Раздел. Предупреждение рецидивной преступности. Предупреждение рецидивной преступностипредполагает осуществление комплекса мероприятий по устранению причин и условий ее вызывающих. Комплекс профилактических мероприятий включает в себя систему мер на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Первостепенное значение в предупреждении рецидивной преступности в современных условиях имеет успешное проведение экономических реформ, улучшение нравственно-психологического климата, общее оздоровление обстановки в стране, т.е. мероприятий, осуществляемых на общесоциальном уровне. Специфика рецидивной преступности предопределяет необходимость осуществления специальных мер правового, организационного, педагогического и иного характера, имеющих целью предупреждение новых преступлений. Общие профилактические меры рецидивной преступности предполагают проведение комплексных проверок условий жизни труда, поведения в быту лиц, освобожденных из мест лишения свободы, выявление и обеспечение оперативного прикрытия мест концентрации ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. В предупреждении рецидивной преступности широко используются такие общепрофилактические мероприятия, как выступления сотрудников органов внутренних дел в трудовых коллективах, по месту жительства, по телевидению и радио, в печати по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями. Предупреждением рецидивной преступности служит, прежде всего, рациональная система наказаний. Наказание должно быть максимально индивидуальным, учитывающим личность виновного и характер деяния. Новый УК РФ существенно расширил арсенал уголовно-правовых мер воздействия, альтернативных лишению свободы. В профилактике рецидивной преступности основная роль принадлежит уголовно-исполнительной системе, в которую входят и исправительные учреждения. Они осуществляют пенитенциарную профилактику, специфика которой заключается в том, что она вторична и следует за наказанием. Пенитенциарная профилактика сопряжена с большими трудностями, так как в процессе ее возникает необходимость сочетания различных средств воздействия на осужденного. Профилактика рецидивной преступности в ИУвключает в себя следующий комплекс мероприятий: » размещение осужденных в соответствии со степью деформации их личности; » режимный контроль за общением осужденных с целью недопущения создания групп с антиобщественной направленностью вокруг злостных преступников; » профилактические воздействия в отношении осужденных, намеревающихся вновь совершить преступление; проведение мероприятий по развенчанию преступных авторитетов; » своевременное применение уголовно-правовых мер в отношении осужденных, совершивших новое преступление; » изменение условий содержания в зависимости от поведения осужденных в порядке применения прогрессивной системы отбывания наказания. Уголовно-исполнительный кодекс предоставляет широкие возможности воздействия на осужденных, как на нарушителей, так и на осужденных, изменивших поведение в лучшую сторону. Особое значение в предупреждении преступности в местах лишения свободы имеет «установление ряда норм уголовного и уголовно- исполнительного законодательства, в которых закреплены неблагоприятные последствия отрицательного поведения осужденных во время отбывания наказания» Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть помещены в штрафной изолятор на срок до 15 суток, переведены в помещение камерного типа на срок до 6 месяцев, на строгие условия содержания, а также могут быть переведены из колонии-поселения в исправительную колонию, и даже тюрьму. Меры исправительного воздействия влияют на осужденных комплексно и имеют положительный эффект в процессе их исправления. Использование таких мер требует высокопрофессионального и педагогического мастерства сотрудников исправительных учреждений. Положение здесь усугубляется оттоком из исправительных учреждений профессионалов и замещением их сотрудниками, не имеющими специального образования, либо бывшими военнослужащими запаса. Пенитенциарная система в настоящее время поставлена в жесткие условия самовыживания. Особенно тяжелое положение сложилось в связи с кризисом производства, большинство осужденных не обеспечены работой, ухудшилось их материально-бытовое обеспечение. Все это наряду с другими факторами повлияло на криминогенную ситуацию и психологический климат в местах лишения свободы. Вместе с тем наблюдаются тенденции оздоровления обстановки в исправительных учреждениях в результате принятых мер по увеличению численности надзорной службы; передачи функции охраны от внутренних войск исправительным учреждениям; введения строгих условий отбывания наказания; создания специальных подразделений быстрого реагирования. Но это - меры внешнего реагирования, а для результативного профилактического воздействия необходимы мероприятия, способные реформировать поведение самих правонарушителей. Меры предупреждения рецидивной преступности в ИУ предполагают дальнейшую дифференциацию условий содержания осужденных, применение прогрессивной системы отбывания наказания в зависимости от характера их поведения. Наряду с мерами исправительного воздействия в отношении осужденных применяются и специальные предупредительные средства. Специальные предупредительные средства: охрана осужденных и надзор, специальные технические средства, режим особых условий; применение мер безопасности. Ст.85 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предоставляет право администрации исправительных учреждений в случае массовых беспорядков, а также при групповых неповиновениях осужденных вводить режим особых условий. За совершение правонарушений в исправительных учреждениях осужденные могут быть привлечены к юридической ответственности: дисциплинарной, уголовной и материальной. Многие осужденные, освобожденные из мест лишения свободы, нуждаются в помощи по трудоустройству. Этим в настоящее время занимаются центры занятости населения — органы федеральной государственной службы занятости населения РФ, которые контролируются местными органами власти и самоуправления; отделами, управлениями внутренних дел; благотворительными организациями; ассоциациями взаимопомощи судимым и их близким. Благотворительность может быть эффективной, если будут созданы специальные фонды для осужденных, но на них особенно рассчитывать не следует. % Проблема отсутствия жилья у осужденных в настоящее время является наиболее сложной, так как свободного муниципального жилья практически нет. При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении. В первое время после отбывания наказания осужденному могут помочь центры социальной реабилитации, создаваемые органами внутренних дел, которые в настоящее время выполняют роль ночлежек и не приспособлены для постоянного проживания. Профилактическое значениеимеет наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания, и проведение с ними воспитательной работы. Главная цель наблюдения и воспитательной работы — помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, которой чаще всего наблюдается в первое время после освобождения. Наблюдение и проведение воспитательной работы осуществляют общественные организации и трудовые коллективы по месту работы, учебы или жительства осужденного. При высокой степени вероятности рецидива со стороны лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, за ними устанавливается административный надзор органами внутренних дел. Цель административного надзора — предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Административный надзор не является видом или продолжением наказания, он относится к числу профилактических мер, осуществляемых принудительно. К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде: - запрещения ухода из дома (квартиры) на определенное время; - запрещения пребывания в определенных пунктах района, города; - запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города; - явка в милицию для регистрации от 1 до 4 раз в месяц. Перечисленные ограничения применяются индивидуально, и при их избрании учитывается характер ранее совершенных преступлений, образ жизни, семейное положение, место работы и другие обстоятельства. Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т. д. Лица, находящиеся под административным надзором, обязаны: ─ являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора; ─ уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; ─ при выезде по личным делам с разрешения органов внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток следует зарегистрироваться в местном органе внутренних дел; соблюдать установленные в отношении его ограничения. [1] Криминолгия Уч. для вузов /под ред. В.Д.Малкова,М.,Юстицинформ.,2006, с398 [2] Криминология Учебник / под ред. Н.Ф.Кузнецовой, М., Волтерс Клувер, 2004 с468 [3] Старков О.В.Основы криминопенологии.Уфа,1997. с8 [4] С.М. Иншаков. Криминология уч. пособие.,М.Юриспруденция.2000с 99-100 |