Институт специального образования УрГПУ Кафедра психопатологии и логопедии АПИМ Дисциплина «Основы нейропсихологии» для специальности Логопедия» ВАРИАНТ № 3 УКАЗАНИЯ. Все ответы пишутся на отдельном листе с указанием фамилии, имени и отчества, номера группы, даты выполнения работы. Все пометки в тестах запрещены. Время тестирования определяется из расчета 1 мин. на вопрос. Все вопросы имеют 5 вариантов ответа, из которых правильным является только 1. При ответе указать № вопроса и записать цифру (букву), под которой находится выбранный Вами ответ. Ответы записывать в столбик. ВАРИАНТ № 3 УКАЗАНИЯ. Все ответы пишутся на отдельном листе с указанием фамилии, имени и отчества, номера группы, даты выполнения работы. Все пометки в тестах запрещены. Время тестирования определяется из расчета 1 мин. на вопрос. Все вопросы имеют 5 вариантов ответа, из которых правильным является только 1. При ответе указать № вопроса и записать цифру (букву), под которой находится выбранный Вами ответ. Ответы записывать в столбик. I. ВВЕДЕНИЕ. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ПРИНЦИПЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Диагностическое значение нейропсихологии определяется: а) установлением локализации поражения в головном мозге (топического диагноза); б) дифференциальной диагностикой речевых наушений4 в) установлением специфики нарушений ВПФ; г) верно а) и в); д) все перечисленное верно. 2. Что относится к внутрисистемной перестройке функциональных систем: а) усиление роли сохранных звеньев функции; б) опора на сохранный звенья функции; в) включение в функциональную систему новых звеньев; г) верно а) и б); д) все перечисленное верно. 3. Закономерностью развития ВПФ является то, что по мере формирования и зрелости они существуют, как: а) интрапсихологический процесс; б) интерпсихологический процесс; в) инвариантный психологический процесс; г) самопроизвольный психологический процесс; д) все перечисленное верно. 4. Что относится к межсистемной перестройке функциональных систем: а) опора на сохранные звенья функции; б) включение в функциональную систему новых звеньев; в) усиление роли сохранных звеньев функции; г) верно а) и б); д) все перечисленное верно. 5. Физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры называется: а) нейропсихологический фактор; б) нейропсихологический синдром; в) первичный нейропсихологический симптом; г) вторичный нейропсихологический симптом; д) все перечисленное верно. 6. Высшими психическими функциями в нейропсихологии называются: а) сложные формы сознательной деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности; б) сложные психологические системы, обеспечивающие интеллектуальную деятельность человека; в) сложные функциональные системы, обеспечивающие активную форму психической деятельности человека; г) сложные системные образования наследственно детерминированные; д) сложные системные образования, обеспечивающие общее развитие организма. 7. Процесс превращения внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические по мере формирования ВПФ называется: а) компарация; б) интериоризация; в) автоматизация; г) аккомодация; .д) верно а) и в). 8. Теория, которая трактует мозг и прежде всего кору больших полушарий как однородное (эквивалентное) целое, равноценное и равнозначное для психических функций во всех отделах носит название: а) системной динамической локализации; б) антилокализационизм; в) узкий локализационизм; г) межфункциональных отношений; д) бихевиоризм. 9. Какой из перечисленных блоков не входит в структурно-функциональную модель мозга, предложенную А.Р.Лурия: а) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса или бодрствования; б) блок приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации; в) блок приема, переработки и хранения интерорецептивной информации г) блок программирования и контроля и регуляции психической деятельности; д) все перечисленное верно. 10. Функции, в обеспечении которых важную роль играет ретикулярная формация, верно указаны в пункте: а) уровень возбуждения; б) память; в) сон; г) сенсорные функции; д) все перечисленное, II. ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ. 11. Какая форма нейропсихологических синдромов не относится к синдромам, связанным с поражением задних отделов мозга? а) синдромы поражения зоны ТРО; б) синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов; в) синдромы поражения премоторных отделов; г) синдромы поражения теменной области; д) синдромы поражения коры медиабазальных отделов височной области. 12. Тактильная агнозия может проявляться в виде следующих синдромов: а) общетеменной; б) нижнетеменной; в) верхнетеменной; г) все перечисленное верно; д) верно только а) и б). 13. Какой вид афазии, согласно классификации А.Р.Лурия, относится к эфферентным афазиям: а) моторная эфферентная; б) кинетическая; в) динамическая г) симультанная; д) верно а) и в). 14. Блок регуляции и контроля сложных форм деятельности расположен: а) в передних отделах полушарий; б) в затылочных отделах; в) в теменных отделах; г) в ретикулярной формации; д) в глубоких слоях височных долей. 15. С правым (недоминантным) полушарием головного мозга связаны: а) счетные способности и логическое мышление; б) логическое мышление и восприятие образа тела; в) восприятие образа тела и зрительно-пространственная организация; г) зрительно-пространственная организация и счетные способности, д) все перечисленное. 16. Поражение затылочной коры одного из полушарий головного мозга приводит: а) к слепоте на противоположный глаз; б) к выпадению противоположных полей зрения; в) к глухоте на противоположное ухо; г) к нарушению произвольных движений обоих глаз; д) все перечисленное верно. 17. Какая форма нейропсихологических синдромов не относится к синдромам, связанным с поражением передних отделов больших полушарий? а) синдромы поражения премоторных отделов; б) синдромы поражения зоны ТРО; в) префронтальные конвексиальные синдромы; г) префронтальные медиабазальные синдромы; д) все перечисленное верно. 18. С помощью ощущений человек получает информацию: а) о предмете, объекте, явлении в целом; б) об отдельных свойствах предметов, объектов, явлений; в) об изменениях, происходящих в собственном организме; г) верно б) и в); д) все перечисленное верно. 19. Основными характеристиками внимания являются: а) направленность и сосредоточение; б) интенсивность и углубленность; в) устойчивость; г) все перечисленное верно; д) верно только а) и б). 20. К исследованию какой функции относится проба оценки и воспроизведения ритмов: а) внимания; б) эмоций; в). слухового гнозиса; г) движений и действий; д) соматосенсорного гнозиса. III. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ. 21. При участии какой из перечисленных зон протекает формирование сложных намерений, осуществляемое посредством регулирующей речи: а) лобные; б) височные, в) затылочные; г) теменные; д) затылочно-теменные. 22. К какому виду нарушений приводит поражение вторичных отделов затылочной коры: а) гемианопсия; б) скотома; в) оптическая агнозия; г) фотопсия; д) слепота. 23.Кожно-кинестетической чувство (на руках) оценивается при исследовании: а) слухо-моторной координации; б) соматосенсорного гнзиса; в) действий и движений; г) зрительно-пространственного гнзиса; д) внимания. 24. Укажите название синдрома при котором у больных теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды: а) речевая акустическая агнозия; б) симультанная агнозия; в) предметная агнозия; г) оптико-пространственная агнозия. д) лицевая агнозия. 25. При повторении опозиционных фонем «Д-Т», «Ба – Па», больной повторяет «Д – Д» или «Т-Т» и «Ба-Ба» или «Па – Па». Это бывает при: а) моторной афазии – центра Брока; б) сенсорной афазии – верхневисочных отделов доминантного полушария; в) амнестической афазии – теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария; г) сенсорной афазии – лобных отделов субдоминантного полушария; д) при всех перечисленных видах афазий. 26. Какое из перечисленных нарушений не входит в синдром сенсорной афазии: а) расстройство понимания речи; б) грубое расстройство чтения; в) расстройство называния предметов; г) расстройство экспрессивной речи; д) распад письма. 27. Повышенная отвлекаемость, безразличие ко всякого рода деятельности, бедная речь, неспособность к решению смысловых задач – это показатели недостаточности: а) I блока мозга (по А.Р.Лурия); б) II блока мозга (по А.Р.Лурия); в) III блока мозга (по А.Р.Лурия); г) I и III блоков мозга (по А.Р.Лурия); д) I и II блоков мозга (по А.Р.Лурия); 28. Истощаемость, утомляемость, вялость, двигательная неловкость и др. – это показатели недостаточности: а) I блока мозга (по А.Р.Лурия); б) II блока мозга (по А.Р.Лурия); в) III блока мозга (по А.Р.Лурия); г) I и II блоков мозга (по А.Р.Лурия); д) II и III блоков мозга (по А.Р.Лурия); 29. предметная агнозия характеризуется всем перечисленным, кроме: а) затруднения узнавания предмета в целом; б) способности правильно опознавать отдельные признаки предмета; в) нарушения идентификации букв; г) затруднения опознавания наложенных друг на друга изображений; д) затруднения опознавания предмета по контурным изображениям. 30. требованиям нейропсихологического обследования ребенка относится все перечисленное, кроме: а) обследование должно проводиться в состоянии активного бодрствования ребенка; б) обследование должно проводиться с учетом возрастных особенностей ребенка; в) продолжительность обследования может быть не ограничена во времени; г) предлагаемы тестовые задания должны быть понятны ребенку; д) при обследовании должен быть реализован синдромальный подход. ВАРИАНТ 3 Правильные ответы 1 - г 11 – в 21 - а 2 - г 12 – д 22 - в 3 - а 13 – д 23 - б 4 - б 14 – а 24 - г 5 - а 15 – в 25 - б 6 - а 16 – б 26 - б 7 - б 17 – б 27 - в 8 - б 18 – г 28 - а 9 - в 19 – г 29 - в 10 - д 20 – в 30 - в |