МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией





Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций:

1-я инструкция - выполнение задания;

2-я инструкция - оценка ребенком качества выполнения задания.

Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребенка 1-2 раза.

1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов.

Инструкция № 1. «Повтори удары за логопедом».

Изолированные - ///, //, /;

Серии простых - // // //, /// ///;

Акцентированные - / U / U, // U, UU /.

Условные обозначения: / - громкий удар,

U - тихий удар.

Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2 «Ты правильно повторил?»

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слоги».

КА-ГА-КА

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2 «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»

КОСА-КОЗА ТАЧКА-ДАЧКА
КРЫША-КРЫСА НОРА-КОРА
УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА
КОРА-ГОРА КАДУШКА-ПОДУШКА
ПАШНЯ-БАШНЯ НОРКА-КОРКА
МЫШКА-МИШКА ТОЧКА-ДОЧКА

Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?»

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом слова».

КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР
СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ
САМОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК
УЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ
ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД
КРАНОВЩИК ИНДЕЕЦ

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом».

- Космонавт живет в космическом аппарате два месяца.

- Весело журчали весенние ручьи.

- Учительница учит учеников на уроке.

- На сковороде жарятся пять котлет.

- Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция № 2 «Ты правильно сказал?»

7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций.

Инструкция № 1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

- Машина остановилась на светофоре. ...?

- В лесу выросли грибы. ...?

- Котенок вылез из-под дивана. ...?

Инструкция № 2 «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?»

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».

1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз - МАМА ПРИШЛАДОМОЙ.

3 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль?



Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?

9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе.

Инструкция № 1. «Как подают голос взрослые животные и их детеныши? У кого «толстый» голос, а у кого «тонкий» голос?»

СОБАКА ...? ЩЕНОК ...?
КОШКА ...? КОТЕНОК ...?
КОРОВА ...? ТЕЛЕНОК ...?

Инструкция № 2 «У тебя получился «толстый» или тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то мы слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?»

Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение самолета далеко и близко?»

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса.

Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»

- Колобок, колобок! Я тебя съем.

Заяц - тоненьким голосом

Волк - грубым голосом

Медведь - медленным, хриплым голосом

Лиса - ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2. «У тебя получились голоса зверей?»

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом предложения: быстро, медленно и обычно».

- На море во время шторма очень большие волны - нормальный темп.

- Самолет построим сами и помчимся над горами - нормальный темп.

- Улитка носит свой домик на спине - медленный темп.

Инструкция № 2. «У тебя получилось говорить разным темпом: быстро, медленно и нормально?»

Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, еж. Если логопед покажет черепаху, то говори медленно, если зайца - то говори быстро, а если ежа, то говори обычным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Как заяц - ...? (быстро).

Как ёж - ...? (нормально).

Как черепаха - ...? (медленно).

Инструкция № 4. «Ты умеешь говорить быстро, медленно»?

Критерии оценки:

4 балда - полностью сформулирован навык самоконтроля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.

3 балла - стадия завершения формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 75% допущенных ошибок в собственной речи.

2 балла - стадия автоматизации навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 50% допущенных ошибок в собственной речи.

1 балл - начальная стадия формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущенных ошибок в собственной речи.

0 баллов - нулевая стадия. Отсутствие самоконтроля.

Примечания:

1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).

2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового внимания и недоразвитием фонематического слуха. Нарушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОНР).

3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизартрией, у которых задерживается процесс формирования фонематического слуха (условно группа ФФН).

Для иллюстрации обследования просодической стороны речи приводим график № 7. Профиль сформированности просодической стороны речи у ребенка со стертой дизартрией (возраст 6 лет 11 мес.).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.