Причины возникновения чрезвычайных ситуаций Человечество во все времена подвергалось воздействию тех или иных экстремальных проявлений природы землетрясений, ураганных ветров, наводнений, цунами, извержений вулканов и т. п. С развитием цивилизации все больше неприятностей стала причинять человеку и обществу, созданная им же, на путях прогресса, техносфера. Человек и общество живет, по сути, в окружении постоянных аномальных явлений природы и техносферы, которые нарушают жизнедеятельность населения и территорий, приводят к человеческим жертвам, материальным потерям и убыткам. Такие аномальные проявления принято называть чрезвычайными ситуациями (ЧС). Основными критериями ЧС являются: ü Непредвиденность, внезапность проявления; ü Невозможность контролировать и управлять развитием события и явления; ü Значительность негативных последствий ЧС как для человека, так и для окружающей среды. Все причины возникновения ЧС можно разделить на две группы: связанные с деятельностью человека и не связанные. А. Антропогенные причины: 1. Техногенные (пожары, взрывы, разрушения зданий и сооружений, различные аварии и пр.); 2. Социальные (блокада, терроризм, войны, региональные конфликты); 3. Экологические (использование малоэффективных очистных сооружений, нерациональное землепользование, уничтожение лесов и др.). Б. Природные причины: 1. Извержение вулканов; 2. Землетрясения; 3. Эпидемии (пандемии), эпизоотии, эпифитотии; 4. Засуха; 5. Ураганы, бури и т.п. Основные понятия и классификация чрезвычайных ситуаций Статистика показывает, что проблема ЧС, противодействия им, является актуальной во всем мире, не составляет исключения и Украина. В Украине терминологической основой по вопросам чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий при их возникновении является Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», подписанный Президентом Украины 8 июня 2000 года № 1809 ІІІ. В соответствии со ст.1 Закона вводятся следующие определения: 1. Авария- опасное событие техногенного характера, приведшая к гибели людей или создающая на объекте, отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и может привести к разрушению строений, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде. 2. Катастрофа– крупная по масштабам авария или другое событие, приводящее к тяжелым последствиям. 3. ЧС техногенного и природного характера– нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней, либо на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей, и (или) значительным материальным потерям. 4. Зона ЧС– отдельная территория, где сложилась чрезвычайная ситуация техногенного или природного характера. 5. Объект повышенной опасности– объект, который, в соответствии с Законом, считается таким, где существует реальная угроза возникновения аварии или чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера. 6. Зона возможного поражения– отдельная территория, на которой, вследствие возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера возникает угроза жизни или здоровью людей и причинения материальных потерь. 7. Классификация ЧС техногенного и природного характера– система, в соответствии с которой чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера подразделяются на классы и подклассы, в зависимости от их характера. 8. Классификационный признак ЧС техногенного и природного характера – техническая или другая характеристика аварии или катастрофы, позволяющая отнести ее к чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера. Опираясь на выше приведенные определения, а также термины и определения других Законов Украины и Постановлений Кабинета Министров Украины можно рассмотреть ряд таксономических подходов по проблемам ЧС техногенного и природного характера. Техногенные ЧС могут быть классифицированы по: – отраслевому принципу – строительство, транспорт, энергетика, металлургия, добывающая промышленность и т.д.; – масштабам последствий техногенных аварий и катастроф – объектовые, местные, региональные, общегосударственные; – характеру негативного фактора: · выброс опасных веществ (радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически опасных веществ) в атмосферу. · пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах и транспорте. · катастрофическое затопление при авариях на гидросооружениях (плотинах, дамбах и т.д.) · нарушения систем жизнеобеспечения (энергосистемы, инженерные системы, городской транспорт и т. д.). Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера могут быть классифицированы по размерам материальных потерь. По оценке зарубежных специалистов шкала материальных потерь в ЧС выглядит следующим образом: · Малая техногенная авария (ЧС) до 100000 долларов; · Средняя ЧС – до 1 миллиона долларов; · Большая авария (ЧС) – до 10 миллионов долларов; · Крупная ЧС – до 10 миллиардов долларов. Авария на Чернобыльской АЭС оценена МАГАТЭ в 5×1012 долларов, на АЭС “Три Майл Айленд” в 2×1011 долларов. Наиболее популярна классификация ЧС по количеству потерпевших. Причем часть такой классификации носит и отраслевой характер. Например, число погибших в авиационной катастрофе, дорожном столкновении, аварии морского судна и т.д. В общем виде этот классификационный подход можно представить таким образом: · Малая ЧС – число потерпевших от 25 до 100 человек, из которых 10¸15 требует госпитализации; · Средняя ЧС – число пострадавших от 100 до 1000 человек, подлежит госпитализации 25¸250 человек; · Большая ЧС – потерпевших более 1000 человек, подлежит госпитализации более 250 человек. При оценке ЧС природного характера в основу закладывается понятие “стихийное бедствие”. Оно определяется, как “¼разрушительное природное явление, негативно влияющее на состояние окружающей среды, нарушающее жизнедеятельность населения, наносящее материальные убытки и, могущие привести к человеческим жертвам”. Стихийные природные явления возникают, как правило, в комплексе, что значительно усиливает их негативное воздействие на окружающую среду и население. С точки зрения классификации их можно разделить на три основные группы: · ЧС, обусловленные эндогенными процессами (землетрясения, активизация тектонических процессов по линиям разломов, грязевой вулканизации); · ЧС, связанные с экзогенными процессами (сели, оползни, обвалы, карстовые провалы, проседания грунтов); · ЧС гидрометеорологического характера (суховеи, засухи, пылевые бури, снежные лавины и заносы, наводнения, штормы, смерчи, ливни, градобои и т.д.). В последнее время в научной литературе все чаще можно встретить такое понятие, как “природно-техногенное опасное явление или антропогенно-экономическая чрезвычайная ситуация”. Дело в том, что достаточно много примеров, когда природная аномалия вызывает техногенную опасность и, наоборот, антропогенная (техногенная) деятельность приводит к негативным изменениям окружающей среды, нарушает экологический баланс системы “техносфера-природа”. В обоих случаях может возникнуть угроза для жизни людей и их жизнедеятельности, что требует комплексного реагирования, с элементами противодействия как техногенным, так и природным ЧС. Чрезвычайные ситуации любого характера можно также классифицировать по динамике развития и длительности воздействия, на население и территорию: · Внезапные (практически мгновенные) ЧС (взрывы ВВ, газовоздушных смесей, транспортная авария); · Медленно развивающиеся, характеризующиеся процессами медленного накопления (аккумуляции) опасного фактора (образование пылевого и химического смога, повышение концентрации аллергенов в атмосфере, торфяные пожары); · Быстро развивающиеся (аварии с выбросом СДЯВ (сильнодействующих ядовитых веществ), пожары); По длительности негативного воздействия опасного фактора ЧС можно разделить на одномоментные, при возникновении которых население реагирует на последствия опасного явления – землетрясения, взрыв, лавина и т.п. и длительного действия – эпидемии, паводок и т.п. Как видно из вышеизложенного методологические подходы к классификации чрезвычайных ситуаций весьма разнообразны – от ведомственных подходов до субъективных оценок возможного их развития и уровня противодействия. Тем не менее, мировой опыт четко выделил два основных атрибута экстремального события техногенного или природного характера, по которым специальные государственные структуры и органы государственных и местных органов управления могут заблаговременно определить количество необходимых сил и средств для ликвидации сложившейся негативной ситуации и уровень реагирования и ответственности. Это количество людских потерь и масштабов распространения и воздействия на население и территорию. Именно эти критерии взяты за основу классификации ЧС в Украине. Основным правовым документом по вопросам классификации ЧС в Украине является Постановление Кабинета Министров Украины № 1099 от 15.07.1998г. “О порядке классификации чрезвычайных ситуаций” и утвержденное им «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций». Приложение №1 Положения определяет граничные общие признаки, по которым ЧС может быть отнесена к тому или иному уровню реагирования и является отправной точкой деятельности системы повседневного управления и органов постоянного управления по реагированию на ЧС. В приложении выделено шесть позиций отраслей или направлений жизнедеятельности, для каждой из которых определены общие признаки отнесения ЧС к какому-либо уровню реагирования: · Сельское хозяйство; · Лесное хозяйство; · Рекреационные, заповедные территории, объекты особого природоохранного значения; · Водоемы; · Материальные объекты инфраструктуры, промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства; · Население (персонал предприятий и учреждений, жители жилых домов, пассажиры транспортных средств и т.д.). Общие признаки показывают, что уровень реагирования не может быть ниже, определенных согласно приложению №1, но может быть выше с учетом классификационных признаков, учтенных в Классификаторе ЧС. Учитывая, что Положением о Единой Государственной системе предупреждения и реагирования на ЧС техногенного и природного характера предусматривается ее деятельность на четырех уровнях – общегосударственном, региональном, местном, объектовом и управление системой осуществляется по соответствующим уровням, Положением о Классификации ЧС в Украине определены четыре уровня чрезвычайных ситуаций: · ЧС общегосударственного уровня; · ЧС регионального уровня; · ЧС местного уровня; · ЧС объектового уровня. Исходя из причин происхождения аварийных событий, которые могут привести к ЧС на территории Украины различают: · ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы на взрывоопасных объектах или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и построек, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на дамбах, плотинах и т.п. · ЧС природного характера – опасные геологические, метрологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация грунтов и недр, природные пожары, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельхоз животных, массовое поражение сельхоз растений вредителям и болезнями, изменение состояния водных ресурсов биосферы и т.п.; · ЧС социально-политического характера, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта (вооруженное нападение, захват и удержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и телекоммуникаций, нападение или покушение на экипаж воздушного или морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение суден, захват заложников, установка взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, обнаружение застаревших боеприпасов и т. п. · ЧС военного характера, связанные с последствиями применения оружия массового поражения и обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения, вследствие разрушения атомных и гидроэлектростанций, складов и хранилищ, радиоактивных и токсичных веществ и т.п. Особенности оценки и реагирования на ЧС военного характера определяются законодательством, отдельными нормативными и соответствующими оперативными и мобилизационными планами и поэтому их конкретные и специальные признаки в Классификатор не вошли. Государственный классификатор чрезвычайных ситуаций (ГКЧС) является составной частью Государственной системы классификации и кодирования технико–экономической и социальной информации в Украине. ГКЧС разработан во исполнение постановления Кабинета Министров Украины «О порядке классификации чрезвычайных ситуаций» (№1099 от 15.07.1998 г.). ГКЧС предназначен для ведения государственной статистики и организации взаимодействия министерств и ведомств при решении вопросов, связанных с ЧС. ГКЧС включает перечень всех ЧС, определенных в соответствующих законодательных актах Верховной Рады Украины, сгруппированных по признакам принадлежности к соответствующим типам ЧС. По форме построения ГКЧС состоит из блока идентификации и блока названий классификационных групп. Блок идентификации имеет иерархическую систему классификации: класс, подкласс, группа с пятиразрядным цифровым кодом. Последовательность кодирования: - 10000 – ЧС техногенного характера. - 20000 – ЧС природного характера. - 30000 – ЧС социально – политического характера. - 40000 – ЧС военного характера (не детализирован). Общая структура кодового обозначения выглядит следующим образом: Х ХХ ХХ | | | группа | | подкласс | класс Каждый из подклассов включает определенное количество групп, указывающих конкретный характер ЧС в подклассе. Количество групп в каждом из классов и подклассов может меняться со временем, поэтому группы кодированы таким образом, что остается возможность добавлять в каждую подсистему нужное количество групп ЧС не меняя общего принципа кодирования ЧС. С целью уточнения критериев отнесения опасных событий к чрезвычайным ситуациям и в соответствии с «Положением о классификации ЧС в Украине» Министром МЧС издан приказ №119 от 22 апреля 2003 года «Об утверждении классификационных признаков чрезвычайных ситуаций». |