ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методика составления сценария Методику составления сценария можно проследить на примере мероприятия «Музыка Небес» (составитель С.В. Назарова – вед. библиотекарь универсального читального зала). Как и любое литературное произведение, сценарий массового мероприятия имеет фабулу. В ее составе выделяют экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Экспозиция. В ней дается представление о теме, проблеме, которой посвящено данное мероприятие. Она делает делает своеобразную установку на восприятие. В данном случае, ведущий повествует о звуке благовеста, звучит звон колоколов. Следующий элемент – завязка.Эта часть сценария знакомит читателя с основными действующими лицами, намечает их характеры, обрисовывает основные черты героев, дает представление времени и места действия. Зрители погружаются в атмосферу колокольного звона, в историю создания колоколов. В развитии действияпоследовательно выстраиваются эпизоды, в которых описывается судьба колоколов России, технология производства колоколов, стилистика колокольного звона. Центральная часть сценария – кульминация,когда напряжение достигает своего апогея. Это очень важный элемент, от которого во многом зависят результат, эффективность всего мероприятия. В нашем случае это рассказ о том, как мы распределились этим наследством. Чтобы почувствовать всю глубину сюжета, автор сценария этот момент проиллюстрировал слайдами. Развязкане менее важный элемент сценария. Нельзя долго держать публику в сильном психологическом напряжении. Требуется логическое завершение события, читатели должны убедиться в победе добра над злом. Автор повествует о повороте в истории нашей страны, когда был снят запрет на колокольный звон. Эпилог.Это последний, ударный эпизод, подчеркивающий важный характер событий. Его важность подчеркивает звон колоколов. «Музыка Небес» (тематический вечер) Цель: Ø Познакомить подрастающее поколение с тем, как связаны с христианским учением общечеловеческие нормы нравственности. Ø Рассказать о влиянии христианства на культуру общества в целом. Ø Способствовать формированию ощущения неразрывной связи со своей Родиной и ее духовным наследием. Оборудование: Книжно-журнальная выставка «Музыка Небес», мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер, видеокассета, трибуна. «Музыка Небес» (о колоколах России). Ведущий I:Посреди таинственной тишины сей многоглаголиевой ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался первый звук благовеста – вещий, как бы зов архангельской трубы, возглашающей общее воскресение (звон благовеста). И вот, при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их наполнил воздух, плавая над всею первопрестольную столицею (звон колоколов). Она была объята сим торжественным звоном, как бы некоею ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом потрясаемой меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо и не могло насытиться сей дивною гармонией будто бы иного подоблачного мира» (продолжение звона колоколов). Ведущий II:Это описание пасхальной ночи из путеводителя по Москве 1890 г. Атмосфера колокольного звона в прошлом была проникнута не только религиозным чувством. Колокол для русского человека издревле был и голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг. Но давно уже лишенные этой атмосферы, мы не можем представить себе всеприсутствие колоколов в прошлой жизни нашего народа, - колоколов, размерявших время, созывавших граждан на совет и на битву, гремевших в минуты скорби и часы торжества. Как же колокол приобрел на Руси столь разностороннее и столь возвышенное значение? Откуда он пришел к нам? Где и как возник этот интереснейший предмет материальной культуры? Ведущий I:Колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства. В Ветхозаветной церкви верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб. В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. Они созывались тайно. После прекращения гонений (в IV в.) их стали созывать различными способами. Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению – это колокольный звон. Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому, то есть в конце IV или начале V в.. Св.Павлин во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но только в начале VII в. Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. Ведущий II:В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), то есть в конце X века. Поначалу их лили монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Сначала колокола были небольшие. Но с XV в., когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, стали отливать колокола больших размеров. Как правило, колокол был обязан своим названием каким-то особенностям его звучания, событию, в честь которого был отлит, человеку, на чьи средства отливался, праздникам, по которым звучал, службам, к которым звонил. Колокол с сильным, резковатым звучанием нередко звался «Лебедем», с мягким, приятным – «Красным», с неровным дребезжанием – «Козлом», «Бараном». Все перечисленные названия встречаются у колоколов звонницы Успенского собора в Ростове – Великом, прославленной своими звонами. Там же висит «Голодарь» (по преданию он впервые был отлит в годы неурожаев и эпидемий, в память великого голода и мора на людей, и в него благовестили в дни великого поста), «Полиелей» (так называется одна из частей утренней службы). Ведущий I:Колокола размеряют поступь времени, становятся голосом народа, бьют тревогу при опасности, ликуют при встрече победителей. Им дают имена, берут в плен, казнят, переводят с одного места службы в другое. Суровым наказаниям русские колокола подвергались довольно часто. Так, по преданию Иван Грозный приказал отрубить уши у колокола при церкви Св. Николая в Пскове за то, что он звоном своим испугал коня, на котором ехал царь. В 1771 г. набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят с занимаемого поста и лишен языка за то, что призвал народ к бунту. Его предшественник в 1681 году был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. А история с колоколом в Угличе, 15 мая 1591 года своим тревожным звоном возвестившим об умерщвлении царевича Дмитрия? Следственная комиссия, прибывшая из Москвы, решила, что царевич «сам набрушился на нож в припадке падучей болезни». Но это позже. А в тот день соборный сторож Максим Кузнецов и священник Федот Огурец, увидев убитого царевича, ударили в набат на колокольне. Сбежались горожане. Мать мальчика, царица – вдова Мария Нагая, как на убийц сына указала на людей из окружения Бориса Годунова, приставленных охранять царевича. Всех их тут же перебили. За убийство «государевых людей» Годунов, правивший за спиной слабоумного царя Федора, безжалостно расправился с угличанами. В Сибирь сослали и колокол, набатным звоном созвавший угличан. Перед ссылкой колокол «казнили», сбросили с колокольни, вырвали язык, отсекли ухо и дали двенадцать плетей, по числу убитых приспешников Годунова. В 1593 году 60 семей угличан и колокол прибыли в Тобольск. Воевода направил ссыльных в городок Пелым, а колокол оставил в Тобольске, обозначив его в описи прибывших как «первоссыльный неодушевленный из Углича». Колокол повесили на звонницу церкви Спаса на Торгу. Тобольцы звали его «угличский карнаухий». Лишь спустя 300 лет угличане вывезли из Тобольской ссылки свою историческую реликвию и, как гласят архивные документы, в мае 1892 г. при большом стечении народа встретили древний набат в родном городе. В настоящее время этот колокол помещен в городской музей. Эти примеры относятся к уже довольно позднему периоду истории колоколов России, когда они завоевали признание и церкви, и государства, и народа. Священномученик Сильвестр | Успенский кафедральный собор | А в истории Успенского кафедрального собора был такой эпизод. В три часа ночи с 5 на 6 февраля 1918 года к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд под командованием большевика Шебалдина. Незваные гости стали стучать, грозить, что будут стрелять и взорвут двери. И тут на колокольне Успенского собора прозвучал набатный звук колокола. Звонарь поднялся на колокольню, чтобы возвестить о беде и собрать омичей. Он был ранен, но его благородный порыв был подхвачен звонарями других храмов. Тревога разлилась по городу, люди шли и шли, заполняя площадь и улицы вокруг. Каратели бежали. Они еще вернулись, забрали Владыку Сильвестра, но народ, оповещенный о тревожных событиях звонарем, не расходился, требуя освобождения епископа. И этот напор возымел действие, архиерея отпустили через три дня. События февраля 1918 года, которым минуло уже 90 лет, занимают в Житии священномученика Сильвестра особое место. Это начало его святительского подвига, первый шаг его восхождения на Сибирскую Голгофу. 26 февраля - день памяти святителя Сильвестра. Колокол XVI в. Фрагмент декора. | Ведущий II:Путешественников, приезжавших в XVII веке в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI века русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими по величине, то в России такие были весьма распространены (забегая в более поздние времена, можно отметить, что в Москве в начале XX в. их насчиталось более 200). В Московском Кремле колокола такого веса благовестили лишь по будничным дням и потому назывались вседневными. Колокола весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили в праздники апостолов и святителей, до 800- 1000 пудов именовались воскресными и звучали по воскресеньям, от 1000 пудов и выше – праздничными, и звонили в них по большим двунадесятым праздникам и по царским дням. По богатству колоколов Россия всегда стояла на первом месте, на втором – Англия. Уже в XVI веке в Московском Кремле насчитывалось 35 каменных церквей, а всего в столице более 400, колоколов же не менее 500. На ярусах колокольни Ивана Великого было развешено 37 колоколов. Москва всегда славилась колокольным звоном. Сто лет назад в Первопрестольной было уже около 1000 церквей. Когда звонили все колокола, созывая верующих на Богослужение, то казалось, что поет само небо. В городе было много выдающихся мастеров колокольного звона. Их мастерство передавалось из поколения в поколение. Начиная с Бориса Годунова, в Сибирь разным церквям было послано немало колоколов. Так, колокола, отлитые в 1678 году и присланные в Тобольск в 1680-1684 гг. весом в 130 и 140 пудов, висели на колокольне Софийского собора. Ведущий I:Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики. Назовем лишь несколько ярких имен: Андрей Чохов, чей колокол «Реут» (1622 г.) 200 пудов, по другим данным – 1200 пудов и поныне украшает звонницу церкви Рождества Христова в Московском Кремле; Александр Григорьев, создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым благозвучным колоколом России (1668-2125 пудов); Харитон Попов, Даниил Данилов и его сын Емельян, Филипп Андреев, Флор Терентьев, династия Моториных. Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является «Царь-колокол», стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и художественному литью. «Царь-колокол» был отлит российскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 1733-1735 годах. Общий вес царь-колокола – 12,327 пудов или 200 тонн. Диаметр колокола – 6 м. 60 см., высота с ушками – 6 м. 14 см. Поднятие «Царь-колокола» 1836 г. | Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, так как колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 г. «Царь-колокол» тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами. Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорелись, их стали заливать водой. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом 11,5 тонн. После пожара «Царь-колокол» пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент вместе с отвалившимся краем. Так и стоит он уже много лет возле колокольни Ивана Великого, являя собой одну из ярких достопримечательностей Московского Кремля. Такова судьба величайшего в мире «Царь-колокола», который никогда не звонил. Технология производства колоколов совершенствовалась на протяжении столетий: менялась форма колокола, способы изготовления, материалы. Литейным способом, с использованием литейных ям в земле, колокола начали изготавливать на Западе. В фильме А. Тарковского «Андрей Рублев» подробно изображен процесс выплавки колокола. Очень долгое время у нас в стране люди имели представление об отливке колоколов только по этому фильму (отрывок из фильма). Ведущий II:Каждый государь старался слить свой именной колокол тяжелее колокола предшественника, чтобы его молитва была услышана Богом явственнее, чем прочие. Иноземный гость Москвы, описывая испытание одного из таких благовестников, отмечает: «Царь приказал звонить во все колокола в городе, потом зазвонили в этот колокол, и его звук покрыл все. Царь послал всадников узнать, как далеко доходит его звук, и оказалось, как они нашли около семи верст». Звон колоколов – гигантов, разносившийся на много верст окрестности, был в глазах народа символом возрастающей мощи державы, он звал их к единению и верности гражданскому долгу. Кто только в старину не жертвовал на колокола православным храмам России, помимо царей и императоров. Это были купцы, солепромышленники, помещики и даже некоторые крестьяне. Как правило, мужчины. Но были в этом ряду и исключения. Например, супругой известного соликамского купца Алексея Федоровича Турчанинова Фелициатой Стефановной в 1788 году в селе Красном, пригороде Соликамска, для Предтеченской церкви было пожертвовано 18 колоколов, отлитых на Троицком меднолитном заводе. На том же заводе усердием этих супругов в 1789 г. для мощей Симеона Верхотурского отливалась и медная рака. Ведущий I:Об уникальных золоченых колоколах записал легенду историк, писатель Михаил Иванович Пыляев. «Золоченые колокола имеются, кажется только в г. Таре, в Сибири, при церкви Казанской Божией Матери. Их там шесть. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов. Вызолочены они тарским мещанином Семеном Можантиновым по следующему случаю. Любимый брат этого мещанина, быв по торговым делам в степи, попал в плен к киргизам. Брат, узнав об этом, дал обет, что если пленник благополучно возвратится из плена, то он позолотит колокола. Брат вернулся и горячность братской любви заставила выполнить данный обет. По другим рассказам, колокола позолотил Можантинов из любви к церковному благолепию». В этой же книге «Старое житие» писатель М. Пыляев говорит следующее: «Колокола обыкновенно отливались из так называемой колокольной меди – 78% чистой меди, 22% олова. Но были примеры, когда колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. В Соловках были глиняные колокола, неизвестно кем изготовленные». Среди дремучих Мещерских лесов на стекольной фабрике в Гусь – Хрустальном, устроенной купцом Акимом Мальцевым, умели делать из хрусталя не только церковные иконостасы и престолы, но и колокола чудной красоты. Ведущий II:Конечно, лучшие колокольные заводы находились в Москве, но знатные мастера этого дела были в Костроме, на Валдае, в Воронеже, Петербурге, на Урале, в Сибири – в Енисейске, а потом и в Тюмени. В книге «Очерки истории Тюмени» (Тюмень, 1994 г.) говорится о пионерах колокололитейного дела в Сибири. Вот что мы узнаем о семейном ремесле таких умельцев. «Еще в конце XVII в. атаман пеших казаков Иван Михайлов сын Кадмин завел единственную на всю Сибирь литейную мастерскую, в которой отливал на продажу церковные колокола, дорожные колокольчики и оловянную посуду. Литье колокольчиков было главным делом семьи, и, как водилось тогда, стало своеобразным родовым признаком, закрепившимся в прозвании – Колокольниковы». Чтобы стать истинным Колокольниковым, надо было делом доказать свою профессиональную состоятельность, чтобы по должности, по званию стать «господами – мастерами». В 1718 году Колокольниковы по заказу казны отливают семь колоколов для Ямышевской и Омской крепостей. Широкую известность в Сибири имел Тюменский колокольный завод Торгового дома «Петра Ивановича Гилева сыновья», удостоенный Высочайшей благодарности за отливку колоколов для церквей в Районе Сибирской железной дороги из меди, Высочайше пожалованной Государем Императором Николаем II. Ведущий I:С увеличением веса колоколов становится неудобным и невозможным очапной звон. Чем тяжелее колокол, тем больше людей требуется для его раскачивания. В отлитый Григорьевым царь – колокол весом в 8 000 пудов звонили 40 или 50 человек (по другим данным 100). В итоге архитектурных поисков в XVII веке был выработан новый тип колокольни и сложился новый способ звона. Колокольня становится самостоятельным сооружением, она входит в ансамбль храма, но стоит отдельно от него. Сначала неподвижно закрепляются лишь самые большие колокола. Русские стали звонить, ударяя в колокол языком. С течением времени неподвижными становятся колокола всех размеров, и складывается мнение о такой манере звона как об исконно русской. Ведущий II: В домонгольский период колокольное дело на Руси складывалось на тех же принципах, что и на Западе. Однако в дальнейшем колокольная музыка здесь и там развивалась по различным путям. Путешественники, посещавшие русские города в XVI – XVII веках, нередко отмечают гармоническую слаженность церковных колоколов. Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1) благовест и 2) собственно звон. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на: трезвон, двузвон, перезвон, перебор. (Послушайте праздничный звон). Ведущий I: Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами можно назвать колокольный звон: во дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, во дни Святых Божьих он говорит нам о вечном покое Святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Пасхальной седмицы возвещает о победе жизни над смертью и о вечной нескончаемой радости будущей жизни в царствии Христовом. Звуки одного церковного колокола представляют собой нечто возвышенное, торжественное, а если раздаётся звон нескольких колоколов, то происходит ещё более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон пробуждает наши души от усыпания духовного. Ещё наш соотечественник, гелиобиолог А.Л. Чижевский, с удивлением отмечал такие исторические факты: города, в которых регулярно проводились Богослужения с колокольным звоном, обходила чума и другие крупные эпидемии, но стоило ослабить колокольное звучание, как в города вторгались повальные болезни. Как показали достижения современной волновой механики, ультразвуковая компонента колокольного звона губительно действует на вирусы и некоторые болезнетворные бактерии: их белковые вещества не выдерживают этих вибраций и сворачиваются, как белок варящегося яйца. В лаборатории колокольной акустики на ЗИЛе сделали сенсационное открытие. Оказывается звуковая волна, которая расходится от колокола, излучается в форме креста. Ведущий II: Стилистика колокольного звона на Руси складывалась параллельно с развитием певческого искусства – одноголосового распева к всё более развитым формам. Отсюда звонари черпали многие свои находки и в то же время оказывали обратное воздействие на хоровую музыку, утверждая её характерные особенности. Свой вклад в художественные богатства звонов внесли и русская частушка, и русская пляска. К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: Римский-Корсаков, Глинка, Мусоргский, Чайковский, Бородин, Скрябин и другие. В операх можно отыскать все виды звона от стандартных сигналов до образцов колокольного искусства. Творцы неповторимых колоколов, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство великолепные образцы технического мастерства и музыкального искусства. Как же мы распорядились этим наследством? Ильинская церковь во время сноса. | Ведущий I: В первые же послереволюционные годы ( 1917 г.) новая власть повела бескомпромиссную борьбу с религией. Закрывались и разрушались храмы, а в ещё действовавших запрещали звон: он де мешает работе, отдыху и т.п. Вот что рекомендовал чиновникам всемогущий НКВД: «Колокольный звон, производимый на всю округу церковниками, резким образом противоречит принципу отделения церкви от государства, ибо по бытовым условиям и правам широких безрелигиозных масс, особенно города, он мешает труду и использованию трудящимся населением его отдыха». Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30х годов XX в. Колокола сбрасывались с колоколен. Их переплавляли на котлы для общепита, или продавали на лом. Достаточно сказать, что в начале века в России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более. Из них до наших дней дошло всего лишь пять: «Царь - колокол», «Большой Успенский», «Реут» в Москве и, «Сысой», «Полиелей» (Ростов - Великий). Судьба оказалась более благосклонной к Ростовским колоколам, хотя и над ними сгущались грозовые тучи: пытались уничтожить и их, а заодно разобраться со всем Ростовским Кремлем. Однако будем верны фактам: спас исторические памятники А.В.Луначарский. Тот самый нарком просвещения в правительстве Ленина, оказавшийся тогда в Ростове Великом. «Рубите руки тому, кто посягнёт на целостность их», - сказал он ретивым работникам УКОМа. Ведущий II: Вспомним надругание над мужским Свято-Даниловским монастырём, основанным в 1282 году князем Даниилом Александровичем, сыном Александра Невского. Снятые с монастырской звонницы колокола, отлитые ещё в 17 веке, в 1922  Палаты Свято-Даниловского монастыря | году оказались в США. До этого они сиротливо лежали на берегу - реки, дожидаясь последнего часа. Тут и попались они на глаза американскому бизнесмену, который купил 25 тонн этих церковных реликвий. Через 8 лет они были подарены Гарвардскому университету в Кембридже, подняты на башню и с тех пор каждое воскресенье почти две тысячи студентов и преподавателей слушали их звон. Вопрос о возможности возвращения Свято - Даниловских колоколов в Россию был поднят 18 лет назад, после возрождения обители. И уже 20 марта 2007 года в Москве было подписано соглашение о возвращении колоколов на Родину. А в России взялись за изготовление копий. Спасский кафедральный собор | Ведущий I: Слишком сурово и безжалостно прокатилось «красное колесо» по Омским и сельским церквям и соборам, не только разогнав приходы, но и уничтожив ценнейшие памятники архитектуры. В результате борьбы с религией пять храмов Тары были снесены – Никольский, Тихвинский, Успенский, церковь Казанской Божьей Матери, Пятницкая. Пятницкая церковь простояла до послевоенных лет и была взорвана. А памятник федерального значения, древний Спасский собор(первое каменное здание на территории Омской области) был превращён в спортзал. А с 1990 года там находился музей. Возведение Спасского собора началось в 1753 году, затянулось до 1776 года. Когда-то колоколов на Спасском соборе было пять, самый большой весил 30 пудов. Ведущий II: Патриотическая позиция русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны была вознаграждена Советской властью – антирелигиозный гнёт несколько ослаб. В некоторых храмах возобновились службы, был снят запрет на колокольный звон. Оттепель середины 50-х годов возвратила широкое общественное признание иконописи, церковному пению, храмовому зодчеству – всем тем древним искусствам, о которых раньше говорили приглушённо из-за их связи с религией. Но – странное дело! Колокольные звоны оказались при этом обойдёнными. Виртуозы – звонари, хранители замечательного национального искусства, равно, как и священнослужители, были как бы за чертой общественной жизни, вне культуры. Самый большой колокол для Храма Христа Спасителя | Ведущий I: Но времена меняются и всё становится на свои места. Помните притчу о виноградарях, рассказанную Иисусом Христосом своим ученикам, и та последняя фраза: «Истинно, говорю вам, отвергнутый строителями камень да будет поставлен во главу угла». Всё так и вышло. Новый поворот в истории нашей страны, начавшийся в 1985 году, внёс значительные изменения в положение церкви. Прежде осиротевшие и молчаливые колокольни России торжественным звоном своего колокольного оркестра созывают к себе людей. Сегодня в Сибири хорошо известно своими делами колокололитейное товарищество «Пятков И. К.» из г. Каменск-Уральский. В Ноябрьске, например, с пасхальной ночи 2 апреля 1999 года зазвучали в выси, отлитые им, 10 колоколов для колокольни нового храма Михаила Архангела. Вес самого большого из них – Благовеста – 85 пудов. А для храма Христа Спасителя в Москве отлиты самые тяжёлые колокола ХХ века. Большой колокол весит 30 тонн 745 кг., а язык – почти тонну - 970 кг. Колокола воссоздавались обществом древнерусской музыкальной культуры и отливались на базе литейного цеха ЗИЛа. 10 декабря 1991 года произошло знаменательное событие для города Тары:на колокольню Спасского кафедрального собора были подняты колокола. Колокола для Тары были отлиты в Воронеже, а самый большой – благовест - в Киеве. Благовест весит 1050 кг, имеет 112 см в диаметре и 120 см в высоту. Язык этого колокола весит 50 кг. Другие колокола имеют массу соответственно 320, 210, 112, 48, 28 и 10 кг. Для жителей города Спасский собор стал символом Тары, что отразилось и в творчестве наших земляков. (звучит песня на стихи С. Мальгавко, музыка В. Шевелева «Храм»). Ачаирский Крестовый женский монастырь | Ведущий II: Сегодня отреставрированных, обновлённых,заново отстроенных храмов в Омской области - свыше 100. Самым ярким цветком, расцветшим по благословению Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, является ансамбль Ачаирского Крестового женского монастыря, самого крупного монументального комплекса Сибири. В этот комплекс входят - Успенский Собор, 56-метровая звонница, церкви Дмитрия Солунского, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1993 г. 14 сентября, во время посещения Омского - Тарской Епархии, Святейший Патриарх Алексей II освятил главное сокровище монастыря - Святой источник с целебной минеральной водой. 7 июля, в юбилейный год 2000-летия Христианства, Владыка Феодосий, Митрополит Омский и Тарский, освятил новый храм Иоанна Крестителя на водах.  Христорождественский собор | В канун 2000-летия христианства в центре левобережья г. Омска засияли купола Христорождественского собора, который строили всем миром, как в старину. В каждом грамме металла, в каждом кусочке дерева, вкраплённых в стены храма, в колокола и купола, есть частичка добра и света и великого желания всех, кто так или иначе участвовал и помогал в строительстве этого прекрасного по архитектуре и величайшего по замыслу сооружения. Одним из главных событий 2007 г. стало завершение воссоздания в центре Омска Успенского храма. 25 июля 2006 г. состоялось освящение колокольной группы. Тринадцать колоколов - символ Иисуса Христа и двенадцати апостолов - были изготовлены в г. Каменск – Уральском. В декабре 2006 г. колокола заняли своё место на отстроенной колокольне. В шесть часов вечера 2007 г. множество народа на Соборной площади, подняв взоры к колокольне, заворожено ждали первого удара благовеста - самого большого колокола весом в 2700 кг. А потом могли насладиться колокольной музыкой. Десять звонарей сутки поработали на славу, исполняя звоны в традициях московских, суздальских, Ростова Великого. Такого разнообразия звонов, как в России, нигде в мире нет. В Сибири же не сложилось своих традиций. Науке звонарского искусства учат в школе звонарей, которую создали Омско - Тарская епархия и Дворец «Светоч». Сейчас в ней обучаются 20 человек. У кандидатов в звонари музыкальное образование приветствуется, хотя не обязательно. Обязательно врождённое чувство ритма. Звонари Омских храмов были участниками VI Московского пасхального фестиваля. Собралось вместе более 40 звонарей со всей России и продемонстрировали то, чем испокон веку удивляла первопрестольная. Омичам посчастливилось поработать на знаменитой колокольне Ивана Великого, и в храме Христа Спасителя, и в Казанской церкви на Красной площади, и ещё в 20 храмах столицы. Звенела Москва в пасхальную неделю. Ведущий I: Обширные открытые пространства - вот божественная стихия колокольного звона. Недаром наши предки возводили церкви на самых высоких местах. Неоспорима причастность колокольного звона не только к миру небесному, но и к миру внутри нас, миру духовному. Русскому человеку сразу пришелся по сердцу могучий звон церковных колоколов, он слышал в этом благовесте великий призыв Неба отречься хоть на время от земной суеты и тревоги, призыв к осмыслению своего бытия, к раздумью (звон колоколов). Список используемой литературы 1. Ачаирский крестовый монастырь [Текст] // Омское епархиальное управление, 2000. 2. Васильева, С. С колоколами подружиться [Текст] / С. Васильева // Омские епархиальные ведомости. – 2007 - С.6-7. 3. Вахрушев, В. Музыка небес [Текст] / В. Вахрушев // Природа и человек. – 2003. - №10. - С.78-81. 4. Гостюхина, О., Каждый удар, как симфония [Текст] / О. Гостюхина // Собеседник. – 2007. - №14. - С.12. 5. Ермолович, В. И. Зазвонят опять колокола [Текст] / В. Ермолович // Ленинский путь. – 1991. - 14 декабря. 6. Заварихин, С.П. В древнем центре Сибири [Текст] / С. Заварихин. – М.: Искусство, 1987. 7. Закон Божий [Текст]. - Омск, ИПК «Омич», 1995. 8. Зырянов, В. Колокола: от велика до мала [Текст] / В. Зырянов // Югра. – 2005. - №8. - С.78-85. 9. Зырянов, В. Колокола Сибири – опальные «карнаухие», царские, пленные, золотые [Текст] / В. Зырянов. // Югра. – 2004. - №5. - С.58 - 60. 10. Колесникова, Л. Помоги мне подняться Господь, чтоб упасть перед тобой на колени… [Текст] / Л. Колесникова. // Намедни. – 2001. - №2. - С.1. 11. Кокухин, Н. Колокольный звон поражает вирусы [Текст] / Н. Кокухин // Свет. – 2003. - №11 - С.27. 12. Конов, В. Русские колокола [Текст] / В. Конов // Сельская молодёжь. – 1995. - №1. - С.2-5. 13. Лебедева, Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. [Текст] / Н. Лебедева. - Омск, 2003. 14. Лосунов, А. Первый арест святителя Сильвестра [Текст] / А. Лосунов // Омские епархиальные ведомости. – 2008. - №2. - С.5. 15. Мутовкин, Л. Литургия для современников и потомков [Текст] / Л. Мутовкин // Комс. правда. – 2001. - 10 января. - С.4. 16. О чём вещают колокола [Текст] / Смена. – 2000. - №7. – С.55-61. 17. Пухначев, Ю. Колокол [Текст] / Ю. Пухначев. // Наше наследие. – 1991.- №5. - С.6-20. 18. Рохлина, А. Российские колокола [Текст] / А. Рохлина. // Народное творчество. – 2006. - №2. - С.2-7. 19. Успенский кафедральный собор [Текст] / Омск, 2007 г. 20. Шапошникова, О. Нет колокола? Чума! [Текст] / О. Шапошникова // Крестьянка. – 1997. - №2. - С.14. Другие источники: 1. Да исправится молитва моя… Колокольные звоны и русская духовная музыка [Электронный ресурс]: фонограммы [б.м: б.и], 2001. - 1 элекр. опт диск (СD -ROM) 2. Песни тарских авторов [Электронный ресурс]. – Тара, 2006. - 1 элекр. опт. 3. Тарковский, А. Андрей Рублёв [Видеозапись]. - М.: Киностудия «Мосфильм», 1966. |