МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика организации и управления учебной дискуссией





Дискуссия является одним из основных методов интерактив­ного обучения не только потому, что позволяет максимально ак­тивизировать мыслительную деятельность студентов, но и по той причине, что она применима при любой форме занятий — на семинаре, практическом или лабораторном занятии. И даже на лекции, которой присуща форма монолога, возможно использо­вание элементов дискуссии. Так, один вопрос, обращенный лек­тором к аудитории, вызывает общее раздумье и желание найти на него ответ. Один-два ответа, выслушанные лектором, позво­лят ему обсудить мнения студентов, а затем продолжить свое рассуждение, тем самым еще более обострив интерес слушате­лей и мобилизовав их внимание.

Если для лектора это не более чем риторический прием, ис­пользуемый изредка в целях активизации внимания своих слу­шателей, то для групповых занятий вопрос преподавателя,


вызывающий раздумья, неоднозначные суждения, разные вариан­ты ответов, ведет к заинтересованному диалогу, а часто к острой дискуссии. Поэтому в отличие от лекционного монолога группо­вым занятиям удается наилучшим образом достичь цели именно благодаря дискуссии, так как она активизирует мышление студен­тов, направляемое преподавателем в русло обсуждения теоретиче­ских проблем для получения в коллективном размышлении теоре­тических выводов, усвоение которых и составляет цель занятия.

Рассмотрим особенности организации и проведения группо­вых занятий с применением метода интерактивного обучения — учебной дискуссии.

Сразу надо отметить, что дискуссия (спор) как форма выраже­ния отношений между людьми имеет глубокие исторические корни и возникла из практических потребностей. «Спор имеет огромное значение в жизни, науке, в государственных и общест­венных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. Наше время и в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера». Можно по­думать, что слова эти взяты из какой-то сегодняшней, конца XX в., публикации, но они принадлежат известному русскому логику С.И. Поварнину и сказаны в 1918 г. (второе издание — в 1923 г.) в предисловии к книге «Спор о теории и практике спо­ра» (переиздана в 1996 г. в изд. «Лань», СПб). Такое буквальное совпадение мыслей о споре, высказанных ученым 80 лет назад, с теми мыслями, которые высказываются сегодня, говорит о внутренней сути споров (дискуссий, полемики, диспута) как диалога людей, озабоченных практическими проблемами.

Если попытаться психологически структурировать дискус­сию как умственную (мыслительную и речевую) деятельность, то получим следующую картину: цель дискуссии — это решение проблемы; средство — выдвижение гипотез и проверка их в спо­ре; результат — вывод, который удовлетворит или всех, или большинство участников. А произойдет это или потому, что убе­дительно была доказана его правильность, или потому, что дру­гого, более предпочтительного соображения выдвинуто не было. Так бывает на практике, когда дискуссии ведутся в научных кругах, в парламенте или на деловой встрече.

Поскольку дискуссия — это речемыслительная деятельность, то и результат ее не более как вывод на словах, будь он или тео­ретически доказательным, или гипотетическим, или просто практически целесообразным.



Превращение слова в дело — это уже другая деятельность, ко­торая немедленно должна последовать за завершившейся дис-


куссией. Это может быть формулировка закона (или постановле­ния), его принятие и вступление в силу, если речь идет о парла­ментской дискуссии. Или вывод из научной дискуссии о необхо­димости нового исследования под несколько другим углом зре­ния, что была поставлена на предыдущих этапах исследований. Не исключено, конечно, что дискуссия сразу приведет к дости­жению искомой научной истины. Тогда останется только сфор­мулировать новое теоретическое положение и тем пополнить ар­сенал науки. Сугубо практическим должен быть исход дискус­сий по прикладным или по актуальным экономическим, эколо­гическим и другим проблемам. Например, закрыть Семипала­тинский ядерный полигон или построить (или не строить?) Се­верную ТЭЦ в Москве — примеры подобных дискуссий, достиг­ших практического результата.

Когда дискуссия не достигает таких явных результатов, а вы­зывает новые вопросы, выявляет ранее скрытые проблемы, то и тогда она прошла не зря, так как четкая постановка назревших проблем тоже может быть целью дискуссии.

А что касается дискуссий на учебных занятиях, то преподава­тель тоже может и должен добиваться каких-то реальных ре­зультатов. Во-первых, необходим более глубокий анализ и по­нимание «спорной» проблемы всеми студентами, а значит, и лучшее усвоение ими всей темы, во-вторых, нужно разбудить мысль студентов, разжечь их любознательность, вызвать инте­рес к науке, возбудить их мыслительную, познавательную ак­тивность, чтобы они, в конечном счете, глубже усвоили изучае­мый предмет. В-третьих, после всей проделанной работы пре­подаватель добьется не менее важного результата — умения вести дискуссию в цивилизованных рамках, участвовать в ней интеллигентно, с соблюдением всех «правил игры». Студенты научатся участвовать в дискуссии, а также усвоят методику ее ведения.

Итак, об учебной дискуссии. Преподаватель должен хорошо знать свой предмет. Некоторые испытывают трудности с мето­дикой преподавания, а многие — с методикой ведения семинар­ских занятий. Любой молодой преподаватель старается нау­читься прежде всего чтению лекции, т. е. передаче своих зна­ний, так как считает, что проведение семинарского занятия для него не составит особого труда. В методической литературе ред­ко можно встретить рекомендации по методике проведения се­минарских занятий, тогда как по методике лекции недостатка в таких публикациях нет. Почему-то считается, что семинары проводить легче, чем читать лекции.

5э-збо


Обучаемые разных категорий (студенты, слушатели курсов и факультетов повышения квалификации* институтов усовёр^ шенствования учителей и т. д.), как показали ваши исследова­ния, считают наиболее продуктивными для себя хорошо прове­денные семинарские занятия, а не лекции, даже хорошо прочи­танные. Преподаватели в проведении семинарских занятий с развертыванием дискуссии нуждаются в методической помощи по следующим вопросам:

— как добиться оптимального соотношения между шириной
охвата обсуждаемых на занятии проблем (вернее, их количест­
вом) и глубиной их анализа и усвоения;

— как достичь не формального словесного отчета о прочитан­
ном, а размышления над изучаемыми проблемами, чтобы вме­
сто заученных или просто вычитанных из книги выступлений
были собственные раздумья и выводы из прочитанного и осмыс­
ленного;

— как расшевелить неактивных студентов и, наоборот, как
ограничивать любителей поговорить без серьезных размышле­
ний над тем, о чем говорят они сами и рядом сидящие колле­
ги;

— как поступать при неправильных рассуждениях или не­
верном толковании прочитанного?

При обобщении эти вопросы свелись к одному — как развер­нуть на занятии дискуссию? Именно в дискуссии бывают разре­шимы проблемы оптимального соотношения между глубиной проникновения в обсуждаемую проблему и шириной охвата во­просов для обсуждения, так как логика говорит о том, что луч­шее разобраться в одном важном вопросе, чем десяток задеть ми­моходом, так и не поняв их толком. Именно в дискуссии невоз­можен формальный словесный отчет о прочитанном, а обяза­тельно требуется высказывание плодов собственных раздумий, которые, сталкиваясь с оригинальными мыслями других участ­ников семинара, и вызывают дискуссию. Именно дискуссия мо­жет разговорить неактивных, так как заденет их за живое, вы­зовет желание возразить.кому-нибудь или поддержать наиболее близкие ему суждения.

И, наконец, дискуссия позволяет в интересах лучшего усвое­ния материала использовать даже ошибочные или явно непра­вильные, тенденциозные высказывания: не поправлять их само­му преподавателю, а сделать предметом дискуссии («Высказана такая-то мысль. Есть ли на этот счет другие мнения?»).

Оказалось в конечном счете, что все методические трудности в проведении семинарских занятий сводятся по существу к не-


умению разворачивать на занятии творческую дискуссию и управлять ею так, чтобы привести участников к достижению цели — усвоению темы.

Итак, как развернуть на занятии дискуссию?

Общий порядок проведения семинарского занятия с дискусси­ей, включая этап подготовки занятия, выглядит примерно так:

Схема





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.