Таким образом, диатез – это предрасположенность к заболеваниям, а не заболевание. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2 АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ Методическое пособие для студентов по группе специальностей «Лечебное дело» (060101), «Сестринское дело» (060109) Составитель: Шилина Е. Р., Преподаватель педиатрии высшей квалификационной категории. Аннотация Для успешной работы на практическом занятии необходимо иметь определённый уровень исходных знаний, умений и навыков. Настоящее методическое пособие поможет продуктивно самостоятельно подготовиться студентам к занятию по данной теме, приобрести необходимые знания и умения. В нем изложена актуальность темы, цель, представлен необходимый объём теоретического материала, основные практические навыки, которыми должны овладеть студенты. В пособии приводятся основные понятия и положения по теме, на которые студенты могут опираться в целях лучшего изучения и усвоения учебного материала. В процессе самоподготовки они смогут проконтролировать качество приобретённых знаний с помощью прилагаемых тестов и проблемно-ситуационных задач. Данное методическое пособие предназначено для студентов по группе специальностей Лечебное дело (060101), Сестринское дело (060109) при изучении дисциплин: «Педиатрия с детскими инфекциями» и «Сестринское дело в педиатрии», а так же может быть использовано преподавателем при подготовке к занятиям по данной теме. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………………………… 3 2. Основная часть: ¾ Этиология…………………………………………………………………… 5 ¾ Патогенез……………………………….……………………………………8 ¾ Диагностические критерии атопического дерматита……………………. 9 ¾ Клиника……………………………………………………………………. 10 ¾ Дифференциальная диагностика………………………………………….11 3. Лечение: ¾ Организация лечения………………………………………………………12 ¾ Диетотерапия……………………………………………………………….13 ¾ Контроль окружающей среды……………………………………………..15 ¾ Фармакотерапия……………………………………………………………16 ¾ Наружная терапия………………………………………………………….17 ¾ Уход за кожей………………………………………………………………18 ¾ Обучение пациента, образовательные программы………………………19 4. Первичная профилактика аллергии у детей раннего возраста………………….20 5. Литература………………………………………………………………………….21 6. Приложения: ¾ №1Ведение пищевого дневника ……………….........................................22 ¾ №2 Лечебная ванна………………………………………………………...24 ¾ №3 Техника наложения дерматологического компресса………………..27 ¾ №4 Антигистаминные препараты, используемые в педиатрии………...29 ¾ №5 Основные клинические эффекты гистамина………………………...30 7. Тесты………………………………………………………………………………..31 8. Ситуационные задачи……………………………………………………………..34 9. Ответы к тестам…………………………………………………………………….36 Введение Аллергические заболевания привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей. В подавляющем большинстве регионов мира неуклонно растет число больных бронхиальной астмой, поллинозом, аллергическим риноконъюнктивитом, крапивницей, отеками Квинке, атопическим дерматитом, пищевой аллергией и другими аллергическими заболеваниями. Состояния, при которых организм ребёнка отвечает на обычные раздражители неадекватными реакциями, предрасполагающими к развитию определённых патологических состояний и заболеваний называют аномалией конституцией или диатезами.Чаще эти состояния возникают у детей раннего и дошкольного возраста, они требуют своеобразного подхода к организации питания, режима, прививок, лечения возникших на фоне диатезов болезней. Выделяют три основных типа диатезов: 1. Атопический (atopos - необычный) или экссудативно-катаральный диатез – предрасположенность к аллергии. У таких детей наблюдается повышенная чувствительность и ранимость барьерных тканей (кожи, слизистых оболочек), сниженная сопротивляемость инфекциям, затяжное течение воспалительных процессов и развитие аллергических реакций. 2. Лимфатико-гипопластический характеризуется стойким увеличением практически всех лимфатических узлов и вилочковой железы, нарушениями функции эндокринной системы (снижение функции надпочечников), склонностью (предрасположенностью) к частым инфекционным заболеваниям и аллергическим реакциям. В формировании этого диатеза решающее значение имеют инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, и другие осложнения беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии. 3. Нервно-артритический характеризуется предрасположенностью к ожирению, сахарному диабету, подагре и артритам, что обусловлено в основном нарушениями обмена мочевой кислоты и накоплением в организме пуринов (продуктов её распада) и, в меньшей степени, - нарушениями липидного и углеводного обменов. Доказано, что эта форма диатеза может передаваться по наследству. Таким образом, диатез – это предрасположенность к заболеваниям, а не заболевание. В данном пособии мы рассмотрим одну из актуальнейших проблем раннего детского возраста – атопический дерматит. Атопический дерматит (АД) занимает первое место в структуре аллергических заболеваний у детей, особенно первых лет жизни. Он начинается чаще в раннем детском возрасте и имеет рецидивирующее течение. АД оказывает существенное влияние на качество жизни детей: · Мучительный зуд, нарушение сна, особенно выраженные в период обострения · Снижение физической активности, в т.ч. в спорте · Ухудшение успеваемости в школе · Социальная дизадаптация · Постоянная экономическая зависимость Как правило, атопический дерматит является самым ранним проявлением атопии, а у части детей – и началом «атопического (аллергического) марша». «Атопический марш» – это последовательное развитие клинических симптомов атопической болезни, когда одни симптомы становятся более выраженными, а другие идут на убыль. Начинается он в раннем детском возрасте с явлений пищевой аллергии и атопического дерматита. Первые симптомы атопического дерматита, как правило, возникают в грудном возрасте и часто совпадают по времени с введением прикорма или нарушением диеты матерью, страдающей аллергией. В дальнейшем формируются аллергические заболевания органов дыхания – бронхиальная астма (у 40 – 43%) и аллергический ринит (у 15 – 45%), развивается аллергия к бытовым и пыльцевым аллергенам (поллиноз). Ежегодно во всех регионах страны возрастает число больных не только с впервые установленным диагнозом атопического дерматита, но и с более тяжелым течением заболевания. Это значит, что каждый из Вас в своей деятельности встретится с проблемой атопического дерматита. Цель: · дать необходимые знания и укрепить их при решении проблемно-ситуационных задач, тестовых заданий; · сформировать умения и навыки для организации ухода за детьми с АД; · научить анализировать свои действия. Следовательно, при подготовке к занятию по данной теме студент должен Знать: · Актуальность проблемы · Понятия «атопия», «диатез», «атопический марш» · АФО кожи детей раннего возраста · Определение «атопический дерматит» · Факторы риска развития атопического дерматита · Этиологию (причинные факторы) атопического дерматита · Клинические проявления (симптомы) АД у детей · Критерии диагностики · Общие принципы лечения АД · Правила применения лекарственных препаратов и их побочные действия · Профилактику инфекционных осложнений · Принципы вакцинации детей с АД Уметь: · Собрать анамнез, поставить диагноз (для специальности Лечебное дело) · Работать в команде: врач фельдшер (мед.сестра) родители пациент · Выявить причинные факторы · Провести дифференциальный диагноз АД (для специальности Лечебное дело) · Организовать диетотерапию · Контролировать окружающую больного ребёнка среду · Организовать уход за кожей ребёнка и обучить уходу мать (родственников) · Обеспечить психологическую поддержку родителям и пациенту ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Этиология АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ одно из самых распространённых аллергических заболеваний кожи, развивающееся у детей с наследственной предрасположенностью к атопии, считается системным заболеванием, т. е. поражается не только кожа, но страдают все органы и системы, выявляется сопутствующая патология. Атопия(необычная реакция) – это аллергия, имеющая наследственную предрасположенность. Так, если один из родителей ребёнка страдает каким-либо аллергическим заболеванием, то риск развития того же заболевания у ребёнка возрастает в 2 раза. Если аллергическое заболевание наблюдается у обоих родителей, риск возрастает в 4 – 6 раз. |