае объясню.

Психотехнология, которую вы использовали, назы-вается в НЛП (с моей, кстати, легкой руки) контекстный взмах. Почему так? Да потому, что новые ваши реакции и способы действии мы с его помощью воссоздаем как бы в контексте ситуации, в которой имеется соответствующий триггер. Соответственно и совершенствование ваше совершается только в контексте (это я каламбурю) отдельных ситуаций нежелательного поведения, и та же, например, уверенность будет у вас отныне проявляться только в этих «взмахнутых» условиях и обстоятельствах, а не так сказать, «по широкому фронту». То есть она может не достигнуть того уровня, с которого из способа поведения превратиться в способность или качество личности, что, конечно же, жаль. Однако оказалось, что после небольшой модификации базовой психотехнологии, осуществленной группой американских тренеров НЛП, результаты контекстного взмаха могут быть распространены на множество разнообразных контекстов — не только в пространстве, но и во времени. То есть превратиться в нечто более устойчивое и даже как бы стать чертой характера. Так что рекомендую вам проделать с собственным совершенством следующую процедуру. Описание ее, правда, сделано для случая бессилия/беспомощности, но я думаю, что вы поднаторели уже настолько, что привязку этой «карты» к собственной «территории» осуществите сами (По: С. Андреас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер, Т. Халлбом, Р. МакДональд, Д. Шмидт, С. Смит. «Миссия НЛП»; назовем это техника взмаха с расширением контекстов).

1. Идентификация с образом-указателем.Начните с воспоминания определенной ситуации, в которой вы чувствовали собственное бессилие. Хотя некоторым сразу же приходит в голову какой-нибудь драматический момент из их жизни, будет лучше, если вы выберете какую-нибудь обычную ситуацию. Когда вы измените свое повседневное чувство беспомощности, изменятся все схожиес данной ситуацией жизненные впечатления. Убедитесь, что воспоминание вполне конкретно и реально, войдитев это воспоминание и увидьте то, что вы ви-делив момент, предшествующий началу ощущения вамибеспомощности. Этот образ-указатель вы используете позже, а пока — временно — отложите его в сторону.

2. Ваш творческий образ.Теперь глазами воображения увидьте свой внутренний образсебя, уже решившего проблему собственного бессилия: творческого, обладающего мощью и силой. Пусть это будет как ваша фотография без фона. Вам не обязательно знать, как вы добились этогопросто увидьте, как вас переполняет чувство собственной силы. Это может проступать в блеске глаз, в самодовольной улыбке и т. д.

Добейтесь того, чтобы изображение вас полностью развилось. Убедитесь, что оно кажется вам настоящим и весьма привлекательным. Радуйтесь этому образу.

3. Расширение своего творческого образа.Мыс ленно поместите образ в маленькой мигающей точке. Сделайте так, чтобы эта точка резко начала расти, становиться ярче до тех пор, пока вы не увидите перед собой этого творческого себя в натуральную величину. Затем увидьте чистый экран. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока она не станет автоматической.

4. Свой творческий образ в образе-указателе. А теперь разместите эту мерцающую точку со своим образом в центре образа-указателя, увиденного вами в 1 пункте.

5. Замена образов. Когда образ-указатель быстро бледнеет и темнеет, сделайте так, чтобы мигающая точка начала резко расти и становиться ярче, открывая творческий образ, который в свою очередь начинает быстро расти и принимать натуральную величину.

6. Увидьте чистый экран.

7. Повторение. Повторите шаги с 4 по 6 в более быстром темпе. Вновь разместите маленькую мерцающую точку в центре образа-указателя. Когда образ-указа-тель начинает быстро бледнеть и темнеть, пронаб-людайте. как ваше изображение резко начинает увели-чиваться, становиться более отчетливым и, наконец, ваш творческий образ закрывает собой образ-указатель. И вновь чистый экран.

8. Множество собственных творческих образов. Поскольку образ «творческого вы» наверняка будет служить вам во множестве различных ситуаций, лучше всего, если вы будете видеть это позитивное изображение везде, куда ни взгляните — в прошлом, настоящем и будущем. Для этого представьте себе, что вы физически держите в руках «творческого себя». Вытяните руки и схватите его. Когда вы прикоснетесь к нему, он начнет становиться ярче. А теперь размножьте этот большой образ, как бы сделав его цветные копии. Сделайте столько образов творческого себя, один за другим, чтобы все они напоминали вам большую колоду карт.

Теперь оставьте перед собой один образ, а осталъ- ные отпустите в воздух. Смотрите, как все образы «творческого себя» начинают опадать и укладываться вокруг вас, создавая концентрические круги, расширяю-щиеся на огромное расстояние во всех направлениях; в наше прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряды образов «творческого себя», располагающиеся вокруг вас. И позвольте, чтобы со всех сторон вас окружали и проникали в вас добрые чувства.

9. Проверка результатов. Когда эта процедура будет повторена вами несколько враз, вам необходимо будет проверить результаты своей работы. Подумай те, что вы чувствуете, когда пытаетесь вызвать в воображении этот первичный неприятный образ- указатель. Если же вам вообще не удается вызвать неприятные чувства или у вас возникают с этим трудности — вы закончили выполнять упражнение.

Если же негативные ощущения не покинули вас при воспоминании об образе-указателе, повторяйте упражнение, уделяя пристальное внимание каждому шагу, до тех пор, пока не исчезнут неприятные чувства. Внеконтекстный взмах. А теперь еще один «вопрос на засыпку». Скажите, а не появилась ли у вас крамольная мысль относительно посылки куда подальше такого важного элемента контекстного взмаха, как этот самый контекст? Если да, то примите мои поздравления и немедленно записывайтесь на прохождение у меня курсов Практика, а то и Мастера НЛП — обещаю за сообразительность серьезную скидку. Потому как психотехнология внеконтекстного взмаха, каковую я далее опишу, как раз и построена на том, что, вне всяких там условий и обстоятельств, вы просто как бы меняете между собой два образа вашего «я».

И тот, который вам не нравиться (несовершенный) заменяете тем, который вас устраивает (совершенный). Причем делаете вы это в этаком «топографическом» режиме, т. е. подключая все модальности или ипостаси человеческого опыта: и визуальную, и аудиальную, и кинестетическую.

Выполняется техника внеконтекстного голографи-ческого взмаха следующим образом (часть описания сделана мною).

1. Посмотрите влево-вверх (это для правшей — левши делают все с точностью до наоборот) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь посмотрите вправо-вверх и представьте, как должны вы выглядеть вместо того, каким вы себе не нравитесь. Закончив, несколько раз переместите сконструированный образ в область, которая находится от вас слева, хотя тоже сверху— до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

3. Переведите глаза в положение вправо-по-горизон-тали и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете подобны сконструированному образу (т. е. станете таким, каким хотите). Как бы переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева, но тоже по-горизонтали.

4. Переведите глаза влево-вниз и почувствуйте то, что вы будете чувствовать когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область слева-внизу.

5. Отчетливо представив перед собой свой новый образ необходимое количество раз, сделайте так называемый, «взмах по дистанции и цвету» (По: М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего

а) Сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным.

б) Поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя.

в) Когда вы производите взмах ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и этот самый цвет обретет.

Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Ресурсы совершенного «я». Теперь, когда образ совершенного «я» у вас уже создан, необходимо наполнить его соответствующими ресурсами (я надеюсь, вы помните, что это такое). В принципе, после, внимательной проработки главы о состояниях, момент якорения и так сказать мета-моделирования (в традициях нейро-семантики М. Холла) ресурсов не представляет уже для вас особых проблем.

Однако сейчас я хочу не просто расширить ваш методический арсенал или диапазон, но предложить вам весьма оригинальную психотехнологию «целевого» получения необходимых ресурсов: разработанную мною технику «Круг Ресурсов».

1. Подумайте о той области жизнедеятельности, в которой (или для которой) вы хотите стать совершенным. Разверните как фильм картины своего будущего совершенства. Подумайте о том, что для того, чтобы быть совершенным, вам понадобятся какие-то ресурсы. Обдумайте эту «ресурсную» тему, не пытаясь при этом что-либо определять и конкретизировать. А закончив обдумывание, оцените наличие этих, еще не определенных и не конкретизированных ресурсов по десятибалльной шкале.

2.Обратитесь своему бессознательному с настоятельной просьбой определить, какие именно ресурсы необходимы вам для искомого совершенства. Дождитесь любого сигнала от него, который можно будет интерпретировать как свидетельство того, что определение ресурсов закончено. После чего попросите бессознательное приготовиться к передаче вам этих ресурсов, которая произойдет через некоторое время.

3.Вообразите, что на полу прямо перед вами находится круг диаметром примерно в.один метр — Круг Ресурсов, в котором вы сейчас будете приобретать необходимое. «Увидьте» этот круг, после чего представьте, что в нем (внутри, него) появляется цвет. Какого цвета стал теперь круг? Если черного, темно-коричневого, серого или белого, вернитесь на шаг 2. Если же любого другого, переходите к шагу 4.

4.Войдите в круг и вообразите, что вы как бы находитесь в луче светящего откуда-то сверху прожектора того цвета, который вы только что «увидели». Представьте, что этот свет и цвет пропитывает все без исключения ваше сознание и тело, снабжая вас необходимым и как бы вымывая ненужное. Ощутив, что вы «пропитались» светом и цветом в достаточной степени, выйдите из круга.

5.Внимательно посмотрите на Круг Ресурсов и определите, какого теперь цвета он стал. Если все того же, то это значит, что вы не воспользовались до конца предоставленным вам ресурсом и шаг 4 надо повторить. Если же другого, но не относящегося к вышеперечисленным, то проделайте все действия, описанные в п. 4 с этим цветом. Продолжайте до тех пор, пока ваш Круг Ресурсов не станет бесцветным, т. е. как бы исчерпает все свои цвета.

6. Поблагодарите свое бессознательное и оцените, насколько теперь вы обладаете необходимыми для вашего совершенства ресурсами — опять-таки по десятибалльной системе. Скорее всего, полученный результат вас приятно удивит.

7. Проделайте все, что описано в пп. 1—7, для всех остальных областей своего совершенствования.

Воснове данной психотехнологиилежит хорошо известный факт: то, что наша психика использует цвет в качестве кода для фиксации какого-либо состояния. Еще в прошлом веке швейцарский психолог и психотерапевт М. Люшер обнаружил, что каждый из цветов имеет свое психологическое значение, и разделил восемь цветных карточек созданного им на базе этой гипотезы. и ее доказательства так называемого восьмицветового теста Люшера на основные и дополнительные цвета (По: «Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера». Составитель О. Ф.Дубровская).

Основные цвета

Синий цвет.Символизирует спокойствие, удовле-творенность, нежность и привязанность.

Зеленый цвет.Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самовыражение.

Красный цвет.Символизирует силу воли, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

Желтый цвет.Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Дополнительные цвета Фиолетовый цвет.Символизирует тревожность. Коричневый цвет.Символизирует стресс. Черный цвет.Символизирует страх.

Серый цвет.Символизирует огорчение.

Так что в технике «круг силы» мы просто как бы пе-реворачиваем этот «цветовой» принцип репрезентации психического — то есть не оцениваем состояние вашей психики за счет анализа цветовой раскладки, но наоборот, сразу улучшаем ее посредством введения в ваше же сознание и тело ресурсного потенциала основных цветов (теперь вы, конечно же, поняли, почему я объявил запрет на использование дополнительных цветов, за исключением фиолетового — на фига нам ресурсировать себя в негативном ключе?).

Ну а то, какие именно ресурсы дало вам ваше мудрое бессознательное, вы можете определить сами— по вышеприведенной интерпретации цветов.

Техника «Личное мастерство».Доступ к необходимым для совершенства ресурсам можно обеспечить и по другой психотехнологии — техники «личное мастерство». Делается она так (По: В. В. Морозов. Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов).

1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером.

2. Переживите это поведение в ассоциированном состоянии, т. е. как главный участник, а не сторонний наблюдатель. Важно воспроизвести не только зрительные образы, но и звуки, связанные с ситуацией мастерства, эмоциональные переживания, вкусовые и обонятельные ощущения, если они, конечно, присутствуют там. Часто большую роль в данном поведении играют ощущения, связанные с движением тела или отдельных его частей.

3. Диссоциируйтесь от ситуации личного мастерства. Иначе говоря, посмотрите на все происходящее от начала и до конца с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы становитесь в позицию зрителя сцен из своей собственной жизни.

4. Вы имеет теперь две картины одного и того же события. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другомдиссоциированы от, него.

Далее перед своим внутренним взором расположите диссоциированный образ на заднем плане, а ассоциированный на переднем. И затем синхронно запустите события ситуации мастерства на переднем и заднем планах. Итогом данного шага процедуры будет трансформация диссоциированного образа в комнату личного мастерства.

5. Мысленно войдите в «комнату мастерства». Найдите там удобное место для занятия делом, в котором решили совершенствоваться.

И сделайте то, в чем вы хотите стать мастером.

...комната может использоваться разными спосо-бами. В ней можно отдыхать, размышлять, искать решения в сложных ситуациях, набираться сил и т. д. Все зависит от вашей изобретательности.

6. Проверка эффективности изменений происходит в реальной жизни.

Одним из критериев действительного изменения является то, что человек обнаруживает в новом для него деле какой-то важный момент, определяющий успех работы».

Создание зоны обладания. В заключение первой половины раздела о совершенствовании способностей и качеств личности — еще одна процедура. Буквально фанта- стическая по возможностям психотехнология, каковую я разработал опять-таки на основании идей М. Холла и назвал техникой создания «зоны обладания» (данный автор употреблял термин «зона могущества»). Суть или первооснова ее вполне ясна и вполне укладывается в несколько переиначенное выражение отца нейро-семантики, исполь-зованное мною в начале этого раздела.

Человек не станет гением, пока не поверит, что он обладает гениальностью

Однако в том-то и дело, что данное мета-состояние полного обладания, которое в моей модели складывается из семи состояний — принятия; признательности и бла- годарности; уважения, доверия; любви; подконтрольности и управляемости, а также собственно обладания («Моё!»)1 — оказывается в чисто неврологическом смысле отнюдь не присущим человеку по отношению ко многим вещам, которые ему на самом деле принадлежит.

 

1 В отличии от М. Холла, у меня состояние «моё!» не на- чинает, а венчает «пирамиду» мета-состояний техники «зона обладания». А сама эта пирамида состоит не из трех, а из семи мета-состояний.

 

Да-да, именно так: нам принадлежит много из того, чем мы, тем не менее, не обладаем! Например, всем нам принадлежит наше тело со всеми включенными в него органами, но вряд ли кто-нибудь, кроме продвинутых йогов, положа руку на сердце, скажет, что всем этим обладает — скорее, наше тело обладает нами... Да что там тело: скажите, а жизнью, которая вам принадлежит по праву рождения, вы обладаете — или все-таки, наоборот, она обладает вами? Так вот, с помощью техники создания зоны обладания вы окажетесь способным действительно обладать — причем всем, чем хотите. Например, у меня была клиентка, которая испытывала тоску и ужас по поводу свой работы руководителя, ощущая репрезентацию этой работы в виде тяжелого свинцового хомута на шее и оценивая свои способности (или возможности) обладания этой работой в два балла по десятибалльной шкале. После использования данной психотехнологии оценка уровня обладания работой у этой клиентки повысилась до девяти баллов, причем одновременно с этим, как по мановению волшебной палочки, тяжеленный хомут превратился в невесомое меховое боа, нежно и бережно согревающее шею... Так что воспользуйтесь психотехнологией создания обладания для того, чтобы стать счастливым обладателем любых необходимых вам для совершенства способностей и качеств личности — и еще много прочего.

Техника создания «зоны обладания» не сложна, за исключением двух моментов. Первый из них связан с репрезентацией той способности или качества личности, которыми вы хотите обладать. Предположим, что вы хотите стать человеком, обладающим силой воли. Скажите, а где именно находится эта самая сила воли, которой вы хотите обладать — вне или внутри вас? Если вне, то, может быть, вы ее пригласите вовнутрь, а если она уже внутри, то где именно внутри вы ее чувствуете, видите или даже слышите: в голове, в плечах, в спине, в груди, в животе, в ногах или в левой — любимой — пятке? Так, предположим, что искомая сила воли обнаружилась в груди. Скажите, а на что она похожа, если представить, что она имеет объем и форму? На плотный шар диаметром примерно в десять сантиметров, прикрепленный к позвоночнику? Вое, дело сделано — репрезентация силы воли получена, и теперь вам остается только проделать нижеописанную технику, дабы стать ее (силы воли, а не техники) счастливым обладателем. Так что всегда ищите репрезентацию того, чем вы хотите обладать. А если ваше хотение касается чего-то внешнего, то все, что вам надо сделать, так это просто работать с внутренней репрезентацией этого самого внешнего — тем, что видится, слышится и чувствуется, когда вы о нем думаете или вспоминаете.

Вторая сложность связана с поиском состояния «контролирую и управляю». Ищите его среди всего того, что действительно и безоговорочно контролируемо вами — и, разумеется, вами же и управляемо. Например, сам с собой я всегда работаю с использованием состояния подконтрольности и управляемости, которое с наслаждением испытываю где-нибудь на трассе Москва — Рига, по которой мчусь на своем «Ауди» со скоростью около двухсот километров в час (разумеется, только там, где это позволяет дорожное покрытие, интенсивность движения, видимость и т. п. — я все-таки лихач, а не самоубийца!). Состояние упоения от власти над почти двухтонным механическим зверем и сотнями его лошадей, находящимися под полным моим контролем, управляемыми мною и только мною. Думаю, что автомобилисты меня поймут и легко вспомнят соответствующее состояние.

Что же касается остальных, то, как говорится, ищите и обрящите. Ведь состояние подконтрольностью и управляемости может присутствовать у вас в отдельные моменты сидения за компьютером, работы на швейной машинке и даже во время возни с кухонным комбайном.

Полный алгоритм выполнения техники создания «зоны обладания» выглядит следующим образом. 1. Определите, чем именно (а данном контексте — какими способностями и качествами личности) вы хотели бы действительно обладать. И оцените уровень вашего обладания этими силами по 10-балльной системе.

2. Получите доступ к этой способности или качеству личности. Вспомните ситуацию, в которой они присутствовали, войдите в себя, определите ее локализацию и «предметность» искомого, после чего попробуйте ее увидеть, описав цвет, форму, плотность и тому подобные, характеристики найденной способности или качества личности, оцените, насколько вы этим обладаете по 10-балльной системе.

3. Получите доступ к состоянию принятия. Вспомните, когда было так, что вы просто приняли нечтобез оценки и осуждениявойдите в себя в соответствующей ситуации и ощутите данное принятие. Оцените уровень присутствия этого состояния. Усильте его до 10 баллов и введите в место локализации способности или качества личности.

4. Получите доступ к состоянию признательности. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете.

5. Получите доступ к состоянию уважения. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете.

6. Получите доступ к состоянию доверия. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете.

7. Получите доступ к состоянию любви. Оцените уровень его выраженности, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации того, с чем вы работаете.

8. Получите доступ к состоянию «контролирую и управляю*. Оцените уровень присутствия данного состояния, усильте его до 10 баллов и введите в место локализации способности или качества личности.

Осуществите доступ к метасостоянию «моё!» и усильте его. Вспомните в вашей жизни эпизод, когда вы ощутили или даже сказали: «Это мое — целиком и полностью! Я обладаю этим, и это принадлежит мне!» Не обязательно, чтобы это «мое» касалось чего-то большое и высокогоэто может быть «зубная щетка», «мои глаза» (или другие части тела) и даже «моя машина», если она отвечает вышеприведенным условиям (хороший критерий «мое!»это вопрос: «Согласишься ли ты отдать это в пользование кому-нибудь?»). Ощутите это состояние «мое» и, при необходимости, усильте его.

10. В заключение оцените, насколько теперь вы обладаете тем, с чем вы работалиспособностью или качеством личности: новой гранью вашего совершенства.

Уточню, что с помощью техники создание «зоны обладания» вы можете стать «счастливым обладателем» и даже «управленцем» всего, чего хотите; любого органа вашего тела, тела в целом (в этом случае его однако нужно сначала вывести из себя, а потом ввести обратно — так, как мы это делали с самооценкой), и даже чего-то внешнего для вас.

Все упирается только лишь в уровень вашей веры, техническую изощренность и просто — степень развития вашей фантазий. Правда, внешним вы можете завладевать и по другому — с помощью техники «завладения» вашим пространством Дж. Фрейлэндера (По: Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Составит. В. В. Морозов. С небольшими изменениями).

а) Центрируйтесъ. Войдите в ресурсное состояние.

б) Представьте себе, что вы можете зажечь светящиеся линии-шнуры, идущие одновременно от основа- кия вашего позвоночника до макушки головы.

в) Примите решение «завладеть» комнатой или про- странством, в котором находитесь.

г) Представьте, что зажглись еще четыре светящихся шнура от основания вашего позвоночника до нижних углов комнаты (если вы на открытом пространстве, просто представьте границы/края пространства, которое должно стать вашим).

д) Затем представьте; как еще четыре светящихся шнура от верхней точки вашей головы соединяются с верхними углами потолка.

ж) Знайте, что теперь вы «владеете» этим пространством и контролируете все, что будет в нем происходить.

з) Замечайте свои внутренние переживания. Вы ощущаете себя «высоким»? Какие из особенностей вашего восприятия задействованы в этом эксперименте?

Что такое субмодальности. На этом можно было бы закончить эту главу, если бы не одно но: я ничего не сказал о могучем энэлперском методе субмодальностного редактирования, которое как раз лучше всего работает именно в случае искомых нами способностей. Основан он на использовании (и изменении) этих самых субмодальностей — элементарных кодов мозга.

Как вы уже знаете, человек, познает этот мир, воспринимая не «чистую» информацию о нем, но обязательно в какой-либо модальности этой самой информации — визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной. Так вот субмодальности представляют собой составные части этих модальностей. И буде модальности выступают в качестве неких классификаторов нашего опыта, субмодальности являются как бы субклассификациями преподнесения нам этого самого опыта. Например, картинка (визуальная модальность) имеет субмодальности яркости, цвета, глубины и т. п.; звук (аудиальная модальность) громкости, локализации в пространстве и т. д.; а ощущение (кинестетическая модальность) — интенсивности, формы и т. д. и т. п.

А теперь припомните: ведь в нашем великом и могучем (но, увы, большей частью — нецензурном) русском языке, испокон веков, именно (точнее — прежде всего) для описания характеристик состояния (и плохого, и хорошего) человека применялись как раз субмодальные характеристики. «Видеть все в черном цвете»; «Смотреть на мир через розовые очки» (визуальные субмодальности — ВСМ — цвета). «Это очень близкий для меня человек»; «И тогда он стал мне далеким-далеким» (ВСМ расстояния). «Это был какой-то тусклый день»; «И все было ярким и праздничным» (ВСМ яркости). Так что, не случайно, героиня фильма «Сердца четырех», выражая свое резко изменившееся в лучшую сторону настроение, пела: «Все стало вокруг голубым и зеленым...».

Получается что субмодальностные характеристики во все века и времена присутствовали в опыте человечества. И использовались им для описания этого опыта. Однако как жаль, что только в конце XX века это самое человечество наконец-то дошло до удивительно простой (все гениальное — просто) мысли: раз уж наш мозг для того, чтобы закодировать, например, способность или реакцию, использует субмодальности, то изменяя эти самые 'субмодальности, можно запросто изменить и данную способность, и эту самую реакцию!

Проделайте, например, небольшой эксперимент. Вспомните нечто приятное, и когда вы увидите «картинку» этого приятного в своем воображении, плавно увеличьте яркость этой картинки, представив, например, что вы «крутите» воображаемую ручку яркости, включаете дополнительное освещение и т. д. и т. п. Скорее всего, «приятность» вашего воспоминания увеличится, так как для подавляющего большинства людей увеличение яркости увеличивает же интенсивность их ощущений.

А теперь возьмите картинку неприятного: воспоминания и аналогичным образом постепенно сделайте ее тусклой. Если вы убавите яркость в достаточной степени, скорее всего это воспоминание больше не будет вас так уж тревожить, так как уменьшение же, но все той же яркости обычно, приводит к опять-таки уменьшению, но ощущения. Впрочем, здесь, как говорится, возможны варианты. Но все — очень интересные с точки зрения самоперепрограммирования.

Список основных субмодальностей.Для того, чтобы в достаточной степени освоить удивительные возможности управления своим состоянием с использованием субмодальностей, вначале познакомьтесь с их списком, который взят мною из книги Дж. О'Коннера и Дж. Сеймора «Введение в НЛП». Сразу же предупреждаю, что список этот далеко не полон — но вполне достаточен для того, чтобы приступить к работе по самосовершенствованию.

ВИЗУАЛЬНЫЕ (картина)

Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние (от вас до картинки). Яркость.

Контрастность.

Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер.

АУДИАЛЬНЫЕ (звук)

Стерео или моно.

Слова или звуки.

Громкость (громко или тихо).

Тон (мягкий или жесткий).

Тембр (наполненность звуков).

Местоположение источника звука.

Расстояние до этого источника.

Длительность звука.

Непрерывность или дискретность этого звука.

Скорость (быстрее или медленнее обычного).

Чистота (чистый или приглушенный).

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ощущение)

Локализация.

Интенсивность.

Давление (сильное или слабое).

Степень (насколько велико).

Текстура (шероховатый или гладкий).

Тяжесть (легкий или тяжелый).

Температура.

Длительность (как долго это длится).

Форма. Калибровка субмодальностей. Теперь вы уже почти готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмодальностному редактированию» собственного совершенства (самое поразительное в нем то, что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа» — впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ваши ощущения, и какие именно субмодальности — больше всего.

В принципе, вы уже делали нечто подобное, когда, в расширенном описании психотехнологии взмаха по Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору, исследовали визуальные характеристики, влияющие на ваши реакции. Ведь взмах — это тоже, по сути своей, субмодальностная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используется размер и яркость (картинка нового образа «Я» из маленькой и темной становится большой и яркой). У 70% людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А вот примерно у 30% это нуждается в уточнении, сиречь калибровке.

Дабы откалибровать свои субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных субмодальностных элементов, причем делайте это так же, как вы делали с яркостью — идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь — изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какой из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь — ведь сейчас вы, возможно, вперрые узнаете, как работают программы вашего мозга. И лучше начните с приятного переживания.

Нижеприведенная схема взята мной из книги «Трансформация личности», составленной О. Киндзюк. Однако того, у кого взял эту схему данный автор, я, к сожалению, обнаружить не смог.

1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.

2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далекого.

3. ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину картины от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений («объемного изображения»).

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.

5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте четкость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости.

6. КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.

7. ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой.

8. ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижного фота или слайда до кинофильма.

9. СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой.

10. ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность краевых и желтых тонов, а голубых и зеленых — уменьшите.

11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным — так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверх- ностью.

12. ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамленную «кар тину» в сначала длинную и низкую, а потом короткую и широкую.

13. ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон картины, например, верхнюю ее часть от себя, а потом к себе.

14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которым просто при сем присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы, например, задний план стал более интересным, чем передний.

Механизм субмодальностного редактирования. Как вы думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» — напоминаю, что хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае— не плохим. То есть перенос субмодальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное, способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!

Очень надеюсь, что в результате всех предшествующих экспериментов и .экзерсисов этой главы вы поняли главное: изменение субмодальностей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем. Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний, опыта или качеств и реакций), существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний, опыта или качеств и реакций), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное, непривлекательное или неэкологичное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальностные характеристики «эталона» (т.. е. хорошего, правильного или привлекательного), и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!! Превращение замешательства в понимание. Впрочем убедитесь в этом сами — на классическом для НЛП примере превращения замешательства в понимание, каковое прямо и недвусмысленно можно отнести к способ- ностям.

Не сомневаюсь, что вы знаете кучу вещей, которые понимаете. А это значи





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.