Кафедра психопатологии и логопедии АПИМ Дисциплина «Основы нейропсихологии» для специальности Логопедия». ВАРИАНТ № 2 УКАЗАНИЯ. Все ответы пишутся на отдельном листе с указанием фамилии, имени и отчества, номера группы, даты выполнения работы. Все пометки в тестах запрещены. Время тестирования определяется из расчета 1 мин. на вопрос. Все вопросы имеют 5 вариантов ответа, из которых правильным является только 1. При ответе указать № вопроса и записать цифру (букву), под которой находится выбранный Вами ответ. Ответы записывать в столбик. I. ВВЕДЕНИЕ. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ПРИНЦИПЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1. Нейропсихология как наука – это: а) отдельная отрасль клинической медицины, изучающая психическое и психологическое развитие человека; б) отдельная отрасль специальной педагогики, изучающая психофизиологическое и психическое развитие детей и подростков; в) самостоятельный раздел психиатрии; г) отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы высших психических функций (ВПФ) на материале локальных поражений головного мозга; д) верно все перечисленное. 2.Кто сформулировал положение о различном влиянии очага поражения мозга на ВПФ у детей и взрослых: а) П.К.Анохин; б) А.Р.Лурия; в) Л.С.Выготский; г) И.П.Павлов; д) И.М.Сеченов. 3. В современной нейропсихологии ВПФ рассматриваются как все перечисленное, кроме, а) наследственно детерминированные, б) системные по строению; в) произвольные по способу управления; г) опосредованные психологическими орудиями; д) осознанные и динамичные по своей организации. 4. Какими психологическими орудиями опосредуются ВПФ: а) речью; б) жестами; в) мимикой; г) все перечисленное верно; д) верно только а). 5. Нарушения психических функций, возникающее как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов называется: а) нейропсихологическим синдромом; б) нейропсихологическим фактором; в) вторичным нейропсихологическим симптомом; г) нарушением полифункциональности мозговых структур; д) первичным нейропсихологическим синдромом. 6. Нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением определенного фактора называются: а) нейропсихологическими синдромами; б) нейропсихологическими факторами; в) первичными нейропсихологическими симптомами; г) вторичными нейропсихологическими симптомами; д) психопатологическими синдромами. 7. Что, согласно концепции О.С.Адрианова о структурно-системной организации мозга, не относится к основным мозговым системам? а) проекционные; б) ассоциативные в) интегративно-пусковые; г) энергетические; д) лимбико-ретикулярные. 8. Функциональная система – это: а) физиологическое понятие, используемое для объяснения физиологической основы ВПФ; б) совокупность афферентных и эфферентных механизмов, объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата; в) совокупность только афферентных механизмов, обеспечивающих активацию головного мозга; г) все перечисленное верно; д) верно только а) и б). 9. Что не относится к основным положениям, касающимся функциональной асимметрии больших полушарий: а) функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга имеет парциальный характер; б) каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной степенью; в) каждая конкретная форма функциональной асимметрии характеризуется определенной мерой; г) функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов; д) функциональная асимметрия больших полушарий у взрослого человека – продукт действия социальных факторов. 10. Считается, что правое (субдоминантное) полушарие осуществляет или контролирует все из перечисленных функций, кроме: а) зрительно-пространственной организации; б) логического мышления; в) восприятия образа тела; г) восприятия ритма; д) восприятия отношений числа и целого. II. ЛОКАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ МОЗГА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ. 11. Какая часть нервной системы не контролирует произвольные движения вашей руки при выполнении этого теста: а) парасимпатическая ; б) автономная; в) соматическая ; г) эндокринная; д) все перечисленное. 12. Какое из утверждений верно описывает функции префронтальных отделов коры головного мозга: а) они созревают в возрасте 4 – 8 лет; б) они связаны практически со всеми отделами коры; в) они играют важную роль в регуляции состояний активности; г) верно все перечисленное, д) верно только б) и в). 13. Какая часть нервной системы не контролирует произвольные движения вашей руки при выполнении этого теста: а) парасимпатическая ; б) автономная; в) соматическая ; г) эндокринная; д) все перечисленное. 14. К какому виду нарушений приводит раздражение вторичных отделов затылочной коры: а) гемианопсия; б) слепота; в); зрительные галлюцинации, содержание которых зависит от места раздражения г) зрительные галлюцинации, содержание которых зависит от индивидуального опыта и носит смысловой характер; д) нарушение цветового зрения, 15. Для нарушения модально-неспецифического внимания характерно все перечисленное, кроме: а) быстрой истощаемости; б) резкого снижения объема внимания; в) резкого снижения концентрации внимания; г) неспособности сосредоточиться на стимулах любой модальности; д) сохранной способности к длительным серийным операциям. 16. Функционирование ретикулярной формации проявляется в следующем: а) она тонизирует кору головного мозга; б) она тонизирует верхние отделы спинного мозга; в) она испытывает тонизирующее влияние коры головного мозга; г) верно а) и в); д) верно все перечисленное. 17. Что не относится к основным формам зрительных агнозий? а) предметная; б) лицевая; в) афферентная; г) буквенная; д) симультанная. 18. Блок приема, переработки и хранения поступающей из внешнего мира информации расположен: а) в лобных долях; б) в мозжечке; в) в мозолистом теле; г) в затылочных, теменных и височных долях д) в неспецифических отделах среднего мозга. 19 .При поражения какого уровня анализаторной системы возникают гностические расстройства: а) периферического; б) подкоркового; в) первичных корковых полей; г) вторичных корковых полей; д) третичных корковых полей. 20. Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей), называется: а) апраксией; б) афазией; в) агнозией; г) алексией; д) аграфией. III. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ К КОРРЕКЦИИ. 21. Укажите название синдрома, при котором больные утрачивают способность узнавать бытовые и природные шумы: а) аритмия; б) амузия; в) речевая акустическая агнозия; г) слуховая агнозия; д) симультанная агнозия. 22. Как называются исследования, позволяющие получить информацию о функционировании мозга на основе выполнения психологических тестов: а) нейропсихологические; б) психофизиологические; в) биопсихологические; г) патопсихологические; д) все перечисленное верно. 23. На какую локализацию поражения указывают явления амнестической афазии: а) средние отделы правой височной извилины; б) средние отделы левой височной извилины; в) теменно-затылочные отделы левого полушария; г) теменно-затылочные отделы правого полушария; д) лобная доля левого полушария. 24. С поражением какой из перечисленных мозговых структур связана неспособность на протяжении сколько-нибудь длительного времени сохранять одну и ту же позу или положение тела: а) ретикулярная формация; б) лобные доли, в) теменные доли; г) мозжечок; д) височные доли. 25. Для активизации речевой деятельности у больных с лобным синдромом лучшим способом является: а) заинтересовать больного темой; б) заговорить с ним шепотом; в) задать вопрос его соседу по палате; г) использовать фактор внезапности; д) обраться к больному громким голосом. 26. Укажите поражение какой зоны коры головного мозга вызывает моторную афазию: а) задняя часть верхней височной извилины доминантного полушария; б) центр Брока и задняя треть нижней лобной извилины доминантного полушария; в) теменно-височные и теменно-затылочные отделы доминантного полушария; г) зона ТРО; д) ретикулярная формация; 27. При нарушениях ВПФ симптомы нарушений: а) прямо указывают на локализацию функции в нервном аппарате; б)всегда представляют собой простейшие психологические явления; в) позволяют сделать вывод о локализации лишь на основе психологического анализа; г) не дают возможности сделать прямой вывод о локализации функций; д) все перечисленное верно. 28. Какая из перечисленных нейропсихологических проб не используется для исследования зрительных агнозий: а) перечеркнутые фигуры; б) перевернутые фигуры; в) зашумленные фигуры; г) конструирование фигур из частей. д) срисовывание фигур. 29. Органический очаг поражения в теменно-затылочной или нижнетеменной области приводит к нарушению пространственной организации восприятия и движения и вызывает также: а) нарушение понимания грамматических структур, включающих логические отношения (например: «брат отца» или «отец брата»); б) затруднение ориентации в положении стрелок часов или координат на карте; в) неспособность решать относительно простые двухэтапные арифметические задачи; г) все перечисленное верно; д) неверно все перечисленное. 30. Укажите поражение какой зоны коры головного мозга вызывает сенсорную афазию: а) задняя часть верхней височной извилины доминантного полушария; б) центр Брока и задняя треть нижней лобной извилины доминантного полушария; в) теменно-височные и теменно-затылочные отделы доминантного полушария; г) теменно-височные отделы доминантного полушария; д) теменно-затылочные отделы доминантного полушария; ВАРИАНТ 2 Правильные ответы 1 - г 11 – в 21 - г 2 - в 12 – г 22 - а 3 - а 13 – в 23 - б 4 - а 14 – г 24 - а 5 - в 15 – д 25 - в 6 - в 16 – г 26 - б 7 - г 17 – в 27 - в 8 - б 18 – г 28 - в 9 - д 19 – в 29 - г 10 - б 20 – б 30 - а |