МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Уголовно-правовые способы защиты авторских прав





Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением. Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из:

1) двух альтернативных деяний:

а) незаконного использования объектов авторского права или смежных прав;

б) присвоения авторства;

2) крупного ущерба;

3) причинной связи между указанными деяниями и ущербом.

Такими действиями могут являться совершаемые без согласия автора «воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения»[20].

Присвоение авторства может заключаться в издании произведения под чужим именем, включении части произведения в свое произведение без ссылки на автора (плагиат), приписка к числу авторов фамилий тех, кто фактически соавтором не являлся, принуждение к соавторству, неуказание имени соавтора в выходных данных произведения.

Обязательным элементом объективной стороны являются последствия преступления - причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю. Под крупным ущербом имеется в виду стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, которая превышает пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей. Помимо этого, суду следует учитывать не только материальный, но и моральный ущерб (например, издание монографии без указания имени одного из основных авторов). При отсутствии крупного ущерба может идти речь о гражданско-правовой ответственности.

Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным. Поэтому «противоправные действия, которые еще не привели к крупному ущербу, но могли его вызвать, образуют покушение на преступление»[21].



Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что незаконно использует объекты авторского или смежных прав либо присваивает авторство, предвидит, что этим причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить. Субъективная сторона рассматриваемого преступления помимо умысла характеризуется определенными мотивами и целями. Наиболее типичными «мотивами его совершения являются корысть и честолюбие»[22]. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Необходимым условием наступления уголовной ответственности за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм является совершение указанных деяний в целях сбыта. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации и т. п.

Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет.

Квалифицированный состав преступления возникает в том случае, когда рассматриваемые деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 146 УК РФ).

Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей. Прежде всего, они являются делами так называемого частного - публичного обвинения, т.е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего. Правда, в исключительных случаях, если дело о каком-либо преступлении имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выразилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нарушителя к уголовной ответственности. Суд не вправе оставить без разрешения жалобу потерпевшего по мотивам малозначительности, отсутствия доказательств и т. п. Отказ в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего во всех случаях должен быть процессуально оформлен постановлением судьи и с изложением в нем мотивов принятого решения.

Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом характеризует данный вид дел частно-публичного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится следственными органами. Вот на что надо обратить внимание:

1. Письменные доказательства:

· авторский договор, сообщения средств массовой информации о создании данного произведения; документы об участии в выставках, конкурсах с данным произведением; дипломы, призы или иные награждения за создание произведения; письма, дневники и др.

· трудовой договор, документально оформленное служебное задание, обязывающее работника создать или принять творческое участие в создании произведения (в виде приказа, распоряжения, служебной записки, задания и т.п.), акты сдачи-приемки работ, выполненных в порядке служебного задания, должностные инструкции, служебная переписка, касающаяся создания произведения, и др.

Несмотря на сравнительно большую определенность сведений, содержащихся в письменных доказательствах, они также зачастую имеют косвенный характер.

2. Вещественные доказательства, которыми в данном случае могут быть: оригинал произведения с указанием автора; экземпляр произведения с указанием автора; рабочие рукописи, зарисовки и др.; материалы, заготовки, формы, которые использовались при создании оригинала; предыдущие работы автора в этом направлении.

Следует отметить, что «многие категории произведений могут исследоваться в качестве письменного и (или) вещественного доказательства. При этом критерием выбора необходимого процессуального порядка является форма представления сведений, необходимых для целей судебного разбирательства»[23]. Если их носителем является текст произведения, то оно подлежит исследованию в качестве письменного доказательства. Если же имеют значение иные свойства произведения (цвет, форма, материал и т.п.), оно рассматривается как вещественное доказательство.

3. Объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, которые могут сообщить сведения, подтверждающие или опровергающие факт создания произведения автором. В качестве таковых в суд могут быть вызваны: автор (соавторы), его родственники, сослуживцы, коллеги, работодатель автора, заказчик произведения и иные лица, обладающие нужной информацией. Можно отметить, что использование личных доказательств по данной категории дел часто необходимо, т.к. сведения, касающиеся создания произведения, во многих случаях невозможно получить из иных источников.

4. Заключение эксперта - иногда достаточно достоверные результаты может дать автороведческая экспертиза. Однако следует учитывать, что использование экспертизы для установления авторства возможно, когда объективная форма произведения отражает «индивидуальный почерк, стиль, несет в себе отпечаток личности автора (произведения литературы, живописи и т.п.)»[24]. В случаях, если индивидуальность создателя не выражена в произведении так явно (фотография, программы для ЭВМ, базы данных, сборники и т.п.), прямое применение экспертных знаний является затруднительным или совсем невозможным. Также для установления авторства могут быть использованы иные виды экспертизы: литературоведческая, искусствоведческая, экспертиза подписи и почерка

Если нарушение авторских прав совершено впервые, если характер деяния и данные о личности правонарушителя свидетельствуют, о возможности его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания, суд может вынести определение о прекращении уголовного дела с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда. В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко.


[1] Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья. - 2008. - № 2.- С. 19-21.

[2] Вайпан В. А., Любимов А. П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности // Право и экономика.- 2008.- № 1.- С. 4-8.

[3] Гаврилов Э. П. Защита авторских прав // Российская юстиция. - 2007.- № 10. - С. 43.

[4] Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Ч. 4 / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2008.- С. 105.

[5] Макаров Т.Г. Способы защиты авторских прав // Право и образование. - 2008. - № 8.- С. 155-164.

[6] Федоскина Н.И. Основания и порядок применения способов защиты авторских и смежных прав, предусмотренных гражданским законодательством // Журнал российского права. - 2006. - № 9. - С. 103-113.

[7] Изотов Н.Н. Формы и способы защиты прав на интеллектуальную собственность: общая характеристика // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2007. - № 1. - С. 9-14.

[8] Мордвинов А. Защита права интеллектуальной собственности // Законность. - 2007. - № 11. - С. 41-42.

[9] Изотов Н.Н. Формы и способы защиты прав на интеллектуальную собственность: общая характеристика // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2007. - № 1. - С. 9-14.

[10] Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие. - М., 2007.- С 176.

[11] Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ. Ч. 4 / Под ред. А. Л. Маковского. - М., 2008.- С. 81.

[12] Цветков И.В. Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ульяновск, 2004. - С. 5.

[13] Макаров Т.Г. Способы защиты авторских прав // Право и образование. - 2008. - № 8. - С. 155-164.

[14] Гришаев С.П. Охрана и защита авторских прав// Законность.- 2008. - № 5.- С. 58.

[15] Штыров В., Бертовский Л. Защита авторских прав // Законность. - 2007. - № 2.- С. 32.

[16] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательных и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14

[17] Колониченков Р., Пилипенко Е.Применение законодательства о защите авторских и смежных прав // Законность. - 2008. - № 9. - С. 81.

[18] Симанович Л.Н. Неимущественные права авторов, нарушаемые путем компенсации морального // Исполнительное право. - 2008. - № 2. - С. 71-73.

[19] Макаров Т.Г. Способы защиты авторских прав // Право и образование. - 2008. - № 8. - С. 155-164.

[20] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательных и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14

[21] Рарог А.И. Уголовное право. - М., 2005.- С.354-355.

[22] Кудрявцева В.Н., Наумова А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник. - М., 2000. - С. 273

[23] Федоскина Н. И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал российского права. - 2007. - № 11. - С. 37.

[24] Криминалистика: Учебник/ под ред. А.Г. Филиппова. М., - 2004. - С. 149-150.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.