III. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ Предлагаются задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. 1. Именительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?» | | Единственное число | Множественное число | | Женский | Синяя лента | Жёлтые ленты | | род | Красная сумка | Чёрные сумки | | | Голубая шапка | Зелёные шапки | | Мужской | Зелёный забор | Зелёные заборы | | род | Сиреневый карандаш | Коричневые карандаши | | Жёлтый лист | Жёлтые листья | | Средний | Маленькое гнездо | Маленькие гнёзда | | род | Синее ведро | Синие вёдра | | Большое ухо | Большие уши | Критерии оценки (для всех видов заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после оказания помощи; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 2. Родительный падеж. Инструкция: «Ответь, чего не стало?» | Единственное | Множественное | | Женский род | число | число | | Большая | Большой | Больших | | кружка | кружки | кружек | | Новая книга | Новой книги | Новых книг | | Мужской род | | | | Жёлтый чемодан | Жёлтого | Жёлтых | | | чемодана | чемоданов | | Зелёный огурец | Зелёного огурца | Зелёных огурцов | | Средний род | | | | Куриное яйцо | Куриного яйца | Куриных яиц | | Большое яблоко | Большого яблока | Больших яблок | 3. Дательный падеж. Инструкция: «Ответь на вопрос покартинке: кому принесли еду?» | | Единственное | Множественное | | | число | число | | Рыжая кошка | Рыжей кошке | Рыжим кошкам | | Белый заяц | Белому зайцу | Белым зайцам | | Серая утка | Серой утке | Серым уткам | | Большая собака | Большой собаке | Большим собакам | | Колючий ёж | Колючему ежу | Колючим ежам | 4. Винительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кого (что) ты видишь?» | | Единственное | Множественное | | | число | число | | Большой слон | Большого слона | Больших слонов | | Чёрная ворона | Чёрную ворону | Чёрных ворон | | Бурый медведь | Бурого медведя | Бурых медведей | | Голубое озеро | Голубое озеро | Голубые озёра | | Круглое зеркало | Круглое зеркало | Круглые зеркала | | Старая черепаха | Старую черепаху | Старых черепах | 5. Творительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: каким? ... чем? ... где? ... с кем? ... с чем?» Гладят белье - чем? ... каким? - горячим утюгом. Ловят рыбу - чем? ... какой? - длинной удочкой. Режут хлеб - чем? ... каким? - острым ножом. Растет гриб? - где? ... под какой? - под густой ёлкой. Играет мальчик- с кем? ... какой? - с большой собакой. Висит лампа - где? ... над каким? - над круглым столом. Девочка играет- с чем? ... с каким? - с красным мячом. б. Предложный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ... на каком? ... о какой?» Стоит ваза - где? ... на каком? - на круглом столе. Плавают рыбки - где? ... в каком? - в большом аквариуме. Лежат книги - где? ... на какой? - на верхней полке. Живет медведь - где? ... в каком? - в густом лесу. IV. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, С МЕСТОИМЕНИЕМ 1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?» | женский род | мужской род | | девочка | мыла | мальчик | мыл | | | пела | | пел | | | играла | | играл | | | поливала | | поливал | | | писала | | писал | 2. Изменение числа глагола. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?» | Единственное число | Множественное число | | Человек ... стоит | Люди ... стоят | | Певец ... поет | Певцы ... поют | | Птица ... летит | Птицы ... летают (летят) | | Ученик ... читает | Ученики... читают | | Ребенок ... рисует | Дети ... рисуют | 3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы». | Я - | рисую самолет | - | леплю снеговика | | Ты - | … | - | … | | Он - | … | - | … | | Она - | … | - | … | | Они - | … | - | … | | Мы - | … | - | … | | Вы - | … | - | … | |