Самостоятельная и научно-исследовательская работа студента. Самостоятельная работа студентов - вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем студентами выполняются учебные задания. К таким заданиям относятся контрольные и курсовые работы, рефераты, эссе, доклады и т.д. При этом специфика самостоятельной работы студентов заключается в том, чтобы студенты самостоятельно получали новые знания. Из этого можно сделать следующий вывод, что самостоятельная работа студентов - это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые знания, или обобщать ранее полученные знания. Можно выделить два вида самостоятельной работы студентов: на занятиях в вузе и выполнение письменных заданий. Организация самостоятельной работы студентов осуществляется по трем направлениям: · определение цели, программы, плана задания или работы; · со стороны преподавателя студенту оказывается помощь в технике изучения материала, подборе литературы для ознакомления и написания курсовой работы, реферата и дипломной работы; · контроль усвоения знаний, приобретения навыков по дисциплине, оценка выполненной контрольной и курсовой работы. ФОРМЫ И ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Формы самостоятельной работы студентов - это письменные работы, изучение литературы и практическая деятельность. Виды самостоятельной работы студентов: · курсовые, контрольные работы; · рефераты, доклады; · эссе и практические задания; · дипломные работы. Изучение литературы также можно подразделить на отдельные виды самостоятельной работы: · изучение базовой литературы - учебников и монографий; · изучение дополнительной литературы - периодические издания, специализированные книги, практикумы; · конспектирование изученных источников. Следует отметить, что без конспектирования полноценное изучение литературы не возможно. Практическая деятельность, как форма самостоятельной работы, включает в себя следующие виды самостоятельной работы: · подготовку научных докладов, рефератов и выступление с ними на заседаниях научного кружка студентов при кафедрах; · изготовление наглядных схем, диаграмм и т.п.; · подготовку отчетов по практике; · участие в конкурсах, олимпиадах на лучшую работу студентов; · выступление с докладами на научных студенческих конференций Требования Государственного образовательного стандарта к педагогической деятельности и личности педагога. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. Профессионально важные качества педагога: 1. Профессиональная компетентность: a)Знания (Общий кругозор,методика, предмет, педагогика, психология) b) Умения (адаптационные, коммуникативные, организаторские, гностические (анализировать деятельность коллег и собственную деятельность; воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях; вести научную работу, участвовать в исследованиях; вести работу по самообразованию и самосовершенствованию), перцептивные, проектировочные, мобилизационные, информационные); 2. Способности (проектировочные, организаторские, адаптационные); Личностные качества a) личностные качества (Интеллектуальные, трудовые, эстетические, педагогический такт, гуманность, нравственность, темперамент) b) Ценностные ориентации. Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. |