МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Формы защиты авторских прав





Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

Дисциплина Право интеллектуальной собственности

 

ЛЕКЦИЯ

по теме № 7: «Защита авторских и смежных прав»

(для студентов очного отделения по специальности 030501.65 «Юриспруденция»)

 

Время 2 часа

 

Подготовил: преподаватель кафедры

гражданско-правовых

дисциплин

Левченко В.Е.

 

Обсуждена и одобрена

на заседании предметно-методической секции кафедры

«____»_________2011

Протокол № ____

 

 

Белгород – 2011

Цели занятия:

Учебная: изучение основных понятий, принципов, защиты авторских и смежных прав.

Воспитательная: привитие у студентов уважения к законодательству, регулирующему отношения связанные с рассмотрением основных понятий и отдельных особенностей рассматриваемой темы.

Развивающая: развитие у студентов умений к системному анализу законодательной базы в области права интеллектуальной собственности

Метод проведения занятия: репродуктивный.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Страницы
Вступительная часть  
Учебные вопросы  
1. Формы защиты авторских прав
2. Способы защиты авторских прав
3. Уголовно-правовые способы защиты авторских прав
Заключительная часть

ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Конституция РФ. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М., 2003 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18 декабря 2006 г. №230 – ФЗ.

3. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»..

4. Гражданское право: учеб.: в № т. Т.3 / под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009 – 800 с

 

Дополнительная:

1. Краткий комментарий к четвертой части ГК РФ об интеллектуальной собственности. – М.: Российская авторско-правовая организация КОПИРУС, 2008.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. / Э. П. Гаврилов, О.А. Городов М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 784 с.

Формы защиты авторских прав

В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием «защита авторских и смежных прав» охватывается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В общем виде «право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских прав».

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора.



Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

Большинство норм о защите интеллектуальных прав сосредоточено в гл. 69 ГК «Общие положения». В главе 70 ГК РФ, посвященной авторскому праву, имеется лишь ст. 1301, которая предусматривает единственный специальный вид ответственности - компенсацию за нарушение исключительного права на произведение.В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ компенсация может взыскиваться вместо возмещения убытков по выбору правообладателя только в случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных видов интеллектуальной собственности. В настоящее время она предусмотрена в ГК в отношении произведений науки, литературы и искусства, а также в отношении товарных знаков и наименований места происхождения товаров.

Базой защиты исключительных прав как прав гражданских являются методы частного права. Использование методов публичного права - уголовного или административного - является дополнительным. Попытка их конструирования как самостоятельных обусловлена специальными интересами. Зашита методами гражданского права направлена, прежде всего, на восстановление нарушенного права или на компенсацию, позволяющую произвести такое восстановление, в то время как борьба с нарушениями методами публичного права в основном направлен на профилактику и предотвращение нарушений в будущем.

Право на защиту нарушенных прав утрачивается, если обладатели авторских прав приобрели их с нарушением установленного законом порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допускают злоупотребление ими в иной форме. Так, например, суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав.

Юрисдикционная, т.е. та, что обеспечивается с использованием госаппарата (уголовное и гражданское судопроизводство и производство по делам об административных нарушениях). Эта форма защиты права интеллектуальной собственности, особенно защита права интеллектуальной собственности в суде, - наиболее острое и эффективное оружие защиты. Суть ее выражается в том, что «лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения». В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве «средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны»[1]. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе. Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обязан принять и рассмотреть по существу исковое заявление.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

Далее рассмотрим неюрисдикционную форму защиты авторских прав. Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. По мнению А.П. Сергеева, «к неюрисдикционной форме защиты относится и самозащита прав». Не давая определения этого понятия, ГК РФ все же содержит требования к способам самозащиты (ст. 14 ГК РФ). Во-первых, эти способы должны быть соразмерны нарушению и, во-вторых, они не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Наиболее распространенными примерами самозащиты прав являются действия, совершенные в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.

В соответствии с другой точкой зрения, это действия, направленные на защиту прав только в договорных отношениях. Третий подход примиряет первые два: «самозащита представляет собой действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав как во внедоговорных, так и в договорных отношениях»[2].

Последняя точка зрения представляется наиболее верной, по крайней мере, в отношении современного законодательства, ибо самозащита гражданских прав является универсальной формой защиты права, о чем говорится в ст. 12 ГК РФ. Именно свойство универсальности и позволяет говорить о том, что самозащита действительно применима и в договорных, и во внедоговорных отношениях, так как соответствующие действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав, могут быть применены управомоченным субъектом независимо от того, находится ли он в договорных отношениях с лицом (лицами), на защиту от действий которых направлено поведение данного субъекта.

По сей день в литературе остается спорным вопрос об отношениях, в рамках которых применима самозащита. Ряд авторов под самозащитой понимают действия, направленные на защиту от нарушения гражданских прав только во внедоговорных отношениях. Типичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости.

Говоря о неюрисдикционной форме защиты прав, нельзя не упомянуть о мерах оперативного воздействия. По мнению Э.П. Гаврилова, эти меры имеют правоохранительный характер. Он проявляется в том, что, во-первых, оперативные меры применяются исключительно в связи с фактом нарушения контрагентом договорных обязательств, который по времени непременно должен предшествовать применению названных мер, и, во-вторых, «приме­нение управомоченным лицом данных мер в значительной степени направлено на устранение возможных убытков в будущем»[3].

Меры оперативного воздействия можно определить как предусмотренные законом и (или) соглашением сторон юридические средства правоохранительного характера, которые при наличии нарушения обязательства (иногда угрозы его нарушения) применяются к должнику самим управомоченным лицом как стороной договорного правоотношения без обращения к компетентным государственным органам за защитой своего нарушенного права. Таким образом, меры оперативного воздействия имеют следующие отличия от самозащиты:

а) являются действиями юридического, а не фактического характера;

б) они применяются при условии, что это предусмотрено в законе и (или) договоре сторон;

в) при использовании оперативных мер лицо, их применяющее, не должно оценивать ни наличие вины контрагента в нарушении тех или иных обязательств по договору, ни свои действия, с точки зрения их соответствия соразмерности нарушения, как это надлежит делать в случае самозащиты.

В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов, при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны - участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов - граждан этого государства).

Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке.

По нашему мнению, наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм защиты имеет гражданско-правовая защита авторских прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. Для борьбы с нарушениями авторских прав созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с «пиратством» аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.