I. ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ АГРАММАТИЗМОВ) 1. Повторение предложений. Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1‑2 раза. Инструкция: «Повтори за логопедом». В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Критерии оценки за грамматическое структурирование (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. 0 баллов - отказ от выполнения. Примечание: Ребенок может воспроизводить предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. На успешность выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы. 2. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое + простое дополнение.) Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко. 3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.) Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Мальчик играет в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати). 4. Составление предложений по картинкам. (Предложения повышенной сложности, модели сложного предложения с прямым и косвенным дополнением, однородными членами.) Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение». Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар. Примечание. Пробы 2, 3, 4 достаточно информативны. Они провоцируют не только грамматические, но и многочисленные лексические ошибки, а также выявляют трудности смыслового программирования. Все эти ошибки фиксируются, но при начислении баллов за эту серию принимаются во внимание только грамматические ошибки. 5. Составление предложений из слов в начальной форме. Материал: слова. Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение». Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, бросить, косточка. Петя, купит, шар, мама, красный. Слова предъявляются до первого ответа. Примечание. Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении. 6. Верификация предложений. Материал: деформированные предложения. Инструкция: «Логопед будет читать предложение, если ты заметишь ошибку, то исправь ее». Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. Примечание. Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми. (Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.) 7. Дополнение предложения предлогами. Материал: предложения с пропущенными предлогами. Инструкция: «Послушай предложение, в котором пропущено маленькое слово, вставь пропущенное маленькое слово». Лена наливает чай ... чашки. Птенец выпал ... гнезда. Щенок спрятался ... крыльцом. Деревья шумят ... ветра. Пес сидит ... конуре. 8. Завершение союзного предложения словосочетанием. Материал: сюжетные картинки, на которых изображено несколько действий. Инструкция: «Закончи предложение». Мальчик промочил ноги, потому что ... (ходил по лужам). Школьника одевает бабушка, хотя ... (он уже большой). Поезд остановился, потому что ... (горит красный семафор). Девочка надевает плащ, потому что ... (идет дождь). Если игрушки разбросаны, то их ... (нужно убрать). 9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов. Материал: парные картинки с изображением разных событий. Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и птицы улетают на юг». Мальчики читают ... Девочки рисуют. Дети пошли в лес ... В лесу выросли грибы. Началась метель ... Пограничник стоит на посту. Дети покупают ёлочные игрушки ... Дети наряжают ёлку. Приведенные выше девять заданий многофункциональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошибки. Оценка ответов детей может производиться по разным критериям: - грамматическое оформление; - лексическое оформление; - смысловая адекватность; - наличие ошибок, обусловленных трудностями звукослоговой стороны речи. Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет, в зависимости от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой одного вида, непосредственно связанной с синтаксисом. При обследовании грамматического строя речи выявляют не только умение строить разные типы предложений, но и характер связи и отношения между словами в предложении. При обследовании выявляют характер структурного и морфемного аграмматизма. Выявленные ошибки анализируются. Для выявления умения ребенка правильно связывать слова в предложении обследуют возможность выражение грамматических отношений управления. |