Исследование лексики у детей со стертой дизартрией Речевой материал подобран с учетом программы детского сада. Программа исследования: I. Исследование пассивного словаря: - существительные - глаголы - прилагательные II. Исследование активного словаря: - существительные - глаголы - прилагательные III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: 1. Классификация. 2. Группировка: - существительных - глаголов - прилагательных 3. Подбор синонимов. 4. Подбор антонимов. 5. Объяснение значения слов: - существительных - прилагательных - глаголов 6. Добавление одного общего слова к двум словам. 7. Дополнение к глаголу. 8. Дополнение последнего слова в предложении. IV. Исследование словообразования: 1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных. 2. Образование прилагательных: - относительных прилагательных - качественных прилагательных - притяжательных прилагательных - уменьшительно-ласкательных прилагательных 3. Образование названий детенышей животных. 4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 5. Словообразование профессий женского рода. 6. Словообразование по дефиниционному типу. 7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом. Обследование словаря детей со стертой дизартрией I. Исследование пассивного словаря: Цель: определить объем пассивного словаря. Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы. Существительные 1. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется высокочастотная лексика) мяч | дерево | ручка | пирамида | кружка | блюдце | Примечание: предлагают предметные картинки. 2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется среднечастотная лексика) колено | форточка | ресницы | локоть | подоконник | плечо | Примечание: предлагают картинки 3. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется малочастотная лексика) клумба | памятник | клубок | табуретка | торшер | половник | Примечание: предлагают сюжетные картинки. 4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется знание времен года и суток, явлений природы) осень | утро | облако | зима | вечер | молния | лето | день | луна | весна | ночь | туча | Примечание: предлагают сюжетные картинки. 5. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется знание частей предмета) воротник | карман | ствол | листья | петля | рукав | ветки | плоды | манжета | пояс | корни | почки | Примечание: предлагают картинку с изображением рубашки, дерева. 6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано ...?» (проверяется знание названия жилищ) дупло | будка | нора | берлога | гнездо | скворечник | Примечание: предлагают сюжетные картинки. 7. Инструкция: «Покажи на себе ...?» (проверяется знание названий частей тела) лоб | колено | брови | грудь | щеки | спину | подбородок | плечо | ногти | локоть | Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Глаголы 1.Инструкция: «Покажи, кто ...?» скачет | стирает | вяжет | прыгает | причесывается | рубит | ползет | моется | моет | летает | подметает | режет | Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий. 2. Инструкция: «Покажи, кто ...?» воркует | кудахчет | каркает | чирикает | гогочет | пищит | кукарекает | крякает | рычит | воет | квакает | мычит | Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова. 3. Инструкция: «Покажи, кто ...?» варит (повар) | пашет (тракторист) | учит (учитель) | летает (летчик) | работает (рабочий) | лечит (врач) | шьет (портниха) | продает (продавец) | Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий. 4. Инструкция: «Покажи, чем ...?» пилят | вытираются | подметают | шьют | рубят | причесывают | гладят | рисуют | прибивают | режут | красят | копают | Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата. Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Прилагательные 1.Инструкция: «Покажи, где ...?» (проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса) круглый | красный | большой | овальный | синий | средний | квадратный | зеленый | маленький | прямоугольный | желтый | легкий | треугольный | черный | тяжелый | Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки. 2. Инструкция: «Покажи, что бывает ...?» (проверяют понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений) кислым | горячим | пушистым | сладким | холодным | теплым | горьким | колючим | мокрым | соленым | гладким | сухим | Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др. 3. Инструкция: «Покажи, где ...?» (проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину) высокий - низкий толстый - тонкий длинный - короткий широкий - узкий Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами. Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. II. Исследование активного словаря: Цель: Определить объем активного словаря. Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д. Существительные 1.Инструкция: «Скажи, кто это?» (темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы) ласточка | лошадь | лев | олень | гусь | голубь | воробей | собака | тигр | еж | утка | сорока | снегирь | корова | волк | лиса | петух | цапля | галка | коза | кабан | белка | курица | | | кошка | лось | заяц | | | | свинья | зебра | | | | 1. Инструкция: «Назови, кто это?» (темы: рыбы, насекомые, морские животные) щука | паук | муха | сом | оса | муравей | рак | жук | кузнечик | лещ | комар | стрекоза | акула | кит | дельфин | 3. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы) яблоко | клубника | картофель | сосна | мак | груша | малина | морковь | ель | ромашка | лимон | арбуз | капуста | дуб | роза | виноград | смородина | помидор | береза | колокольчик | слива | клюква | огурец | клен | ландыш | апельсин | | лук | | | | | тыква | | | 4. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда) ботинки | шляпа | стул | ложка | туфли | шапка | стол | вилка | тапочки | кепка | кресло | тарелка | валенки | | торшер | чашка | сапоги | | диван | сахарница | | | шкаф | сковорода | 5. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт) лето | день | дождь | снег | автобус | осень | утро | гроза | луна | поезд | зима | вечер | туча | молния | корабль | весна | ночь | облако | месяц | самолет | 6. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: одежда, части тела человека) рубашка | воротник | шея | ресницы | брюки | петля | волосы | губы | пальто | манжеты | лицо | подбородок | шарф | карман | лоб | плечо | кофта | рукав | брови | локоть | костюм | пояс | щеки | ногти | Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Глаголы 1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?» лошадь - (скачет) | строитель - (строит) | гусеница - (ползает) | врач - (лечит) | птица - (летает) | продавец - (продает) | рыба - (плавает) | солдат - (служит) | собака - (бегает) | спортсмен - (соревнуется) | повар - (варит) | учитель (учит) | рыбак - (ловит рыбу) | | 2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?» голубь - (воркует) | курица - (кудахчет) | лягушка - (квакает) | воробей - (чирикает) | медведь - (рычит) | кукушка - (кукует) | ворона - (каркает) | волк - (воет) | мышка - (пищит) | петух - (кукарекает) | собака - (лает) | соловей - (поет) | 3. Инструкция: «Скажи, что делают ...?» пилой - | утюгом - | молотком - | иглой - | ножницами - | ложкой - | ручкой - | топором - | ножом - | краской - | карандашами - | расческой - | Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. Прилагательные 1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет, )му, величину предметов) геометрическая фигура - (треугольный) геометрическая фигура - (квадратный) кирпич - (прямоугольный) мяч - (круглый) | | цветок - (красный) | перо - (легкое) | кружок - (синий) | камень - (тяжелый) | лист - (зеленый) | корабль - (большой) | лимон - (желтый) | палец - (средний) | фломастер - (черный) | гриб - (маленький) | 2. Инструкция: «Скажи, ... (лимон) какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения) лимон - (кислый) | чайник - (горячий) | варенье - (сладкое) | лед - (гладкий) | перец - (горький) | ежик - (колючий) | огурец - (соленый) | снег - (холодный) | 3. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?» (темы: прилагательные, обозначающие высоту, толoщину, длину, ширину) дом (высокий - низкий) дерево (толстое - тонкое) карандаш (короткий - длинный) шарф (широкий - узкий) Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: 1. Классификация 1. Классификация семантически далеких предметов. Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: 1 гр.: мебель - насекомые; II гр.: посуда - звери. Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их». I гр. | стол | диван | | бабочка | паук | | шкаф | жук | II гр. | тигр | волк | | тарелка | чашка | | заяц | кастрюля | 2. Классификация семантически близких предметов. Материал для исследования: группы предметных картинок с изображением: I гр.: дикие животные - домашние животные; II гр.: птицы - насекомые. Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их». I гр. | лиса | медведь | | кошка | собака | | заяц | корова | II гр. | бабочка | синица | | пчела | стрекоза | | воробей | снегирь | Критерии оценки: 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов - задания не выполнены. 2. Группировка слов Существительные 1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой: Материал для исследования: # стол, бабочка, диван # тигр, тарелка, ложка # береза, яблоко, рябина II. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # стол, бабочка, диван II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». 2. Серии семантически близких слов, по три слова в каждой: Материал для исследования: # волк, собака, лиса # лимон, свекла, яблоко # сорока, бабочка, скворец # тарелка, стол, стакан I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # волк, собака, лиса II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - все задания выполнены правильно. 3 балла - задания выполнены в пределах от 51% до 75%. 2 балла - задания выполнены в пределах от 26% до 50%. 1 балл - задания выполнены в пределах от 11% до 25%. 0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены. Глаголы Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # налил, насорил, вылил # подбежал, вошел, подошел # стоит, растет, сидит # идет, цветет, бежит # вошел, вылетел, выбежал I. Инструкция: «Логопед будет показывать по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # налил, насорил, вылил II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». Прилагательные Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # большой, желтый, маленький # хороший, деревянный, плохой # высокий, низкий, маленький # большой, маленький, низкий # желтый, длинный, зеленый # тяжелый, длинный, легкий # круглый, большой, овальный I. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее». # большой, желтый, маленький II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». 3. Подбор синонимов к словам: Материал для исследования: слова различных частей речи: здание - | глядеть - | парк - | шагать - | улица - | огромный - | боец - | радостный - | доктор - | торопится - | Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, здание = дом, строение; парк = ...?» 4. Подбор антонимов к словам: Материал для исследования: слова и словосочетания: слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко и др. словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь «наоборот». Например, день - ночь». горе - | говорить - | шум - | холодный - | поднимать - | плохой - | быстро - | легкий - | далеко - | утро - | II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»» холодный зимний день - холодная вода в реке - холодная вода в кастрюле - холодная вода - холодный день - 5. Объяснение значения слов: Существительные Материал для исследования: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». овощи | дерево | мебель | одежда | посуда | обувь | фрукты | животные | цветы | насекомые | II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». свекла | стол | яблоко | вилка | астра | шуба | паук | сапоги | береза | собака | Прилагательные Материал для исследования: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соленый»), температуры («холодный»), формы («круглый»). Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». высокий | тяжелый | маленький | круглый | желтый | легкий | короткий | низкий | длинный | широкий | соленый | холодный | Глаголы Материал для исследования: слова, обозначающие действия. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». идти | летать | ползти | тащить | ехать | торопиться | нести | светить | везти | лезть | 6. Добавление одного общего слова к двум словам: Материал для исследования: пары слов и общий вопрос. Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)». фрукты - овощи (какие?) кошка - собака (что делают?) дождь - снег (что делают?) сидит - стоит (кто?) льется - журчит (что?) шумит - дует (что?) светит - греет (что?) одевается - обувается (кто?) 7. Дополнение к глаголу: Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит». Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п. сидит = | светит = | стучит = | растет = | умывается = | летит = | лежит = | бежит = | плывет = | 8. Дополнение последнего слова в предложении: Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения. Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение». Из крана льется ... Солнце светит ... Лимон желтый, а помидор ... Фрукты моют, а белье ... Яйцо овальное, а шар ... Кофта шерстяная, а шуба ... Молоко жидкое, а сметана ... Лимон кислый, а мед ... IV. Исследование словообразования 1.Образование уменьшительно-ласкательных существительных: Материал для исследования: слова, предметные картинки. Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?» таз - | ухо - | лист - | снег - | гриб - | лиса - | дом - | окно - | грузовик - | солнце - | кружка - | кольцо - | одеяло - | береза - | дерево - | стакан - | Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно. 3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции. 2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи. 1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма. 0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания. 2. Образование прилагательных. 2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?) Материал для исследования: словосочетания. Инструкция: «Если предмет сделан из ..., например из стекла, то он какой? - стеклянный». компот из яблок - | лист клена - | горка изо льда - | кубик из дерева - | салат из моркови - | шишка ели - | суп из грибов - | куртка из кожи - | варенье из малины - | стакан из стекла - | 2.2. Образование качественных прилагательных. Материал для исследования: слова, словосочетания. Инструкция: «Какой, ... , например, день, если днем жарко?» жарко - | мороз - | душно - | снег - | солнце - | дождь - | ветер - | туман - | холодно - | пасмурно - | Критерии оценки: 4 балла - все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно. 3 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции. 2 балла - задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи. 1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25%, после стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная форма. 0 баллов - задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания. 2.3. Образование притяжательных прилагательных. Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки. I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка - кошачье кошачий кошачья» | ухо | нос | лапа | медведь - | … | … | … | волк - | … | … | … | белка - | … | … | … | собака - | … | … | … | лиса - | … | … | … | заяц - | … | … | … | лев - | … | … | … | I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла - орлиное». # ружье охотника - # дупло белки - # клюв птицы - # берлога медведя - # хвост рыбы - # гнездо воробья - # яйцо курицы - # следы зайца - # следы волка - # свисток милиционера - 2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных. Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов. Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? - желтенький». # Лиса рыжая, а лисенок - # Волк серый, а волчонок - # Шуба пушистая, а шубка - # Сапоги зеленые, а сапожки - # Звезда красная, а звездочка - # Машина белая, а машинка - # Огурец соленый, а огурчик - # Яблоко вкусное, а яблочко - 3. Образование названий детенышей животных. Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы - ягненок, а если их несколько, то - ягнята». | один | несколько | | один | несколько | у кошки - | ... | ... | у коровы - | … | … | у собаки - | ... | … | у козы - | … | … | у курицы - | ... | ... | у льва - | … | … | у утки - | ... | … | у волка - | … | … | у лисы - | ... | ... | у птицы - | … | … | 4. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия. Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал». # Этот пишет, а этот уже ... # Этот снимает, а этот уже ... # Этот вешает, а этот уже ... # Этот стирает, а этот уже ... # Этот режет, а этот уже ... # Этот пилит, а этот уже ... # Этот льет, а этот уже ... # Этот ест, а этот уже ... # Этот умывается, а этот уже ... # Этот моет, а этот уже ... 5. Словообразование профессий женского рода Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий. Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?» # учитель - ... | # крановщик - ... | # певец - ... | # каменщик - ... | # воспитатель - ... | # артист - ... | # портной - ... | # повар - ... | # продавец - ... | # проводник - ... | 6. Словообразование по дефиниционному типу. Материал для исследования: словосочетания, которые нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги - сапожник», «собирает грибы - грибник», «пилит дрова - пильщик». Инструкция: «Скажи, как называют человека, который ...?» # водит машину - ... # играет в теннис - ... # водит поезд - ... # ловит рыбу - ... # подстригает волосы - ... # сочиняет стихи - ... # играет на скрипке - ... # играет в футбол - ... # чинит часы - ... # ведет самолет - ... 7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом. Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов). Сюжетные картинки: | Пары слов: | мальчик залез на дерево | залез - облез | мальчик перешел дорогу | перешел - обошел | заяц обогнал волка | прогнал - обогнал | мальчик разбил вазу | разбил - пробил | птичка вылетела из клетки | влетела - вылетела | дети поливают огород | заливают - поливают | мальчик порвал рубашку | порвал - сорвал | мама пришила пуговицу | пришила - вышила | мама стирает белье | моет - стирает | мальчик спускается по лестнице | поднимается - спускается | Инструкции: 1. Посмотри на картинку. 2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова - «развесила» - «обвесила», какое слово подходит? 3. Назови слово. 4. Произнеси все предложение. Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес). Профиль развития лексики График № 6 Параметры исследования: 1 Понимание существительных 2 Понимание глаголов 3 Понимание прилагательных 4 Активный словарь существительных 5 Активный словарь глаголов 6 Активный словарь прилагательных 7 Классификация 8 Группировка существительных 9 Группировка глаголов 10 Группировка прилагательных 11 Подбор синонимов 12 Подбор антонимов 13 Объяснение значения существительных 14 Объяснение значения прилагательных 15 Объяснение значения глаголов 16 Добавление слова к двум словам 17 Дополнение к глаголу 18 Дополнение слова в предложение 19 Образование уменьшительно-ласкательных существительных 20 Образование относительных прилагательных 21 Образование качественных прилагательных 22 Образование притяжательных прилагательных 23 Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных 24 Образование названий детенышей животных 25 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов 26 Словообразование профессий женского рода 27 Словообразование по дефиниционному типу 28 Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом Выводы 1. Различают грамматическое, лексическое и психологическое значение слова. 2. Слова выполняют определенные функции: номинативную (дефинитивную), обобщения, коммуникативную, экспрессивную. 3. Л.С. Выготский отмечает, что развитие значения слова у детей связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий. 4. Развитие словаря у ребенка тесно связано с развитием мышления, а также с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. 5. Обогащение словаря зависит от жизненного опыта ребенка, усложнения вида его деятельности, общения с окружающими людьми. 6. Количественная и качественная характеристики словаря детей в онтогенезе изучены достаточно полно и представлены верхней и нижней границами нормы, что отражает индивидуальные особенности ребенка и условия воспитания. 7. В детском словотворчестве отражается постепенный процесс формирования языкового обобщения, становление системы словообразования. 8. Развитие понимания речи, т.е. пассивная лексика (импрессивная речь) идет поэтапно. Условно выделяют шесть уровней развития понимания речи (Е.М. Мастюкова). 9. Обобщенно развитие лексики представлено в исследовании А.Н. Гвоздева. На основании этих данных Н.С. Жукова разработала схему системного развития нормальной детской речи. 10. Слова не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей. 11. У детей со стертой дизартрией отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса, вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудности актуализации словаря. 12. Н.В. Серебряковой выделены этапы организации семантических полей у дошкольников. 13. Условно выделяют три группы детей со стертой дизартрией (ФН, ФФН, ОНР) в зависимости от сформированности языковых средств. Учебные вопросы и задания 1. Сравните данные по развитию словаря детей в онтогенезе разных авторов: Гвоздева, Аркина, Штерн. 2. Как характеризует Л.П. Федоренко путь формирования обобщения слов по смыслу в зависимости от возраста? 3. Как можно охарактеризовать качественный состав словарного запаса дошкольника? 4. Какие уровни развития понимания речи в онтогенезе проходит ребенок? 5. Какие части речи появляются первыми в словаре ребенка? 6. Когда в речи ребенка появляются наречия, служебные слова, числительные? 7. Проследите по схеме системного развития нормальной детской речи (см. табл. 1) начало появления прилагательных и их согласование с существительными. 8. Какие этапы развития системной организации детского словаря выделяет А.И. Лаврентьева? 9. Какие особенности лексики детей со стертой дизартрией отмечает Л.В. Лопатина? 10. Какие особенности лексики выявлены Н.В. Серебряковой? 11. Проведите обследование пассивного и активного словаря ребенка-дошкольника, используя балльные критерии оценки. 12. Проведите обследование семантической структуры слова, используя балльные критерии оценки. 13. Проведите обследование навыка словообразования ребенка, используя балльную систему оценки. 14. Составьте график профиля развития лексики ребенка. |