Частные педагогические категории. Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса. Виды целей: общественные, методические, инициативные. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей (природосообразности, гуманизации, целостности, демократизации, единства и непротиворечивости действий, культуросообразности, механизма, профессиональной целесообразности). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (традиционная педагогическая, личностно-ориентированная, игровая, технология поддержки ребёнка, гуманно-личностная) Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития. Мониторинговые исследования в школе включает исследование следующих задач: – отбор направлений, объектов мониторинга; – создание диагностической базы по каждому направлению; – обобщенный анализ результатов и принятие управленческого решения. Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Выявлено 4 группы методов и методик педагогической диагностики: 1. Обычное наблюдение в условиях организации отдельных дел. 2. Через оценку того или иного мероприятия. 3. Выявление эмоционального отношения непосредственно в поступках, поведении детей. 4. Выявление эмоционального отношения посредством опросов, интервью, ранжирования, анкетирования и другие. Также выделяют педагогический результат и педагогическое содержание. Факторы современного социального заказа системе высшего образования. 1. Целостное восприятие окружающего мира как <био-социо-дух> и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры. 2. Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий). 3. Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией <человек свободный> в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления. 4. Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях. 5. Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. 6. Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией <горизонтальных> коммуникаций Инновации Инновация означает нововведение, новшество. Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение педагогов в процесс создания, освоения и внедрения педагогических новшеств в практику обучения и воспитания, создание в образовательном учреждении определенной инновационной среды. Цели инновационного образования: · Обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития обучающегося; · Создание условий для овладения навыками научного стиля мышления; · Изучение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональных сферах. Функции инновационного образования: · Интенсивное развитие личности студента и педагога; · Демократизация их деятельности и общения; · Гуманизация учебно0воспитательного процесса; · Ориентация на творческое преподавание активное учение, инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; · Модернизация средств, методов, технологии и материальной базы обучения, способствующей формированию инновационного мышления. Виды инноваций: 1)По отношению к педагогическому процессу нововведения : § в целях и содержании образования; § в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; § в формах и способах организации обучения § в деятельности администрации, педагогов и учащихся( . В зависимости от масштаба · локальные и единичные, не связанные между собой; · комплексные, взаимосвязанные между собой; · системные, охватывающие всю школу или вуз. 3)по признаку инновационного потенциала: § модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); § комбинаторные нововведения(из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.); § радикальные преобразования. 4) по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. |