Осуществлять комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов. Студенты при чтении учебной литературы должны опираться на информацию, полученную на лекциях. При этом, прочитанное в одном источнике необходимо сопоставлять с информацией из других источников, дополнять и уточнять полученные знания. Таким образом, от лекции – к литературе, а от нее – к практике. Так идет процесс усвоения; знания, находившиеся прежде вне сознания обучаемого, становятся личным его достоянием. Знание научной литературы только тогда может считаться усвоенным, когда студент не просто понял и запомнил, но и научился пользоваться полученным знанием. 8. Текущий контроль за выполнением самостоятельной работой проводится выборочным опросом студентов во время лекций и практик, проверкой выполнения заданий, проведением коротких контрольных работ по знанию специальных терминов и понятий. 9. Итоговая оценка знаний студентов проводится в виде экзамена и защиты курсовой работы. Критерии оценки устного ответа студентов на экзамене следующие. Экзамен проводится по стандартным билетам, составленным из вопросов для экзамена по почвоведению с основами геологии, утверждаемых ежегодно на заседании кафедры. Ответ студента на экзамене квалифицируется по пяти бальной шкале «Отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает максимально глубокое знание терминов и понятий по дисциплине. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает аналитический подход в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. «Хорошо» ставится при условии, когда ответ представляет собой достаточно полные знания с несущественными ошибками по вопросу. Присутствуют целостность и логичность изложения. Студент осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Ответ не содержит ряд серьезных неточностей. «Удовлетворительно» ставится при условии, когда ответ представляет собой достаточно полные знания с существенными ошибками по вопросу. Студент не полностью осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Ответ содержит ряд неточностей. Студент испытывает затруднения в выводах, конкретизации и доказательности изложения. Речь недостаточно грамотная, терминология используется недостаточно. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя приводят к коррекции ответа студента «Неудовлетворительно» ставится при условии, когда ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. В случае выявления на зачете шпаргалок, фактов списывания, использования несанкционированных технических средств и т.д. студент удаляется из аудитории с правом последующей пересдачи. 15. Контрольные вопросы к экзамену 1. Основные почвообразующие породы на территории России. 2. Минералогический состав почвообразующих пород и минералов. 3. Химический состав почв и почвообразующих пород. 4. Агрономическое значение механического состава почвы. 5. Почвенные микроорганизмы и их роль в почвообразовании. 6. Почвенные животные и их роль в почвообразовании. 7. Гумусообразование в свете современных представлений. 8. Гуминовые кислоты. Их свойства и значение в почвообразовании и плодородии почв. 9. Состав гумусовых веществ (Сгк:Сфк) подзолистых, серых лесных почв и черноземов. 10. Значение органического вещества в плодородии почв и пути его регулирования. 11. Механическая поглотительная способность почв. 12. Физическая поглотительная способность почв. 13. Химическая поглотительная способность почв. 14. Биологическая поглотительная способность почв. 15. Физико-химическая поглотительная способность почв. 16. Почвенный поглощающий комплекс, его свойства и значение. 17. Строение почвенных коллоидов. 18. Свойства почвенных коллоидов. 19. Влияние поглощенных катионов на агрономические свойства почв. 20. Причины и виды почвенной кислотности, группировка почв по кислотности. 21. Роль биологического круговорота веществ в формировании почвы. 22. Почвообразовательный процесс: формирование почвенного профиля и его строение. 23. Агрономическое значение почвенной структуры. 24. Общие физические свойства (ОВ, УВ, П) и их агрономическое значение. 25. Формы воды в почве, их подвижность и доступность растениям. 26. Понятие о водном балансе и режиме почв. 27. Типы водного режима почв. 28. Водные свойства почв (водопроницаемость, водоподъемная способность). 29. Водоудерживающая способность почв (МГ, ВЗ, НВ, КВ, ПВ). 30. Эвапотранспирация (физическое испарение + транспирация), значение и регулирование. 31. Тепловые свойства почв (альбедо, теплопроводность, теплоемкость). 32. Состав почвенного воздуха. 33. Физико-механические (технологические) свойства почв. 34. Почвенный раствор, его состав и роль в почвообразовании и питании растений. 35. Свойства почвенного раствора (реакция, осмотическое давление, ОВ – условия, буферная способность. 36. Рельеф как фактор почвообразования. 37. Почвообразующие породы как фактор почвообразования. 38. Растительность как фактор почвообразования. 39. Климат как фактор почвообразования. 40. Учение о зональности почв в природе. Причины горизонтальной и вертикальной зональности почв. 41. Принципы почвенно-географического районирования: представления о зоне, фации и провинции. Классификация и таксономия почв в России. 42. Виды эрозии почв. 43. Значение гранулометрического состава и структуры в противоэрозионной стойкости почв. 44. Водная эрозия почв и меры борьбы с ней. 45. Дерновый почвообразовательный процесс (сущность). 46. Подзолообразовательный процесс: сущность. 47. Болотный почвообразовательный процесс, причины заболачивания почв. 48. Условия торфообразования, гумификации и минерализации органического вещества в почве. 49. Типично-подзолистые почвы: зона, строение и свойства. 50. Дерново-слабоподзолистые почвы: зона, строение профиля и свойства. 51. Дерново-сильноподзолистые почвы: строение профиля и свойства. 52. Глее-подзолистые почвы: зона, строение профиля и свойства. 53. Дерново-глеевые почвы: зона, строение и свойства. 54. Дерново-карбонатные почвы: зона, строение профиля и свойства. 55. Мероприятия по повышению плодородия дерново-подзолистых почв. 56. Бурые лесные почвы: зона, строение профиля и свойства. 57. Почвы горных областей, их строение и свойства. 58. Пойменные почвы, их свойства и использование. 59. Болотные почвы, типы болот. 60. Лугово-болотные почвы, зона распространения, строение профиля, использование. 61. Торфяно-болотные и торфянисто-болотные почвы. Характеристика и использование. 62. Болотные верховые торфяные почвы: зона и характеристика. 63. Подтип – светло-серые лесные почвы: зона, строение и свойства. 64. Подтип – серые лесные почвы: зона, строение и свойства. 65. Серые глеевые почвы: зона, строение профиля и свойства. 66. Оподзоленные черноземы: зона, строение и свойства. 67. Выщелоченные черноземы: зона, строение и свойства. 68. Типичные черноземы: зона, строение и свойства. 69. Обыкновенные черноземы: зона, строение и свойства. 70. Южные черноземы: зона распространения и свойства. 71. Мероприятия по повышению плодородия черноземов. 72. Каштановые почвы: зона, классификация, свойства и пути повышения плодородия. 73. Солоди: зона, строение и свойства. 74. Солонцы: зона, строение и свойства. 75. Мероприятия по повышению плодородия солонцов. 76. Солончаки, их классификация, свойства и использование. 77. Сероземы: зона, свойства и использование. 78. Почвы влажных субтропиков, их свойства. 79. Красноземы: зона формирования и свойства. 80. Почвы Свердловской области: основные типы и подтипы, в т.ч. на пашне. 81. Морфологические признаки почв и их агрономическая оценка: новообразования, включения, сложение. 82. Окраска как внешний признак свойств почв. 83. Структура, как диагностический признак почвы. 84. Почвенные карты, назначение и использование. 85. Качественная оценка (бонитировка) почв, ее задачи. 86. Понятие о земельном кадастре, составные части земельного кадастра. 87. Агропроизводственная группировка почв и ее значение. 88. Агропочвенное районирование территории: сущность и основная задача. |