МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Таким образом, диатез – это предрасположенность к заболеваниям, а не заболевание.





ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2

 

Раменское 2008

 

 

 

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ

 

Методическое пособие для студентов по группе специальностей

«Лечебное дело» (060101), «Сестринское дело» (060109)

Составитель: Шилина Е. Р.,

Преподаватель педиатрии высшей квалификационной категории.

Аннотация

Для успешной работы на практическом занятии необходимо иметь определённый уровень исходных знаний, умений и навыков. Настоящее методическое пособие поможет продуктивно самостоятельно подготовиться студентам к занятию по данной теме, приобрести необходимые знания и умения. В нем изложена актуальность темы, цель, представлен необходимый объём теоретического материала, основные практические навыки, которыми должны овладеть студенты. В пособии приводятся основные понятия и положения по теме, на которые студенты могут опираться в целях лучшего изучения и усвоения учебного материала. В процессе самоподготовки они смогут проконтролировать качество приобретённых знаний с помощью прилагаемых тестов и проблемно-ситуационных задач.

Данное методическое пособие предназначено для студентов по группе специальностей Лечебное дело (060101), Сестринское дело (060109) при изучении дисциплин: «Педиатрия с детскими инфекциями» и «Сестринское дело в педиатрии», а так же может быть использовано преподавателем при подготовке к занятиям по данной теме.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………………… 3

2. Основная часть:

¾ Этиология…………………………………………………………………… 5

¾ Патогенез……………………………….……………………………………8

¾ Диагностические критерии атопического дерматита……………………. 9

¾ Клиника……………………………………………………………………. 10

¾ Дифференциальная диагностика………………………………………….11

3. Лечение:

¾ Организация лечения………………………………………………………12

¾ Диетотерапия……………………………………………………………….13

¾ Контроль окружающей среды……………………………………………..15

¾ Фармакотерапия……………………………………………………………16

¾ Наружная терапия………………………………………………………….17

¾ Уход за кожей………………………………………………………………18

¾ Обучение пациента, образовательные программы………………………19

4. Первичная профилактика аллергии у детей раннего возраста………………….20

5. Литература………………………………………………………………………….21

6. Приложения:

¾ №1Ведение пищевого дневника ……………….........................................22

¾ №2 Лечебная ванна………………………………………………………...24

¾ №3 Техника наложения дерматологического компресса………………..27

¾ №4 Антигистаминные препараты, используемые в педиатрии………...29

¾ №5 Основные клинические эффекты гистамина………………………...30

7. Тесты………………………………………………………………………………..31

8. Ситуационные задачи……………………………………………………………..34

9. Ответы к тестам…………………………………………………………………….36

 

 


 

Введение

Аллергические заболевания привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей. В подавляющем большинстве регионов мира неуклонно растет число больных бронхиальной астмой, поллинозом, аллергическим риноконъюнктивитом, крапивницей, отеками Квинке, атопическим дерматитом, пищевой аллергией и другими аллергическими заболеваниями.



Состояния, при которых организм ребёнка отвечает на обычные раздражители неадекватными реакциями, предрасполагающими к развитию определённых патологических состояний и заболеваний называют аномалией конституцией или диатезами.Чаще эти состояния возникают у детей раннего и дошкольного возраста, они требуют своеобразного подхода к организации питания, режима, прививок, лечения возникших на фоне диатезов болезней. Выделяют три основных типа диатезов:

1. Атопический (atopos - необычный) или экссудативно-катаральный диатез – предрасположенность к аллергии. У таких детей наблюдается повышенная чувствительность и ранимость барьерных тканей (кожи, слизистых оболочек), сниженная сопротивляемость инфекциям, затяжное течение воспалительных процессов и развитие аллергических реакций.

2. Лимфатико-гипопластический характеризуется стойким увеличением практически всех лимфатических узлов и вилочковой железы, нарушениями функции эндокринной системы (снижение функции надпочечников), склонностью (предрасположенностью) к частым инфекционным заболеваниям и аллергическим реакциям. В формировании этого диатеза решающее значение имеют инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, и другие осложнения беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии.

3. Нервно-артритический характеризуется предрасположенностью к ожирению, сахарному диабету, подагре и артритам, что обусловлено в основном нарушениями обмена мочевой кислоты и накоплением в организме пуринов (продуктов её распада) и, в меньшей степени, - нарушениями липидного и углеводного обменов. Доказано, что эта форма диатеза может передаваться по наследству.

Таким образом, диатез – это предрасположенность к заболеваниям, а не заболевание.

В данном пособии мы рассмотрим одну из актуальнейших проблем раннего детского возраста – атопический дерматит.

Атопический дерматит (АД) занимает первое место в структуре аллергических заболеваний у детей, особенно первых лет жизни. Он начинается чаще в раннем детском возрасте и имеет рецидивирующее течение. АД оказывает существенное влияние на качество жизни детей:

· Мучительный зуд, нарушение сна, особенно выраженные в период обострения

· Снижение физической активности, в т.ч. в спорте

· Ухудшение успеваемости в школе

· Социальная дизадаптация

· Постоянная экономическая зависимость

Как правило, атопический дерматит является самым ранним проявлением атопии, а у части детей – и началом «атопического (аллергического) марша».

«Атопический марш» – это последовательное развитие клинических симптомов атопической болезни, когда одни симптомы становятся более выраженными, а другие идут на убыль. Начинается он в раннем детском возрасте с явлений пищевой аллергии и атопического дерматита.

Первые симптомы атопического дерматита, как правило, возникают в грудном возрасте и часто совпадают по времени с введением прикорма или нарушением диеты матерью,

страдающей аллергией. В дальнейшем формируются аллергические заболевания органов дыхания – бронхиальная астма (у 40 – 43%) и аллергический ринит (у 15 – 45%), развивается аллергия к бытовым и пыльцевым аллергенам (поллиноз).

Ежегодно во всех регионах страны возрастает число больных не только с впервые установленным диагнозом атопического дерматита, но и с более тяжелым течением заболевания. Это значит, что каждый из Вас в своей деятельности встретится с проблемой атопического дерматита.

Цель:

· дать необходимые знания и укрепить их при решении проблемно-ситуационных задач, тестовых заданий;

· сформировать умения и навыки для организации ухода за детьми с АД;

· научить анализировать свои действия.

 

Следовательно, при подготовке к занятию по данной теме студент должен

Знать:

· Актуальность проблемы

· Понятия «атопия», «диатез», «атопический марш»

· АФО кожи детей раннего возраста

· Определение «атопический дерматит»

· Факторы риска развития атопического дерматита

· Этиологию (причинные факторы) атопического дерматита

· Клинические проявления (симптомы) АД у детей

· Критерии диагностики

· Общие принципы лечения АД

· Правила применения лекарственных препаратов и их побочные действия

· Профилактику инфекционных осложнений

· Принципы вакцинации детей с АД

 

Уметь:

· Собрать анамнез, поставить диагноз (для специальности Лечебное дело)

· Работать в команде: врач фельдшер (мед.сестра) родители пациент

· Выявить причинные факторы

· Провести дифференциальный диагноз АД (для специальности Лечебное дело)

· Организовать диетотерапию

· Контролировать окружающую больного ребёнка среду

· Организовать уход за кожей ребёнка и обучить уходу мать (родственников)

· Обеспечить психологическую поддержку родителям и пациенту

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этиология

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ одно из самых распространённых аллергических заболеваний кожи, развивающееся у детей с наследственной предрасположенностью к атопии, считается системным заболеванием, т. е. поражается не только кожа, но страдают все органы и системы, выявляется сопутствующая патология.

Атопия(необычная реакция) – это аллергия, имеющая наследственную предрасположенность. Так, если один из родителей ребёнка страдает каким-либо аллергическим заболеванием, то риск развития того же заболевания у ребёнка возрастает в 2 раза. Если аллергическое заболевание наблюдается у обоих родителей, риск возрастает в 4 – 6 раз.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.