Методика изучения темы «Имя прилагательное» в младших и старших классах. Изучение имени прилагательного имеет большое значение для развития речи учащихся. Трудности: у.о. дети с трудом понимают сущность прилагательного, затрудняются в овладения его грамматическими признаками, неверно узнают род, число, падеж, механически заучивают правила, путают прилагательное с сущ. и глаголом, не могут согласовать сущ. с прилагательным. Формирование понятия об имени прилагательном начинается в 5 классе с повторения знаний о признаках предмета. Учащиеся под руководством учителя практическим путём устанавливают, что каждый предмет имеет несколько признаков, что признаки характеризуют предмет с разных сторон, что один и тот же признак может быть у разных предметов, признаки могут быть противоположного значения. Выполняя упражнения учащиеся воспроизводят в памяти, что слова обозначающие признаки предмета отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? Дети знакомятся с правилом в учебнике: Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признаки отвечает на вопросы: Какой? Какая? В 6 классе основное внимание учитель уделяет на зависимость прилагательного от существительного. Эта зависимость смысловая и грамматическая, смысловая зависимость устанавливается при знакомстве с понятием о грамматических признаках прилагательного. Для осмысления значения прилагательного в речи, учащимся можно предложить 2 текста, с прилагательными без. Дети их сравнивают и дают оценку каждому тексту: прилагательное делает нашу речь яркой, красочной, выразительной. В процессе разбора предлагается учащимся убедиться в том, что прилагательное в предложении бывает второстепенным членом. Изменение имён прилагательных по родам: Понятие об изменении прил. по родам даётся на практическом материале. Учитель предлагает предложение из которого дети должны выбрать существительное М. Ж. Ср. р. К данным сущ. нужно подобрать имена прилагательные. (Учащиеся сами придумывают прилагательные). После этого определяют род каждого прилагательного и делают вывод: род прилагательного зависит от рода существительного. Прилагательное изменяется по родам, а существительное имеет тот или иной род, например, детям можно дать сочетание разных существительных с одним и тем же прилагательными: Красный арбуз, красная лента, красное яблоко. Для формирования навыков правописания родовых окончаний у прилагательном, учащиеся восстанавливают в памяти по вопросам учителя грамматическое значение имён прилагательных. Последующая работа направлена на упражнения в правильной постановке вопроса и выделении окончаний, например: Стена какая - кирпичная; Дом какой? - большой; Здание какое?- большое. Изменение прилагательных по числам. При работе с данной темой учащимся можно предложить изменить окончание прилагательных в зависимости от существительных. (Добрый мальчик, добрые мальчики). Определив род прилагательных по роду существительного и числу существительного, учитель подводит учащихся к выводу: по числу существительного можно определить число прилагательного. Склонение имён прилагательным По заданию учителя дети склоняют существительное, например: МАК, изменяя при этом связанное с ним прилагательное. И.П. что? МАК Какой? КРАСНЫЙ Р.П. чего? МАКА Какого? КРАСНОГО. Вопрос учителя: «Что мы сделали с существительным?», «изменилось ли прилагательное?», «Согласованно ли прилагательное с существительным в разных падежах?» Вывод: Прилагательное изменяется по падежам. Следующее упражнение подтверждает данный вывод: Лесная поляна покрыта снегом. У лесной поляны притаился заяц. Он давно хотел пробежать по лесной поляне. Заяц заметил лесную поляну издалека. Над лесной поляной изредка летают птицы. Тихо и пусто зимой на лесной поляне. Установив под руководством учителя, что существительное ПОЛЯНА употребляется в разных падежах, школьники находят связные с ним прилагательные. При изменении существительного ПОЛЯНА, по падежам изменяется и прилагательное, ЛЕСНАЯ и т. д. Вывод по теме: Имена прилагательные изменяются по падежам. Прилагательное всегда стоит в том же падеже что и существительные. Имена прилагательные на -ий; -ья; -ье; -ьи; Тема изучается в 8 классе. Учащиеся узнают что кроме какой? Какая? Какие? Какое? прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Работа начинается с обучения правильно ставить вопрос и определять род: Жир чей? Барсучий; Нора чья? Лисья, и т.д. Обратить внимание на наличие разделительного мягкого знака, перед окончанием прилагательных. Образование прилагательных вызывает у учащихся большие затруднения. При составлении словосочетания: прилагательное + существительное, учитель может подчеркнуть слово, от которого нужно образовать прилагательное; Для закрепления детям дают задание образовать прилагательные: Упряжка собак; Песни птиц; Молоко коровы. Вначале перед детьми показывается образец с вопросом: Песни птиц. Чьи? - птичьи песни. Затем образец с вопросом убирается. |