МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методика изучения темы «Глагол»





Программный раздел «Грамматика, правописание и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны со 2-го по 9-й класс.

Специфичность задач и принципов обучения русскому языку учащихся младших классов

вспомогательной школы предполагает и своеобразие методики работы над первоначальными языковыми о6о6щениями.

Здесь нужно сказать, прежде всего, о тесном взаимопроникновении, слитности всех этапов усвоения материала (подготовительного, знакомства с новым материалом и его закрепления), так что не всегда возможно установить границы каждого этапа. Однако условно их можно выделить и охарактеризовать то специфическое, что отличает характер обучения русскому языку в младших классах от старших.

Так, подготовительный этап организует наглядно-практическую деятельность учащихся и ее

«оречевление». Но уже в процессе последнего осуществляется наблюдение за теми языковыми формами, с помощью которых мы смогли отразить в речи созданную предметную ситуацию.

Фактически на уроке практических грамматических упражнений реализуется мини-модель того пути,

который проходит нормальный ребенок в овладении речью и некоторыми законами языка.

Покажем это на примере. Приступая к овладению понятием «Названия действий предметов», второклассники наблюдают действие вызванного к доске ученика, отгадывают это действие, называют его. Затем изображение того же действия находят на картинке, прикрепляют ее к доске и подписьпзают под ней название действия. Учитель предлагает вспомнить вопрос, который он задавал к действию ученика, найти этот вопрос на карточке и подставить к слову. Получившийся ряд слов (например: Что делает? - бегает) ученики записывают в тетрадь.

Учитель демонстрирует картинку (например, девочки прыгают), просит назвать действие, которое выполняют девочки, и задать вопрос к этому действию. Картинку снова размещают на доске, подписывают название действия, прикрепляют табличку с вопросом. Учащиеся прочитывают данный ряд слови с новой строчки записывают их в тетрадь. Подводится итог: ученики зачитывают по тетради названия действий, вопросы, на которые они отвечают, показывают на доске, где изображены действия, а где записаны слова -названия этих действий, еще раз повторяют вопросы, на которые отвечают названия действий.

В том случае, если учащиеся продолжают изучать указанную тему в последующих классах, их

подготовка к усвоению нового будет начинаться, как всегда, с подготовительного этапа, в процессе

которого актуализируется ранее усвоенный материал. Например, в 3-м классе, кроме глаголов, отвечающих на вопросы: что делает? и что делают? - вводятся другие глагольные формы, к которым

можно поставить вопросы что делал? что будет делать? и что сделал?

Начиная изучение нового материала, учитель использует любой прием повторения пройденного:

называние действий по картинками постановка вопросов к ним, подбор учащимися собственных примеров по вопросам (что делает? что делают?), разбор слов, написанных на доске, и определение, к какой группе слов они относятся и на какие вопросы отвечают. Формулируется тема урока. Далее, так

же как и во 2-м классе, ученик по заданию учителя выполняет любое действие, например поливает



цветы. Учащиеся называют действие, ставят вопрос к нему. На доске пишется вопрос или

прикрепляется карточка с вопросом, а под ним фиксируется название действия. Ученик садится, а

учитель задает вопрос о выполненном действии. Вновь записывается на доске вопрос (что делал?) и этот же глагол в прошедшем времени. Учитель снова просит ученика взять лейку и подойти к другому цветку, спрашивая при этом: «Что будет делать Витя?» Ответ на этот вопрос также фиксируется на доске, а под ним записывается нужная глагольная форма. Чтобы дети не утомились от длительной

устной работы, предпочтительнее параллельно записывать материал на доске и в тетрадях. После

окончания записей зачитываются названия действий и вопросы к ним, уточняется, кто и где выполнял сами действия и где записаны их названия. Перед детьми ставится проблемный вопрос, что нового они узнали о названиях действий. Через один - два урока можно ввести глагольные формы с вопросом что

сделал?

Тема «Названия действий» отрабатывается сначала на словах, указывающих на деятельность одушевленных предметов. Осознание детьми значений этих глаголов осуществляется легче, так как их

семантика близка к представлениям школьников о самих действиях. Это выражение движений,

трудовых и игровых процессов (бежал, строгал, бросал). Позднее включаются слова, обозначающие действия неодушевленных предметов (река течет, деревья растут), и, наконец, слова, называющие состояние, чувства, мыслительную и речевую деятельность человека (краснеть, радоваться, думать, рассказывать).

В процессе закрепления названий действий ученики тренируются в умении практически пользоваться различными грамматическими категориями глагола, такими, как число (2-й класс), время, род в прошедшем времени (3-й класс), лицо (4-й класс). Образование этик форм и употребление их в речи выполняются на основе речевых ситуаций, образцов, вопросов. В качестве одного из видов упражнений возможно использовать редактирование, предлагаемое в игровой форме. Это может быть Незнайка, перепутавший карточки со словами, в результате чего получились странные предложения: Он играли. Я бежишь. Они идет. Ты пишу. Учащимся следует помочь Незнайке правильно переставить карточки. В другом варианте игры предложения может произносить учитель с правильными или неверными согласованием. Дети одобряют их или исправляют ошибки, получая за верные ответы баллы либо игровые фишки.

В работе с названиями действий школьники вновь возвращаются к изученным формам имени: числу (2-4-й классы), роду (3-4-й классы). Так, для закрепления родовых окончаний глагола можно использовать такой прием:

– Дима, иди к доске. Возьми мел. Что сделал Дима?

– Зина, теперь ты иди к доске. Тоже возьми мел. Что сделала Зина?

– Повторите слова, которые называют действия Димы и Зины. Запишите их. Дима напишет на доске название своего действия, а Зина – своего.

– Оком мы говорим «взял»? А оком «взяла»? Сравните слова по буквам. Чем отличаются слова? Какую букву (окончание) мы прибавляем, когда говорим о девочке, о женщине?

Выделите у себя в тетрадях это окончание: взял... – нет окончания, взял [а] –окончание -а.

После разбора грамматических признаков рода выполняются упражнения с другими названиями предметов и действий.

В работе по данной теме некоторое место должны занимать упражнения с образными средствами языка, когда учащиеся сравнивают предложения: Девочка смеется.— Гриб смеется. Вместе с детьми устанавливается, в каком предложении говорится о жизни, а в каком — о сказке. Школьники сами пробуют составить предложения с названиями действий (опорные слова предлагает учитель) в том и другом значении. На уроках чтения специально обращается внимание школьников на подобные сочетания. Умение замечать образные средства языка, использовать в речи, под руководством учителя, слова с переносными значением, объяснять сказанное («Почему гриб смеется? Над кем смеется? Нарисуй Смеющийся гриб») – это еще один из путей формирования лингвистического отношения к слову, чувства языка, развития речи и мышления.

В СКШ VIII вида учащиеся получают элементарные сведения о глаголе. Усвоение этой части речи опирается на ИХ знание о действии предмета. В младших классах школьники выполняли упражнения по определению действий предмета, постановки вопроса к действию предмета (что делает? Что будет делать?) В 5 классе новый термин «глагол» формируется понятие о глаголе как о части речи. Далее идёт углубление изучения этой темы.

Понятие о глаголе.

Формирование понятия можно проследить в 2 этапа:

1. Учащиеся уясняют значение глагола как части речи, обозначающей

действие предмета (5класс)

2. Изучают глагол как часть речи, обозначающей состояние предмета (7

класс). Одновременно определяют роль глагола в предложении.

В 5 классе начиная работу по изучению глагола, учитель восстанавливает знания учащихся о действии предмета. Из предложения выделяются слова, обозначающие действие предмета и учитель с помощью вопросов подводит к обобщению что все эти слова глаголы и отвечают на вопросы

В 7 классе включаются глаголы, обозначающие состояние предмета.

Учащиеся подводятся к обобщению что глаголы изменяются по временами имеют 3 времени: настоящее, будущее, прошедшее. Читается правило в учебнике, которое затем заучивается.

Изменение глагола по числам. Данная тема изучается на практическом материале.

Учащиеся читают, находят и подчёркивают глаголы, ставят к ним вопросы и объясняют разницу в каждой паре (едет - действие одного, едут действие многих предметов). Учащимся объясняется что глаголы могут быть множественного и единственного числа.

Правописание частицы не с глаголом.

Учащиеся читают текст, подчёркивают глаголы с не. Учащиеся подводятся к выводу: частица не пишется с глаголами отдельно. На практическом материале демонстрируются глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, нездоровится.

Изменение глаголов по лицам.

С термином лицо учащиеся уже познакомились при изучении личных местоимений, поэтому в упражнения включаются сочетания личных местоимений с глаголами во всех лицах, наиболее удобен текст с диалогами, учащиеся из него вьшисьп3ают глаголы с местоимениями. Ставят к глаголу вопросы и определяют время и число.

Под руководством учителя школьники определяют лицо местоимения, называют глагол, который употреблён с данных местоимением. Если местоимение 1 лица, то и глагол 1 лица. Понятия о6 изменении лица закрепляются на предложениях в которых учащиеся мысленно подставляют к глаголу местоимения.

Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Учащимся предлагается ряд глаголов: читает, читать, прочитать.

Учащиеся ставят к глаголу вопросы и подчёркивают буквы на конце глагола. Вывод который читают: на вопросы что делать, что сделать отвечают глаголы в неопределённой форме и имеют на конце ть, чь, ти. Термин неопределённой формы значит не определить ни род, ни число, ни падеж. Важно объяснить что на конце неопределённой формы глагола всегда пишется мягкий знак.

Спряжение глаголов.

Изучается в 4 этапа:

1. Формируется понятие о спряжениях, основное внимание уделяется правописанию окончания глаголов разных спряжений. Ход изучения темы «Глагол» подготовил учащихся к усвоению спряжения. Они уже знают что глаголы изменяются по лицами числам, ло времени.

2.Введение в тему:

Определение спряжения глагола по неопределённой форме.

3. Познакомить с определением спряжения можно так: учащиеся выполняют упражнение в котором даны глаголы II спряжения на - ить. Учащиеся читают правило по учебнику: Глаголы, которые в неопределённой форме имеют на конце - ить (кроме брить, стелить) являются глаголами II спряжения.

Для того чтобы учащиеся запомнили что ко II спряжению относятся 7 глаголов на - еть (видеть, смотреть, вертеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть), 4 глагола на - ать (гнать, держать, дышать, слышать). Эти глаголы записываются в таблицы, вывешиваются в классе, делаются индивидуальные карточки. Все остальные относятся к I спряжению.

4. Знакомство с возвратной формой глагола (без названия термина) Сочетания слов типа купать -купаться, мыть - мыться ит.д. Ученики делают вывод о том, что эти глаголы в неопределенной форме и ь перед - ся сохраняется.

Для выработки навыка правописания глаголов на - тся, -ться, можно использовать дополнительный приём, если к глаголу подставить местоимение он, она, они, то -ь- не пишется, а если добавить надо, буду, то -ь- пишется

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.