Институт специального образования УрГПУ Институт специального образования УрГПУ Кафедра психопатологии и логопедии АПИМ Дисциплина «Основы нейропсихологии» для специальности: Логопедия». ВАРИАНТ № 1 УКАЗАНИЯ. Все ответы пишутся на отдельном листе с указанием фамилии, имени и отчества, номера группы, даты выполнения работы. Все пометки в тестах запрещены. Время тестирования определяется из расчета 1 мин. на вопрос. Все вопросы имеют 5 вариантов ответа, из которых правильным является только 1. При ответе указать № вопроса и записать цифру (букву), под которой находится выбранный Вами ответ. Ответы записывать в столбик. I. ВЕДЕНИЕ. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ПРИНЦИПЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1. Выберите из приведенного перечня определение предмета нейропсихологии: а) предметом является связь биологического и психического; исследуется вопрос о развитии и преобразовании индивидуальных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности; б) предметом является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга; в) предметом является сознание, понимаемое как совокупность субъективных процессов, протекающих в течение всей жизни человека; г) предметом является психика больного человека; изучаются закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме; д) предметом является раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому. 2. Кто является основоположником нейропсихологии как науки ? а) Л.С.Выготский; б) Н.А.Бернштейн. в) А.Р.Лурия; г) К.Вернике; д) И.П.Павлов; 3. Какой из путей по восстановлению Высших психических функций (ВПФ) является основным? а) «Диашиз» (растормаживание инактивных нервных структур); б) путь перестройки мозговых основ функции; в) «Викариат» (замещение разрушенных участков мозговой ткани соседними); г) путь спонтанного изменения межполушарных отношений; д) путь постепенного спонтанного восстановления угнетенного функционального состояния мозга. 4. Высшими психическими функциями в нейропсихологии называются: а) сложные формы сознательной деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности; б) сложные психологические системы, обеспечивающие интеллектуальную деятельность человека; в) сложные функциональные системы, обеспечивающие активную форму психической деятельности человека; г) сложные системные образования наследственно детерминированные; д) сложные системные образования, обеспечивающие общее развитие организма. 5. Что не относится к основным характеристикам высших психических функций? а) формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов; б) опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы); в) обладают большой пластичностью и взаимозаменяемостью, входящих в них компонентов; г)значительную роль в их осуществлении играет «бессознательное»; д) произвольны по способу осуществления; 6. Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора называется: а) факторный анализ; б) нейропсихологический синдром; в) вторичный нейропсихологический симптом; г) нарушением полифункциональности мозговых структур; д) верно а) и в). 7. Закономерностью формирования ВПФ является то, что первоначально они существуют, как: а) интрапсихический процесс; б) интерпсихологический процесс; в) инвариантный психологический процесс; г) самопроизвольный психологический процесс; д) все перечисленное верно. 8. Нейропсихологический симптом – это: а) признак заболевания Ц.Н.С. б) системное нарушение элементарной психической функции вследствие локального поражение головного мозга; в) нарушение физиологических механизмов деятельности головного мозга при его локальных поражениях; г) нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей) вследствие локального поражения головного мозга; д) все перечисленное верно. 9. Физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома, называется: а) первичным нейропсихологическим симптомом; б) вторичным нейропсихологическим симптомом; в) нейропсихологическим фактором; г) этиологическим фактором; д) генетически обусловленным фактором. 10. Качественное различие того вклада, который дает левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию, обозначается термином: а) межполушарное взаимодействие; б) межполушарная активность; в) межполушарная асимметрия; г) межполушарная интеграция; д) верно все перечисленное II. ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. 11. Блок регуляции и контроля сложных форм деятельности расположен: а) в передних отделах полушарий; б) в затылочных отделах; в) в теменных отделах; г) в ретикулярной формации; д) в глубоких слоях височных долей. 12. Расстройство зрительного гнозиса возникает при поражении: а) корковых структур затылочных долей больших полушарий; б) корковых структур теменных долей больших полушарий; в) корковых структур височных долей больших полушарий; г) корковых структур лобных долей больших полушарий; д) корковых структур теменно-височных отделов больших полушарий. 13. Поражение затылочной коры одного из полушарий головного мозга приводит: а) к слепоте на противоположный глаз; б) к выпадению противоположных полей зрения; в) к глухоте на противоположное ухо; г) к нарушению произвольных движений обоих глаз; д) все перечисленное верно. 14.Нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности, называется: а) апраксией; б) тактильной агнозией; в) зрительно-пространственной агнозией; г) афазией; д) амнезией. 15. С помощью ощущений человек получает информацию: а) о предмете, объекте, явлении в целом; б) об отдельных свойствах предметов, объектов, явлений; в) об изменениях, происходящих в собственном организме; г) верно б) и в); д) все перечисленное верно. 16. Какой вид апраксии не относится к классификации А.Р.Лурия: а) афферентная; б) кинестетическая; в) пространственная; г) кинетическая; д) регуляторная. 17. Нарушения произвольных движений и действий, не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами, называется: а) тактильной агнозией; б) апраксией; в) афазией; г) акалькулией; д) агнозией. 18. Функционирование ретикулярной формации проявляется в следующем: а) она тонизирует кору головного мозга; б) она тонизирует верхние отделы спинного мозга; в) она испытывает тонизирующее влияние коры головного мозга; г) верно а) и в); д) верно все перечисленное. 19.Какой вид афазии, согласно классификации А.Р.Лурия, не относится к афферентным афазиям? а) сенсорная; б) симультанная; в) семантическая; г) акустико-мнестическая; д) оптико-мнестическая. 20. Функционирование ретикулярной формации проявляется в следующем: а) она тонизирует кору головного мозга; б) она тонизирует верхние отделы спинного мозга; в) она испытывает тонизирующее влияние коры головного мозга; г) верно а) и в); д) верно все перечисленное. III. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. 21. Какое из перечисленных нарушений не встречается у больных с поражениями теменно-затылочных областей: а) затруднение распознавания графических образов; б) затруднение распознавания букв и цифр; в) затруднение распознавания слуховых образов; г) конструктивная апраксия; д) нарушение пространственной ориентировки. 22. Какой из приведенных терминов обозначает переход представления о движении в реальное выполнение этого движения? а) мышечная активация; б) идеомоторный акт; в) соматизация представления; г) моторное отражение; д) целевое поведение. 23. На какую локализацию поражения указывает смешение звуков, близких по артикуляции, но различных по акустическим качествам (например: «Д» вместо «Л»): а) нижние постцентральные отделы левого полушария б) нижние постцентральные отделы правого полушария в) передне-лобные отделы правого полушария; г) передне-лобные отделы левого полушария; д) теменно-затылочные отделы левого полушария; 24. Как называются физиологические процессы, отчетливо связанные с психологическими функциями? а) психодинамические; б) психофизиологические; в) биопсихические; г) нейрофизиологические; д) нейропсихологические. 25. Поражение лобных долей приводит к нарушению тех сложных форм регуляции сознательной деятельности, которые: а) реализуют инстинктивные побуждения; б) глубоко закреплены в индивидуальном опыте; в) направляются активирующим влиянием мотивов, формулируемых при помощи речи; г) не связаны с произвольными намерениями; д) все перечисленное верно, 26 С поражением какой их перечисленных структур связано возникновение акалькулии при при сохранном интеллекте ? а) затылочная доля; б) правая лобная доля; в) теменно-затылочные доли доминантного полушария; г) височные доли; д) левая лобная доля. 27. При участии какой из перечисленных зон протекает формирование сложных намерений, осуществляемое посредством регулирующей речи: а) лобные; б) височные, в) затылочные; г) теменные; д) затылочно-теменные. 28. Укажите поражение какой зоны коры головного мозга вызывает амнестическую афазию: а) центр Брока и задняя треть нижней лобной извилины доминантного полушария; б) теменно-височные и теменно-затылочные отделы доминантного полушария; в) стык височной, теменной и затылочной долей доминантного полушария; г) центр Вернике; д) лобная доля доминантного полушария. 29. Укажите поражение какой зоны коры головного мозга вызывает семантическую афазию: а) стык височной, теменной и затылочной долей доминантного полушария; б) центр Брока и задняя треть нижней лобной извилины доминантного полушария; в) центр Вернике; г) теменно-височные отделы доминантного полушария; д) теменно-затылочные отделы доминантного полушария; 30. При поражении медиабазальных отделов лобных и височных долей отмечается все перечисленное, кроме: а) активной реакции на любой раздражитель; б) неспособности переводить взор по словесной инструкции; в) игнорирования зрительных стимулов в одном из полей зрения; г) спонтанного участия в чужом разговоре. д) отсутствия компенсирующего влияния речевого контроля. ВАРИАНТ 1 Правильные ответы 1 - б 11 – а 21 - в 2 - в 12 – а 22 - б 3 - б 13 – б 23 - а 4 - а 14 – б 24 - б 5 - г 15 – г 25 - в 6 - б 16 – а 26 - в 7 - б 17 – б 27 - а 8 - г 18 – г 28 - б 9 - в 19 – б 29 - а 10 - в 20 – г 30 - в Институт специального образования УрГПУ |