Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией Обследование состояния звукопроизношения проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной. При изучении состояния звукопроизношения определяется количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: - при изолированном произношении; - в слогах - прямых, обратных, со стечением согласных; - в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова); - во фразах; - в спонтанной речи. При подборе лексического материала соблюдаются следующие требования: - насыщенность лексического материала заданным звуком; - разнообразие лексического материала; - включение слов с оппозиционными звуками; - включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. При обследовании звукопроизношения применяются методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки. Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения. Предлагаем следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); 4) в словах разной слоговой структуры (13 классов) (отраженно и самостоятельно по картинке); 5) в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам). Обследование возможности изолированного произнесения звука (группа свистящих). Инструкция: «Повтори за мной звуки». [с] - [с'] - [з] - [з'] - [ц] - Примечание: в нашем примере мы даем обследование свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]. Отдельно в той же последовательности обследуются звуки: [ш, э, ч, щ, л, л', р, р', г, г', к, к', х, х', j]. Критерии оценки: 4 балла - правильно произносятся все звуки; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все звуки. Обследование возможности произнесения звука (группа свистящих) в слогах разной конструкции Инструкция: «Повтори за мной». Примечания: условные обозначения С - согласный, Г - гласный, СN - звук правильно произносимый, С$ - обследуемый звук. В нашем примере на месте С$ будут [с, с', з, 'з, ц]. 1. С$ Г - С$А, С$0, С$У, С$Ы 2. Г С$ - АС$, ОС$, УС$, ЫС$ 3. С$ CN Г - С$БА, С$БО, С$БУ, С$БЫ и др. сочетания с правильно произносимыми звуками 4. CN С$ Г - БС$А, БС$0, БС$У, БС$Ы и др. сочетания с правильно произносимыми звуками 5. Г CN С - АБС$, ОБС$, УБС$, ЫБС$ и др. сочетания звуков 6. Г С$ CN - АС$Б, ОС$Б, УС$Б, ЫС$Б 7. С$ Г С$ - С$АС$, С$ОС$, С$УС$, С$ЫС$ 8. Г С$ Г - АС$А, OCSO, УС$У, ЫС$Ы Критерии оценки: 4 балла - во всех типах слогов звуки произносятся правильно; 3 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, Г CN С$ 2 балла - искажает только в слогах со стечением Г С$ CN, CN С$ Г, Г CN C$, C$ CN Г; 1 балл - искажает, заменяет во всех типах слогов, кроме С$ Г, Г С$ (открытый и закрытый слог); 0 баллов - искажает, заменяет звуки во всех типах слогов (8 модулей). Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова Инструкция 1: «Повтори за мной слова» (отраженно). сани | сено | оса | осень | нос | неси | зубы | Зина | коза | вези | цепь | конец | Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки независимо от места позиции звука в слове. Инструкция 2: «Назови эти картинки» (без образца). коса | коза | яйцо | оса | зонт | овца | сад | заяц | птица | сова | язык | цветы | сок | замок | боец | песок | зубы | певец | Критерии оценки: 4 балла - все свистящие звуки произносятся верно во всех словах; 3 балла - нарушается произношение одного звука; 2 балла - нарушается произношение 2-3 звуков; 1 балл - искажаются, заменяются более 3 звуков; 0 баллов - искажаются, заменяются все свистящие звуки, не зависимо от места позиции звука в слове. |