ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Рассмотрев вопросы и проблемы уголовно-правовой характеристики краж, остановимся на особенностях организации и проведения следствия по уголовным делам о кражах из жилых помещений. Изложение данного вопроса построено на выделении и обозначении тех основных разделов, из которых складывается общий процесс организации и проведения предварительного расследования о краже. С момента поступления заявления или сообщения о преступлении до решения вопросов при окончании дела. Однако, следует отметить, что процесс предварительного расследования по каждому уголовному делу специфичен и присущ только ему одному и зависит от конкретно сложившихся обстоятельств совершения преступления. Вместе с тем, криминалистика выработала на основе анализа изучения большого массива уголовных дел по аналогичным преступлениям общие методы , характерные расследованию квартирных краж. Процессуальный порядок и тактические особенности производства следственных действий, по нашему мнению, целесообразно проанализировать применительно к этапам расследования. Условно можно выделить 4 этапа расследования: - подготовительный; - первоначальный; - последующий; - заключительный. Подготовительный этап начинается с момента принятия заявления и сообщения о преступлении и заканчивается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и присвоения ему порядкового номера. Принятие и оформление сообщений о краже. Раскрытие преступлений осуществляется в процессе: - реагирования на преступления, совершенные в дежурные сутки; - проверки поступивших заявлений, сообщений о преступления; - производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим» следам и на последующем этапе расследования по другим преступлениям; - работы по нераскрытым преступлениям, в т.ч. и по приостановленным делам и т.д. Организационное обеспечение незамедлительного реагирования на информацию о преступлении, оперативного управления силами, средствами, задействованными в работе по установлению лиц, совершивших преступления, возлагается на соответствующую дежурную часть, при которой, если позволяют силы и средства горрайоргана внутренних дел, создается дежурная следственно-оперативная группа. Поступающие в ОВД заявления и сообщения о преступлениях должны направляться в те органы, к компетенции которых относится их рассмотрение. Значительная часть заявлений и сообщений поступает о преступлениях, относящихся к компетенции аппаратов уголовного розыска. Однако, направляются они и в другие службы ОВД. Поэтому все поступающие заявления и сообщения о преступлении необходимо сначала проанализировать к какой службе ОВД они относятся. Такая первоначальная аналитическая обработка позволяет правильно направить информацию о преступлении для дальнейшего ее рассмотрения и разрешения и, кроме того, применить принцип «специализации» сотрудников ОВД в целях правомерного, быстрого и эффективного реагирования на нее. Критерием относимости того или иного заявления или сообщения к компетенции соответствующей службы ОВД является род объекта, на который направлено преступное посягательство. Заявления и сообщения о преступлении чаще всего поступают по почте или в дежурную часть ОВД. Нередко с заявлениями о совершении преступления граждане обращаются к участковым инспекторам милиции на обслуживаемых им участках, другим работникам ОВД, а также руководителям ОВД на личном приеме. Но независимо от того, как и кем из сотрудников ОВД получены письменные заявления и сообщения о преступлении, они подлежат регистрации. Приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. В соответствии с данной Инструкцией порядок включает в себя: а) прием сообщений о происшествиях – действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии; б) регистрацию сообщений о происшествиях – присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем; в) разрешение сообщений о происшествиях – проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Инструкции дана классификация сообщений о происшествиях. В зависимости от содержания и формы поступления (обнаружения) сообщение подразделяется на: 4.1. Сообщение о преступлениях (в соответствии со ст. 140 УПК РФ – поводы для возбуждения уголовного дела). 4.2. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. 4.3. Иную информацию о происшествиях, которая также не является поводом к возбуждению уголовного дела и требует проверки с целью установления признаков преступления или отсутствия таковых: – информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону, телеграфу или радио; – сообщения работников паспортно-визовой службы об утрате гражданами паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении; – сообщения работников вневедомственной охраны (ОВО) о срабатывании приборов охранной сигнализации; – сообщения работников государственной противопожарной службы о пожарах и загораниях; – сообщения работников МРЭО об утрате гражданами удостоверений на право управления автотранспортом и технических паспортов на автомобили при обстоятельствах, вызывающих подозрение о преступлении; – письма страховых компаний об обращении граждан по фактам правонарушений; – статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации. Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер. Поступающие сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом ОВД. Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства (секретариат) ОВД по почте, нарочным, по телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником ОВД в дежурную часть для незамедлительной регистрации. Вне органов внутренних дел, а также в ОВД, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники ОВД, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными законом РФ «О милиции» и Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются в дежурную часть ОВД для незамедлительной регистрации. Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с УПК РФ. Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее не зарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника ОВД либо протоколом принятия устного заявления о преступлении. Анонимные заявления, поступившие по почте, содержащие признаки совершенного или готовящегося преступления без регистрации передаются в соответствующие подразделения ОВД для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Исключением являются анонимные заявления о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, которые регистрируются по правилам Инструкции. При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия, рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП, докладывает начальнику ОВД о поступившем сообщении. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях ОВД независимо от территории оперативного обслуживания. Если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого ОВД, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения. Информация о преступлениях, происшествиях принимается в любом ОВД круглосуточно. Заявителю выдается талон-уведомление, который имеет номер. Если заявление или сообщение о преступлении поступило по почте, телеграфу, нарочным в канцелярию, то оно должно быть зарегистрировано по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, после чего о нем докладывается начальнику ОВД, который обязан дать письменное указание о регистрации этой информации в дежурной части и последующей организации ее проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещается. Если в канцелярию обратился непосредственно заявитель со своим заявлением, то такое заявление в канцелярии не регистрируется. Информацию о преступлении, происшествии обязан принять любой сотрудник милиции рядового или начальствующего состава, находящийся при исполнении своих служебных обязанностей, оформив при этом протокол принятия устного заявления о преступлении по правилам УПК. Он не вправе отказываться от ее приема под предлогом, что обслуживает другую территорию, или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо иным причинам. При получении такой информации следует передать ее в дежурную часть по принадлежности и в дальнейшем действовать в целях предотвращения или пресечения преступления и сохранения следов преступления. Информация о преступлении, направленная по подследственности, подлежит повторной регистрации в ОВД, получившем ее, со снятием с учета в органе, ее направившем. Срок рассмотрения в этом случае исчисляется с момента поступления в ОВД по территориальности. Порядок регистрации, закрепленный в Инструкции, имеет некоторое несоответствие с действующим уголовно-процессуальным законом. В рассматриваемом ведомственном нормативном акте его авторы упустили из внимания все органы дознания системы ОВД. Так, с одной стороны, Инструкция указывает на то, что вне служебных помещений ОВД прием заявлений или сообщений о преступлениях должен осуществлять любой сотрудник ОВД, с другой – когда речь идет об оформлении протокола устного заявления, упоминается только сотрудник милиции. Более, того, сообщения работников ГАИ, ОВО, поставлены в один ряд с информацией граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившей по телефону, а равно с сообщениями персонала лечебных учреждений и отнесены к информации, не являющейся поводом к возбуждению уголовного дела. В расчет совершенно не берется, что работники ГАИ, ОВО – сотрудники милиции, а органы госпожнадзора – самостоятельные органы дознания, что они сейчас не только вправе принимать и в соответствии с законом оформлять заявления (сообщения) о преступлениях, но и обязаны по определенной категории происшествий разрешать таковые, возбуждать или отказывать в возбуждении уголовного дела и даже, в необходимых случаях, производить дознание. Выход из создавшегося положения может заключаться в том, чтобы разрешить осуществление регистрации заявлений и сообщений о преступлениях в каждом органе дознания так же, как и в органах милиции. В этом случае контроль за организацией приема, регистрации, учета рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлении должен быть возложен на начальника соответствующего органа дознания, а не только на руководителя местной милиции (совершенно другого органа расследования). Итак, уголовно-процессуальная деятельность начинается с момента поступления в ОВД информации о преступлении, которая содержится в поводах к возбуждению уголовного дела, регламентированных ст. 140 УПК РФ. Как уже отмечалось выше, чаще всего заявления и сообщения о преступлениях поступают непосредственно в дежурную часть. Работнику милиции, принявшему такое сообщение, рекомендуется (за исключением случаев, когда требуется немедленное преследование преступников) выяснить, уточнить у заявителя следующие обстоятельства: - когда произошло преступление (дата, время); - какое преступление совершено; - место, способ его совершения; - обстоятельства преступления, конечные результаты; - имеются ли на месте происшествия граждане, нуждающиеся в оказанииим медицинской помощи; - количество преступников, их приметы, направление, в котором они скрылись. Оценив поступившую первичную информацию и признаки, характерные для ситуации, в которой возможно раскрытие преступления по «горячим» следам, дежурная часть ОВД может принять решение: - о направлении на место происшествия ближайших нарядов милиции, ППС, ОВО; - о вызове туда участкового уполномоченного милиции; - о преследовании и поиске по «горячим» следам скрывшегося преступника; - об ориентировании на поиск преступника других нарядов милиции; - о направлении на место происшествия следственно-оперативной группы. Эти обязанности дежурной смены по организации раскрытия преступлений по «горячим» следам регламентируются Приказом МВД РФ № 174 от 26 февраля 2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации». Таким образом, деятельность следователя при получении информации о преступлении складывается из оперативных действий дежурного по ОВД и своевременных и качественных действий членов СОГ на месте преступления. Проверка повода для возбуждения дела нередко начинается с тактической операции «Осмотр места происшествия». При безотлагательном прибытии на место только что совершенного преступления экипажи подвижных групп, работники патрульных и постовых нарядов, участковые уполномоченные милиции, а также сотрудники других служб ОВД, если они первыми получили информацию о совершенном преступлении, обязаны незамедлительно принять меры по: - пресечению преступного проявления; - оказанию помощи пострадавшим от преступления гражданам; - установлению и задержанию заподозренных лиц; - охране места происшествия до прибытия следователя и членов опергруппы; - выявлению очевидцев; - определению направления, в котором скрылись лица, совершившие преступление; - немедленному информированию дежурной части ОВД об обнаруженном преступлении и принимаемых мерах. Очень эффективным может быть преследование и поиск преступника сотрудниками милиции совместно с заявителем-пострадавшим или очевидцем. Эта мера целесообразна, когда преступление совершено только что, и промедление с преследованием недопустимо. Дежурной частью УВД при необходимости задержания вооруженных и иных опасных преступников на территории ряда районов или всего края могут вводиться специальные оперативные планы. В тех случаях, когда в поступившем заявлении, сообщении о преступлении не содержится исходных данных, необходимых для немедленного преследования, а оценка времени, прошедшего с момента совершения преступленная, не дает основания полагать, что преступники находятся в районе места происшествия, на место происшествия организуется немедленный выезд следственно-оперативной группы. Приказ МВД РФ № 334 от 20 июня 1996 г. определяет функции каждого члена группы на месте происшествия. Следователь осуществляет руководство СОГ, дает поручения и указания работникам дознания о производстве розыскных и поисковых мероприятий, несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, сохранность изъятых следов и иных объектов, которые впоследствии могут стать вещественными доказательствами по делу. Оперуполномоченный УР осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом РФ об «Оперативно-розыскной деятельности в РФ», по обнаружению лиц, совершивших преступление, их задержанию, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, по поручению следователя производит следственные и оперативно-розыскные мероприятия. Специалист-криминалист оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации и изъятии, упаковке и сохранении следов и иных объектов, отборе сравнительных и контрольных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний, содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра места происшествия полученной криминалистической информации, по указанию следователя осуществляет предварительное исследование следов и иных предметов на месте происшествия для получения розыскной информации о лицах, совершивших преступление, и других фактах, подлежащих установлению. Участковый уполномоченный милиции информирует следователя и оперработников о характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес, исполняет поручения руководителя СОГ по установлению и вызову очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках, используя для этого возможность кратковременных оперативных контактов с гражданами, производит следственные действия по поручению следователя. Инспектор-кинолог решает вопрос о возможности применения служебно-розыскной собаки и по указанию следователя применяет ее, совместно с оперработниками и участковым уполномоченным участвует в преследовании и задержании преступника, составляет акт о применении служебно-розыскной собаки. Четкое распределение функций и обязанностей членов СОГ положительно влияет на изучение материальной обстановки на месте происшествия, позволяет быстро и качественно произвести осмотр места происшествия, проверочные и иные действия. По окончании осмотра места происшествия в случаях, если принятыми мерами не удалось установить и обнаружить преступника, следователь, производивший осмотр, а также члены СОГ обобщают собранную следственную и оперативно- розыскную информацию и на основе достоверных данных о событии и месте преступления, его орудиях и следах, намечают и проводят дальнейшие следственные и оперативно-розыскные действия. Данное следственное действие является источником получения широкого круга сведений о краже, позволяет обнаружить и зафиксировать важные обстоятельства, имеющие нередко решающее значение для выяснения картины совершенного деяния. К данным обстоятельствам следует отнести характеристику: - состояния обстановки в целом; - отдельных объектов и предметов; - следов пребывания конкретных лиц. Личное и непосредственное восприятие обстановки места происшествия позволяет: - получить образное и наглядное представление о ней; - более обстоятельно разобраться в назначении и характеристике самого места, внесенных в него изменениях; - определить с учетом этого общественную опасность деяния; - максимально детализировать последующие показания "фигурантов" дела, выясняя отразившиеся на месте происшествия подробности; - проводить допросы (с использованием результатов осмотра) с большей пользой для интересов дела. Важным тактическим условием успешного проведения осмотра места происшествия является егонезамедлительность. В ходе осмотра места происшествия должно уделяться внимание изучению и фиксации: - состояния обстановки (точное положение места преступления, характер повреждений илииных изменений, внесенных в обстановку в результате действий преступников); - посторонних предметов, принесенных либо оброненных преступниками; - следов пребывания определенных лиц и признаков, указывающих на их конкретные действия, направление движения к месту происшествия и от него. Указанные обстоятельства имеют большое значение в раскрытии преступлений. При осмотре различных предметов, обнаруженных на месте происшествия, в протоколе должны найти отражение: - их название и наименование; - материал и способ изготовления; - форма, цвет, размеры; - индивидуальные особенности; - следы; – при необходимости, количество и стоимость. Следует помнить, что как до проведения следственного действия, в частности, осмотра места происшествия, так и после него необходимо прежде всего проанализировать имеющуюся информацию, наполнить ее новым содержанием в результате получения новых данных и затем переходить к новому ее сбору. Работа следователя по разрешению заявлений и сообщений о хищениях из жилых помещений На данном подготовительном этапе расследования следователь организует мероприятия по проверке поступившей информации о преступлении: имел ли место факт кражи, либо это была ее инсценировка и т. п. Проверяя сообщение либо заявление следователь вправе получать объяснения, истребовать необходимые дополнительные документы. По результатам проверки и осмотра места происшествия следователь принимает одно из трех решений стадии возбуждения уголовного дела, предусмотренных ст. 145 РФ: о возбуждении дела, отказе в возбуждении, передаче заявления по подследственности. Организация взаимодействия и планирование первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий Следственная ситуация, влияющая на последовательность, отдельные тактические особенности проведения следственных действий, чаще всего обусловлена источником информации, послужившим поводом к возбуждению уголовного дела, известными из сообщения обстоятельствами деяния, данными о личности и месте нахождения лиц, совершивших кражу. С учетом сказанного могут иметь место следующие следственные ситуации: 1. Лица, совершившие кражу, задержаны нарядом ППС или гражданами в момент пресечения деяния и доставлены в ОВД, выявлены потерпевший и очевидцы. 2. Лица, совершившие кражу, и потерпевший известны, однако, с момента совершения преступления и поступления в ОВД сообщения о нем прошло определенное время. 3. Кража имела место, но лица, ее совершившие, скрылись с места происшествия и неизвестны. На практике наиболее характерен для следствия последний случай. Исходя из его актуальности на практических занятиях курсантам и предлагается раскрыть сущность организации и проведения расследования. Наряду с осмотром места происшествия для выяснения примет и направления, в котором скрылись преступники, устанавливаются и допрашиваются потерпевшие и свидетели. Следственные действия по установлению лиц, совершивших кражу, проводятся в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями. Для установления и розыска преступников, скрывшихся с места преступления, важное значение имеет взаимодействие следователя с оперуполномоченными УР. В проводимых розыскных мероприятиях используются данные, полученные в результате проведения первоначальных следственных действий. В первую очередь для розыска преступников используются сведения о приметах скрывшихся лиц, их одежде, а также иной информации, имеющей значение для дела. Розыскные мероприятия могут проводиться как с участием потерпевших, так и свидетелей-очевидцев. На основе результатов, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на первоначальном этапе расследования следователем разрабатывается согласованный план последующих следственных действий и дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, в котором по правилам криминалистики выдвигаются реально возможные версии по субъектам кражи, в том числе и территориальные, по способу совершения. Указанный план составляется в дежурные сутки следователем совместно с другими участниками следственно-оперативной группы. План составляется по конкретному уголовному делу, с указанием его регистрационного номера, даты и места составления. План утверждается начальником ГРОВД либо его заместителями. В нем должны быть отражены: - обстоятельства совершения кражи (фабула); - приметы наиболее ценных вещей из числа похищенных с указанием их индивидуальных признаков; - приметы преступников, если таковые были выявлены; - изъятое в ходе осмотра места происшествия; - перечень уже проведенных мероприятий и следственных действий; - выдвигаются рабочие версии; - намечаются мероприятия и следственные действия по каждой из них, определяются конкретные их исполнители (о/у Иванов, ПДН Сидорова, уум Петров) и устанавливаются сроки исполнения. По мере расследования и накопления новой информации планы корректируются. Формы взаимодействия следователя с органами дознания и другими службами органов внутренних дел на первоначальном этапе расследования различны. Они складываются из обстоятельств и тех конкретных задач, которые необходимо разрешить следователю на данном этапе расследования. Основой такого взаимодействия является законодательная и нормативная ведомственная базы. Организация и проведение следователем работы с потерпевшимисвидетелями Допрос потерпевшего и свидетеля является наиболее распространенным следственным действием. При подготовке к допросу потерпевшего и оценке результатов необходимо учитывать, что на характере его показаний в немалой степени может сказаться обстановка совершения преступления. С учетом состояния потерпевшего целесообразно продумать время допроса и круг вопросов, подлежащих выяснению. Сразу после совершения преступления лучше ограничиться предварительным допросом об обстоятельствах кражи, приметах похищенного, а обстоятельный допрос провести несколько позднее. Вопросы, касающиеся обстоятельств кражи и подлежащие выяснению у потерпевшего, уже рассматривались нами при изложении криминалистической характеристики данного вида преступления. Что касается допроса свидетелей, то в криминалистике разработаны различные тактические приемы и методы их проведения. Однако при этом следует помнить, что укоренившаяся практика неоднократных повторных вызовов граждан для дачи свидетельских показаний негативно влияет на их отношение к милиции. Следует также придерживаться следующих правил: поставленные вопросы должны быть точными, касающимися именно существа дела, а ответы на них должны фиксироваться лаконично, кратко и точно также по существу дела. В ходе допроса свидетелей уделяется особое внимание выяснению главных вопросов. - как он сам оказался на месте происшествия, либо из какого источника ему стало известно об этом; - далее выясняется тот же круг вопросов, что и у потерпевшего. В качестве свидетелей могут также быть допрошены: - лица, непосредственно не воспринимавшие все событие в целом, однако располагающие сведениями об отдельных деталях происшествия, а также о приметах преступников, наличии у них вещей, в чем были одеты; - сослуживцы, соседи, родственники подозреваемых, которые могут с одной стороны охарактеризовать их личности, а с другой стороны дать какие-либо сведения, касающиеся обстоятельств дела. При этом важно отметить, что потерпевшие и свидетели предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний по ст.ст. 308 и 307 УК РФ, им в обязательном порядке разъясняются, а не только сообщаются, права и обязанности, предусмотренные УПК РФ и ст. 51 Конституции РФ. По результатам допроса составляется соответствующий протокол. Использование криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений Виды и местонахождение криминалистических учетов, ведущихся в системе органов внутренних дел, зависят от их значимости и родовой принадлежности. Часть из них хранится в централизованном банке данных информационных центров, которыми являются ИЦ УВД края (области, а также крупных городов). Однако, значительную часть можно найти и непосредственно в ОВД. Нормативной базой ведения учетов являются ведомственные приказы. Работа следователя по использованию криминалистических учетов при расследовании преступлений требует значительного времени. Так как данная информация подчас носит секретный характер, а большинство следователей не имеют соответствующего допуска, особенно это характерно для нижнего звена ОВД (ГРОВД), то работу по использованию различных кримучетов следует возложить на сотрудников уголовного розыска, дав им соответствующее письменное либо устное поручение. Следует иметь в виду, что похищенные номерные вещи, проходящие по уголовному делу необходимо в кратчайшие сроки выставить в оперативный розыск и постановить на учет в АБД ИЦ. Именно по базе данных проверяются в последующем похищенные номерные вещи. Установление подозреваемых с помощью учетов по кличкам, по способу совершения преступления осуществляется аналогичным образом. Изучение данных подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН ) также имеет большое значение для установления причастности учитываемых лиц (несовершеннолетних) к совершению преступления. Использование информационно-поисковой системы "Автопоиск" в установлении автотранспортного средства по его типу, марке, цвету и неполным данным номерного знака имеет неоценимое значение в раскрытии и расследовании краж. Формы и виды поручений органу дознания на использование учетов в раскрытии преступления зависят от необходимости для следователя той или иной информации по делу и могут быть как письменными, так и устными. Это в немалой степени зависит и от личностных взаимодействий следователя с сотрудниками ОУР. Своевременное раскрытие квартирной кражи во многом обусловлено результатами работы следственно-оперативной группы на месте происшествия. Осмотр места происшествия начинается, как правило, с тщательного изучения обстановки, с целью установления способа и механизма проникновения в квартиру. Это дает возможность обнаружить, изъять и в дальнейшем исследовать оставленные преступником следы. Необходимо отметить, что 94 процента осмотров квартир оканчиваются изъятием различных следов и объектов, 60 процентов которых пополняют криминалистические учеты. Наиболее распространенным способом проверки является проверка следов пальцев рук по базе данных АДИС «Папилон». Совпадение следа пальца, изъятого при осмотре квартиры, с оттиском на дактилокарте, хранящейся в базе данных, является основанием подозревать или разыскивать конкретное лицо. В раскрытии квартирных краж используются и другие криминалистические учёты. Так, в мае 2006 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками уголовного розыска УВД г. Белгорода был задержан Печенов Я.Д., оттиски подошв обуви которого были направлены в ЭКЦ УВД Белгородской области. При проверке по картотеке следов обуви установлено, что следы, изъятые при осмотрах мест происшествий 3 краж: из квартир, оставлены Печеновым. Организация и производство выемок и обысков При наличии достаточных на то оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, у подозреваемых проводится обыск по месту их жительства. На процессуальном порядке проведения такого обыска с согласия прокурора по разрешению суда и без таковых при наличии обстоятельств, не терпящих отлагательства, остановимся на практическом занятии. Особенно он важен в случае, когда лицо скрылось с места преступления. В ходе обыска особое внимание уделяется обнаружению: - предметов, которые могли быть использованы для проникновения в квартиру, в том числе специально приспособленных, а также их частей, материалов и приспособлений для их изготовления; - предметов и вещей, сходных или аналогичных обнаруженным на месте происшествия, например, оброненной перчатки; - вещей, их частей, ранее принадлежащих потерпевшим; - предметов, случайно унесенных с места происшествия (например, документов, квитанций, находившихся в похищенной носильной вещи); - одежды с повреждениями, следами крови или пятнами других веществ; - других предметов и документов. В иных случаях, когда следователю достоверно стало известно о местонахождения какого-либо предмета, вещи либо документа, имеющих значение для дела, проводится их процессуальная выемка. В том и другом случае указанные следственные действия проводятся на основании мотивированных постановлений с составлением соответствующего протокола с соблюдением правил их процессуального закрепления. Работа следователя с вещественными доказательствами Собранные в ходе предварительного следствия вещественные доказательства должны быть всесторонне исследованы. Это означает, что они должны быть в обязательном порядке осмотрены. В ходе проведения их осмотра отражаются индивидуальные особенности и характерные признаки, фиксируются повреждения и следы воздействия на них других объектов, форма, фасон, цвет, размеры и другие отличительные качества. По некоторым из них могут быть назначены соответствующие виды экспертиз, например, по бурым пятнам, похожим на кровь, обнаруженным и зафиксированным на перчатке, оброненной преступником на месте преступления и изъятой в ходе осмотра места происшествия, может быть назначена судебно-биологическая экспертиза. Изъятое имущество предъявляется для опознания. Для изъятых номерных вещей при наличии паспорта (руководства по эксплуатации) на похищенную номерную вещь имеется другой порядок процессуального оформления относимости их к делу. Придя к выводу, что предмет или вещь имеет для дела доказательственное значение, следователь приобщает их к делу в качестве вещественного доказательства, о чем выносит мотивированное постановление, в котором в обязательном порядке отражается их «судьба», то есть, подлежат ли они возвращению на хранение потерпевшему, либо сдаются на хранение в комнату хранения вещественных доказательств ОВД, где находятся до их возможного истребования непосредственно судом, либо направления их следователем в суд вместе с делом. О «судьбе» вещественного доказательства также составляется необходимый документ в виде сохранной расписки потерпевшего или иного лица, либо корешка-талона (квитанции) о сдаче на хранение в комнату хранения вещдоков. Организация задержания подозреваемого, его личного обыска, освидетельствования и допроса Сущность уголовно-процессуального задержания состоит в кратковременном (на срок не более 48 часов) лишении свободы гражданина, подозреваемого в совершении преступления. Цели задержания двуедины: 1. выяснение причастности к преступлению, 2. разрешение вопроса об избрании меры пресечения – заключения под стражу. Выяснение причастности к преступлению связано со сбором доказательств виновности, как правило, достаточных для предъявления обвинения. Лишь в исключительных случаях закон позволяет решить вопрос об аресте (заключении под стражу) в порядке ст. 100 УПК РФ до предъявления обвинения. На момент принятия решения о задержании следователь ставит перед собой цель арестовать лицо. После сбора доказательств и их оценки следователь может прийти к выводу о возможности ограничиться в отношении этого лица подпиской о невыезде. Такое решение вполне правомерно. Условия задержания: – возбуждение уголовного дела, – наличие оснований, – протоколирование, – осуществление задержания только лицом, принявшим дело к своему производству. Непосредственным условием применения задержания закон называет то обстоятельство, что санкция за преступление, в совершении которого подозревается задержанный, предусматривает наказание в виде лишения свободы. Возможность такого наказания как арест (ст. 54 УК РФ) не позволяет применить задержание, поскольку в УПК РФ речь идет только о лишении свободы. Так как ч. 1 ст. 108 УПК РФ устанавливает, что заключение под стражу допускается, если санкция предусматривает лишение свободы на срок свыше двух лет, а применительно к несовершеннолетним – пяти лет (ч. 2 ст. 108 УПК РФ), то при задержании надо ориентироваться на аналогичные санкции. Закон (ст. 91 УПК РФ) называет четыре основания задержания лица, подозреваемого в совершении преступления: 1. Когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (под непосредственным застижением после совершения преступления следует понимать не только момент окончания преступных действий, но и случаи, когда преступник определенное время преследовался работниками милиции или гражданами. Главное, чтобы он не выпадал из их поля зрения; 2. Когда очевидцы или потерпевшие укажут на данное лицо как на совершившее преступление (не любой свидетель должен указать на лицо, совершившее преступление, а очевидец. Потерпевшим в контексте данного основания является только то лицо, в отношении которого непосредственно совершены преступные действия, т.е. потерпевший и преступник находились в контакте. Указание на лицо может иметь место как при непосредственном соприкосновении, так и опосредованно – путем сообщения установочных данных); 3. Когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (явные – те следы, которые непосредственно, категорично и твердо указывают на причастность лица к преступлению). Четвертое основание условное, предусмотрено ч. 2 ст. 91 УПК РФ: 4. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, (частные условия) если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Под «иными данными» надо понимать любые фактические сведения, указывающие на причастность лица к совершению преступления, полученные процессуальным путем. Ими могут быть оперативно-розыскные данные гласного характера, представленные следователю в установленном порядке. Примером «иных данных» являются показания обвиняемого о том, что он совершил преступление с конкретным лицом. Основания, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ здесь не будет, поскольку высока вероятность ложности этих сведений. Таким образом, основанием для задержания подозреваемого являются сосредоточенные в уголовном деле фактические данные (доказательства), подтверждающие его причастность к совершению преступления. Наряду с основаниями в законе (ч. 2 ст. 92 УПК РФ) упоминается понятие «мотивы задержания», однако в деталях в нем не раскрывается. Мотивы – стремление не допустить, чтобы лицо уклонилось от следствия и суда, помешало установлению истины, совершило новое преступление. Мотивы задержания совпадают с целями избрания мер пресечения. Мотив задержания – осознанный вывод, основанный на собранных фактических данных. Так, сведения о неоднократных судимостях или серийный характер преступления могут свидетельствовать о возможном продолжении лицом преступной деятельности, угроза свидетелю или потерпевшему – о желании помешать установлению истины. Постановление о задержании по общему правилу не выносится. Оно необходимо в случаях, когда принимается решение о задержании лица, отсутствующего в месте производства расследования, и дается поручение милиции об его исполнении. Время задержания и содержания под стражей засчитывается в срок наказания. Нельзя задерживать лицо два раза по одному делу. Нельзя заменять арест задержанием, нельзя после освобождения из-под стражи вновь задерживать. В заключении изложения настоящего вопроса хотелось бы остановиться на следующем моменте. Принятие решения о задержании лица по подозрению в совершении преступления довольно сложный вопрос в ходе всего расследования. Здесь следователь сталкивается с правами граждан, закрепленными в Конституции и в Декларации прав человека и гражданина. Организация и проведение предъявления для опознания В процессе расследования опознанию могут быть подвергнуты: - предметы; - живые лица; - фотографии граждан. Это зависит от оценки конкретной следственной ситуации. Проанализировав ситуацию и придя к выводу о его необходимости, следователь принимает решение о предъявлении для опознания предметов (вещей), фотографий граждан либо живых лиц. При этом следует помнить, что после опознания лиц по фото, в обязательном порядке следует производить опознание этих же живых лиц. Проведению опознания предшествует его планирование и организация. Порядок и результаты опознания процессуально оформляются соответствующим протоколом, что отражено в законе. Количество опознаваемых объектов или лиц должно быть не менее 3-х. На практических занятиях мы рассмотрим, каким требованиям должны отвечать предметы, статисты и фотографии, каким образом приглашать опознающих в помещение, где будет проходить опознание и т.п. Работа следователя по организации и проведению очных ставок Основанием для проведения очной ставки и ее целью является устранение существенных противоречий между показаниями ранее допрошенных лиц. Иными словами, очная ставка – это разновидность допроса. Перед началом ее проведения допрашиваемым лицам предлагается ответить на 3 важных и существенных вопроса. 1. Знакомы ли они между собой? 2. В каких отношениях находятся? (родственные, дружеские, не знакомы) 3. Имеются ли у кого-либо из участников очной ставки основания оговаривать другое лицо? Затем одному из них, который давал по мнению допрашиваемого наиболее правдивые показания задается вопрос, по которому имеются противоречия. После этого второму участнику очной ставки задается вопрос: подтверждает ли он показания первого допрашиваемого. Ответ «не подтверждаю» или «подтверждаю частично» протоколируется с развернутыми показаниями. Затем задается вопрос первому допрашиваемому: «настаивает ли он на своих показаниях». Если тот не настаивает полностью, то выясняется, в чем именно не настаивает. Очная ставка заканчивается обязательным вопросом к допрашиваемым, имеют ли они вопросы друг к другу по существу очной ставки? Если на очной ставке присутствует адвокат, то ему задается вопрос: «имеет ли он вопросы к допрашиваемым лицам». Тактические приемы, порядок использования доказательств и дополнительной информации при проведении очной ставки подробно изложены в криминалистике, поэтому в рамках настоящей лекции не рассматриваются. Порядок проведения и результаты очной ставки процессуально оформляются соответствующим протоколом, при этом допрашиваемые подписывают каждую его страницу и свои показания. Работа следователя по оценке достаточности доказательств для предъявления обвинения, его процессуальное оформление Процессуальными основаниями привлечения лица в качестве обвиняемого являются фактические данные (доказательства), указывающие на причастность лица к данному преступлению. Следователь на основе анализа материалов уголовного дела, оценив достаточность доказательств для решения вопроса о наличии оснований привлечения лица в качестве обвиняемого, составляет соответствующее постановление. Данное постановление должно быть мотивированным, изложено на основе материалов дела. Структура и содержание данного постановления отражены в уголовно-процессуальном кодексе. Организация предъявления обвинения и допроса обвиняемого Предъявление обвинения осуществляется не позднее 3 суток с момента вынесения постановления, а в случае привода – в этот день до 22 часов местного времени. Указанные обстоятельства прямо оговорены в уголовно-процессуальном законе (ст. 172 УПК РФ). Под предъявлением обвинения следует понимать комплекс взаимосвязанных между собой действий следователя процессуального и организационного характера, к которым условно можно отнести следующие: - подготовка к предъявлению обвинения; - вызов обвиняемого; - обеспечение законных прав и интересов обвиняемого; - определение круга участников; - ознакомление с постановлением, разъяснение сущности обвинения, разъяснение прав обвиняемому; - организация и определение тактики допроса; - производство допроса обвиняемого; - составление протокола допроса обвиняемого. Следует отметить, что при предъявлении обвинения несовершеннолетним существует особый порядок (ст. 425 УПК РФ). Текст постановления о привлечении в качестве обвиняемого по краже составляется по мере сбора доказательств в отношении каждого обвиняемого, привлекаемого к уголовной ответственности по делу, с отражением в данном документе основных требований уголовного и уголовно-процессуального законов : - видов соучастия; - формы вины; - других признаков преступления; - фиксируется каждый объект преступного посягательства, а также его стоимость; - отражается общая сумма причиненного материального ущерба; - дается квалификация преступного деяния; - совокупности преступлений. Такой процесс фиксации повторяется в постановлении по каждому преступному эпизоду, указывается квалификация по совокупности преступлений. При этом следует использовать возможности компьютерной техники, что особенно характерно при расследовании многоэпизодных групповых преступлений по квартирным кражам. В компьютер заносится основная информация, поступаемая и накапливаемая в процессе как сбора доказательств, так и непосредственно в ходе всего расследования дела. Например, в последовательности получения доказательств в компьютер заносятся конкретные результаты тех следственных действий, в ходе которых они были получены (обыск, выемка, опознание и т.д.), т.е. фиксируется что, когда и у кого из обвиняемых изъято, осмотрено, опознано потерпевшим, возвращено ему, приобщено к делу в качестве вещественного доказательства, либо исключено из числа таковых, «судьба» изъятого. Аналогичным образом кратко фиксируются показания потерпевших, свидетелей и самих обвиняемых с указанием их отношения к вине из протоколов их допросов. Избрание меры пресечения Данному вопросу полностью посвящена глава 13 действующего УПК РФ. Понятие, виды, основания и обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения, также подробно изложены в законе, поэтому в рамках лекции не рассматриваются. Применение меры пресечения в ходе предварительного расследования оформляется постановлением следователя или суда. Меры пресечения в виде заключения под стражу и залога соответственно требуют судебного решения и согласия прокурора. Решение о применении меры пресечения во всех случаях должно быть мотивированным и обоснованным, что отражается в постановлении. В постановлении отражаются основания и мотивы избрания конкретной меры пресечения. При этом в обязательном порядке лицу разъясняется порядок обжалования данного постановления. В целях обеспечения меры пресечения в виде подписки о невыезде дополнительно составляются 3 служебных документа: - рапорт на имя начальника милиции об установлении контроля за лицом, в отношении которого избрана данная мера пресечения; - сторожевой листок в паспортно-визовую службу по месту жительства данного лица в целях воспрепятствования его возможного переезда; - извещение в отдел кадров по месту работы данного лица. Избрание меры пресечения зависит в каждом конкретном случае от личности. Она должна обеспечить явку лица, в отношении которого избрана данная мера пресечения. В настоящее время на практике не единичны случаи поступления жалобы обвиняемого или его защитника об изменении меры пресечения в виде заключенияпод стражу. Компетенция решения данного вопроса согласно действующего законодательства возложена на суд по месту содержания обвиняемого в местах лишения свободы – СИЗО. Перечень документов, копии которых должны быть представлены следователем в суд, определяется самим следователем. В этот перечень входят процессуальные и иные служебные документы, касающиеся только конкретного обвиняемого, и прежде всего, содержащие доказательства его виновности в совершении расследуемого преступления. По общему мнению, первоначальный этап расследования заканчивается в момент предъявления обвинения лицу, совершившему преступление. После предъявления обвинения предварительное следствие не заканчивается, полученная информация анализируется, на основе чего конкретизируется дальнейший ход расследования. |