Раздел 3. Теория государства. Семинарское занятие № 16 (с применением интерактивных технологий) (4 часа) Тема 3.1 Политическая система общества План 1) Понятие, признаки и структура политической системы общества. 2) Участники политической системы общества. 3) Функции политической системы общества. 4) Классификация политических систем общества. 5) Место и роль государства и права в политической системе общества. Диспут (2 часа) Диспут предполагает проведение состязательной дискуссии, в которой выдвигаются противоречивые тезисы, в защиту которых приводятся аргументы и контраргументы. Имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Преподаватель выполняет роль судьи, арбитра. Он также направляет дискуссию, оценивает приведённые аргументы в защиту той или иной позиции. Одним из основных моментов данной формы проведения занятия является способность аргументировать и отстаивать свою позицию, логически её выстраивать. Таким образом, предполагается коллективное обсуждение отдельных вопросов по теме семинарского занятия. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1) Самостоятельность государства в выработке направлений внутренней и внешней политики, её реализации. 2) Способность негосударственных объединений (организаций) выражать политические интересы определенной социальной общности, оказывать воздействие на осуществление государственной политики. 3) Роль государства, общества и личности в политической социализации и легитимации политической власти. Студентам заранее выдаются тезисы по представленным вопросам. В виде домашнего занятия они подготавливают аргументацию «за» и «против». На занятии сначала осуществляется обсуждение общих вопросов, а потом – диспут. Студенты выражают свои аргументы по спорным позициям. Путём обсуждения вырабатывается общее мнение. Контрольная работа № 16 Литература 1. Рекомендуемая учебная литература (основная) 1) Теория государства и права : учебник / отв. ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2011. – 400 с. 2) Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. – М. : Юрайт, 2013. – 428 с. 2. Рекомендуемая учебная литература (дополнительная) 1) Теория государства и права : учебник / отв. ред. А.В. Малько . – 4-е изд., стер. – М. : КноРус, 2011 . – 400 с. 2) Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2010. 3) Теория государства и права [Электронный ресурс] : электронный учебник / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) . 4) Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учебник / В. Н. Хропанюк ; под ред. В. Г. Стрекозова. – М. : Омега-Л : Интерстиль, 2008 . – 348 с. Семинарское занятие № 17 (с применением интерактивных технологий) (6 часов) Тема 3.2 Понятие и сущность, признаки государства. Суверенитет. Государственная власть. Функции государства План 1) Понятие и признаки государства. 2) Сущность и социальное назначение государства. 3) Понятие суверенитета. Развитие теории о суверенитет: формирование и современное понимание. 4) Понятие, структура и свойства государственной власти. 5) Методы и формы осуществления государственной власти. 6) Понятие, признаки и классификация функций государства. Дискуссия на тему «Формирование и реализация функций государства» (2 часа) Первый этап: постановкапроблемы для обсуждения – Понятие функций государства, проблемы их формирования и реализации (1ч). Вопросы проблемы для обсуждения: 1) Формирование и эволюция функций государства. Анализ их развития на современном этапе. 2) Влияние функций государства на формирование системы и структуры органов государственной власти. 3) Взаимосвязь функций государства и определения основных направлений внутренней и внешней политики государства. 4) Проблемы реализации функций государства. Правила проведения группового обсуждения: 1) В обсуждении участвуют все студенты учебной группы. 2) Задаются рамки обсуждения вопросов проблемы. 3) Ведется алгоритм выработки общего мнения. 4) Назначается лидер из группы студентов, руководящий ходом группового обсуждения. Второй этап:выработка группового решения совместно с преподавателем (1ч). 1) Участвуют все студенты группы. 2) Выносится общее групповое решение по выдвинутой проблеме совместно с преподавателем. Контрольная работа № 17. Литература 1. Рекомендуемая учебная литература (основная) 1) Теория государства и права : учебник / отв. ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2011. – 400 с. 2) Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. – М. : Юрайт, 2013. – 428 с. 2. Рекомендуемая учебная литература (дополнительная) 1) Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2010. 2) Иванов, А. А. Теория государства и права : учеб. пособие / А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и порядок, 2009. – 351 с. 3) Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник / М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008 . – 756 с. 4) Проблемы общей теории права и государства : учебник / под общ. ред. В.С. Нерсесянца . – М. : Норма, 2008 . – 813 с. |