Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры 1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом». Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования. Примечание 2. Слова, сложные по семантике, подчеркнуты. скворечник простокваша лекарство троллейбус телевизор транспорт строительство парикмахерская 2) Инструкция: «Назови картинки». танкист сковорода космонавт аквалангист термометр кинотеатр милиционер аквариум Критерии оценки: 4 балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно. 3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слова нарушается. 2 балла - искажает слоговую структуру при назывании картин. 1 балл - искажается слоговая структура более половины всех слов. 0 баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания. 6. Исследование возможности повторения ряда слогов 1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных и согласных звуков. ПА - ТУ - КО ТА - ПУ - БО ДА - ТУ - ПО 2) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных согласных, но одинаковых гласных звуков. КА - ГА - ДА ПО - КО - КО БУ - ПУ - ГУ 3) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных, но одинаковых согласных звуков. ПА - ПО - ПУ БО - БУ - БА КУ - КА - КО 4) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением). ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА Критерии оценки: 4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах. 3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги. 2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах. 1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1, 2, 3 пробу из двух слогов. 0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от выполнения задания. Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слуховой памяти на линейный ряд. В этом случае предлагается сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур 1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза). Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п. ! - ! !! - !! ! - !! !! - ! ! - ! - !! !! - !! - ! 2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке». Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек. 3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее». Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой: ! - тихо, ! - громко. Примечание: лучше проводить исследование воспроизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан. ! - ! ! - ! - ! !- ! -! !- ! ! - ! -! - ! Критерии оценки: 4 балла - точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления. 3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления. 2 балла - появление ошибок после второго предъявления. 1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления; 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб. |