Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осуществление. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Понятие вида страхования в законодательных документах четко не определено. Фактически вид страхования обособляется от других наличием определенного объекта страхования и страхуемого риска и оформляется отдельными Правилами страхования. Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, утвержденными приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью 19 мая 1994 г. Лицензирование деятельности страховых медицине организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием, осуществляется в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. Условия лицензирования других обязательных видов страхования регламентируются специальными документами. Лицензирование страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора. При этом в Условиях лицензирования, в противоречии с Законом «Об организации страхового дела в Российской федерации», в качестве объекта страхования используется понятие вида страховой деятельности, а не вида страхования. Вид страховой деятельности может включать в себя множество видов страхования. В лицензии указывается вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии - перечень конкретных видов страхования с соответствующими Правилами страхования. Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Деятельность по оценке страховых рисков, определению размеров ущерба, консультирование и т.д. не нуждается в получении лицензии. Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не оговорено при ее выдаче. В случае, если на момент оформления лицензии отсутствует достоверная информация по риску, позволяющая его оценить, страховщику выдается временная лицензия. Для получения лицензии страховая организация должна выполнить следующие условия: Быть зарегистрированной на территории РФ; Иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством; Выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности; Выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску. Процедура лицензирования предусматривает выдачу лицензии страховщикам, предварительно зарегистрированным в качестве юридических лиц. В отличие от мировых аналогов такой механизм имеет ряд недостатков, прежде всего связанных с невозможностью уже на стадии регистрации страховщика повлиять на состав учредителей ознакомиться с их платежеспособностью, происхождением капитала и так далее. Для получения лицензии страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в размере не менее: 25 тыс. МРОТ при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; 35 тыс. МРОТ при проведении страхования жизни; 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахования. Собственные средства компании должны находиться в определенном соотношении с размерами страховой премии по данному виду страхования, которые планируются на первый год его осуществления. При первом обращении страховщика за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховщика должны обеспечивать проведение планируемых видов страхования и выполнение принятых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности величину не ниже той, которая установлена в условиях лицензирования для определенного вида страховой деятельности (r):  Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика. Если максимальная ответственность по договору превышает указанный норматив, должно быть предусмотрено перестрахование избыточного риска. При обращении за получением лицензий на новые виды страховой деятельности уже действующие страховые компании должны отвечать требованиям платежеспособности в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношении активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г. ^ Порядок выдачи лицензии Для получения лицензии страховщик предоставляет в орган страхового надзора следующие документы: 1. Заявление по установленной форме; 2. Учредительные документы 3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала; 4. Экономическое обоснование страховой деятельности, включающее: бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, получающих лицензию впервые; расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года; положение о порядке создания и использования страховых резервов; план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика; баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; план размещения страховых резервов. 5. Правила по видам страхования, содержащие: определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования; определение объектов страхования; определение перечня страховых случаев, при наступлении которых наступает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия); страховые тарифы; определение сроков страхования; порядок заключения договора страхования и уплаты страховых взносов; взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования; порядок рассмотрения претензий по договору страхования. К правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов). 6. Расчет страховых тарифов с приложением использованной методикой расчета и указанием источника исходных данных, утвержденную руководителем страховщика структуру тарифных ставок. 7. Сведения о руководителе и его заместителях. Страховщики, уже имеющие лицензию на осуществление страховой деятельности, при расширении видов страховой деятельности представляют все указанные документы, кроме перечисленных в п. 2, 3, 4.3, 4.6, а страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование,— все, кроме перечисленных в пунктах 4 – 6. При получении лицензии один экземпляр Правил страхования и один экземпляр структуры тарифных ставок с отметкой органов надзора возвращаются страховщику, иные документы или копии с них не выдаются. Штамп органов надзора на Правилах страхования и расчете тарифа не означает их утверждения государственным органом. В соответствии с ГК РФ (ст. 943, 954) Правила страхования и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком, а органами надзора используются для контрольных функций. Однако, если окажется, что страховая организация заключает договоры страхования с отступлением от Правил и тарифов, разрешение на использование которых содержится в лицензии, то это влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее отзыва. На внесение изменений в Правила страхования и тарифы страховщик должен получить разрешение надзорных органов, что сопровождается внесением изменений в лицензию. Срок для рассмотрения вопроса о выдаче страховщику лицензии или об отказе в ее выдаче составляет 60 дней со дня подачи заявления с приложением всех необходимых документов. Фактически этот срок затягивается до года, что подталкивает страховщиков к тому, чтобы заключать договоры страхования без лицензии. Это является грубым нарушением законодательства и влечет за собой тяжелые финансовые последствия. Заключенные договоры не считаются договорами страхования, страховые премии не могут направляться на формирование страховых резервов и подлежат налогообложению по общим правилам. Отказ в выдаче лицензии возможен при несоответствии представленных документов существующему законодательству. Он должен быть конкретно мотивирован, а при отсутствии указания на причины отказа может быть обжалован в арбитражный суд. Лицензирование деятельности же страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, также производится органами надзора. Под лицензируемой деятельностью понимается проведение обязательного медицинского страхования на некоммерческой основе в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, договорами с медицинскими учреждениями об оказании медицинской помощи застрахованным лицам, обеспечение застрахованных лиц страховыми медицинскими полисами, осуществление контроля за объемом, качеством, сроками оказания медицинских услуг и защита интересов застрахованных лиц. Страховая медицинская организация может кроме обязательного медицинского страхования осуществлять деятельность по добровольному медицинскому страхованию, но не вправе заниматься иными видами страховой деятельности. Лицензия действительна на территории, указанной в ней, выдается на срок от одного года и более. Для получения лицензии на осуществление обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация представляет следующие документы. 1. Заявление по установленной форме. 2. Учредительные документы. 3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала. 4. Баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату. 5. Территориальную программу обязательного медицинского страхования, утвержденную в соответствии с законодательством РФ. 6. Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ с образцами договоров со страхователями и медицинскими учреждениями и страховых полисов. 7. Сведения о руководителе и его заместителях. Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование. Об отказе в выдаче лицензии органы надзора сообщают страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, при этом документы не возвращаются. Основанием для отказа является несоответствие предоставление представленных документов требованиям законодательства. Особые условия лицензирования отдельных видов страхования устанавливаются специальными правилами. Например, существует приказ Росстрахнадзора «Об отдельных вопросах лицензировании страхования финансовых рисков» от 6 марта 1995 г. Данные о страховщиках, которым выданы лицензии, ежемесячно публикуются. Внесение изменений или дополнений в документы, послужившие основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан согласовать с органами надзора. При условии уведомления органов надзора в установленный срок страховщики могут самостоятельно вносить изменения и дополнения, не противоречащие требованиям нормативно-правовых актов, в: Правила страхования; Величины нетто-ставок страховых тарифов по видам страхования иным, чем страхование жизни; Величины нетто-ставок страховых тарифов по страхованию жизни в связи с изменением доходности; Структуру страховых тарифов по добровольным видам страхования; Порядок формирования страховых резервов по дополнительным видам страхования, связанным с расширением перечня видов страхования. 118. Основания для прекращения страховой деятельности. В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» субъект страхового дела – юридическое лицо может быть ликвидирован в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и в принудительном порядке по решению суда. В соответствии со ст. 32.8 Закона о страховании основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается в случае: 1. неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства; 2. если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года; 3. в иных предусмотренных федеральным законом случаях. Отзыв лицензии влечет за собой прекращение права субъекта страхового дела на осуществление страховой деятельности и исключение его из Единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. В течение 6 месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан: 1. принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности; 2. исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям; 3. осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера. Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), согласовывается с органом страхового надзора. До истечения 6 месяцев с момента вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение соответствующих обязанностей. В случае неполучения документов в установленный срок орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. 119. Орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор за страховой деятельностью. Назовите его полномочия. Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Государственный страховой надзор в РФ был организован на основании ранее действовавшего Указа Президента РФ от 30 июня 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре РФ». Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1992 г. № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» он был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью, просуществовавшую чуть более полугода. После она была преобразована в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента РФ в соответствие с законом РФ „О страховании“»). 14 августа 1996 г. как самостоятельный орган она была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ (Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), в центральном аппарате которого был создан Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. В результате изменений системы и структуры органов исполнительной власти была образована Федеральная служба страхового надзора (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), которая в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. К полномочиям указанной службы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» отнесены следующие: 1. осуществление контроля и надзора за: а) соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; б) выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; в) предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации; г) достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности; д) обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств; е) составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика; ж) выдачей страховщиками банковских гарантий; з) соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы; 2. принятие решений о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев; 3. проведение аттестации страховых актуариев; 4. ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; 5. получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела; 6. выдача в соответствии с законодательством РФ предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; 7. обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; 8. обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора; 9. осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями и иные полномочия. Также на орган страхового надзора возложена обязанность по публикации в определенном им печатном органе: 1. разъяснений вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора; 2. сведений из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; 3. актов об ограничении, о приостановлении или возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности; 4. актов об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности; 5. иной информации по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела); 6. нормативных правовых актов, принимаемых органом страхового регулирования. В связи с вышеперечисленным субъекты страхового дела обязаны: 1. представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; 2. соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; 3. представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну). Орган страхового надзора уполномочен применять к страховщикам следующие меры ответственности: 1. давать предписание об устранении выявленных нарушений, т. е. письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения; 2. ограничивать действие лицензии, т. е. запрещать до устранения выявленных нарушений заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории; 3. приостанавливать действие лицензии, т. е. запрещать до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия; 4. отзывать лицензию, т. е. запрещать осуществление страховой деятельности. Необходимо учитывать, что страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. А орган страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по таким направлениям, как обоснованность страховых тарифов, платежеспособность и соблюдение законодательства. Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой. Направления и механизмы контроля, существующие в настоящее время в РФ, в целом соответствуют общемировой практике, однако в данном вопросе существуют определенные возможности повышения эффективности регулирования. Так, отсутствуют эффективные методики отслеживания «проблемных» страховщиков на ранних стадиях, это приводит к тому, что финансовые проблемы страховой компании часто не фиксируются в момент их возникновения, а конкретные меры принимаются органами страхового надзора только после предоставления соответствующих годовых документов отчетности. Процедура лицензирования российских страховщиков не предусматривает проверку учредителей, владеющих значительными пакетами акций на предмет легальности происхождения капиталов, наличие реальных активов передаваемых в уставный капитал. Наконец, российское законодательство не наделяет орган страхового надзора надлежащими полномочиями по введению внешнего управления или временной администрации в случае угрозы банкротства или в период ликвидации страховщика; в результате средства страховых резервов и другие активы страховщика вымываются из активной массы и не используются для исполнения обязательств по договорам страхования. Таким образом, существующий механизм регулирования страхового дела со стороны государства не является достаточно эффективным. Для решения этой проблемы возможно обращение к главным страховым принципам, принятым в октябре 2003 г. на ежегодном собрании международной ассоциации страховых надзоров. В этом документе сказано, что: 1. страховой надзор может успешно проводиться только при наличии политического климата, обеспечивающего финансовую стабильность для страхового бизнеса, и должен содействовать эффективным, свободным, безопасным и стабильным страховым рынкам на пользу и в целях защиты страхователя; 2. надзорная служба должна проверять наличие и функционирование режима строгого внутреннего контроля у страховщика, она должна проводить проверки на местах для того, чтобы выявить возможные нарушения страховой компанией требований законодательства или нормативных актов о надзоре. Предметами таких проверок являются среди прочего внутренние системы контроля, разработка и внедрение страховых продуктов и тарифная политика компании, методы информирования и консультирования клиентов, урегулирование ущерба и т. д. Не в последнюю очередь проведение проверок на местах помогает сотрудникам надзорной службы получить представление о том, соответствует ли руководящий состав компании требуемым характеристикам пригодности для такой работы. Государственное регулирование должно содействовать утверждению на страховом рынке компаний, имеющих прочную финансовую основу и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что целью регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования и развития в стране эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей. 120. Перечислите принципы осуществления страхового надзора. 121. Назовите налоги, уплачиваемые страховыми организациями. Деятельность страховых организаций регулируется Законом Российской Федерации от 27.11.92 г. №4015 – 1 / в ред. от 20.11.99 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ст. 2 этого Закона страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. При этом добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Этим договором на основании Правил добровольного страхования определяются конкретные условия страхования. Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы. Страхователями согласно ст.5 Закона № 4015 – 1 признаются юридические и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с этим Законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, уплачивают федеральные, региональные и местные налоги. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров; на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги, перечисленные в дорожные фонды, гербовый сбор. Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. К региональным налогам относятся: налог на имущество; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия. Эти налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краёв и областей. К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сборы; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов устанавливаются городскими и районными органами государственной власти. Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (ст.149 НК РФ). Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компанией со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознаграждение страховым агентам и брокерам, НДС не облагаются. По прочим операциям страховой компании ставка НДС в настоящее время установлена на уровне 20%. Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ, облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Страховые компании обязаны 75% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручке на внутреннем рынке РФ оставшаяся части зачисляется страховой компанией на текущий валютный счет и может использоваться в соответствии с девствующим законодательством. Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль: 11% - в федеральный бюджет и 27% - в местный бюджет. ^ Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения является совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного налога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 13%. В отдельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые выплаты. В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой компании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг, объявленная эмитентом. Не облагаются этим налогом операции с ценными бумагами, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. Налог с владельцев транспортных средств (с 2003 г.-транспортный налог) уплачивают все страховые компании, которые имеют на балансе транспортные средства. Налог на пользователей автомобильных дорог (с 2003г. – транспортный налог) уплачивают все страховые компании, в том числе страховые компании с участием иностранного капитала. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации страховых услуг. ^ Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают страховые компании, которые приобретают легковой или грузовой автотранспорт для собственных нужд путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставной капитал других юридических лиц. Применяется ставка этого налога на легковые автомобили 20% продажной цены транспортного средства. ^ Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Установлена ставка налога 2% средней годовой стоимости. ^ Земельный налог уплачивают страховые компании, которые являются собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Все прочие страховые компании относятся к группе арендаторов и вносят арендную плату, размер, условия и сроки которой определяются договором аренды. ^ Транспортный налог уплачивают страховые компании, имеющие автотранспорт. Объектом обложения является фонд оплаты труда страховой компании, начисленный по всем основаниям. В настоящее время действует ставка 1% фактической величены фонда оплаты труда страховщика. ^ Налог на рекламу уплачивают страховые компании, которые выступают в качестве рекламодателя. Объектом налогообложения является стоимость рекламы, уплачиваемая рекламодателем- страховщиком без учета НДС. В настоящее время установлена этого налога – 5%. 122. Особенности налогообложения страховых организаций. 123. Назовите гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщика. 124. Назовите особенности перестрахования. 125. Поясните, из чего могут формироваться собственные средства страховщиков. 126. Назовите виды оснований классификации страхования и дайте им краткую характеристику. 127. Определите общие черты и различия имущественного и личного страхования. 128. Назовите виды, принципы и особенности обязательного страхования. 129. Особенности правоотношений, возникающих при обязательном страховании. 130. Назовите виды, принципы и особенности обязательного государственного страхования. 131. Особенности страхования вкладов. 132. Назовите принципы осуществления добровольного страхования. 133. Договор страхования: сущность и признаки. 134. Понятие личного и имущественного страхования. Отличие этих видов страхования от других видов страхования. 135. Назовите виды личного страхования. 136. Определите виды имущественного страхования. 137. Дайте понятие страхования ответственности. 138. Перечислите виды страхования ответственности и дайте им краткую характеристику. 139. Назовите особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 140. Виды специального страхования, предусмотренные ГК РФ. 141. Медицинское страхование как специальный вид страхования. 142. Понятие риска и его оценка, особенности рисков. 143. основе страхования лежит понятие риска как случайного события, приводящего к ущербу. В определении этого понятия выделяют три ступени. 1. Риск определяется в самом общем виде как вероятностное распределение результатов хозяйственных действий субъекта. Неоднозначность этих результатов следует из неопределенности факторов внешней среды и неполноты информации, которая свойственна процессу принятия решений. Неопределенность воздействий внешней среды выражается в том, что предполагаемые результаты совершения каких-либо действий оказываются часто недостижимыми из-за влияния случайных факторов. Действие этих факторов может исходить от: 144. естественной среды (стихийные бедствия); технической среды (отказ технических средств, например, энергообеспечения); хозяйственной среды (действия конкурентов и потребителей); общественной среды (изменение законодательства). Поскольку влияния внешней среды нельзя полностью предусмотреть, то можно считать их в определенной мере случайными факторами. Неполнота информации, свойственная процессам принятия решений, может относиться к самым разным этапам этого процесса. Лицо, принимающее решение, чаще всего не имеет полной инфор-мации о процессе и тех факторах, которые могут оказать воздействие на ожидаемые результаты. Как правило, оба эти фактора неопределенности результатов совмещаются: эффект действий неполностью определен и информация о взаимосвязи между действием и результатами недостаточна. В итоге возникает такая ситуация, при которой любое принимаемое решение или действие ведет не к какому-либо 145. одному определенному результату, а к некоторому вероятностному распределению возможных результатов. В этой множественности результатов и заключаемся риск для лиц, принимающих решения. Распределение вероятностей характеризуется некоторыми показателями, представляющими несомненный интерес для действующих лиц. Это ожидаемое значение результата и разброс значений. 146. Структурные характеристики риска. Опасность – потенциальная угроза возникновения ущерба или другой формы реализации риска, обусловленная спецификой объекта, особенностями рисковой ситуации и природой указанного ущерба. Данная характеристика отражает взаимодействие двух основных элементов: 1. носителя риска, т.е. объекта или субъекта, по отношению к которому этот риск оценивается. Действительно, если наступление какого– либо события является безразличным для некоторого субъекта или никак не влияет на исследуемый объект, его нельзя рассматривать как риск для этого субъекта или объекта; 2. окружающей среды, в которой обитает носитель риска и которая может провоцировать реализацию риска. При этом подобное влияние может быть как положительным (уменьшение шансов осуществления неблагоприятной ситуации), так и отрицательным (увеличение подобных шансов). Более того, рассматриваемая ситуация может способствовать возникновению не одного, а нескольких рисков, взаимодействие которых оказывает на объект (субъект) уже совместное, комплексное влияние. Опасность является самой главной характеристикой риска, без нее риск вообще невозможен. Она определяет подверженность риску. ^ Подверженность риску представляет собой характеристику ситуации, из– за которой может возникнуть ущерб, или другой формы реализации риска. В техническом смысле подверженность риску – это количество единиц наблюдения. В зависимости от особенностей риска под этим могут пониматься различные вещи: при анализе заболеваемости птичьим гриппом это может быть число лиц в исследуемой группе; при обсуждении рисков, присущих перевозкам воздушным транспортом, – величина машино– часов использования соответствующих авиалайнеров; при анализе риска природных катастроф – площадь опасной территории. Уязвимость выражает степень, или интенсивность, с которой может возникнуть ущерб различного размера в отношении рассматриваемого объекта, т.е. реализоваться соответствующая опасность. По сути, уязвимость подразумевает если не попытку количественного измерения риска, то выявление влияния различных факторов на величину риска. Изменение подобных факторов приводит к трансформации риска, так что изучение факторов риска является одной из важных задач исследования. На практике уязвимость часто пропорциональна времени наблюдения объекта, подверженного риску. ^ Взаимодействие с другими рисками оказывает на отдельный риск существенное влияние. Эта характеристика предполагает рассмотрение группы рисков (портфеля рисков). При этом взаимосвязь рисков понимается в самом широком смысле слова, а не только в значении наличия или отсутствия статистической зависимости. Анализ взаимодействия рисков, в свою очередь, может повлиять на понимание опасностей, которым подвержены исследуемые объекты 147. Оценка рисков. |